Автор: Светлана Алексеевна Поплавская
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ ПСОШ №2 им. М.Ф. Тихонова
Населённый пункт: г. Королёв, Московская обл.
Наименование материала: Урок по ИЗО
Тема: Родной угол
Раздел: начальное образование
«Изобразительное искусство» 4-й класс.
Тема: Родной угол
Учитель: Поплавская Светлана Алексеевна.
Цели: дать понятие о малой родине; познакомить с постройками
старинного
русского
города;
приступить
к
созданию
проекта
старинного
русского
города;
познакомить
с
терминами
«сруб»,
«горизонталь»,
«вертикаль», «городища».
Вид деятельности: работа с бумагой, бумажное конструирование.
Планируемые результаты: школьники изучат и обсудят старинные
городские постройки; дадут им эстетическую оценку; приступят к созданию
макета древнерусского города.
Оборудование:
картонные
коробки,
бумажные
заготовки
в
виде
прямоугольников и трубочек, бумага, ножницы, клей.
Ключевые слова и понятия: город, крепость, пропорции, башни.
Примечание: Для рассказа о художественных атрибутах построек
старинного русского города педагогом подготовлены слайды.
Ход урока:
I.
Организационный момент – 2 мин.
(Приветствие, проверка готовности класса к работе.)
II. Беседа по теме урока – 8 мин.
- Вы уже познакомились с понятием, которое называется
«малая родина». Что оно означает? (Точное место, где человек родился, - его
родной город, поселок, село.)
- Например, великий русский поэт А.С. Пушкин родился в
Москве. Какое место является его малой родиной (город Москва.)
Сегодняшний
урок
будет
посвящен
изображению
разных
уголков
нашей страны, и в первую очередь именно малой родины каждого из нас.
Потому что у малой родины существует еще и другое название – родной угол.
В течение нескольких уроков вы будете возводить макет старинного русского
города с крепостными стенами, башнями, домами и соборами. Вы научитесь
создавать в миниатюрном объеме настоящие города, используя всю глубину
пространства.
Для
того,
чтобы
представить
себе
старинный
русский
город,
обратимся снова к Пушкину, к его «Сказке о царе Солтане…» и вспомним,
каким
увидели
князь
Гвидон
со
своей
матушкой-царицей
возникший
на
пустынном острове город.
(Зачитать отрывок из поэмы)
Откройте в учебнике разворот на страницах 44 – 45.
- Соответствует ли иллюстрация тексту Пушкина?
-
Глядя
на
эту
иллюстрацию,
расскажите
своими
словами,
как
выглядел старорусский город.
Итак,
в
древнерусском
городе,
кроме
простых
жителей
–
ремесленников,
купцов
и
церковных
служителей,
было
еще
и
войско
–
дружина, и правил свой князь. Город был окружен крепостной стеной, вдоль
которой располагались сторожевые башни. В стене и башнях сделаны узкие
окна – бойницы, которые использовались при обороне города.
В центре города, обычно на холме, располагался княжеский терем (на
иллюстрации – это большое красное здание) и наиболее значительные храмы
и монастыри. Вокруг них строили свои палаты приближенные к князю бояре
и богатые купцы, а ближе к окраинам находились торговые лавки, дома
ремесленников и прочего простого люда.
Постепенно, с увеличением числа городских жителей, места внутри
городских
стен
для
новой
застройки
уже
не
хватало,
и
поселения
ремесленников
и
других
горожан
(слободки)
стали
возводиться
снаружи
крепости
и
образовывали
«посад»,
а
их
жители
стали
называться
«посадскими людьми».
Таким образом, при помощи иллюстраций к сказке вы изучили общие
принципы постройки древнерусского города.
Но
каждый
город
безусловно
имеет
и
свои
архитектурные
особенности,
зависящие
от
его
географического
расположения
или
назначения. Демонстрация слайдов
Начало города
2
Древний город. Общий вид.
Вид улицы
Очень живописный вид
3
Каменные стены
III. Работа в тетради – запись темы урока - (3мин)
Откройте тетради, запишите сначала общую тему «Древние города
нашей Земли» и тему сегодняшнего урока «Родной угол».
IV. Работа с учебником
Откройте учебник на страницах 46-47 и прочитайте приведенный там
текст.
- От какого глагола возникло слово «город»?
Откройте учебник на с. 50, прочитайте с 3 по 5 абзацы, начиная со
слов «Когда мы смотрим на постройки…» и до конца страницы.
(Школьники читают текст)
-
Какие
линии
называются
горизонтальными?
(Те,
которые
расположены вдоль линии горизонта.)
- Найдите в нашем классе примеры горизонтальных линий. (Крышки
столов, подоконники, полки в шкафах.)
- Какие линии называются вертикальными? (Те, которые расположены
вверх и вниз.)
-
Найдите
в
нашем
классе
примеры
вертикальных
линий. (Угол
комнаты, стена, ножки столов и стульев.)
Теперь
представьте
себе
крепостную
стену
со
встроенными
в
нее
башнями и ответьте на вопросы.
-
Какую
линию
–
горизонтальную
или
вертикальную
–
образуют
городские стены? (Горизонтальную).
- Какую линию – горизонтальную или вертикальную – образуют
крепостные башни? (Вертикальную).
Рассмотрите фотографию проездной башни на с. 51.
- Из скольких частей состоит это архитектурное сооружение? (Из
трёх – справа и слева находятся стены, в центре – сама башня).
- Расскажите, какие линии образуют левая и правая части сооружения,
и какие – его центральная часть? (Слева и справа – горизонтальные, в центре
– вертикальные).
