Автор: Чеберко Ирина Алентиновна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №5"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности исполнительского стиля фортепианных произведений П.И.Чайковского
Раздел: дополнительное образование
Чеберко Ирина Алентиновна
преподаватель фортепиано
МБУ ДО «Детская школа искусств №5» г. Иркутска
Особенности исполнительского стиля
фортепианных произведений П.И.Чайковского
Проблема исполнительского стиля едва ли не самая важная, центральная в
исполнительском музыковедении. Она затрагивает самую суть музыкального
искусства, его специфику, его жизнь. Музыкальное произведение, чтобы стать
доступным для восприятия, должно прозвучать, «ожить»: оно как бы заново
рождается, воссоздаётся при исполнении, причём воссоздаётся в
индивидуализированном виде, в определённом стилевом характере. Трудно
хорошо исполнить произведение, не чувствуя и не зная его стилевых
особенностей, его характерных «родовых» черт. Исполнителю нельзя допускать,
чтобы в результате работы получилось нечто бесформенное, расплывчатое,
неопределённое, стилистически неоправданное; нельзя довольствоваться каким-
то одним, пусть даже и основательно продуманным подходом ко всем
исполняемым произведениям, применять к ним одну и ту же мерку. Например,
если взять понятия артикуляции и фразировки, то понятно, что они далеко не
сходны, не тождественны в разных стилях: в одних артикуляция тесно связана с
фразировкой, и находится с последней в нерасторжимом единстве, в других,
напротив, резко отделена от неё и сводится к отчётливому, порой чисто
механическому выполнению штрихов legato, non legato, staccato и их
разновидностей. И наконец следует вспомнить, что существуют средства
художественной выразительности, которые наиболее характерны для того или
иного композитора, без которых его произведения становятся мало узнаваемыми,
обескровленными. Часто приходится слышать, что музыка – интернациональный,
универсальный язык. Это конечно верно, но, как и все языки, язык музыки
изменчив. В сущности, каждое произведение имеет свой особый язык, входящий
в состав языка данного автора. В свою очередь ключом к пониманию автора
служит общий язык его эпохи, определённого художественного направления. В
каждой мелочи, в каждом эмоциональном побуждении, в каждом душевном
оттенке,- во всём сказывается стиль, манера восприятия, выражения автора, его
среды, его времени. Всё это имеет распространение на ритмику, гармонию,
фразировку, артикуляцию его произведений, словом, на все элементы его
музыкального языка. В известной степени разные композиторы говорят на разных
языках. Они не только воплощают разные идеалы и отражают в своих
произведениях различные стороны жизни, но и сам аппарат отражения, который
ими используется различен. Ибо манеры и способы выражения организованы по-
разному в зависимости от условий, особенностей окружающей жизни,
индивидуальных качеств.
П.И.Чайковский принадлежит плеяде русских композиторов второй половины
XIX века. Как композитор-профессионал он сформировался в 1860-1870 годы,
ознаменованные с одной стороны большим подъёмом общественной и культурной
жизни Российской империи: многогранным развитием русской музыки,
литературы и живописи, расцветом отечественного естествознания, ярких
завоеваний в области философии и эстетики. С другой стороны тяжёлые
последствия Крымской войны 1853-1856гг наглядно обнаружили кризис
крепостничества, подъём волны русского революционного движения, а затем всё
большее и большее наступление реакционного правительства на все
демократические, политические и культурные завоевания, в том числе и в сфере
эстетики и искусства.
Дворянин
по
происхождению,
Чайковский
двадцатидвухлетним
юношей
предпочёл
многообещающей
карьере
чиновника-юриста
жизнь
и
труд
профессионала-музыканта.
Русские
композиторы
явились
новаторами
в
фортепианном
творчестве
и
внесли
свою
лепту
в
развитие
мирового
фортепианного
искусства.
В
чём
заключался
новаторский
подход
русских
композиторов к проблемам фортепианной музыки? Их историческая миссия –
преобразовать
звучание
инструмента,
дать
выход
его
неиспользованным
возможностям
ради
раскрытия
многих
тайн
человеческой
личности.
И
это
исследование
человеческой
и,
что
бесконечно
дорого
и
важно, национальной
психологии шло через приближение к речевой и певческой интонации, усиление и
расширение опоры на человеческий голос. Кроме того объектив исследователей
был
сфокусирован
на
будничные,
простые,
окружающие
рядовых,
обычных
людей
в
быту,
в
их
повседневной
жизни
явления.
