Автор: Татаринова Люция Васильевна
Должность: учитель начальныхклассов
Учебное заведение: МБОУ Хамагаттинская средняя общеобразовательная школа имени Е.М. Шапошникова
Населённый пункт: республика Саха (Якутия) Намский район с. Хамагатта
Наименование материала: статья
Тема: Формирование читательской самостоятельности младших школьников
Раздел: начальное образование
Формирование читательской самостоятельности младших школьников
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению — одна из
задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет
огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение — это окошко,
через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение — это и то, чему обучают
младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки
чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности,
но
и
как
сложный
комплекс
умений
и
навыков,
имеющий
обучающий
характер,
используемый
ученикам
и
при
изучении
всех
учебных
предметов,
во
всех
случаях
внеклассной
и
внешкольной
жизни.
Следовательно,
необходима,
систематическая,
целенаправленная
работа
над
развитием
и
совершенствованием
навыков
беглого,
осознанного чтения от класса к классу.
Полноценный навык чтения — это база для дальнейшего обучения всем другим школьным
предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.
С
научной
точки
зрения
значимость
процесса
чтения
не
менее
велика.
Успешное
овладение
навыком
чтения
—
один
из
показателей
общего
уровня
развития
познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению
говорят
об
отдельных
проблемах
развития
того
или
иного
психического
процесса
(внимания, памяти, мышления, речи).
Выделяется
четыре
качества
навыка
чтения:
правильность,
беглость,
сознательность,
выразительность.
Правильность
определяется
как
плавное
чтение
без
искажений,
влияющих на смысл читаемого.
Беглость
—
это
скорость
чтения,
обусловливающая
понимание
прочитанного.
Такая
скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени
(обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как
понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать
этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность
—
это
способность
средствами
устной
речи
передать
слушателям
главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца
и имеет ряд особенностей.
Ему свойственна:
-фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
-слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;
-зависимость от жизненного опыта;
-связь с практической деятельностью ребенка;
-ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;
-превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
-недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств
речи;
-преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.
Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в
виду. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-
7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно — действенный характер,
требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями
— моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и,
наконец, возникает логическое абстрактное мышление.
в
ситуации дидактической
игры, усвоение
нового
материала
происходит
без
особого напряжения, как бы само собой. Сущность дидактической игры заключается в
том,
что
детям
предлагается
решить
умственную
задачу
или
задачи,
составленные
взрослыми
в
занимательной
и
игровой
форме.
Ценность
игровой
деятельности
заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования
детского
коллектива.
В
игре
также
формируются
или
перестраиваются
частные
психические
процессы:
память,
внимание,
мышление.
Значительно
повышается
в
условиях
игровой
деятельности
острота
зрения.
В
игре
ребёнок
раньше
и
легче
удерживает сознательную цель: запомнить, и, например, запоминает большее количество
слов, чем в обычной учебной задаче. Именно в игре развивается способность ребёнка
создавать обобщения, умозаключения. В процессе игры зарождаются и развиваются новые
виды деятельности ребёнка. Игра способствует осознанию и творческому исполнению
детьми различных выразительных интонаций. Использование игровых приёмов делает
обучение в этом возрасте «сообразным природе ребёнка», «Игра как бы создаёт «зону
ближайшего развития ребёнка». (Л.С.Выготский). «Ребёнок в игре всегда выше своего
возраста обычного повседневного поведения, ...ребёнок в игре как бы пытается сделать
прыжок
над
уровнем
своего
обычного
**
поведения»
(конец
цитаты).
Учебная
деятельность, цель, несвязанная с актуальными для ребёнка мотивами, не затронувшая его
души, не удержится и в его сознании.
Дидактических игр, великое разнообразие, приведу лишь некоторые:
«КТО БОЛЬШЕ?»; «ПРОДОЛЖАЙ - НЕ ЗЕВАЙ»; «КТО САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»;
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»; «БУКВА - ИМЕНИННИЦА»; «ПОДРАЖАЙКА»;
«УГАДАЙКА» и др.; Имеются и несколько вариантов одной и той же игры, например:
С данной работой тесно связано создание проблемных ситуаций с использованием
сказочных героев и известных персонажей м/ф. Например: «ПОМОГИ ...» (НЕЗНАЙКЕ,
БУРАТИНО, ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ, УДАВУ, МАРТЫШКЕ и т.п.).
«В ГОСТЯХ У ...» (СКАЗКИ, МУХИ-ЦОКОТУХИ, СТЕПАШКИ, ХРЮШИ, СЕМИ
ГНОМОВ и др.).
К разряду игровых и занимательных материалов относятся: ребусы, кроссворды,
загадки.
