Напоминание

Р. Шуман "Альбом для юношества"


Автор: Тарасова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Детская школа искусств муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостанн
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Стерлибашевский район, с. Стерлибашево
Наименование материала: Сценарий внеклассного мероприятия
Тема: Р. Шуман "Альбом для юношества"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств муниципального района

Стерлибашевский район Республики Башкортостан

Внеклассное мероприятие

Тема: Роберт Шуман «Альбом для юношества»

Преподаватель: Тарасова Т.В.

с.Стерлибашево

2019 г.

Классное мероприятие и родительское собрание Тарасовой Т.В.

Тема: Роберт Шуман «Альбом для юношества»

Цели:

Образные

знакомство

с

историей

воспроизведение

в

живом

исполнении

-

воспитательные — коллективизм, сопереживание, сплоченность.

-

развивающие — память, мышление, интеллект.

Методы: словесный — беседа, наглядный — исполнение.

План: 1. Организационный момент;

2. Вступительное слово преподавателя;

З. Выступление учащихся;

4. Игра учащихся;

5. Заключительное слово преподавателя.

Ход мероприятия:

Преподаватель: здравствуйте, уважаемые родители, преподаватели и дети!

Начинаем наше мероприятие. С давних пор композиторы писали легкие

пьесы для детей. Все мы знаем маленькие прелюдии, инвенции и танцы И.С.

Баха, написанные еще в 18 веке. В начале 19 века один за другим появились

сборники сонатин, вариаций и этюдов Муцио Клементи, а вслед за ними

этюды

К.

Черни.

Эти

пьесы

развивали

фортепианную

технику

юного

пианиста, приобщали его к серьезным музыкальным формам и образом.

Многие

из

них

отличались

художественными

достоинствами,

особенно

миниатюры И.С. Баха. Каримова Дилара, lY' класс.

Но вот в 1848 году появляется детский сборник нового типа, в котором

рядом с привычными названиями — хорал, Маленький этюд, Маленькая

фуга

встречаются

и

совсем

необычные

«Веселый

крестьянин»,

возвращающийся

с

работы,

«Первая

утрата»,

«Отзвуки

театра».

Эти

увлекательные

программные

пьесы

сразу

полюбились

и

детям,

и

их

учителям. Сборник назывался «Альбом для юношества», состоял 2-х частей,

в которых 43 пьесы располагались по нарастанию сложности, а написал его

уже довольно известный немецкий композитор Роберт Шуман, которого

теперь мы знаем как одного из величайших композиторов-романтиков.

1.

«Смелый наездник»

2.

Акчулпанова Юлия, IV класс.

История

создания

«Альбома

для

юноше ства

связана

с

непосредственным педагогическим опытом Шумана, Первое упоминание об

«Альбоме» относится к 1848 году, в дневнике жены композитора Клары

имеется запись от I сентября: «пьесы, которые обычно должны разучивать

дети, так плохи, что Роберту пришла мысль сочинить и издать что-то вроде

альбома пьес исключительно для детей. К 1 сентябрю 1848 года, ко дню

рождения

дочери

Марии,

которой

исполнилось

7

лет

и

была

создана

небольшая тетрадь фортепианных пьес, ставшая прообразом «Альбома для

юношества».

Кроме

того,

в

первоначальный

замысел

Шумана

входило

предварить

ряд

пьес

своеобразными

эпиграфами

наставлениями,

в

краткой афорической форме раскрывающими музыкально-педагогическое

кредо композитора. Однако в процессе работы отказался от идеи связать

афоризмы

с

какими-либо

конкретными

пьесами,

а

напечатаны

были

в

качестве приложения под названием «Жизненные правила для музыкантов».

1. «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

3.

Абубакирова Розалина, 1V класс.

Роберт Шуман родился 8 июня 1 810 году в Цвиккау. Его растили,

окружая

восхищением

и

обожанием.

Ведь

мальчик

с

раннего

детства

проявлял

незаурядные способности в литературе и музыке.

