Автор: Кудрина Нина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: город Киселёвск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра -путешествие "лесные препятствия""
Раздел: дополнительное образование
Пояснительная записка
Игровая
деятельность
–
наиболее
радостный
вид
деятельности,
приобщающий
ребенка
к
жизни
природы
и
общества,
развивающий
его
физические, интеллектуальные и эмоциональные качества. Мы разработали
ряд
познавательно
–
игровых
программ.
Одну
из
таких
программ
мы
предлагаем вашему вниманию – это игра-путешествие: « Эстафета лесных
препятствий»
Цель: приобщение к здоровому образу жизни, привлечение внимания к
экологическим проблемам леса.
Задачи:
- Привлечь внимание детей к существованию экологических проблем;
- Развивать физические способности;
- Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки,
творческого мышления.
- Развивать двигательные качества у детей: силу, ловкость, выносливость,
быстроту;
Оборудование: Костюмы для действующих лиц (Баба Яга, Муравей,
Сорока, Белочка, Кикимора, Незнайка, Весна); декорации леса, аудио-запись
звуков леса.
Баба Яга: (кричит страшным голосом). А ну, поворачивайте назад! Не пущу!
Ходят тут всякие, лес поганят.
Дети: Мы не всякие. Мы туристы.
Баба Яга:
Те, ребята, тоже называли себя туристами, а посмотрите, что
натворили! Ах, какая была поляна. Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне
было всего 100 лет. Ах! Какой был воздух, аромат! А теперь...
Эта бумажка пролежит три, а может и больше лет, пока природа переварит ее.
А эта металлическая консервная банка за 15 и 20 лет не исчезнет. А это
изобретение химиков (берет в руки полиэтиленовый пакет) как бельмо на
глазу. Ух! Лежит на
земле, всякая трава гибнет под ним, а сам мешок, с
позволения сказать, всех переживет и даже меня, Бабу Ягу. Что уставились?
Не пущу! Убирайтесь!
Ведущая: Баба Яга, я думаю, что ребята знают, как надо вести себя в лесу.
Баба Яга: А это проверим мы сейчас. А ну, скажите, куда девать мусор после
себя? (Ответы детей).
Баба Яга: А у меня такой девиз: «Не хвались словами, а хвались делами!»
Как он вам, нравится(ответы детей)
Чтец: Если ты мусор бросаешь,
То свою планету засоряешь.
Должен помнить ты, и он, и я-
Мусором погубим муравья, жука.
Правильно, друзья, поступит тот,
Кто свой фантик с поляны уберёт.
Эстафета: « Собери мусор»
Перед
каждой
командой
лежат
коробочки,
пакеты,
пластиковые
бутылки (все то, что может подразумевать мусор) по количеству детей в
команде. Добежать, взять мусор и обратно, так бегут все игроки пока не
кончится мусор. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно
уберет весь мусор.
Выходит Муравей
Муравей: Все тащу, тащу я ношу
Тяжела она, но я ее не брошу.
Я себе построю дом,
Буду жить прекрасно в нем.
До чего ж соломинка большая,
Запыхался я, ее таская!
Ведущая: Муравей, давай мы поможем тебе, а ты нам покажешь дорогу на
Волшебную поляну?
Муравей: Никому соломинку не дам,
Дотащу ее до дому сам.
Разговаривать мне с вами некогда теперь,
Я спешу построить в доме дверь.
Ведущая: Ребята, давайте поможем муравью.
Эстафета: « Дотащи соломинку»
Эстафета
между
двумя
командами,
которые
выстраиваются
в
колонны
перед
линией
старта.
У
первых
участников
команд
в
руках
гимнастические палки (соломинки) Всего палок по количеству участников
эстафеты. По сигналу игроки бегут с ними к стойке, находящейся в 15 м от
линии старта, оставляют там палку, оббегают ее и возвращаются к своим
колоннам, передавая эстафету следующему игроку. Следующий игрок бежит
с
соломинкой
вперед,
повторяя
задание.
Игра
заканчивается,
когда
дистанцию пробегут все участники.
Муравей Вы мне помогли и я
покажу вам дорогу! (Дети отправляются
дальше).
Сорока:
Караул!
Караул!
Мокро,
сыро,
холодно,
все
перья
намочила!
Ведущая: Чего трещишь сорока?
Сорока: Ну как же, ну как же: весна в лес пришла, а никто ничего не знает.
Всем надо сообщить, всех надо разбудить!
Ведущая: Мы идем в гости к Весне, на Волшебную поляну. Не знаешь ли ты
туда дорогу?
Сорока:
Как же! Как же! Знаю, но покажу туда
дорогу только тем, кто
поможет бедным птенцам.
Ведущая: Мы поможем им. Вы согласны ребята. (Ответы детей). А что с
ними случилось?
Сорока: Ой, беда, ой, беда! Птенцы вывалились из гнезда.
Конкурс: «Птенцы и мамы».
Нарисовать на плакате птиц, а на карточках птенцов. С помощью
кнопок ребята должны «прикрепить» птенцов к своим родителям.
Дети выполняют задание и все вместе продолжают путь.
Выходит Белочка: Я Белочка красавица.
Меня милее нет.
И всем зверятам нравится
Пушистый, рыжий мех...
Прическа очень модная
И праздничный наряд,
И выгляжу сегодня я
Отлично, говорят!
