Автор: Зябликова Екатерина Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Центр детского творчества Ленинского района
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: «Физические упражнения, ориентированные на развитие физических качеств» по дополнительной общеразвивающей программе «Здоровое поколение»
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия на тему «Физические упражнения, ориентированные на
развитие физических качеств»
по дополнительной общеразвивающей программе
«Здоровое поколение»
(первый год обучения, раздел «Общая физическая подготовка»)
Направленность: физкультурно-спортивная.
Направление деятельности: общая физическая подготовка
Тема
занятия:
«Физические
упражнения,
ориентированные
на
развитие
физических качеств».
Тип занятия:закрепление знаний и умений.
Форма занятия: тренировка
Цель:установление соответствия между объёмом физической нагрузки и реакции
организма на нее.
Задачи:
1. Обучающая: обеспечивать применение знаний,необходимых для использования
упражнений в самостоятельных занятиях.
2
. Развивающая:с од е й с т в о в ат ь
р а з в и т и ю
ф и з и ч е с к и х
к а ч е с т в :
силы,ловкости,скоростно-силовых,скоростных качеств,координации движений.
3. Воспитательная:
способствоватьво спит анию
с амо стоятельно сти
и
формированияадекватной самооценки.
Образовательные результаты учащегося:
предметные:готов к самостоятельному выполнению упражнений;
метапредметные:проявляет силу,ловкость,координацию,скорость;
личностные:способен оценивать объем выполненной нагрузки.
Используемые методы:
-
по источнику получения знаний:словесные (беседа, объяснение), наглядные
(наблюдение, показ), практические (упражнения,тренировка, игра);
-
по характеру познавательной деятельности учащихся:репродуктивный;
частично-проблемный;
-методы
контроля: педагогическое наблюдение, самостоятельное
задание,
самоконтроль.
Технологии:здоровьесберегающие
технологии,технологиятрадиционного
обучения, проблемного обучения,игровая технология, технология рефлексии.
Группа: учащиеся 12 человек в возрасте 13-14 лет
Форма одежды: спортивная, спортивная обувь (кроссовки или кеды).
Место проведения:спортивный зал.
Оборудование:
1. Гимнастические маты - 2 шт.
2. Секундомер - 1 шт.
3. Магнитофон -1 шт.
4. Скакалки-12 шт.
5. Перекладина для подтягивания - 2 шт.
6. Мяч -1 шт.
7 Рулетка.
Ход занятия:
Этапы занятия Деятельность педагога
Деятельность учащихся
1.Организацио
нный этап
Педагог приветствует учащихся и
дает команду:
«В одну шеренгу становись»,
«Равняйсь», «Смирно», «По
порядку рассчитайсь».
Начинает занятие с разминки.
Выполняют построение в
шеренгу, расчет по порядку,
приветствуют педагога.
2. Этап
всесторонней
проверки
знаний
(разминка)
Предлагает учащимся вспомнить
правила безопасности при
выполнении разминочных строевых
упражнений.
Ответы учащихся:
Держать дистанцию при
выполнении перестроений, не
мешать друг другу.
Педагог дает команду на
выполнение строевых упражнений,
перестроение в колонну по одному.
Подбадривает учащихся, оценивает
правильность выполнения
упражнений.
Учащиеся выполняют
строевые упражнения,
перестроение в колонну по
одному
Спрашивает о правилах
безопасности при проведении
круговой разминки.
Выбирает учащегося, который будет
помогать проводить разминку
(называет имя).
Отдает команду к выполнению
общеразвивающих упражнений
(далее ОРУ) в движении.
ОРУ в движении:
руки на пояс, ходьба на носочках;
руки за голову, ходьба на пятках;
перекат с пятки на носок;
бег;
бег змейкой;
приставными шагами правым
боком, левым боком;
бег с прямыми ногами вперед;
прыжки змейкой;
ускорение по диагонали;
ходьба с выполнением упражнения
на восстановление дыхания
Ответы учащихся: Держим
дистанцию 1,5 метра, идем с
подтянутым туловищем.
Учащийся- ведущий готов к
проведению круговой
разминки.
Учащийся (под наблюдением
педагога) показывает и
называет ОРУ из комплекса
разминки, задает музыкальный
темп.
Учащиеся выполняют
упражнения разминки под
музыку, двигаясь по кругу.
Педагог:
«Хорошо, молодцы, спасибо
помощнику (называет имя).
