Напоминание

Партнёрство классного руководителя и семьи в организации деятельности классного коллектива


Автор: Володина Галина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Ильинская СОШ № 25
Населённый пункт: п. Ильинский
Наименование материала: статья
Тема: Партнёрство классного руководителя и семьи в организации деятельности классного коллектива
Раздел: начальное образование





Назад




«Партнёрство классного руководителя и семьи

в организации деятельности классного коллектива»

«Мы разные – в этом наше богатство,

Мы вместе – в этом наша сила».

Я

первый

учитель,

который

входит

в

жизнь

ребёнка

и

его

семьи.

Родители доверили мне самое дорогое – своих детей, и моя обязанность –

оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве,

общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему я и стремлюсь.

Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря

говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья - это опора, крепость,

начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать

себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности.

Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это -

первый

коллектив

ребенка,

естественная

среда

ребенка,

где

закладываются

основы будущей личности.

Для

формирования

сотруднических

отношений

важно

представлять

классный

коллектив

как

единое

целое,

как

большую

семью,

которая

сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность

педагогов, родителей, детей.

Одним

из

важных

направлений

в

моей

деятельности,

как

классного

руководителя

является

работа

с

семьёй,

в

которой

ребёнок

растёт

и

воспитывается.

Воспитание

детей

это

единая

задача

всего

сообщества

родителей,

педагогов

и

общественности.

Объединившись,

мы

сумеем

достичь

поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными,

имели четко сформированные гражданские позиции.

К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны

детей одевать, кормить, а воспитание – это удел детских садов и школ. Такие

родители ошибаются. Семья – это основа первичной социализации человека,

именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером

помогают

ребенку

освоить

такие

понятия

как

честность,

отзывчивость,

добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны

работать в одном направлении.

Моя

задача -

всеми доступными

средствами достичь взаимодействия,

согласия с родителями в воспитании общей культуры ребенка, в создании

эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие

ценности.

Основа моей воспитательной работы - союз учителя, родителей и ребенка.

Именно

важен контакт учителя и родителей. Ведь ребенок - это не только

объект, но и субъект воспитания.

С первых дней знакомства с родителями доношу до них мысль о том, что

источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого детства

является любовь к нему родителей.

Собрание с родителями первоклассников начинаю так: «С этой минуты,

ваши дети стали и моими детьми. Радости и огорчения у нас теперь общие.

Жить нам теперь вместе». Такое начало располагает родителей к учителю.

Способствованию

установления

взаимопонимания,

указывает

на

единство

устремлений.

Работу

с

родителями

на

новый

учебный

год

начинаю

с

тщательного

анализа

проведенной

воспитательной

работы

за

прошедший

год.

Отмечаю

продвижения в воспитании и обучении, нерешенные проблемы, их причины,

обдумываю,

на

что

обратить

особое

внимание

в

новом

учебном

году.

На

классном собрании, посвященном итогам года, знакомлю родителей со своими

выводами, обмениваемся мнениями. Намечаем совместный план работы на

новый

учебный

год.

Тематику

родительских

собраний

определяют

сами

родители.

Выявляю

востребованные

родителями

темы

методом

опросов,

анкетирования,

личных

бесед.

Для

определения

большей

будущей

результативности

планирования

уже

на

первой

встрече

с

родителями

предлагаю

ответить

на

некоторые

вопросы,

которые

помогут

определить

содержание будущей работы с детьми и участие в ней родителей учащихся:

1. Какие темы будущих классных часов вы хотите предложить?

2. Какие экскурсии необходимо организовать в классе?

3. Какие праздники совместно с родителями класса необходимо

организовать в этом году?

4. Какие нравственные темы необходимо обсудить с учащимися класса?

5. Какие традиции необходимо развивать в детском коллективе?

6. В каких мероприятиях класса может участвовать ваш ребенок?

7. В каких мероприятиях класса вы сами могли бы принять участие?

В

своей

практике

часто

использую

классное

родительское

собрание

совместно

с

детьми.

Такие

собрания

проходят

интересно.

Родители

видят

продвижения в развитии, воспитании своих детей. Дети же в свою очередь

видят оживление в глазах родителей, гордость, и это дает новый импульс к

новым достижениям,

создает ситуацию успеха.