Художественная
революционность отечественных мастеров сказалась в том, что они как раз с
указанной целью пробудили и активизировали, а во многом и заново открыли
поющие,
говорящие,
имитирующие,
живописно-изобразительные
способности
фортепиано. Огромное влияние на все элементы музыкального языка оказало
народно-песенное начало. Первой заповедью русской музыки, как давно и хорошо
известно, служит её редкостная распевность. Но эта распевность вбирает в себя
целую серию свойств. Важнейшим среди них пожалуй стоит назвать огромную
пространственность
мелодического
дыхания,
как
порой
может
показаться
неиссякаемый разворот во времени. Это симптом не только формальный, но и
психологический.
«Человек
чувствует
так,
как
он
дышит»,-
утверждают
психологи. «Скажите мне, каково дыхание человека, и я скажу вам его чувство и
его мимику»,- писал психолог П.Блонский. Значит по дыханию, а в нашем случае
по ритмическому дыханию, по ритму в его широком плане, в психологическом
аспекте, можно определить эмоциональный характер, рисунок чувства. Самые
характерные
русские
интонации
отмечаются
сходным
для
всех
них
психологическим
ритмом,
определённым
дыханием:
и
интонация
вздоха,
и
интонация обострения, изводящая или томящая, интонация восторга, отчаяния и
даже дерзкой воли. Ровность и длительность ведения фразы, её мелодического
течения таит в себе скрытую энергию колоссальных интонационных разворотов,
которые возможны с появлением в ровном звуковом потоке бурных вспышек. Это
парадоксальное
и
характернейшее
свойство
русского
распева
раскрывает
коренные
противоречия
в
эмоциональном
характере,
присущие
многим
музыкальным
образам
в
отечественной
фортепианной
литературе
и
в
произведениях Чайковского в частности. Спокойствие, терпение, сознание своей
силы с одной стороны и способность к гигантским подъёмам энергии с другой.
Здесь нужно ещё прибавить замечание о соединении в таких случаях вокально-
распевного начала с декламационным. Можно кратко сформулировать основные
характерные
признаки
фортепианных
сочинений
Чайковского
и
других
отечественных композиторов:
а ) . Предельная плавность, текучесть мелодического и аккордового движения,
возникновение огромного притяжения каждого аккорда к соседнему,- аккорды
буквально должны вливаться друг в друга.
б). Густота тембра, рождаемая многоголосием. Широкоохватность всего аккорда
сочетается с тесным расположением голосов.
в). Интонирование выдержанных аккордов таким образом, чтобы в моменты
остановок (на длинных нотах) они не только не затухали, но и набирали мощь:
звучание каждого отдельного аккорда должно словно усиливаться, с тем чтобы
максимально устремляться к следующему аккорду. Реально подобный эффект
достижим в хоре, в оркестре, в исполнении инструментами с продолжительным
звуком, а пианист ,хотя бы мысленно, обязан к этому стремиться. Ему должна
помочь в этом: во-первых, способность слушать продолжение фортепианного
звука после его взятия - он, как известно, всё же тянется какое-то время, а не
умирает мгновенно, а во-вторых, специальная запаздывающая педализация.
Особенно нужно отметить звучание басов. Сочное пение глубокого баса – одна из
верных примет русской фортепианной музыки. Басы насыщают даже лирическую
мелодию мощью своего дыхания, мужественностью и энергией.
Для русской пианистической литературы фортепианное наследие Чайковского
имеет особое историческое значение, не уступающее значению его оркестровых
произведений для русского симфонизма. Будучи художником с необычайно
широким кругом творческих интересов, он работал во всех основных жанрах
фортепианной музыки и каждый из них обогатил сочинениями высокой
художественной ценности. Чайковский смолоду был превосходным пианистом:
при окончании Училища правоведения в 1859 г. он играл труднейшую Фантазию
Листа на мотивы из «Лючии», а при открытии Московской консерватории в 1866г.
блестяще исполнил увертюру к «Руслану и Людмиле». Несомненно, Чайковский
уже в те годы переиграл значительную часть мировой фортепианной литературы,
но ничьи влияния не сковали развития его собственного стиля, несущего яркие
национальные черты. Его стиль ещё и продиктован требованиями
сформировавшегося основного творческого метода композитора – метода
симфонизма,- широкоохватного, раздвигающего привычные рамки жанров и
концепций. Асафьев определил симфонизм, как развитие художественной идеи
через последовательное изменение, сапоставление и конфликтное столкновение
разных музыкальных образов, приводящее часто к их превращению в иные,
подчас противоположные в своей сущности. Симфонический метод мышления
проявился как в крупных произведениях, так и в малой форме и выразился в
преобладании музыкальной драматургии конфликтного типа, а так же в
напряжённости раскрытия лирических состояний. Симфонические принципы
проникают во все жизненные центры фортепианной музыки Чайковского, начиная
с голосоведения и кончая яркими контрастами используемых жанров. Чайковский
соединяет в едином сочинении несовместимые казалось бы темы и жанровые
эпизоды, характерно-контрастные элементы, образующие в конце концов
единство.
