Напоминание

Программа дополнительного образования для дошкольников по рисованию "Акварелька"


Автор: Хахалина Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ОУ НШ-ДС №76 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень,Тюменской области
Наименование материала: Программа
Тема: Программа дополнительного образования для дошкольников по рисованию "Акварелька"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа-детский сад №76 города Тюмени СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Решение Педагогического совета Директор МБОУ НШ-ДС №76 Протокол №1 Бурова О.В_________________ От «__» _________ 20 г. Приказ №__ от «___»______ 20 г ПРИНЯТО Методическим Советом Протокол №__________ От «___»________20____г
Дополнительная общеобразовательная программа

Изостудия «Акварелька»

Возраст детей
: 5-7 лет
Срок реализации:
2 года обучения
Автор:
Хахалина Анна Александровна воспитатель
г.Тюмень, 2015 г.


Пояснительная записка
ммМир маленького человека красочный, эмоциональный.Уже в самой сути ребенка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разным иматериалами расширяет сферу возможностей ребенка,обеспечивает его раскрепощение,развивает воображение,фантазию. Ежедневный массаж кисти,пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь,развивает память, с п о с о б с т в у е т а в т о м а т и з а ц и и з в у ко в и п о д г о т о в к е р у к и к письму.сссПостоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной ,эмоциональной и информационно насыщенной.Наличие материала для кружковой работы,его высокое качество,разнообразие способов рисования,поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то ,что обычными способами сделать намного сложней .А главное, нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность удивиться и порадоваться миру. сссС этой целью на базе МБ ОУ НШ-ДС №76 г.Тюмени был создан кружок по нетрадиционной технике рисования «Акварелька» (образовательная область «Художественное творчество») .Программа «Акварелька» предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования. Программа разработана как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Цель
программы-развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи программы:
Развивающие:  р а з в и в а т ь х у д о ж е с т в е н н ы й в к у с , п р о с т р а н с т в е н н о е воображение,творче ство и фант азию,наблюдательно сть и воображение,ассоциативное мышление и любознательность  развивать желание экспериментировать,проявляя яркие познавательные чувства: удивление,сомнение, радость от узнавания нового. Образовательные:  расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.  знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними
 формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. Воспитательные  воспитывать аккуратность,трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.  формировать эстетическое отношение к окружающей действительности Программа кружка «Акварелька» составлена в соответствии с требованиями ФГОС и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред.Н.Вераксы. Программа составлена на два года обучения: для детей 5-6 лет(1 год обучения) и 6-7 лет (2 год обучения). Учебный план рассчитан на 64 часа. Занятия проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю.Продолжительность занятий для детей 1 года обучения-25 минут,2 год обучения 30 минут.
Возрастные особенности детей:
Ребенок совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу,координирует действия ребенка,направляя его на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения.В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления,а также умения и навыки украшения изображения.Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие типичные,так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.
Предполагаемый результат:
Дети 1 года обучения могут:  называть и использовать способы нетрадиционного рисования;  плавно и ритмично изображать формообразующие линии;  Использовать цвет для создания различных образов  С помощью педагога создавать индивидуальные художественные образы  Выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
 Первичная диагностика с целью выявления стартовых условий,проблем развития и достижения детей проводится в октябре  Итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае.
Материально-техническое обеспечение
 Демонстрационная доска, дидактический материал, аудиозаписи в соответствии с темами занятий  Картон, бумага различного формата и цвета ,карандаши, фломастеры, кисти разного размера и формы,стеки, ватные палочки, баночки для воды, клеёнки, доски для лепки  Место для выставки детских работ Работа кружка «Акварелька» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа
Учебный план



Темы

1 год

2 год
теория практика теория практика
1

Введение в программу

1

1

2

Знакомство с чудо

-помощниками

1

1

1

1

3

Работа с карандашами

и фломастерами

2

6

2

6
3.1 Техника «Капелька» 1 3 1 3 3.2 Техника «Сапожок» 1 3 1 3
4

Работа красками

4

5

4

5
4.1 Способы тонирования бумаги 2 2 2 2 4.2 Рисование Кистью деревьев,домов 2 3 2 3
5

Творим без кисточки

1

8

1

8
5.1 Рисуем ладошкой 2 2 5.2 Рисуем пальчиками 2 2 5.3 Рисуем ватными палочками 2 2
5.4 Прием отпечаток 1 2 1 2
6

Техника «Набрызг»

1

3

1

3

7

Техника

«Кляксография»

1

3

1

3

8

Работа пластилином

3

8

3

8
8.1 Размазывание 2 2 8.2 Цветовая гамма 3 3 8.3 Приём барельеф 3 3
9

Работа с воском

1

3

1

3

10

Техника «Граттаж»

1

3

1

3

11

Работа с песком

1

3

1

3

12

Итоговое занятие

1

1

1

1

Итого

20

44

20

44

Содержание программы

Раздел 1. «Введение в программу»

Теоретическая часть.
История развития изобразительного искусства. Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Режим работы. Материалы,необходимые для занятий. Правила безопасности труда на занятиях. Правила подготовки к работе
Практическая деятельность.
Изготовление продуктов детского творчества,дидактические и подвижные игры,физкультминутки.
Раздел 2.«Знакомство с чудо-помощниками»

