"Внеурочные образовательные условия для детей с РАС."
Автор: Стрыгина Татьяна Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ОГКОУ "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями №89" Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: выступление Тема: "Внеурочные образовательные условия для детей с РАС." Раздел: начальное образование
ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья №89»
«Внеурочные образовательные условия
для детей с РАС.»
Выполнила: учитель начальных классов
Стрыгина Т.В.
г. Ульяновск, декабрь 2015г.
Слайд 1. Добрый день, уважаемые гости. Я работаю учителем начальных
классов с детьми с РАС. Тема моего Доклада: «Вариативность
специальных образовательных условий для детей с РАС при обучении в
общеобразовательном учреждении.»
Слайд
2. Наши специалисты обучались в Школе «Кошёнкин луг» Центра
психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, которая
является структурным подразделением ГБОУ ВПО Московского Городского
Психолого-Педагогического Университета
Руководитель курса: Хаустов Артур Валерьевич, кандидат психологических
наук, учитель
-
дефектолог.
- Во время обучения нам показали эффективные программы для детей с
аутизмом различной степени выраженности.
-
Увидели,
как
работают
учителя
начальной
школы,
где
целью
работы
является поэтапный перевод детей с индивидуальной формы обучения на
классно-урочную.
Обучение
в
этой
школе
сочетается
с
коррекционной
работой,
которую
проводят
специалисты
разного
профиля:
педагоги-психологи,
учителя-
дефектологи,
учителя-логопеды,
педагоги
дополнительного
образования
(студии: музыки, театра, рисования, лепки, домоводства, плавания, ЛФК).
В дальнейшем наши педагоги- специалисты поделятся своими полученными
знаниями и опытом.
Слайд 3. Посмотрев на это фото, каждый спросит: «Что это?» Когда мы едем
очень быстро, мы многое не успеваем не то чтобы рассмотреть, но и увидеть.
В результате в голове возникает страх. Вот так видит и чувствует мир наш
ребенок.
Слайд 4 . Ожидая такого ребенка в садике, в школе мы заранее должны
подготовиться и знать его особенности, чтобы использовать определенные
способы адаптации в образовательной среде. В данной таблице указаны
главные особенности ребенка и пути их разрешения. В нашей школе было
так…
Мы знаем , что у ребенка есть трудности в переработки информации, значит
нам необходимо его заранее готовить в образовательное учреждение
(показать фото школы дома; гулять около школы; зайти в школу:знакомиться
с гардеробом, кабинетом, столовой и т.д).
Мы знаем , что у детей отсутствует мотивация к посещению
образовательного учреждения, тогда мы должны с родителями подумать, как
обеспечить сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка (это может быть
любимая деятельность ребенка, это сладости, это аутостимуляция и т.д.)
Мы знаем, что ребенку трудно ориентироваться в пространстве, мы должны
наклеить везде, где будет ребенок ориентировочные подсказки (это могут
быть слова, картинки, схемы).
Мы знаем , что у детишек отсутствует речь, существуют трудности в
коммуникации, должны детям сделать подсказки в виде картинок или фото,
например, как и когда нужно приветствовать, прощаться и.д.; научить
пользоваться коммуникативной доской (ребенок может общаться при помощи
картинок, соотнося реальные предметы с рисунком, мы будем знать, чего
хочется ребенку).
Мы знаем, что у детей имеются поведенческие трудности, мы должны
наклеить картинки, например, как пользоваться кулером, правила поведения в
туалете и т.д.
Мы знаем, что детишки трудно усваивают последовательность событий и
для решения этой особенности мы должны в школе, а родители - дома,
подготовить наглядное расписание режима дня, если занятия, то каждого
этапа занятия.
Слайд 5. Все эти особенности нужно учитывать, начиная с адаптационного
периода.
Сроки адаптационного периода у всех детей проходят по разному, кому-то
нужен год, кому-то больше)
При организации занятий используются адаптивные образовательные
программы, разработанные в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.
Следует обязательно обратить внимание на поведение ребенка, возможно
потребуется:
- дозировать нагрузку (предвидеть ситуацию и менять по обстановке);
- наличие помощи тьютора;
- изменить режим посещения занятий (наши дети посещают столовую
отдельно от других детей);
количество уроков увеличивается постепенно и индивидуально;
планируется постепенное включение детей в общественные мероприятия;
Слайд 6-7. Для помощи детям пространство нужно зонировать, разделить по
функциям при помощи оборудования, двери и т. д. Каждый вид деятельности
должен проходить в определенной зоне при минимальном материале на
стене. Обязательно должны быть: учебная, сенсорная зона; зона отдыха.
Слайд 8. Для детей мы ввели маркировку вещей. Они должны знать, где
находятся их вещи; должны уметь их использовать по назначению.
Слайд 9-10. Чтобы использовать их по назначению, дети должны видеть, на
каком этапе ими можно воспользоваться. Для этого мы и родители дома
делаем визуальное расписание. В котором ребенок видит, что он будет делать,
в каком порядке в течение дня, в течение недели, где в результате ребенок
обязательно должен увидеть и получить поощрение (или пакетиком
пошуршать, книжку полистать..). Количество заданий может со временем
увеличиваться, обязательно нужно соблюдать последовательность и
выполнение заданий, даже если осталось совсем мало времени (каждого
этапа по чуть-чуть , но выполнить). Мы можем использовать разнообразные
расписания, там могут быть фото, картинки, названия предметов, выполнение
действий, схемы.
Слайд 11-12-13-14. При выполнении расписания или какой- либо задачи
поставленной перед ребенком мы должны обязательнопоказать как это нужно
сделать, ребенок должен повторить (возможна помощь учителя) и ребенок
должен показать самостоятельно, а со временем меняя место и ситуацию. Для
этого мы используем визуальные подсказки: правила поведения на уроке
(перемене), переодевание на физкультуру и т.д.
Слайд 15. После каждого выполненного, а в последующем за ряд
выполненных заданий дается то, что очень любит ребенок. Это могут быть
сладости, потом жетоны, а потом остается «молодец». Ребенка нужно
поощрять и хвалить всегда, за самое простое движение. Ребенок сам Вам
сказал: «Пока» или показал «пока» в определенной нужной ситуации- это
важный этап его жизни. Он «Молодец». Потому что он сделал осознанно и
сам.
Слайд 16. Для того чтобы детям было интересно, эмоционально мы
стараемся использовать максимум разных технических средств: планшеты,
компьютеры, диктофон, часы с таймером и т.д.
Слайд 17-18. Учебные пособия, учебники: матем. Алышева, букварь
Воронкова, развитие речи Худенко.
Слайд 19-20. Учебники, учебные пособия мы применяем индивидуально к
каждому ребенку отдельно, это зависит от того что более развито. Например,
развита у ребенка крупная моторика и самообслуживание, значит, чтобы
повысить коммуникацию, восприятие, познавательную деятельность
комплекс заданий будет разработан, используя те навыки, с которыми ребенок
хорошо справляется. Чтобы на выходе каждого вида деятельности ребенок
получал положительные эмоции.
Слайд 21. Если мы будем терпимее, будем любить наших детей, если
будем одной семьей: это администрация, специалисты, родители и цель
одна « Максимально социализировать ребенка», то для ребенка такого
страха, как на картинке не будет.
Литература и материал:
из опыта работ Красносельская Е.Л., учитель
-
дефектолог, ЦПМССДиП
из опыта работ Хаустова И.М., учитель
-
дефектолог, ЦПМССДиП
из опыта работы АНО «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш
Солнечный Мир» Шпицберг И.Л.
из опыта работы Гончаренко Мария , учитель начальных классов