Автор: Тарасова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Детская школа искусств муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостанн
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Стерлибашевский район, с. Стерлибашево
Наименование материала: Сценарий внеклассного мероприятия
Тема: Р. Шуман "Альбом для юношества"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств муниципального района
Стерлибашевский район Республики Башкортостан
Внеклассное мероприятие
Тема: Роберт Шуман «Альбом для юношества»
Преподаватель: Тарасова Т.В.
с.Стерлибашево
2019 г.
Классное мероприятие и родительское собрание Тарасовой Т.В.
Тема: Роберт Шуман «Альбом для юношества»
Цели:
Образные
—
знакомство
с
историей
воспроизведение
в
живом
исполнении
-
воспитательные — коллективизм, сопереживание, сплоченность.
-
развивающие — память, мышление, интеллект.
Методы: словесный — беседа, наглядный — исполнение.
План: 1. Организационный момент;
2. Вступительное слово преподавателя;
З. Выступление учащихся;
4. Игра учащихся;
5. Заключительное слово преподавателя.
Ход мероприятия:
Преподаватель: здравствуйте, уважаемые родители, преподаватели и дети!
Начинаем наше мероприятие. С давних пор композиторы писали легкие
пьесы для детей. Все мы знаем маленькие прелюдии, инвенции и танцы И.С.
Баха, написанные еще в 18 веке. В начале 19 века один за другим появились
сборники сонатин, вариаций и этюдов Муцио Клементи, а вслед за ними
этюды
К.
Черни.
Эти
пьесы
развивали
фортепианную
технику
юного
пианиста, приобщали его к серьезным музыкальным формам и образом.
Многие
из
них
отличались
художественными
достоинствами,
особенно
миниатюры И.С. Баха. Каримова Дилара, lY' класс.
Но вот в 1848 году появляется детский сборник нового типа, в котором
рядом с привычными названиями — хорал, Маленький этюд, Маленькая
фуга
—
встречаются
и
совсем
необычные
—
«Веселый
крестьянин»,
возвращающийся
с
работы,
«Первая
утрата»,
«Отзвуки
театра».
Эти
увлекательные
программные
пьесы
сразу
полюбились
и
детям,
и
их
учителям. Сборник назывался «Альбом для юношества», состоял 2-х частей,
в которых 43 пьесы располагались по нарастанию сложности, а написал его
уже довольно известный немецкий композитор Роберт Шуман, которого
теперь мы знаем как одного из величайших композиторов-романтиков.
1.
«Смелый наездник»
2.
Акчулпанова Юлия, IV класс.
История
создания
«Альбома
для
юноше ства
связана
с
непосредственным педагогическим опытом Шумана, Первое упоминание об
«Альбоме» относится к 1848 году, в дневнике жены композитора Клары
имеется запись от I сентября: «пьесы, которые обычно должны разучивать
дети, так плохи, что Роберту пришла мысль сочинить и издать что-то вроде
альбома пьес исключительно для детей. К 1 сентябрю 1848 года, ко дню
рождения
дочери
Марии,
которой
исполнилось
7
лет
и
была
создана
небольшая тетрадь фортепианных пьес, ставшая прообразом «Альбома для
юношества».
Кроме
того,
в
первоначальный
замысел
Шумана
входило
предварить
ряд
пьес
своеобразными
эпиграфами
—
наставлениями,
в
краткой афорической форме раскрывающими музыкально-педагогическое
кредо композитора. Однако в процессе работы отказался от идеи связать
афоризмы
с
какими-либо
конкретными
пьесами,
а
напечатаны
были
в
качестве приложения под названием «Жизненные правила для музыкантов».
1. «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»
3.
Абубакирова Розалина, 1V класс.
Роберт Шуман родился 8 июня 1 810 году в Цвиккау. Его растили,
окружая
восхищением
и
обожанием.
Ведь
мальчик
с
раннего
детства
проявлял
незаурядные способности в литературе и музыке.
