Напоминание

Обеспечение преемственности между дошкольным образованием и начальной школой


Автор: Громова Ольга Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Межевская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: село Георгиевское
Наименование материала: доклад
Тема: Обеспечение преемственности между дошкольным образованием и начальной школой
Раздел: начальное образование





Назад




Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего

образования в соответствии с ФГОС

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Слова великого педагога Льва Семёновича Выготского будут актуальны,

пожалуй, во все времена. Школьное обучение, а именно обучение в начальной школе

всегда являлось, и будет являться продолжением той стадии обучения и развития, на

которой ребёнок находиться при поступлении в школу.

Целью доклада считается необходимость в просвещении родителей, а именно,

рассказать родителям о том, что такое преемственность и показать совместную работу

воспитателей и учителей в плане обеспечения преемственности, а также обозначить роль

родителей в этом процессе.

Что такое преемственность? На что должно опираться школьное обучение? Какую

определенную стадию преодолевает ребенок? Ответы на эти вопросы мы можем найти в

Федеральном государственном образовательном стандарте, который был утвержден в

2013 году и введен с 1 января 2014г.

Всем

известно,

что

переходный

период

от дошкольного к

школьному

детству

считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче",

"безболезненно"

не

травмируя

психику

ребенка,

необходимо

тесное

сотрудничество

детского сада, школы и семьи. И вот это сотрудничество нашло свое отражение в одной

из

задач

федерального

государственного образовательного стандарта

именуемая

как преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Что же подразумевает под собой преемственность?

Преемственность

-

это

непрерывный

процесс

воспитания

и

развития

ребёнка,

который имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода, другими

словами - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в

сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе

на другую возрастную ступень.

В

осуществлении

преемственности

яркой

нитью

должно

быть

налажено

тесное

сотрудничество детского сада, школы и семьи. Как правило, дошкольная ступень, это

одна

сторона,

которая

сохраняет

само

ценность дошкольного

детства,

формирует

фундаментальные

личностные

качества

ребенка,

служащие

основной

успешного

школьного

обучения.

С

другой

начальная

школа преемник,

которая

подхватывает

достижения ребенка дошкольного возраста и развивает накопленный им потенциал.

Какими же качествами должен обладать выпускник детского сада, на которые, в

последствии опирается школа?

Итак, модель выпускника детского сада определяет следующие качества личности

ребёнка:

1. Физически развитый.

2. Любознательный, активный.

3. Эмоционально отзывчивый.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и

сверстниками.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе

первичных ценностных представлений, соблюдающий

элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные

возрасту).

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме,

государстве) стране, мире и природе.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Осуществляя задачу преемственности, между детским садом и школой мы ожидаем

следующие результаты:

1. Раннее знакомство и сотрудничество детей с будущим учителем в специально

организованной деятельности.

2. Успешная адаптация первоклассников к учебному процессу.

3. Развитие системы методической работы, направленной на обеспечение качества

образования, на повышение профессиональной компетенции педагогов.

4. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального

школьного детства, придав процессу целостный, последовательный и перспективный

характер.

Для достижения поставленных результатов, мы используем следующие линии и

формы преемственных связей:

• Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов дошкольных

образовательных учреждений, учителей школы и родителей по актуальным

вопросам преемственности;

• Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и

учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки,

спортивные соревнования);

• Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• Взаимодействие медицинских работников, педагогов ДОУ и школы;

• Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и

проведение диагностики по определению психологической готовности детей к школе;

• Встречи родителей с будущими учителями;

• Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в

преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой –

необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому

обучению.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школы и детского сада является

сотрудничество с семьей, что позволяет добиться высокого уровня общего

развития

ребенка.

Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников детского

сада и семьи. Всё лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение и

др.) детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием; и, наоборот, все

хорошее,

что

приобретает

ребенок

в

детском

саду

и

школе

(самостоятельность,

организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в

семье.

Только

тогда

улучшаться

качество

воспитания

и

обучения

детей

в

школе

и

подготовка к школе в детском саду, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом

и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка.

Результатом

реализации

программы

сотрудничества

должно

быть

создание

комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и

привлекательность

для

обучающихся,

воспитанников,

их

родителей

(законных

представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание

обучающихся и воспитанников;

гарантирующей

охрану

и

укрепление

физического,

психологического

и

социального здоровья обучающихся и воспитанников;

комфортной

по

отношению

к

обучающимся,

воспитанникам

том

числе

с

ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Результатом

плодотворного

сотрудничества

педагогов

начальной

школы

и

дошкольного

учреждения,

родителей

(законных

представителей)

воспитанников

и

обучающихся

должно

быть

развитие

интегративных

качеств

дошкольника,

которые

служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

И в заключении, хочется провести аналогию с известной басней И. Крылова «Лебедь,

рак и щука» и вспомнить слова «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не

пойдет…» и вот что бы из «дела не вышла мука», всем

участникам образовательного процесса нужно объединиться для достижении единой

цели - создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ

в начальную школу.



В раздел образования