Попрошу вас закончить выполнение,
остановиться, перестроиться в 2
шеренги».
Учащиеся:
Выполняют задание педагога,
перестраиваются в 2 шеренги
Выбирает ведущего для проведения
следующей части разминки –
выполнения ОРУ на месте.
Второй учащийся-ведущий
(под наблюдением педагога)
показывает комплекс ОРУ на
месте.
Учащиеся выполняют
упражнения на все группы
мышц в положении стоя под
музыку.
Педагог:
Дает команду завершить
выполнение упражнений ОРУ на
месте.
Учащиеся выполняют команду
Предлагает вспомнить основные
правила проведения круговой
тренировки.
(Все это есть в 4 этапе, мне
кажется это лишнее)
Ответы учащихся:
Перед тренировкой
подготовить места занятий и
спортивный инвентарь;
выполнять упражнения в
группах заданное количество
раз по очереди, не мешая друг
другу; смена заданий против
часовой стрелки; после
окончания тренировки убрать
спортивный инвентарь.
3.Этап
подготовки
учащихся к
активному и
сознательному
усвоению
знаний
(Подводящий к теме диалог).
Педагог: «Ребята, как вы считаете,
может ли каждый из вас выполнить
разного вида упражнения
одинаковое количество раз?»
(Проблемная ситуация)
Педагог:
Немецкому поэту И.В. Гете
принадлежат слова:«Никто не
знает, каковы его силы,пока не
испробует их».
Как вы понимаете эти слова?
Работа с ответами детей.
А хотите лучше узнать свои
физические силы?
Целеполагание:
Ответы учащихся.
(Осмысление проблемы)
Ответы учащихся.
Ответы учащихся: «Да»,
«Конечно», «Почему бы и не
узнать».
Как вы полагаете, какая цель
сегодняшнего занятия?
Работа с ответами учащихся.
Педагог помогает сформулировать
окончательный вариант цели
занятия:«Установить соответствие
между объемом физической
нагрузки и реакцией организма на
нее».
Озвучиваеттему занятия:
«Физические упражнения,
ориентированные на развитие
физических качеств».
Предлагает выявить свои
возможности в рамках круговой
тренировки
Учащиеся участвуют в
формулировании
цели занятия.
Высказывают варианты цели
занятия.
4.Этап
закрепления
знаний.
Круговая тренировка.
Педагог просит вспомнить правила
поведения во время тренировки.
Выслушивает и при необходимости
уточняет или корректирует ответы
детей
Отдает команду построиться в
колонну по одному, произвести
расчет на первый, второй, третий,
четвертый, пятый, шестой».
Ответы учащихся:
Перед тренировкой:
1) подготовить места занятий
и спортивный инвентарь;
2) выполнять упражнения в
группах заданное количество
раз по очереди, не мешая друг
другу;
3) смену заданий выполнять
против часовой стрелки;
4) после окончания
тренировки убрать
спортивный инвентарь.
Учащиеся выполняют команду
педагога, делятся на 6 команд
Педагог: озвучивает записанные
на доскевсе задания.
1-я группа - прыжки через скакалку
по 100 раз;
2-я группа – челночный бег 10 раз
по 5 метров;
3-я группа – 2 подхода приседаний
по 30 раз;
4-я группа – 2 подхода по 15 раз
упражнения на пресс;
5-я группа – прыжки в длину с
места по 10 раз;
6-я группа – подтягивания10 раз
(мальчики), сгибание и разгибание
рук в упоре по 25 раз (девочки.)
Предлагает каждому учащемуся
предположить (прогноз) и записать
на листочках, сколько упражнений
разных видов он сможет выполнить.
А после выполнения каждого
задания записать реальный свой
результат.
Дает команду подготовить
инвентарь и начать круговую
тренировку.
Педагог наблюдает, дает советы.
Дает команду на завершение
круговой тренировки
Учащиеся:
Делают записи на листках
(прогноз).
Перестраиваются по группам
левым боком к центру, готовят
места и инвентарь для занятий
и приступают к круговой
тренировке, выполняя задания
педагога. Записывают свои
результаты.
Игра «Перестрелка».Педагог
предлагает вспомнить основные
правила игры.
Проводит игру.Называет счет,
подводит итоги игры.
Отдает команду строиться в
шеренгу для проведения
рефлексии и подведения итогов
занятия.
(Приложение: «Правила игры
«Перестрелка»)
Ответы учащихся.