Теоретическая часть.
Знакомство с основными инструментами художника: карандаш,кисточка,ватные палочки, краски,пластилин,воск,песок,вода

Практическая часть.
Использование музыкальных и литературных произведений разных авторов,в том числе и региональных,для раскрытия тем деятельности
Раздел 3. «Работа карандашами и фломастерами»

Теоретическая часть.
Знакомство с техниками работы «Капелька», «Сапожок»
Практическая деятельность.
Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученных техник: «Птицы»,«Рыбы»,«Животные»-1 год обучения, Творческая работа «Зоопарк»-2 год обучения
Раздел 4. «Работа с красками»

Теоретическая часть.
Способы тонирования бумаги (с помощью кисти,с помощью ватного тампона)
Практическая деятельность.
Рисование кистью деревьев, домов
Раздел 5. «Творим без кисточки»

Теоретическая часть.
Знакомство со способами работы с красками без кисточки с помощью ладошек,пальчиков,отпечатывания растений,ватных палочек
Практическая деятельность.
Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученных приемов: «Рыба», «Орнамент в квадрате», «Речка», «Лодочка» - 1 год обучения , «Подводный мир», «Орнамент», «Праздничный салют»,-2 год обучения
Раздел 6. «Техника «Набрызг»

Теоретическая часть.
Знакомство с техникой при помощи зубной щётки, сухой кисти и трафарета
Практическая деятельность
. Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученных приемов: «Дождик», «Снежок», «Звёзды» - 1 год обучения, Коллективные работы «Космос», «Ночной город»-2 год обучения
Раздел 7. «Техника «Кляксография»

Теоретическая часть.
Знакомство с техникой «Кляксография»
Практическая деятельность
. Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученной техники: Средства выразительности:пятно Материалы:бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Раздел 8. «Работа с пластилином»

Теоретическая часть.
Знакомство с правилами и приемами работы с пластилином: размазывание, цветовая гамма, «Барельеф»
Практическая часть.
Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученных приемов: Тонирование пластилином одного и разных цветов, «Новогодняя ёлка», «Золотая рыбка», «Жар-птица» -1 год обучения, Тонирование пластилином одного и разных цветов, коллективные композиции «Сказочное дерево», «Цирковое представление», «Подарок маме»2 год обучения Средства выразительности: фактура ,цвет Материалы:пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров. Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на белом листе бумаги по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно большую выразительность придать ,смешивая кусочки пластилина разного цвета.
Раздел 9. «Работа с воском»

Теоретическая часть.
Знакомство с правилами и приемами работы с воском и восковыми мелками.
Практическая часть.
Изготовление продуктов детского творчества с использованием восковых мелков и акварели: «Снегирь», «Ёлочные украшения» - 1 год обучения, «Зимняя рябинка», «Сосульки на крышах» - 2 год обучения Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура Материалы:восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти Способ получения изображения:ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Раздел 10. Техника «Граттаж»

Теоретическая часть.
Знакомство с техникой «Граттаж»
Практическая часть.
Изготовление продуктов детского творчества с использованием техники «Граттаж»: «Снежинка», «Дерево в снегу» в технике «Граттаж черно-белый» - 1 год обучения, Средства выразительности: линия,штрих,контраст Материалы:полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть,черная тушь, жидкое мыло(примерно одна капля на столовую ложку туши)или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами Способ получения изображения:ребенок натирает свечой лист так чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок,в этом случае он заливается без добавок.После высыхания палочкой процарапывается рисунок. «Узор в полосе», «Птицы на пруду» в технике «Граттаж цветной» - 2 год обучения Средства выразительности: линия, штрих, цвет Материалы:цветной картон либо плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами,свеча, широкая кисть,мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами Способ получения изображения:ребенок натирает свечой лист так чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью,смешанной с жидким мылом.После высыхания палочкой процарапывается рисунок.Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Раздел 11. «Работас песком»

Теоретическая часть.
Знакомство с правилами и приёмами работы с сухим песком
Практическая часть.
Изготовление продуктов детского творчества с использованием сухого песка: «Клумба с цветами», «Дельфинчики», «Сказочные цветы» - 1 год обучения, «Город», «Машины на дороге», «Фигуры людей и животных»-2 год обучения Средства выразительности:песок,свет Материалы:ящик с подсветкой, песок в лоточке, цветной песок, клей ПВА, картон или плотная бумага
Способ получения изображения:1 год обучения-ребенокрассыпает песок по поверхности стекла и рисует картинку одним или несколькими пальцами, кулачком, ребром ладони. 2 год обучения- ребенок насыпает цветной песок на лист бумаги предварительно промазанный клеем ПВА, по уже заготовленному контуру, после высыхания все закрепляется клеем(лаком)
Раздел 12. «Итоговое занятие»
Организация выставки работ воспитанников. Разбор выставки, подведение итогов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании:// Дошкольное воспитание.-2002.-№2 3. Казакова Р.Г., Рисование с детьми дошкольного возраста: методические рекомендации.-М.:Мозаика-Синтез,2006. 4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятие с дошкольниками по изобразительному искусству.-М.: ТЦ «Сфера»,1999. 5. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/.-М.:ТЦ Сфера, 2004


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники