Напоминание

Возрастные особенности творческого развития детей


Автор: Аксененко Юлия Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДТ
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов
Наименование материала: Статья
Тема: Возрастные особенности творческого развития детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Творческая деятельность возникает не сразу, а постепенно

разворачивается, развивается из более элементарных и простых

форм и на каждой возрастной ступени имеет свое собственное

выражение. Все формы творчества требуют включения эмоций как

побудителей этого процесса и знаний, необходимых для его

воплощения. Для рождения нового необходимо сочетание

эмоциональности и осмысления образов. Понятно, что творческие

возможности у людей не одинаковы в разные возрастные периоды.

В детстве рисуют, танцуют, поют и декламируют стихи почти все,

уже в начальной школе это делает существенно меньшее число

детей, тогда как к подростковому возрасту в искусстве остаются

единицы.

По мнению ряда авторов, творчество – это не исключительный

процесс, касающийся только отдельных творческих личностей, он

пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве. Д. А.

Леонтьев выделяет творчество как универсальную натуральную

функцию, присущую всем нормально развивающимся детям, и

творчество как высшую психическую функцию, в которую детское

творчество может трансформироваться в процессе взросления.

В норме воображение активируется у трёхлетних детей, остаётся

активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии

сохраняется у небольшого числа особенно одарённых людей. С

возрастом большинство людей навсегда входит в прозу

практической жизни и хоронит мечты своей юности. Однако

воображение у них не исчезает полностью, но появляется теперь

уже только случайно, в каких-то отдельных аспектах жизни.

Если сравнить подростков с 6-7-летними детьми, оказывается, что в

15 лет в два-три раза меньше детей, увлекающихся рисованием.

Если допустить, с известными оговорками, что сценическая игра, то

есть артистическое творчество, есть продолжение детской игры, а

развитие артистических способностей в какой-то степени должно

подготавливаться в игровой деятельности, то можно было бы

предполагать в зрелом возрасте наличие значительного числа лиц с

развитыми актёрскими способностями. Однако с возрастом заметно

уменьшается круг людей, способных от природы производить

сценические действия. С литературным творчеством происходит

обратное: очень мало детей, сочиняющих стихи в 4-5-летнем

возрасте. То, что ребёнок делает с речью в возрасте от 2 до 5–7 лет,

не считается проявлением литературных способностей. Нет этого и

в 7-8-летнем возрасте. Но затем возникает резкий сдвиг, когда

каждый третий подросток пишет стихи, очерки, ведет дневник,

обнаруживает склонности к продуктивной работе в том или ином

жанре литературного творчества. Однако с возрастом потребность в

литературном творчестве, так же как и в изобразительном,

утрачивается. Но способности не теряются. Детское творчество –

это канал скрытого развития взрослого творчества, важный

инструмент формирования общей одарённости человека. Если

способности и не превращаются в талант, они все-таки

«работают» на формирование личности, образного мышления.

В зависимости от используемых в исследованиях методов и

категорий участников были получены самые разные данные о связи

возраста и творчества. Оценивая дивергентное мышление, Е.

Торранс (Е. Torrance) [283] первым выявил специфическую

закономерность: максимальные значения креативного мышления в

6 лет, некоторое снижение этого параметра при поступлении в

школу, затем подъем, резкое падение после 4-го класса и вновь

постепенный рост. Подобное падение дивергентного мышления в 4-

м классе было показано для многих стран. Е. Торранс предположил,

что это связано с нарастающей конформностью, которая возникает

у всех детей под давлением школы и одноклассников. У детей

растёт критичность по отношению к собственным творениям,

условность восприятия и представлений, работы становятся более

реалистическими и менее творческими. Чтобы социализироваться,

войти в общество, ребенку нужно пожертвовать собственной

уникальностью. Процент оригинальных ответов в 4 года отмечается

у 50 % детей, количество их падает в два раза в первый школьный

год и только в колледже в подростковом возрасте вновь растет до 50

%.

Подобную же картину обнаружили Г. Смит (G. Smith) и И. Карлсон

(I. Carlsson), отметившие, что значительное созревание мозговых

структур происходит в 5–6 лет, когда и отмечается максимальный

уровень дивергентного мышления. Затем начало учёбы в школе в 7–

8 лет ведёт к некоторому снижению этого показателя. Потом он

растёт в начальной школе, достигая максимума в 10–11 лет, резко

падает в 12 (4-й класс) практически до уровня 7–8 лет и затем

постепенно нарастает. Все эти авторы сравнивали разных детей

разных классов. Именно поэтому крайне интересно исследование

А. Ф. Клакстон (А. Е Claxton) с соавторами [217], изучавших одних

и тех же детей, которые сначала были обследованы в 4-м, потом в 6-

м и 9-м классах.

Г. Гарднер (Н. Gardner), оценивавший артистические способности

детей, обнаружил более простую U-образную зависимость между

способностью и возрастом. Она высока в дошкольном возрасте,

затем падает, когда ребёнок идёт в школу, и перед началом

пубертатного периода вновь нарастает. Такой же результат

получили исследователи, анализировавшие способности детей

рисовать [222, 249].

Р. Милгрем (R. Milgram) пыталась понять, можно ли предсказать

творческие способности взрослых, ориентируясь на увлечения

подростков, и смогла ответить на этот вопрос положительно. В

исследовании она показала, что, если семья поддерживает

интересы ребёнка в детстве или юности (не обязательно внутри

школы), он продолжает это увлечение и в дальнейшем.

Выделяется несколько уровней творчества. Нижняя возрастная

граница эвристического уровня приходится на старший

дошкольный возраст(6-7 лет). Находясь на этом уровне, ребёнок,

найдя решение, тем не менее, продолжает дальнейшее решение

задачи, что приводит к выявлению других способов ее решения.

Следующий, креативный, уровень характеризуется тем, что

самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не

используется ребёнком просто как приём решения, а выступает в

качестве новой проблемы. Первое появление этого уровня

отмечается в 9 лет. Дети одного возраста могут находиться на

разных уровнях творчества, что связано с особенностями

становления личности каждого из них.

Для креативности, как и для многих других психологических

свойств, существует сенситивный период – ограниченный отрезок

времени, в течение которого это качество проявляется особенно

интенсивно, если ему способствует среда. Можно сказать, что, как и

для других качеств, сенситивным периодом для развития

творчества является возраст младшей школы (7-9 лет).

Источник: Николаева Е.И., «Психология детского творчества. 2-е

изд.»: Питер;2012



В раздел образования