Учащиеся играют в игру
«Перестрелка»
Учащиеся строятся в шеренгу
4.Этап
рефлексии
Педагог:
«Скажите, пожалуйста, все ли
справились с заданиями?
Всем ли хватило сил выполнить
данный объем нагрузки?
Какие сложности вы испытывали
при выполнении заданий?»
Учащиеся
смотрят в свои записи и
отвечают, анализируют свои
результаты.
Педагог: «Давайте вспомним,
какую цель вы поставили в начале
занятия?»
«Как считаете, цель занятия
достигнута»?
Учащиеся вспоминают цель и
озвучивают ее.
Ответы учащихся
5. Подведение
итогов
Педагог: «В ходе занятия вы
установили соответствие между
объемом физической нагрузки и
реакцией своего организма на нее,
таким образом, вы произвели
оценку своих отдельных
физических качеств.
А каким образом можно увеличить,
улучшить, развить свои физически
качества?»
Ответы учащихся.
Ответ: для развития
физических качеств
необходимо многократное
повторение различных
упражнений на силу и
выносливость.
Педагог: «Я согласна с вашим
мнением. Добавлю, что очень
важно систематически работать над
своим физическим развитием».
«Проанализировав все занятие,
какую отметку вы себе поставите
по пятибалльной шкале, учитывая
объём выполненных заданий?»
Педагог оценивает работу
учащихся.
Ответы учащихся
6. Домашнее
задание
Педагог дает домашнее задание:
составить индивидуальный
комплекс разминки с учетом
выявленных менее развитых
физических качеств.
Педагог: «Занятие окончено.
До свидания».
Звучит команда «Поворот направо,
выход из зала».
Учащиеся прощаются с
педагогом, выполняют
команду.
Список использованной литературы
1.
Алексеева, Е. П. Коллекция лучших физминуток для 5– 11 классов.
Методическое пособие / Е.П. Алексеева.– М.: Издательство Ольги
Кузнецовой, 2018. – 112 c.
2.
Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5– 9 классов /
С.Г. Арзуманов. – М.: Феникс, 2018. – 112 c.
3.
Глейберман, А. Н. Упражнения в парах / А.Н. Глейберман.–М.: Физкультура
и спорт, 2013. – 264 c.
4.
Фёдорова, Н. А. Физическая культура. Подвижные игры. Справочник / Н.А.
Фёдорова. – М.: Экзамен, 2015. –289 c.
Приложение 1
Правила игры «Перестрелка».
Игроки одной команды, находясь на своей стороне площадки и не выходя за ее
пределы,
бросают
мяч
в
сторону
другой
команды
через
среднюю
линию,
стараясь
попасть им в соперника и тем самым выбить его из игры, а сами они одновременно
защищаются от попадания мячом, брошенным со стороны соперников.
Мяч бросают любым способом одной или обеими руками. Защищаясь, мяч можно
ловить слёта, отбивать его любым способом, в том числе ногой, перехватывать его с
отскока от поверхности площадки, от тела игрока или иного препятствия, подбирать
катящийся или остановившийся мяч в пределах своей игровой зоны или свободной зоны
своей площадки.
Поражение - выбивание игрока с площадки считается состоявшимся при непременном
условии, что мяч, попавший в игрока с лета, упал на пол. Поражение игрока фиксируется
свистком судьи. Выбитый с площадки пораженный игрок должен перейти за лицевую
линию площадки соперника, именуемую «линией 2-го рубежа», и там продолжить игру,
пытаясь броском мяча поразить соперника на его площадке до окончания партии матча.
Задача игроков выбить всех игроков команды соперника на ее площадке и сохранить на
своей
максимально
большее
число
не
пораженных игроков.
Число
не
пораженных
игроков в победившей команде определяет счет в выигранной партии матча. Счет 4:0
означает, что в команде, выигравшей в партии, не пораженными на своей площадке
остались четыре игрока, а в програвшей команде поражены - выбиты все игроки. Матч
выигрывает команда, которая в нескольких партиях первая наберет 10 и более очков.
Победа одной команды с перевесом в 10 очков в первой партии означает победу в матче.
II. Ход игры
1.Расстановка игроков на площадке.
После разминки и жеребьевки сторон площадки игроки обеих команд строятся
вдоль
лицевых
линий
и
проводят
ритуал
приветствия. После
приветствия
капитан
команды
определяет
стартовый
состав,
который
располагается
на
лицевых
линиях;
остальные участники соревнования покидают площадку и садятся на скамейки запасных.