Анализируя фортепианную фактуру Чайковского, следует отметить свойственное
ей характерное сочетание выразительной, полнокровной кантилены с так
называемой «тяжёлой» техникой ( многозвучной аккордикой и октавами – словом
всем фактурным арсеналом, требующим применения «плечевой» игры).
Категория «лёгкой» техники ( пассажи и все виды техники, связанные с
движениями кисти, пальцев), как правило встречается у Чайковского
сравнительно редко: он избегает таких форм фортепианной музыки, как этюды,
прелюды, где в большинстве случаев «лёгкая» техника преобладает. Из двух
элементов, составляющих в своём сочетании своеобразную фактуру Чайковского,
а именно – кантиленного и « крупно-технического», основная, господствующая
роль принадлежит безусловно кантилене. Кантилену Чайковского знают и любят
миллионы слушателей, и не только тогда, когда она звучит в исполнении голоса
или инструментов, приближающихся к нему по своему тембру. Чайковский владел
редким искусством «пения на фортепиано». Им создано немало шедевров в жанре
фортепианной лирической кантилены. Наряду с певучей музыкой он писал пьесы
в танцевальном и скерцозном характере. Стремясь воплотить в фортепианной
музыке широкий круг образов, связанных с русской действительностью,
Чайковский создавал в фортепианной миниатюре образы грёз, мечты, картины
природы, народной жизни. Национальный облик его стиля особенно отчетливо
ощущается в сценах русского народного характера. Помимо мелодического, ладо -
гармонического, полифонического и ритмического своеобразия, они отличаются
мастерской имитацией русских народных инструментов – тягучих «разводов»
гармоники, поэтичных свирельных наигрышей, гусельных переборов, бряцаний
балалайки и перезвонов бубенцов. Примером разнообразного использования этих
звучностей может служить «Русская пляска» ор.40.
Истоки фортепианного стиля Чайковского находятся и в традициях
отечественной культуры, особенно М.Глинки и А.Рубинштейна, и в связях с
Шуманом, который привлекал Чайковского умением передать тончайшие оттенки
человеческих чувств. В фортепианном наследии композитора преобладают пьесы
малых форм, которые объединены в циклы, что отражает влияние законов
драматургии крупных форм. Венцом фортепианного творчества Чайковского
является цикл из 12 пьес «Времена года». Если Первый концерт выразил в полной
мере «большой стиль» фортепианного творчества, то «Времена года»
показательны для его камерного фортепианного стиля. В цикле с высоким
мастерством отобраны и развиты методы фортепианного изложения.
Применявшиеся композитором в более ранних сочинениях: диалогическая форма
изложения, полифонический характер фактуры, выразительные фигуративные
фоны. Здесь всё строго, лаконично, во всём соблюдена точная мера,
характеризующая подлинного художника. «Времена года» возвышаются над всем
камерным фортепианным наследием Чайковского, будучи связанными с
сочинениями других жанров. В основу музыкального содержания каждой пьесы
положены конкретные бытовые образы, заимствованные непосредственно из
окружающей жизни и опоэтизированные, в них Чайковский нарисовал милые его
сердцу картины русской жизни в разные времена года. Тёплое, любовное
отношение композитора к изображаемой жизни придают музыке интимный,
личный тон. Изобразительное начало так тесно сливается с лирическим, что их
невозможно отделить друг от друга. «Времена года» не столько серия картинок
природы и быта, не столько чередование музыкальных пейзажей, сколько цикл
«картинок настроения».
Все вышеперечисленные особенности неповторимого, с первых звуков
узнаваемого авторского стиля великого П.И. Чайковского ставят перед
исполнителями чрезвычайно разнообразные, увлекательные, нередко сложные
художественные и технические задачи. Сочинения Чайковского утвердили
значение русской фортепианной школы как одной из ведущих в искусстве
последних десятилетий ХIX века.
Литература
Я.И. Мильштейн «Вопросы теории и истории исполнительства»
М. Смирнов «Русская фортепианная музыка»
А. Альшванг «Опыт анализа творчества П.И.Чайковского»
Л.М. Конисская «Чайковский в Петербурге»
Ю. Розанова «История русской музыки» II том
Е.М. Орлова «Лекции по истории русской музыки»