Напоминание

Формирование читательской самостоятельности младших школьников


Автор: Татаринова Люция Васильевна
Должность: учитель начальныхклассов
Учебное заведение: МБОУ Хамагаттинская средняя общеобразовательная школа имени Е.М. Шапошникова
Населённый пункт: республика Саха (Якутия) Намский район с. Хамагатта
Наименование материала: статья
Тема: Формирование читательской самостоятельности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование читательской самостоятельности младших школьников

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению — одна из

задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет

огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение — это окошко,

через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение — это и то, чему обучают

младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки

чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности,

но

и

как

сложный

комплекс

умений

и

навыков,

имеющий

обучающий

характер,

используемый

ученикам

и

при

изучении

всех

учебных

предметов,

во

всех

случаях

внеклассной

и

внешкольной

жизни.

Следовательно,

необходима,

систематическая,

целенаправленная

работа

над

развитием

и

совершенствованием

навыков

беглого,

осознанного чтения от класса к классу.

Полноценный навык чтения — это база для дальнейшего обучения всем другим школьным

предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

С

научной

точки

зрения

значимость

процесса

чтения

не

менее

велика.

Успешное

овладение

навыком

чтения

один

из

показателей

общего

уровня

развития

познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению

говорят

об

отдельных

проблемах

развития

того

или

иного

психического

процесса

(внимания, памяти, мышления, речи).

Выделяется

четыре

качества

навыка

чтения:

правильность,

беглость,

сознательность,

выразительность.

Правильность

определяется

как

плавное

чтение

без

искажений,

влияющих на смысл читаемого.

Беглость

это

скорость

чтения,

обусловливающая

понимание

прочитанного.

Такая

скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени

(обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как

понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать

этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность

это

способность

средствами

устной

речи

передать

слушателям

главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца

и имеет ряд особенностей.

Ему свойственна:

-фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;

-слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;

-зависимость от жизненного опыта;

-связь с практической деятельностью ребенка;

-ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;

-превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;

-недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств

речи;

-преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.

Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в

виду. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-

7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно — действенный характер,

требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями

— моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и,

наконец, возникает логическое абстрактное мышление.

в

ситуации дидактической

игры, усвоение

нового

материала

происходит

без

особого напряжения, как бы само собой. Сущность дидактической игры заключается в

том,

что

детям

предлагается

решить

умственную

задачу

или

задачи,

составленные

взрослыми

в

занимательной

и

игровой

форме.

Ценность

игровой

деятельности

заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования

детского

коллектива.

В

игре

также

формируются

или

перестраиваются

частные

психические

процессы:

память,

внимание,

мышление.

Значительно

повышается

в

условиях

игровой

деятельности

острота

зрения.

В

игре

ребёнок

раньше

и

легче

удерживает сознательную цель: запомнить, и, например, запоминает большее количество

слов, чем в обычной учебной задаче. Именно в игре развивается способность ребёнка

создавать обобщения, умозаключения. В процессе игры зарождаются и развиваются новые

виды деятельности ребёнка. Игра способствует осознанию и творческому исполнению

детьми различных выразительных интонаций. Использование игровых приёмов делает

обучение в этом возрасте «сообразным природе ребёнка», «Игра как бы создаёт «зону

ближайшего развития ребёнка». (Л.С.Выготский). «Ребёнок в игре всегда выше своего

возраста обычного повседневного поведения, ...ребёнок в игре как бы пытается сделать

прыжок

над

уровнем

своего

обычного

**

поведения»

(конец

цитаты).

Учебная

деятельность, цель, несвязанная с актуальными для ребёнка мотивами, не затронувшая его

души, не удержится и в его сознании.

Дидактических игр, великое разнообразие, приведу лишь некоторые:

«КТО БОЛЬШЕ?»; «ПРОДОЛЖАЙ - НЕ ЗЕВАЙ»; «КТО САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»;

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»; «БУКВА - ИМЕНИННИЦА»; «ПОДРАЖАЙКА»;

«УГАДАЙКА» и др.; Имеются и несколько вариантов одной и той же игры, например:

С данной работой тесно связано создание проблемных ситуаций с использованием

сказочных героев и известных персонажей м/ф. Например: «ПОМОГИ ...» (НЕЗНАЙКЕ,

БУРАТИНО, ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ, УДАВУ, МАРТЫШКЕ и т.п.).

«В ГОСТЯХ У ...» (СКАЗКИ, МУХИ-ЦОКОТУХИ, СТЕПАШКИ, ХРЮШИ, СЕМИ

ГНОМОВ и др.).

К разряду игровых и занимательных материалов относятся: ребусы, кроссворды,

загадки.