2. Игровые действия
В перестрелке пять игровых действий: а) бросок мяча в соперника; б) защита
активная или пассивная от поражения летящим мячом; в) перехват мяча, погашенного
касанием о любое препятствие; г) выручение партнера от поражения на своей площадке;
д.) передача мяча партнеру на площадке и вне нее;
А.Бросок
мяча
в
сторону
соперника
осуществляется
одной
или
двумя
руками
любым известным способом, в том числе ударом рукой по мячу.
Б.Защита от поражения включает в себя несколько игровых приемов: а) пассивная
защита путем простого увертывания от летящего со стороны соперника мяча; б) активная
защита путем отбивания летящего со стороны соперника мяча руками, ногами и иной
частью тела; в) активная защита путем ловли мяча.
В. Перехват
мяча,
погашенного
касанием
его о
любое
препятствие,
является
игровым
действием
потому,
что,
исходя
из
условия
игры, поражать
игрока
на
его
площадке
может
только брошенный
руками
свободно
летящий
мяч
из
площадки
соперника.
Коснувшийся
какого-либо
препятствия
мяч
теряет
поражающую
силу
и
становится погашенным. Цель перехвата погашенного мяча - не дать его сопернику,
пресечь его атакующие действия.
Г.Выручение партнера от поражения на площадке - это перехват на лету (ловля)
мяча, отскочившего от партнера после броска соперника. Мяч, попавший в игрока после
броска соперника с лёта и не опустившийся на поверхность в пределах площадки, по
условиям
игры
не
влечет
за
собой
поражения. Передача
пойманного
или
перехваченного мяча партнеру на площадке имеет своей целью ускорение организации
атаки.
Д. Передача мяча партнеру на площадке разрешается не более трех раз, после чего
должна последовать атака. Передача может осуществляться как броском руками, так и
отрывистым, волейбольным касанием. Не допускается подбрасывание мяча самому себе,
если
такое
подбрасывание
не
влечет
атакующего
удара. Передача
мяча
друг
другу
игроками, находящимися за линией 2-го рубежа, запрещена во избежание потери темпа
игры.
3.Условия поражения игрока
Поражение
засчитывается
только
1-м
судьей
и
фиксируется
одним
коротким
свистком. Поражение игрока считается завершенным, при условии, если мяч, летящий
после броска соперника из-за линий 1-го или 2-го рубежей, попадает на лету в любую
часть
тела
игрока
и
отскоком от
него
опускается
на
поверхность
площадки.
Игрок,
поймавший мяч, брошенный соперником и выронивший мяч из рук до истечения 2 сек.,
считается
пораженным,
если
он
с
мячом не
сделал
одного
шага
в
любом
направлении. Мяч,
брошенный
соперником
и
попавший
в
игрока
с
одновременным
касанием его тела и поверхности площадки, считается погашенным и поражающей силы
не имеет. Если мяч, брошенный соперником, попал в игрока, отскоком коснулся его
партнера и опустился на поверхность площадки, пораженным считается игрок, в которого
мяч попал первым.
Если мяч, брошенный соперником, попадает на лету в игрока, находящегося за
пределами
своей
площадки
(положение
«одна
нога
за линией»),
то
засчитываете
поражение его внезависимости от того, куда упадет с отскока мяч в порядке наказания
игрока, пытающегося приобрести игровое преимущество.
Мячи, брошенные соперниками, попавшие или коснувшиеся одновременно двоих
игроков, ни одного из них не поражает.
Мяч, брошенный соперником, имеет поражающую силу в момент касания любой
части
тела
игрока
вне
зависимости
от того,
е
какое
место
игрового
поля
он
опустится после отскока.
Недействительный бросок
Недействительный бросок -это бросок, выполненный с нарушением правил. Такой
бросок
поражающей
силы
не
имеет. Не
влечет
поражения
игрока
мяч,
брошенный
соперником, если при броске соперник наступил или заступил линии 1-го или 2-го
рубежа. Не
влечет
поражения
игрока
мяч,
брошенный
двумя
соперниками
одновременно. Недействительным признается бросок после четвертого касания игроками
на одной площадке. Недействителен бросок мячом, подобранным соперником с игровой
зоны другой команды или из свободной зоны ее площадки.
Недействителен бросок из-за линии 2-го рубежа, если он совершен с передачи мяча
партнером, играющим там же. Помимо незачета броска, в данной ситуации в порядке
наказания мяч по требованию судьи передается на площадку соперника.