Автор: Гайдай Ирина Сергеевна
Должность: Преподаватель коллективного музицирования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств №1, г.Димитровград
Населённый пункт: г.Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ ДШИ
Раздел: дополнительное образование
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ ДШИ
Современный мир стремительно развивается. В музыкальном образовании
произошло
движение
от
проблемы
пассивного
отношения
учащихся
к
знаниям, к проблеме подготовки их к активной социальной и продуктивной
творческой деятельности. Как и в целом в образовании можно выделить
комплекс
организационных,
информационных,
интеллектуальных
и
коммуникативных действий. В музыкальном образовании XXI века всѐ
чаще говорят об инновационных технологиях. Как система музыкальное
образование
непрерывно
развивается,
прогресс
в
науке
и
технике
обусловил
появление
новых
компьютерных
программ,
это
повлекло
за
собой
обогащение
и
усложнение
системы
средств
музыкальной
подготовки.
Компьютер
стал
обязательным
атрибутом
школьного
образования
и
всей
нашей
жизни.
Применение
информационных
технологий
на
уроках
музыки
реально
может
стать
базой
для
формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала
ребенка и гармоничного развития личности в целом.
Для реализации поставленных целей, когда знания, умения и навыки
становятся средством для достижения образовательных целей, а не
самоцелью, направленность в обучении на развитие личности ученика
остается наиболее важной задачей. Можно определить основные
принципы, на которые должны быть ориентированы учебные предметы:
-каждый ребенок должен быть успешен;
-каждый ребенок должен реализовать свое «Я»;
- каждый ребенок должен иметь возможность содержательного общения со
сверстником и взрослым, находящимся в «зоне ближайшего развития»,
иметь
собственную
точку
зрения,
аргументировать
и,
если
нужно,
отстаивать ее.
Научить детей музыке, также какчитать и писать совсем не просто.
Психологи отмечают, что творческие задатки заложены в каждом ребенке,
так как творчество – это естественная, природная функция мозга, которая
реализуется
и
проявляется
тогда,
когда
ребенок
начинается
усваивать
научные
знания,
художественные
образы,
и
нравственные
ценности.
Компьютер
не
заменит
живого
общения,
каждый
педагог
занимается
развитием творческих способностей детей с раннего возраста.
Одна из проблем, которая беспокоит педагогическую общественность –
снижение у детей интереса к получению новых знаний в рамках школьной
программы, потеря мотивации к учебе. Одним из эффективных средств в
современном
обуч ении
я вля ет ся
как
можно
более
р а н н е е
привлечениеучеников
к
исследовательской
и
проектной
учебной
деятельности: изучение явлений окружающего мира - природных и
социальных явлений действительности, художественно-эстетическое
направление.
Целью
организации
исследовательской
деятельности
учащихся
является формирование у них познавательной активности. Цель может
быть
достигнута,
если
будут
решены
следующие
задачи:
развитие
логического
мышления,
творческих
способностей,
кругозора,
устной
и
письменной речи; умение обогащать и систематизировать информацию,
формирование
наблюдательности
и
внимания,
умение
работать
с
художественными и научными текстами.
Исследование осуществляется в несколько этапов:
- диагностика познавательной сферы учащихся;
- анкетирование детей и их родителей;
- разработка планов исследовательских работ;
- выбор темы и направления творческой работы.
Работа
должна
быть
выполнена
относительно
быстро,
чтобы
сконцентрировать внимание и поддержать интерес у исследователя. Ему
предлагается широкое поле деятельности: поиск сведений из интернета,
подбор нужной литературы. Основное внимание стоит обратить на такой
важный фактор поддержки мотивации, как проявление заинтересованности
со стороны семьи, когда в роли единомышленников юного исследователя
выступают родители, бабушки и дедушки.
Темы
для
исследований
очень
разнообразны:
«Музыкально-
театральные
жанры»,
«Музыка-живопись-поэзия»,
это
могут
быть
исследования
стиля,
музыкального
течения
и
направления
-
венский
классицизм,
романтизм,
содружество
композиторов
«Могучая
кучка».
Можно взять творчество композитора любой эпохи, того, кто близок к
пониманию ребенка, проявившего интерес к более глубокому изучению
исследуемого предмета.
Результаты, естественно, должны быть озвучены. Это выступление
учащихся на школьном уровне, участие в конкурсах рефератов и проектов,
КВН,
конкурс
«Что?
Где?
Когда?».
Если
использовался
народный
фольклор, обряды, то собранный материалможет быть использован для
проведения
праздников
(в
качествесценария).Педагог
может
в
сжатой
форме
подать
информацию,
чтобы
заинтересовать
учащихся.
В
ходе
обсуждения этой новой и интересной информации могут быть совместно
разработаны
темы
для
исследовательских
работ,
например:
«Каждый
народ-художник»,
«Из
истории
празднования
Нового
года»,
«Праздник
Лука».Дети
младшего
возраста
очень
любят
сказки:слушают
их
и
с
удовольствием рассказывают. Фестиваль сказок, пьесы-сказки также могут
быть
результатом
творческих
поисков
учащихся.
