Автор: Аксененко Юлия Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДТ
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов
Наименование материала: Статья
Тема: Возрастные особенности творческого развития детей
Раздел: дополнительное образование
Творческая деятельность возникает не сразу, а постепенно
разворачивается, развивается из более элементарных и простых
форм и на каждой возрастной ступени имеет свое собственное
выражение. Все формы творчества требуют включения эмоций как
побудителей этого процесса и знаний, необходимых для его
воплощения. Для рождения нового необходимо сочетание
эмоциональности и осмысления образов. Понятно, что творческие
возможности у людей не одинаковы в разные возрастные периоды.
В детстве рисуют, танцуют, поют и декламируют стихи почти все,
уже в начальной школе это делает существенно меньшее число
детей, тогда как к подростковому возрасту в искусстве остаются
единицы.
По мнению ряда авторов, творчество – это не исключительный
процесс, касающийся только отдельных творческих личностей, он
пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве. Д. А.
Леонтьев выделяет творчество как универсальную натуральную
функцию, присущую всем нормально развивающимся детям, и
творчество как высшую психическую функцию, в которую детское
творчество может трансформироваться в процессе взросления.
В норме воображение активируется у трёхлетних детей, остаётся
активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии
сохраняется у небольшого числа особенно одарённых людей. С
возрастом большинство людей навсегда входит в прозу
практической жизни и хоронит мечты своей юности. Однако
воображение у них не исчезает полностью, но появляется теперь
уже только случайно, в каких-то отдельных аспектах жизни.
Если сравнить подростков с 6-7-летними детьми, оказывается, что в
15 лет в два-три раза меньше детей, увлекающихся рисованием.
Если допустить, с известными оговорками, что сценическая игра, то
есть артистическое творчество, есть продолжение детской игры, а
развитие артистических способностей в какой-то степени должно
подготавливаться в игровой деятельности, то можно было бы
предполагать в зрелом возрасте наличие значительного числа лиц с
развитыми актёрскими способностями. Однако с возрастом заметно
уменьшается круг людей, способных от природы производить
сценические действия. С литературным творчеством происходит
обратное: очень мало детей, сочиняющих стихи в 4-5-летнем
возрасте. То, что ребёнок делает с речью в возрасте от 2 до 5–7 лет,
не считается проявлением литературных способностей. Нет этого и
в 7-8-летнем возрасте. Но затем возникает резкий сдвиг, когда
каждый третий подросток пишет стихи, очерки, ведет дневник,
обнаруживает склонности к продуктивной работе в том или ином
жанре литературного творчества. Однако с возрастом потребность в
литературном творчестве, так же как и в изобразительном,
утрачивается. Но способности не теряются. Детское творчество –
это канал скрытого развития взрослого творчества, важный
инструмент формирования общей одарённости человека. Если
способности и не превращаются в талант, они все-таки
«работают» на формирование личности, образного мышления.
В зависимости от используемых в исследованиях методов и
категорий участников были получены самые разные данные о связи
возраста и творчества. Оценивая дивергентное мышление, Е.
Торранс (Е. Torrance) [283] первым выявил специфическую
закономерность: максимальные значения креативного мышления в
6 лет, некоторое снижение этого параметра при поступлении в
школу, затем подъем, резкое падение после 4-го класса и вновь
постепенный рост. Подобное падение дивергентного мышления в 4-
м классе было показано для многих стран. Е. Торранс предположил,
что это связано с нарастающей конформностью, которая возникает
у всех детей под давлением школы и одноклассников. У детей
растёт критичность по отношению к собственным творениям,
условность восприятия и представлений, работы становятся более
реалистическими и менее творческими. Чтобы социализироваться,
войти в общество, ребенку нужно пожертвовать собственной
уникальностью. Процент оригинальных ответов в 4 года отмечается
у 50 % детей, количество их падает в два раза в первый школьный
год и только в колледже в подростковом возрасте вновь растет до 50
%.
Подобную же картину обнаружили Г. Смит (G. Smith) и И. Карлсон
(I. Carlsson), отметившие, что значительное созревание мозговых
структур происходит в 5–6 лет, когда и отмечается максимальный
уровень дивергентного мышления. Затем начало учёбы в школе в 7–
8 лет ведёт к некоторому снижению этого показателя. Потом он
растёт в начальной школе, достигая максимума в 10–11 лет, резко
падает в 12 (4-й класс) практически до уровня 7–8 лет и затем
постепенно нарастает. Все эти авторы сравнивали разных детей
разных классов. Именно поэтому крайне интересно исследование
А. Ф. Клакстон (А. Е Claxton) с соавторами [217], изучавших одних
и тех же детей, которые сначала были обследованы в 4-м, потом в 6-
м и 9-м классах.
Г. Гарднер (Н. Gardner), оценивавший артистические способности
детей, обнаружил более простую U-образную зависимость между
способностью и возрастом. Она высока в дошкольном возрасте,
затем падает, когда ребёнок идёт в школу, и перед началом
пубертатного периода вновь нарастает. Такой же результат
получили исследователи, анализировавшие способности детей
рисовать [222, 249].
Р. Милгрем (R. Milgram) пыталась понять, можно ли предсказать
творческие способности взрослых, ориентируясь на увлечения
подростков, и смогла ответить на этот вопрос положительно. В
исследовании она показала, что, если семья поддерживает
интересы ребёнка в детстве или юности (не обязательно внутри
школы), он продолжает это увлечение и в дальнейшем.
Выделяется несколько уровней творчества. Нижняя возрастная
граница эвристического уровня приходится на старший
дошкольный возраст(6-7 лет). Находясь на этом уровне, ребёнок,
найдя решение, тем не менее, продолжает дальнейшее решение
задачи, что приводит к выявлению других способов ее решения.
Следующий, креативный, уровень характеризуется тем, что
самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не
используется ребёнком просто как приём решения, а выступает в
качестве новой проблемы. Первое появление этого уровня
отмечается в 9 лет. Дети одного возраста могут находиться на
разных уровнях творчества, что связано с особенностями
становления личности каждого из них.
Для креативности, как и для многих других психологических
свойств, существует сенситивный период – ограниченный отрезок
времени, в течение которого это качество проявляется особенно
интенсивно, если ему способствует среда. Можно сказать, что, как и
для других качеств, сенситивным периодом для развития
творчества является возраст младшей школы (7-9 лет).
Источник: Николаева Е.И., «Психология детского творчества. 2-е
изд.»: Питер;2012