Остановимся подробнее на последних. Работа над загадками - это упражнение в
самостоятельном
развитии
мышления,
сообразительности,
воображения.
Назначение
загадок в первом классе состоит в выработке внимания, акцентирования на изучаемом
материале, для пополнения и активизации словарного запаса, знакомства с лексическим
значением слова. Я использую загадки для активизации учебного процесса на различных
этапах урока и для разнообразных видов учебных заданий: - для сообщения темы урока;
Например: - О какой букве сегодня пойдёт речь?
Это буква широка И, при этом, точно жук
И похожа на жука, Издаёт жужжащий звук.
-при классификации предметов в определённые группы;
-при делении слов на слоги;
-при объяснении нового и закреплении пройденного;
-при самостоятельной и выборочной работе;
-при работе над многозначностью слова (в более доступной форме) происходит
знакомство с прямым и переносным значением слова, что в свою очередь позволит в
дальнейшем лучшему запоминанию и правильному употреблению в устной и письменной
речи (при написании сочинений и изложений)); В любом виде работы загадка оказывает
эмоциональное
воздействие
на
развитие
познавательной
способности
детей,
что
положительно отражается на их знаниях, умениях и навыках.
Разнообразие
и
интерес
в
обучение
вносит использование в работе с детьми
стихотворных текстов. Дети, с одной стороны, часто включаются в декламацию хорошо
известных им с детства строк, что создаёт положительную мотивацию при выполнении
последующего задания. А с другой стороны, новый изучаемый материал, опирающийся на
известный
стихотворный
текст,
становится
более
доступным
и
понятным.
Особенно
хорошо это прослеживается при формировании читательского навыка.
Большое разнообразие в процесс обучения грамоте вносит приём интеграции. По
своей структуре такие уроки более динамичны, содержат разнообразные по характеру
виды работы, что в свою очередь приводит, как к формированию новых и более прочных
связей в учебной области, так и совершенствованию психических процессов (оказываются
одновременно
задействованными
разные
анализаторы:
слуховой,
зрительный,
осязательный, двигательный; формируются новые механизмы их взаимодействия).
Например: Хорошо известно благотворное влияние соединения процесса знакомства с
буквой и её изготовления детьми из пластилина, вырезания из бумаги, конструирование из
проволоки или с помощью ниток. Включение для прослушивания соответствующих теме
музыкальных фрагментов, отстукивание ритмических рисунков лучше помогает понять
термин «ударение» и вычленении ударных и безударных слогов. Сочетание письма и
чтения способствует лучшему запоминанию образа буквы, её звучания и обозначения на
письме.
6.
Результативность
И в заключении, хочу представить результаты, которые я получила в конце первого
года обучения.
На последнем родительском собрании, при проведении очередного анкетирования,
вместе с общими вопросами, были предложены вопросы из таблицы № 1 и получены
указанные в ней результаты.
Вопросы анкеты для родителей
Колич
. детей
%
о т
класса
Речь стала более четкой, выразительной
Появилось стремление больше рассказывать
Появился достаточный интерес к чтению
Особых изменений не произошло
9
8
9
6
69%
61%
69%
30%
Таблица № 2 показывает результаты овладения процессом чтения на начало и конец
первого года обучения.
На начало года
На конец года
Не умеют никаких навыков чтения
11 чел.
—
Имеют только навыки чтения отдельных слогов
2чел.
—
Имеют навык чтения по слогам 5-10 сл./мин.
—
Имеют навык чтения более 10 сл./мин.
13.
График показывает сравнительную характеристику навыка чтения на начало и
конец
первого
года
обучения,
с
учётом
рекомендуемого
обязательного
минимума
по
технике чтения на конец обучения в 1 классе (1-4)
0 слов
0 - 10
10-15
15-20
20-25
более 25
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
на начало года
на конец года
Приведу также некоторые результаты из контрольных срезов по чтению:
С 1-2 ошибками - 8 чел.
На конец года: % выполнения
-100%
С 3-5 ошибками -5 чел. % качества -
88%
Из выше указанных результатов видно, что работа по выбранному мной вопросу
велась в нужном направлении. Положительным свидетельством является и тот факт, что
перемены в нашем классе стали проходить более спокойно, так как 50% класса занято
обсуждением, обменом или рассматриванием книг, принесённых из дома.
Итогом работы по развитию интереса к чтению к концу 4 класса стали следующие
показатели:
дети продолжали обсуждение отзывов о внеклассном чтении вне урока, на
переменах;
стали чаще выбирать журналы, которые носят познавательную информацию, а
не только комиксы и рекламные проспекты;
научились
пользоваться
словарями
(толковым,
этимологиче ским,
орфографическим).