Автор: Громова Ольга Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Межевская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: село Георгиевское
Наименование материала: доклад
Тема: Обеспечение преемственности между дошкольным образованием и начальной школой
Раздел: начальное образование
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего
образования в соответствии с ФГОС
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Слова великого педагога Льва Семёновича Выготского будут актуальны,
пожалуй, во все времена. Школьное обучение, а именно обучение в начальной школе
всегда являлось, и будет являться продолжением той стадии обучения и развития, на
которой ребёнок находиться при поступлении в школу.
Целью доклада считается необходимость в просвещении родителей, а именно,
рассказать родителям о том, что такое преемственность и показать совместную работу
воспитателей и учителей в плане обеспечения преемственности, а также обозначить роль
родителей в этом процессе.
Что такое преемственность? На что должно опираться школьное обучение? Какую
определенную стадию преодолевает ребенок? Ответы на эти вопросы мы можем найти в
Федеральном государственном образовательном стандарте, который был утвержден в
2013 году и введен с 1 января 2014г.
Всем
известно,
что
переходный
период
от дошкольного к
школьному
детству
считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче",
"безболезненно"
не
травмируя
психику
ребенка,
необходимо
тесное
сотрудничество
детского сада, школы и семьи. И вот это сотрудничество нашло свое отражение в одной
из
задач
федерального
государственного образовательного стандарта
именуемая
как преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Что же подразумевает под собой преемственность?
Преемственность
-
это
непрерывный
процесс
воспитания
и
развития
ребёнка,
который имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода, другими
словами - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в
сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе
на другую возрастную ступень.
В
осуществлении
преемственности
яркой
нитью
должно
быть
налажено
тесное
сотрудничество детского сада, школы и семьи. Как правило, дошкольная ступень, это
одна
сторона,
которая
сохраняет
само
ценность дошкольного
детства,
формирует
фундаментальные
личностные
качества
ребенка,
служащие
основной
успешного
школьного
обучения.
С
другой
–
начальная
школа преемник,
которая
подхватывает
достижения ребенка дошкольного возраста и развивает накопленный им потенциал.
Какими же качествами должен обладать выпускник детского сада, на которые, в
последствии опирается школа?
Итак, модель выпускника детского сада определяет следующие качества личности
ребёнка:
1. Физически развитый.
2. Любознательный, активный.
3. Эмоционально отзывчивый.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе
первичных ценностных представлений, соблюдающий
элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные
возрасту).
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме,
государстве) стране, мире и природе.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Осуществляя задачу преемственности, между детским садом и школой мы ожидаем
следующие результаты:
1. Раннее знакомство и сотрудничество детей с будущим учителем в специально
организованной деятельности.
2. Успешная адаптация первоклассников к учебному процессу.
3. Развитие системы методической работы, направленной на обеспечение качества
образования, на повышение профессиональной компетенции педагогов.
4. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального
школьного детства, придав процессу целостный, последовательный и перспективный
характер.
Для достижения поставленных результатов, мы используем следующие линии и
формы преемственных связей:
• Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов дошкольных
образовательных учреждений, учителей школы и родителей по актуальным
вопросам преемственности;
• Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и
учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки,
спортивные соревнования);
• Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• Взаимодействие медицинских работников, педагогов ДОУ и школы;
• Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и
проведение диагностики по определению психологической готовности детей к школе;
• Встречи родителей с будущими учителями;
• Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в
преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой –
необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому
обучению.
Неотъемлемой частью работы по преемственности школы и детского сада является
сотрудничество с семьей, что позволяет добиться высокого уровня общего
развития
ребенка.
Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников детского
сада и семьи. Всё лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение и
др.) детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием; и, наоборот, все
хорошее,
что
приобретает
ребенок
в
детском
саду
и
школе
(самостоятельность,
организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в
семье.
Только
тогда
улучшаться
качество
воспитания
и
обучения
детей
в
школе
и
подготовка к школе в детском саду, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом
и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка.
Результатом
реализации
программы
сотрудничества
должно
быть
создание
комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и
привлекательность
для
обучающихся,
воспитанников,
их
родителей
(законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся и воспитанников;
гарантирующей
охрану
и
укрепление
физического,
психологического
и
социального здоровья обучающихся и воспитанников;
комфортной
по
отношению
к
обучающимся,
воспитанникам
(в
том
числе
с
ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Результатом
плодотворного
сотрудничества
педагогов
начальной
школы
и
дошкольного
учреждения,
родителей
(законных
представителей)
воспитанников
и
обучающихся
должно
быть
развитие
интегративных
качеств
дошкольника,
которые
служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
И в заключении, хочется провести аналогию с известной басней И. Крылова «Лебедь,
рак и щука» и вспомнить слова «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не
пойдет…» и вот что бы из «дела не вышла мука», всем
участникам образовательного процесса нужно объединиться для достижении единой
цели - создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ
в начальную школу.