Однако после того, как Роберт окончил гимназию в родном Цвиккау
(Германия) мама не верила в то, что ее сын может стать знаменитым
композитором. Ведь сколько можно заработать на жизнь музыкой? Да и
как соревноваться с такими, как Мендельсон и Шопен? Как же она
ошибалась!
Ведь
несмотря
на
потраченные
годы
в
изучении
юриспруденции Роберт совершенно точно решил: музыка для него на
первом месте. Он бросил все, чтобы развивать свой талант. Спустя какой-
то время Шуман поселился в доме наставника и преподавателя музыки
Фридриха Вика. Шесть-семь часов за фортепиано, разрабатывая пальцы,
для него не было пределом. Он бы с удовольствием играл весь день
напролет. Кстати, из-за чрезмерного усердия у будущего композитора
развивалась анемия руки.
3. «Сицилийский танец»
4.
Галиева Юлия, V1 класс.
Кроме одаренного ученика у Вика была еще и очень талантливая
дочь.
Её
звали
Клара.
Когда
ей
было
семь
Фридрих
уже
расписал
дальнейшую судьбу дочери, представляя её у алтаря музыки. Уже в 1 лет она
впервые выступала сольно, а через год отправилась в турне. Покорности
пришел
конец
когда
она
познакомилась
с
Робертом
Шуманом.
Он
был
старше ее на 9 лет, но эту границу между ними стирала музыка.
4. «Отзвуки театра»
5.
Фазылова Айлина, III класс.
5
января
1848
года,
т.е.
незадолго
до
создания
альбома,
Шуман
помечает в дневнике: «Смерть чижика». Младшая дочь композитора Евгения
Шуман
рассказывает,
в
связи
с
этим
следующую
историю,
слышанную
вероятно, от старших сестер: «У детей был чижик. Однажды к супу подали
кнели из мозгов. Отцу они пришлись по вкусу, и он сказал, что чижик тоже
должен получить свою долю. Сказана сделано. Он потянул одну штучку
птичке через прутья клетки — той тоже очень понравилось, нок великой
печали всей семьи и не меньшей отца птичка поплатилась за удовольствие
своей маленькой жизнью. Первая утрата — «девочка плачущая над мертвой
птичкой» — где отражено реальное маленькое происшествие в шуманском
доме.
6. Хусаинова Рената, класс.
Успеху
издания
«Альбома
для
юношества»
Шумана
немало
способствовал и его титульный лист, оформленный известным немецким
художником Людвигом Рихтером. В то время, как Клара Шуман исполняла
пьесы на фортепиано, композитор сидел подле нее и шепотом произносил
названия
и
делал
отдельные
пояснения.
Этими
пояснениями
и
руководствовался художник, создавая рисунки к десяти пьесам альбома.
Узнать их нетрудно: 1. «Первая утрата»
2. «Смелый наездник»
З. «Веселый крестьянин...»
6. Фантастический танец.
Как
уже
было
сказано
—
Шуман
написал
«Жизненные
правила
для
музыкантов»,
их
всего
68,
но
я
зачитаю
буквально
несколько.
Перевод
сделал другой великий композитор — П.И. Чайковский.
- Играй всегда так, словно тебя слушает мастер;
- Старайся
играть
легкие
пьесы
хорошо
и
красиво:
это
лучше,
чем
посредственно исполнять трудные;
- Пой
усердно
в
хоре,
особенно
средние
голоса.
Эго
разовьет
в
тебе
музыкальность;
- Не
думай,
что
старая
музыка
устарела.
Подобно
прекрасному
слову,
никогда не может устареть прекрасная музыка;
- Прислушайся
ко
всем
народным
песням,
это
целая
сокровищница
прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер народов;
- Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И.С. Баха. Тогда ты
безусловно станешь основательным музыкантом;
- Развитие слуха — это самое важное;
- Старайся с юных лет распознать тональности и звуки;
- Постепенно знакомься со всеми значительными произведениями мастеров;
- Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.