Автор: Светлана Алексеевна Поплавская
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ ПСОШ №2 им. М.Ф. Тихонова
Населённый пункт: г. Королёв, Московская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль краеведения в воспитательном процессе
Раздел: начальное образование
Методические рекомендации. Из опыта работы
«Роль краеведения в воспитательном процессе»
Поплавская С.А.
(Р.Ф., Московская обл., г. Королёв,
МБОУ Первомайская СОШ №2
им. М.Ф. Тихонова)
Для успешной адаптации в современном мире ребёнку необходимо,
прежде всего, знать самого себя. Тот, кто живёт, не ведая своих корней, кто
лишён
исторической
памяти
и
не
помнит
прошлого
своего
народа,
тот
фактически
обедняет
свою
жизнь.
Изучение
родного
края
начинается
с
первых шагов по земле и никогда не теряет своей актуальности. Красота и
величие
Родины
должны
трогать
сердца
детей,
углубляя
и
развивая
их
духовную культуру.
Материал
для
организации
воспитательной
работы
на
уроках
изобразительного
искусства
очень
широк.
Это
и
информация
о
природе
родного края в виде статей, описаний, фотографий, и картины местных
художников,
и
предметы
быта,
созданные
мастерами
местных
народных
промыслов – то есть образцы народного декоративно-прикладного искусства.
Исходя
из
вышесказанного,
следует
отметить,
что
применение
краеведческого материала в воспитании нравственности у подрастающего
поколения
имеет
большое
значение
для
формирования
представлений
о
Родине, её истории, традициях и культуре, воспитании патриотизма, чувства
ответственности за сохранение природы и традиций родного края.
Отличным
примером
использования
краеведческого
материала
в
воспитательной работе является комплекс долгосрочных проектов «Народные
промыслы». Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
На
первых
этапах
проекта
объясняются
его
цели
и
даются
долгосрочные задания:
-
найти
материал
о
тех
или
иных
народных
промыслах,
указать
источники информации и автора;
- найти стихи, загадки, поговорки об изделиях;
- найти иллюстрации, фотографии, открытки изделий, а также сами
изделия.
Сложность задания варьируется в зависимости от возраста детей.
Отобрав материал, учащимся необходимо самостоятельно оформить
полученную
информацию.
Учитель
выполняет
лишь
координирующую
функцию,
уделяя
особое
внимание
вовлечению
каждого
школьника
в
творческий процесс.
Завершающим этапом проекта является проведение урока, на котором
учащиеся делают сообщения о проделанной работе и учатся самостоятельно
выполнять элементы народных промыслов. В качестве примера творческой
работы
на
таких
уроках
можно
привести
выполнение
(эскиз,
роспись)
декоративных работ в стиле Хохломской и Гжельской росписи, в традициях
Дымковской глиняной игрушки. В нашей школе приветствуются и более
современные технологии изготовления других изделий по мотивам народных
промыслов.
Другим направлением воспитательной работы по изучению культуры
нашей огромной многонациональной страны и формированию правильных
межнациональных отношений является разработка и изготовление руками
самих учащихся народных костюмов. Дети узнают, как в течение нескольких
веков в разных концах России складывались свои характерные особенности в
одежде и люди строго придерживались местных традиций (1, с. 50). Такие
знания
также
в
немалой
степени
способствуют
сближению
детских
интересов, взаимному проникновению материальной и духовной культуры.
При этом дети познают не только исторические традиции и уклады
своей малой родины, но и знакомятся с обычаями представителей других
народов, зачастую своих одноклассников или соседей.
Представления о России у школьников год от года обогащаются,
расширяются,
совершенствуются.
В.А.
Сухомлинский
говорил:
«Нельзя
пробудить чувство Родины без восприятия, переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком
уголке далёкого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой
Родины».
Литература
1.
Горяева
Н.А.,
Островская
О.В.
«Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека». Учебник для общеобразовательных
учреждений. – М. Просвещение, 2017 г.