Остановимся подробнее на последних. Работа над загадками - это упражнение в

самостоятельном

развитии

мышления,

сообразительности,

воображения.

Назначение

загадок в первом классе состоит в выработке внимания, акцентирования на изучаемом

материале, для пополнения и активизации словарного запаса, знакомства с лексическим

значением слова. Я использую загадки для активизации учебного процесса на различных

этапах урока и для разнообразных видов учебных заданий: - для сообщения темы урока;

Например: - О какой букве сегодня пойдёт речь?

Это буква широка И, при этом, точно жук

И похожа на жука, Издаёт жужжащий звук.

-при классификации предметов в определённые группы;

-при делении слов на слоги;

-при объяснении нового и закреплении пройденного;

-при самостоятельной и выборочной работе;

-при работе над многозначностью слова (в более доступной форме) происходит

знакомство с прямым и переносным значением слова, что в свою очередь позволит в

дальнейшем лучшему запоминанию и правильному употреблению в устной и письменной

речи (при написании сочинений и изложений)); В любом виде работы загадка оказывает

эмоциональное

воздействие

на

развитие

познавательной

способности

детей,

что

положительно отражается на их знаниях, умениях и навыках.

Разнообразие

и

интерес

в

обучение

вносит использование в работе с детьми

стихотворных текстов. Дети, с одной стороны, часто включаются в декламацию хорошо

известных им с детства строк, что создаёт положительную мотивацию при выполнении

последующего задания. А с другой стороны, новый изучаемый материал, опирающийся на

известный

стихотворный

текст,

становится

более

доступным

и

понятным.

Особенно

хорошо это прослеживается при формировании читательского навыка.

Большое разнообразие в процесс обучения грамоте вносит приём интеграции. По

своей структуре такие уроки более динамичны, содержат разнообразные по характеру

виды работы, что в свою очередь приводит, как к формированию новых и более прочных

связей в учебной области, так и совершенствованию психических процессов (оказываются

одновременно

задействованными

разные

анализаторы:

слуховой,

зрительный,

осязательный, двигательный; формируются новые механизмы их взаимодействия).

Например: Хорошо известно благотворное влияние соединения процесса знакомства с

буквой и её изготовления детьми из пластилина, вырезания из бумаги, конструирование из

проволоки или с помощью ниток. Включение для прослушивания соответствующих теме

музыкальных фрагментов, отстукивание ритмических рисунков лучше помогает понять

термин «ударение» и вычленении ударных и безударных слогов. Сочетание письма и

чтения способствует лучшему запоминанию образа буквы, её звучания и обозначения на

письме.

6.

Результативность

И в заключении, хочу представить результаты, которые я получила в конце первого

года обучения.

На последнем родительском собрании, при проведении очередного анкетирования,

вместе с общими вопросами, были предложены вопросы из таблицы № 1 и получены

указанные в ней результаты.

Вопросы анкеты для родителей

Колич

. детей

%

о т

класса

Речь стала более четкой, выразительной

Появилось стремление больше рассказывать

Появился достаточный интерес к чтению

Особых изменений не произошло

9

8

9

6

69%

61%

69%

30%

Таблица № 2 показывает результаты овладения процессом чтения на начало и конец

первого года обучения.

На начало года

На конец года

Не умеют никаких навыков чтения

11 чел.

Имеют только навыки чтения отдельных слогов

2чел.

Имеют навык чтения по слогам 5-10 сл./мин.

Имеют навык чтения более 10 сл./мин.

13.

График показывает сравнительную характеристику навыка чтения на начало и

конец

первого

года

обучения,

с

учётом

рекомендуемого

обязательного

минимума

по

технике чтения на конец обучения в 1 классе (1-4)

0 слов

0 - 10

10-15

15-20

20-25

более 25

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

на начало года

на конец года

Приведу также некоторые результаты из контрольных срезов по чтению:

С 1-2 ошибками - 8 чел.

На конец года: % выполнения

-100%

С 3-5 ошибками -5 чел. % качества -

88%

Из выше указанных результатов видно, что работа по выбранному мной вопросу

велась в нужном направлении. Положительным свидетельством является и тот факт, что

перемены в нашем классе стали проходить более спокойно, так как 50% класса занято

обсуждением, обменом или рассматриванием книг, принесённых из дома.

Итогом работы по развитию интереса к чтению к концу 4 класса стали следующие

показатели:

дети продолжали обсуждение отзывов о внеклассном чтении вне урока, на

переменах;

стали чаще выбирать журналы, которые носят познавательную информацию, а

не только комиксы и рекламные проспекты;

научились

пользоваться

словарями

(толковым,

этимологиче ским,

орфографическим).



В раздел образования