Однако после того, как Роберт окончил гимназию в родном Цвиккау

(Германия) мама не верила в то, что ее сын может стать знаменитым

композитором. Ведь сколько можно заработать на жизнь музыкой? Да и

как соревноваться с такими, как Мендельсон и Шопен? Как же она

ошибалась!

Ведь

несмотря

на

потраченные

годы

в

изучении

юриспруденции Роберт совершенно точно решил: музыка для него на

первом месте. Он бросил все, чтобы развивать свой талант. Спустя какой-

то время Шуман поселился в доме наставника и преподавателя музыки

Фридриха Вика. Шесть-семь часов за фортепиано, разрабатывая пальцы,

для него не было пределом. Он бы с удовольствием играл весь день

напролет. Кстати, из-за чрезмерного усердия у будущего композитора

развивалась анемия руки.

3. «Сицилийский танец»

4.

Галиева Юлия, V1 класс.

Кроме одаренного ученика у Вика была еще и очень талантливая

дочь.

Её

звали

Клара.

Когда

ей

было

семь

Фридрих

уже

расписал

дальнейшую судьбу дочери, представляя её у алтаря музыки. Уже в 1 лет она

впервые выступала сольно, а через год отправилась в турне. Покорности

пришел

конец

когда

она

познакомилась

с

Робертом

Шуманом.

Он

был

старше ее на 9 лет, но эту границу между ними стирала музыка.

4. «Отзвуки театра»

5.

Фазылова Айлина, III класс.

5

января

1848

года,

т.е.

незадолго

до

создания

альбома,

Шуман

помечает в дневнике: «Смерть чижика». Младшая дочь композитора Евгения

Шуман

рассказывает,

в

связи

с

этим

следующую

историю,

слышанную

вероятно, от старших сестер: «У детей был чижик. Однажды к супу подали

кнели из мозгов. Отцу они пришлись по вкусу, и он сказал, что чижик тоже

должен получить свою долю. Сказана сделано. Он потянул одну штучку

птичке через прутья клетки — той тоже очень понравилось, нок великой

печали всей семьи и не меньшей отца птичка поплатилась за удовольствие

своей маленькой жизнью. Первая утрата — «девочка плачущая над мертвой

птичкой» — где отражено реальное маленькое происшествие в шуманском

доме.

6. Хусаинова Рената, класс.

Успеху

издания

«Альбома

для

юношества»

Шумана

немало

способствовал и его титульный лист, оформленный известным немецким

художником Людвигом Рихтером. В то время, как Клара Шуман исполняла

пьесы на фортепиано, композитор сидел подле нее и шепотом произносил

названия

и

делал

отдельные

пояснения.

Этими

пояснениями

и

руководствовался художник, создавая рисунки к десяти пьесам альбома.

Узнать их нетрудно: 1. «Первая утрата»

2. «Смелый наездник»

З. «Веселый крестьянин...»

6. Фантастический танец.

Как

уже

было

сказано

Шуман

написал

«Жизненные

правила

для

музыкантов»,

их

всего

68,

но

я

зачитаю

буквально

несколько.

Перевод

сделал другой великий композитор — П.И. Чайковский.

- Играй всегда так, словно тебя слушает мастер;

- Старайся

играть

легкие

пьесы

хорошо

и

красиво:

это

лучше,

чем

посредственно исполнять трудные;

- Пой

усердно

в

хоре,

особенно

средние

голоса.

Эго

разовьет

в

тебе

музыкальность;

- Не

думай,

что

старая

музыка

устарела.

Подобно

прекрасному

слову,

никогда не может устареть прекрасная музыка;

- Прислушайся

ко

всем

народным

песням,

это

целая

сокровищница

прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер народов;

- Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И.С. Баха. Тогда ты

безусловно станешь основательным музыкантом;

- Развитие слуха — это самое важное;

- Старайся с юных лет распознать тональности и звуки;

- Постепенно знакомься со всеми значительными произведениями мастеров;

- Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.



В раздел образования