Используемые мною формы работы, с родителями самые разнообразные:

беседы, консультации, дискуссии. Интересно прошла встреча в форме диспута:

«Дети глазами родителей, родители глазами детей». С целью более глубокого

изучения

условий,

в

которых

проживает

ребенок,

его

мотивов,

интересов,

склонностей;

используются

тесты,

анкеты,

беседы.

Мы

обмениваемся

мнениями с родителями, некоторые делятся своим опытом воспитания. Темы

для бесед, консультаций и собраний дает и метод изучения рисунков. Например,

анализ рисунков на тему «Моя семья» дает информацию о семье. На многих

рисунках изображены дети без взрослых. Это позволяет судить об одиночестве

их авторов. Совместные действия детей и взрослых отсутствуют.

На

классном

родительском

собрании

помимо

основной

темы

уделяем

внимание

обсуждению

задач

учебно-воспитательного

процесса

в

классе,

определяем стратегические линии сотрудничества родителей и школы.

Знакомлю родителей с общими результатами учебной деятельности класса,

с

состоянием

духовной

атмосферы

в

классе.

Делюсь

наблюдениями

о

поведении ребят на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д. Темой

разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся и другие

вопросы.

Здесь

стараюсь

быть

предельно

деликатной,

избегаю

негативных

оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

Досуг в семье сводится лишь к просмотру телепередач. В то время как у

детей существует огромная потребность в общении со взрослыми, в совместной

деятельности. Недооценивание этого условия в педагогике пагубно сказывается

на

целостном

развитии

личности,

становления

опыта

семейной

жизни,

усвоение и формирование норм жизнедеятельности в будущей семье. Поэтому

остро встал вопрос «Организация досуга в семье». Этой теме были посвящены

следующие наши совместные дела:

Экскурсии:

Дом сказки на

ВВЦ «Жили-

были»

Музей-

театр на ВВЦ

«Ледниковый

период»

«Зимняя

заимка»

г. Ногинск

Музей

истории

покорения

неба

Прогулки:

В воскресный

выходной -

вместе все

своей

СЕМЬЁЙ!

В воскресный

выходной -

вместе все

своей

СЕМЬЁЙ!

Праздники:

«О родных и

близких с

любовью!»

«Прощай,

Азбука»

«Потому что

мама

рядом!»

«Здравствуй,

Новый год!»

Посещение

театра

Участие в

районном

конкурсе

«Моя

классная –

самая

классная!»

Частые

посещения

родителями

классных

мероприятий

позволяет,

увидеть

результаты

деятельности

своих

детей,

начинают

лучше

понимать

напряженный

труд

учителя,

проникаются

уважением.

Показателями

эффективности

моей

работы

с

родителями

является

интерес

родителей

не

только к классным мероприятиям, но и общешкольным, их желание участвовать

в них.

Использование

нетрадиционных

форм

сотрудничества

с

родителями

(капустники, чаепитие, деловые игры) позволяет и детям, и родителям увидеть

друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и

актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании

пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание

помочь

своему

ребенку

стать

счастливее;

поднимает

авторитет

школы,

позволяет объединить воспитательные усилия родителей.

Совместное планирование воспитательной работы делает этот процесс

занимательным и творческим не только для меня, но и для детей и родителей.

Дети понимают, что взрослым небезразлично, как они будут жить в классе.

Совместное

планирование

-

хорошая

возможность

для

организации

педагогического наблюдения в детском коллективе. Учащиеся, участвующие в

планировании, ответственно относятся к участию в мероприятиях, которые

придуманы ими. По-иному относятся и родители к своему участию в жизни

класса, если видят высокую активность собственных детей.

В конце учебного года в классе организовываем проектную работу на

тему «Вот как мы живем». Ребята создают буклеты и стенгазеты с описанием

мероприятия и своими впечатлениями и отзывами о них. Получается большая

книга, рассказывающая о жизни класса. Эти проекты учащиеся защищают на

нашем последнем в учебном году родительском собрании.

Заседание

родительского

комитета

«Планы на

учебный год»

Эти примеры показывают эффективность партнёрства

семьи и школы.

Учитывая

важность

такого

сотрудничества

для

успешной

работы

по

воспитанию и развитию учащихся, формированию единого воспитательного

пространства

«семья-школа»,

считаю

необходимым

продолжать

данную

деятельность.



В раздел образования