Ой, уже появились первые грибочки. Хорошо, если лето будет урожайным на
грибы, значит на долгую зиму я обеспечена. О! А это что за ребята, куда путь
держите?
Дети: Мы туристы, идем на Волшебную поляну.
Белочка: Я тоже туда иду и покажу вам дорогу, если поиграете со мной в
игру: « Грибной суп»
В
пяти
метрах
от
линии
огня
ставятся
котелки.
Каждый
член
команды по очереди старается попасть в котелок (даются грибки муляжи).
Побеждает команда, у которой в котелок наберётся больше грибов.
Белочка благодарит детей и все вместе отправляются в путь.
Крик: Эй, ребята, стойте! Стойте! (Вбегает Незнайка).
Незнайка: Не ходите по этой дороге! Там слоны! Хоботами машут. Деревья
рушат. Самый большой слон хотел меня схватить, да обезьянки выручили.
Взяли
меня
под
руки
и
на
самую
высокую
пальму
закинули.
Но
я
не
удержался и
ка-а-к-к
полечу вниз головой. Хорошо хоть сугроб был
глубокий. (Дети исправляют ошибки. У нас водятся не слоны и обезьяны,
а ... Растут не пальмы, а... Весной уже нет сугробов, снег растаял).
Ведущая: Ребята – туристы знают, как двигаться по выбранному маршруту.
А чтобы доказать тебе это, проведём конкурс: «Караван – балаган»
Туристы движутся по маршруту по
разному. По дорогам удобнее
идти парами, по узкой тропе – поодиночке. Мы от старта до первой
остановки будем двигаться « караваном – балаганом». Командной верёвкой
участники привязываются друг к другу простым узлом. Первый участник
завязывает узел на руке, второй – на ноге и т.д.
в шахматном порядке.
Побеждает команда, первая выполнившая это задание.
После выполнения задания ребята продолжают свой путь.
Кикимора: Ах, вот вы где. Весне радуетесь? На солнышке греетесь? А я не
люблю ясную погоду. Люблю мрак, сырость, гниль, слякоть. Не люблю, когда
всем весело. Люблю, когда все чихают, болеют. А вас я заколдую: «Абра –
кадабра – апчхи...»
Ведущая: Что ты делаешь, Кикимора? Мы с ребятами идем на Волшебную
поляну. Нас много, мы сильные и выносливые туристы, мы тебя одолеем.
Кикимора:
Ладно,
ладно,
сейчас
посмотрим,
Как
вы
выполните
моё
задание.
Эстафета: « С кочки на кочку»
В
лесной
чаще
сыро.
Нам
не
хочется
мочить
ноги
в
росе.
Мы
стараемся прыгать с кочки на кочку, чтобы ноги остались сухими. Команды
располагаются
в
колоне
по
одному.
Игроки
получают
по
две
картонки.
Игроки должны перебраться через «полянку» по картонкам, не замочив ног
(наступая
только
на
картонки).
Возвращаются
ребята
бегом
назад,
и
передают эстафету следующему участнику.
Ведущая: Ну что, Кикимора, справились ребята с твоим заданием?
Кикимора: Ладно, ладно. Я буду хорошо себя вести, возьмите меня с собой
на Волшебную поляну, пожалуйста!
Ведущая: Ну, что ребята, возьмем с собой Кикимору?
Вот и поляна. Ребят приветливо встречает Весна.
Весна: Здравствуйте, дорогие гости!
Я весна – красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речки лед,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле, и в лесу,
Людям радость я несу!
Я очень рада, что вы наконец-то добрались до моей Волшебной поляны,
потому что, вы очень дружные ребята. Давайте все вместе споем песенку
«Мир похож на цветной луг» (Сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
Весна: Отгадайте мои весенние загадки.
1.Выросла, подвыросла,
Из бороды повылезла.
Солнышко припекло -
И с нее потекло.
(Сосулька)
2.Гремит, сверкает – нет спасения,
Шальная, первая, весенняя.
(Гроза)
3.Была белая, да седая, пришла
зеленая, молодая.
(Весна)
4.Освободился ото льда,
Бежит неведомо куда,
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручей)
5.Лучи солнца так пекут –
Появились там и тут
Среди снежной реки
Земляные островки.
(Проталины)
Давайте проведём конкурс: « Кочка дружбы»
Команды
поочерёдно
совершают
попытку
уместиться
в
полном
составе внутри обруча за 30 сек. Побеждает команда, которой удалось
поместить внутрь большее количество человек.
Весна: Ребята, а хотите поиграть? Игра называется «Весенний ручеек».
Подвижная игра: «Весенний ручеек»
Играют две команды, которые выстраиваются в колонну по одному у
стартовой линии, в 5 м. от нее обозначается место поворота. По сигналу
направляющие
команд
бегут
к
месту
поворота,
обегают
предмет,
возвращаются к команде и берут за руку очередного участника.
Теперь они бегут вдвоем держась за руки,
обегают место поворота и
возвращаются снова к команде. К ним присоединяется третий, держащий
за руку второго. Так продолжается до тех пор, пока все игроки команды не
будут бежать вместе, держась за руки. Побеждает команда, закончившая
бег первой без нарушения правил.
Ведущая:
Вот
и
закончилось
наше
удивительное
путешествие
на
Волшебную поляну, каждому из вас хватило выдержки, смекалки, чтобы
выйти победителем из борьбы с непредвиденными трудностями,
которые
были на вашем пути.
Награждение команд.