Напоминание

Роль краеведения в воспитательном процессе


Автор: Светлана Алексеевна Поплавская
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ ПСОШ №2 им. М.Ф. Тихонова
Населённый пункт: г. Королёв, Московская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль краеведения в воспитательном процессе
Раздел: начальное образование





Назад




Методические рекомендации. Из опыта работы

«Роль краеведения в воспитательном процессе»

Поплавская С.А.

(Р.Ф., Московская обл., г. Королёв,

МБОУ Первомайская СОШ №2

им. М.Ф. Тихонова)

Для успешной адаптации в современном мире ребёнку необходимо,

прежде всего, знать самого себя. Тот, кто живёт, не ведая своих корней, кто

лишён

исторической

памяти

и

не

помнит

прошлого

своего

народа,

тот

фактически

обедняет

свою

жизнь.

Изучение

родного

края

начинается

с

первых шагов по земле и никогда не теряет своей актуальности. Красота и

величие

Родины

должны

трогать

сердца

детей,

углубляя

и

развивая

их

духовную культуру.

Материал

для

организации

воспитательной

работы

на

уроках

изобразительного

искусства

очень

широк.

Это

и

информация

о

природе

родного края в виде статей, описаний, фотографий, и картины местных

художников,

и

предметы

быта,

созданные

мастерами

местных

народных

промыслов – то есть образцы народного декоративно-прикладного искусства.

Исходя

из

вышесказанного,

следует

отметить,

что

применение

краеведческого материала в воспитании нравственности у подрастающего

поколения

имеет

большое

значение

для

формирования

представлений

о

Родине, её истории, традициях и культуре, воспитании патриотизма, чувства

ответственности за сохранение природы и традиций родного края.

Отличным

примером

использования

краеведческого

материала

в

воспитательной работе является комплекс долгосрочных проектов «Народные

промыслы». Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

На

первых

этапах

проекта

объясняются

его

цели

и

даются

долгосрочные задания:

-

найти

материал

о

тех

или

иных

народных

промыслах,

указать

источники информации и автора;

- найти стихи, загадки, поговорки об изделиях;

- найти иллюстрации, фотографии, открытки изделий, а также сами

изделия.

Сложность задания варьируется в зависимости от возраста детей.

Отобрав материал, учащимся необходимо самостоятельно оформить

полученную

информацию.

Учитель

выполняет

лишь

координирующую

функцию,

уделяя

особое

внимание

вовлечению

каждого

школьника

в

творческий процесс.

Завершающим этапом проекта является проведение урока, на котором

учащиеся делают сообщения о проделанной работе и учатся самостоятельно

выполнять элементы народных промыслов. В качестве примера творческой

работы

на

таких

уроках

можно

привести

выполнение

(эскиз,

роспись)

декоративных работ в стиле Хохломской и Гжельской росписи, в традициях

Дымковской глиняной игрушки. В нашей школе приветствуются и более

современные технологии изготовления других изделий по мотивам народных

промыслов.

Другим направлением воспитательной работы по изучению культуры

нашей огромной многонациональной страны и формированию правильных

межнациональных отношений является разработка и изготовление руками

самих учащихся народных костюмов. Дети узнают, как в течение нескольких

веков в разных концах России складывались свои характерные особенности в

одежде и люди строго придерживались местных традиций (1, с. 50). Такие

знания

также

в

немалой

степени

способствуют

сближению

детских

интересов, взаимному проникновению материальной и духовной культуры.

При этом дети познают не только исторические традиции и уклады

своей малой родины, но и знакомятся с обычаями представителей других

народов, зачастую своих одноклассников или соседей.

Представления о России у школьников год от года обогащаются,

расширяются,

совершенствуются.

В.А.

Сухомлинский

говорил:

«Нельзя

пробудить чувство Родины без восприятия, переживания окружающего мира.

Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком

уголке далёкого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой

Родины».

Литература

1.

Горяева

Н.А.,

Островская

О.В.

«Декоративно-прикладное

искусство в жизни человека». Учебник для общеобразовательных

учреждений. – М. Просвещение, 2017 г.



В раздел образования