У
детей
младшего
возраста интерес направлен на познание окружающего мира и построение
своей
картины
мира.
Этот
калейдоскоп
разнообразных
жизненных
впечатлений можно соединить с красотой музыкального мира, природные
явления
с
поэзией.
Итогом
могут
быть
сценарии
для
музыкальных
гостиных.
Дети
порой
сами
придумывают
столь
оригинальные
и
интересные
темы,
что
учителю
остается
только
правильно
их
сформулировать,
эта
деятельность
будут
способствовать
повышению
уровня мотивации учащихся.
Мы живем в России, но каждый на своей малой родине. Фестивали
творчества,
фольклорные
праздники
-
темы
для
исследований,
объединенные общей проблематикой своего региона.
Итак,
при
проведении
исследований,
мы
охватываем
несколько
областей
знаний:
научную,
историческую,
художественно-эстетическую.
Самое
ценное
в
такой
деятельности-
развитие
эстетических
чувств,
которые
являются
первоисточником
всякой
красоты,
источником
творчества-музыки, поэзии, живописи, архитектуры.
все же в приобщении детей к исследовательской деятельности педагоги
нацелены не на результат, а на сам процесс.Главное – заинтересовать ребенка,
вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет абсолютно
положительным. При проведении детских мероприятий педагог может
привлечь учащихся к работе при написании сценария. Вариант проведения
фольклорного праздника я предлагаю далее. Праздник «Кузьминки»
Цель: знакомство с традиционной и обрядовой культурой русского народа.
Оборудование:
иллюстрации
из
народных
сказок,
карточки,
плакат
«Кузьминки – осень с зимой встречаются»
Ход мероприятия:
Скоморохи:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
Ведущий:
Назовите
осенние
месяцы(сентябрь,октябрь,ноябрь).
Про
последний
месяц
осени
говорили:
сумерки
года,
ворота
зимы.
Ноябрь
называли грудень, так как в этом месяце мерзлая земля лежала грудами на
дорогах и трудно было проехать, ноябрь еще и бездорожник. Поэты и
композиторыпосвящали свои сочинения этому времени года.Послушайте:
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», П.И. Чайковский «Времена
года».
1 скоморох зачитывает пословицы
2 скоморох загадывает загадки:
Скатерть бела- всю землю одела(Снег) Старик- шутник на улице стоять не
велит, за нос домой тянет.(Мороз) Ведущий: Ноябрь-сентябрев внук,
октябрев сын, зиме родной брат. 14 ноября именуют Кузьмой-Демьяном
Зимним. Первый снег, легкие морозы не мешали молодежи устраивать
праздники.
Метелица метелица, снег по полю стелется,
Вокруг нас завертится ,кружится,метелится.
Скоморохи приглашают в хоровод. Звучит РНП «Метелица».
Игра в «Лапту»
Ведущий: Послушайте классическую музыку: А.Вивальди «Времена года».
Осень.
А сейчас перенесемся в сказку. До настоящих метелей и вьюг еще далеко.
На
Руси
Кузьма
и
Демьян
считались
покровителями
кур,
справлялись
«курьи
именины».Молодежь
в
складчину
устраивал
праздничное
угощение.
Традиционными были блюда с использованием яиц. А вы, какие знаете и
любите блюда?
Ведущий: «Кузьминки - по лету поминки» Лето прошло, а следующее не
скоро наступит. Объявляется конкурс.
1.Вспомните и назовите сказки, где среди других героев были петух или
курица.
2. Как называются сказки, в которых события происходят зимой.
1 Скоморох:Давайте вместе поиграем.
Игра «Урожай». «Огородник» сторожит урожай. В середине
круга в большой корзине фрукты и овощи. Пока звучит музыка,
дети должны перенести как можно больше предметов в свою
корзину.
2 Скоморох: Загадки(о ягодах, овощах, заготовленных на зиму)
Скоморохи приглашают в командные игры.
1)
«Волшебный платок». Не видя, что завернуто в платок на ощупь
определить предмет это или овощ.
2)
«Угадай-ка». Песни, стихи, поговорки об осени.
Ведущий:Молодежные
складчины
в
честь
Кузьмы
и
Демьяна
продолжались
3
дня,
затем
начинался
Рождественский
пост
и
веселье
прекращалось.
Скоморохи: Отведайте нашу складчину!
Звучит РНП «Пойду ль я». Раздают фрукты, сладости.
Список литературы
1.
Комарова Т. Дети в мире творчества/ Т. Комарова. - М.: Музыка. 1995. –
178 с.
2.
Маркова А.К. Формирование мотивации обучения в школьном возрасте/
А.К. Маркова. - М.: Музыка,1983. – 204 с.
3.
Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей/ А.Э.
Симоновский. – М.: Музыка, 2002. – 192 с.
4.
Слушаем музыку вместе: учеб. пособие по слушанию музыки/ Н.
Гильченок. - М.,2007. – 194 с.
5.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т.
Т.2/Сост. О.С. Богданова. В. З. Смаль. – М.: - Педагогика, 1980. – 384 с.,
ил.