4
Еще одно важное понятие, которое вы должны запомнить, изучая
архитектуру, это слово пропорция.
Прочитайте на с. 51 определение этого слова.
Я приведу в простейших схемах примеры того, как изменится облик
здания, если у него изменить пропорции.
(Педагог складывает на доске из прямоугольников и треугольников
несколько вариантов разновысоких башен).
- Менялись ли размеры башен? (Да, менялась их высота).
Из-за этого меняется облик башни, она становится то стройной и
величественной,
то
пузатой
и
смешной.
Это
происходит
из-за
того,
что
меняется соотношение ее общей высоты и размера крыши, т.е. меняются
пропорции. Значит, пропорции следует учитывать при постройке и башен, и
всех остальных зданий. Эти знания вам понадобятся при постройке макетов
старинных городов.
V. Выполнение письменной работы.
Откройте учебник на с. 52, прочитайте задание и выполните его в
тетрадях – изобразите с помощью прямоугольников и треугольников разные
башни. Его надо выполнять так, как было показано на доске – только меняя
соотношение деталей между собой. Посмотрите, сколько и каких башен вы
сможете создать.
VI. Подготовка к самостоятельной работе.
Откройте учебник на с. 53 , рассмотрите приведенный там макет
древнего города.
- Расскажите, из каких зданий он состоит.
- Какие здания там создают вертикальные линии?
- Какие здания там создают горизонтальные линии?
- Какие постройки придают древнерусскому городу сходство с деревней?
- Чем различается между собой облик деревни и древнерусского города?
- Из каких деталей сделаны стены города, его частокол? (Из скрученных в
трубочки прямоугольных кусочков бумаги).
- Какие еще части сделаны из подобных деталей? (Стены изб).
- Какие здания напоминают по форме цилиндр? (Сторожевые башни).
- Какие предметы использованы для этих зданий? (Пластиковые бутылки,
обмотанные бечевками).
- Какое время года лучше показать, если вы делаете макет города на основе
белой бумаги? (Зиму).
Верно, тогда белый фон создаст видимость запорошенного снегом
города.
Если же кто-то принес куски обоев, то макет можно расположить на
их обратной стороне, а желтоватый цвет бумаги изобразит песок в летнее
время года.
5
VII. Пояснения к выполнению задания
Сегодня на уроке вы будете работать коллективно, в бригадах.
(Педагог делит класс на подгруппы, назначает бригадиров).
Сегодня вы приступите к работе, которую продолжите на других
уроках. Начните ее с возведения ограды города и постройки домов жителей –
изб. Бригадиры, проведите совещания и, обозначьте, какое время года будет в
вашем городе, кто из членов вашей бригады будет возводить ограду, а кто –
избы. (Бригадиры проводят совещания, распределяют работу).
Теперь каждый из вас возвращается на свое место для выполнения
своей работы. Чтобы помочь вам в создании облика города, я раздам каждому
шаблоны – вырезанные из бумаги прямоугольники разных размеров. Их
можно взять за основу для выполнения оград и изб, которые в городах
возводили из брёвен.
Приступайте к выполнению ваших индивидуальных работ.
(Школьники приступают к работе).
VIII. Физкультминутка
Чтобы
немного
отдохнуть,
проведем
физкультминутку,
которая
называется «Хороша зима в России». Прошу всех встать, дать отдых вашим
глазам и плечам.
(Педагог читает текст одновременно с выполнением ритмических
движений, которые за ним повторяют школьники).
Хороша зима в России - поднимает руки вверх и делает
Снег искрится бело-синий взмахи кистями;
Ну-ка дети спозаранку - энергично марширует на месте,
Наши достаем мы санки помогая себе руками;
А потом построить дружно - разводит руки в стороны;
Крепость снежную нам нужно
Будет жить в ней снеговик - руки на поясе, повороты корпуса в
Он ведь к холоду привык стороны.
IX. Продолжение самостоятельной работы
Большинство из вас успели смастерить детали для создания облика
старинного города. Тот, кто выполнял макеты изб, подумайте, как их можно
украсить. Вы уже знаете, что для их украшения применялся специальный
декор.
- Что можно украсить? (Конёк крыши, трубу, окно).
- Какие детали можно прикрепить дополнительно?
(Окно, ставни,
Украшение на крышу, трубу).
Посмотрите на фото макета на с. 53. Какие еще постройки можно
смастерить из ваших деталей? (Колодец, сарайчики, палисадники).
6
Теперь вам надо заняться установкой ограждения и макетов изб на
большом
листе
бумаги
–
договоримся
называть
его
словом
«Планшет».
Планшет является моделью площади, на которой вы возводите свой город.
Значит, сегодня вы выступаете в роли зодчих – старинных архитекторов.
Пока планшеты свободны от макетов, их нужно подписать, чтобы в
дальнейшем не перепутать и не потерять. На оборотной стороне планшета
укажите ваш класс и фамилию бригадира.
(Школьники подписывают планшеты).
Подумайте всей бригадой, какова будет конфигурация города, как
пройдут
городские
стены.
Можно
также
фломастером
с
одной
стороны
планшета нарисовать изгиб реки, и тогда городская стена встанет по ее
берегу.
Нанесите на планшет границы города и по этой границе можно
начать
возведение
частокола,
причем
необязательно
целиком,
а
только
в
нескольких местах – чтобы показать, что город огорожен. Для прочности
детали
частоколов
нужно
скреплять
в
блоки,
приклеивая
трубочки
к
полоскам бумаги, выравнивая их по нижнему краю.
(Школьники приклеивают детали частокола по границам города).
Для изготовления частокола можно заготовки «брёвен», сделанные
несколькими
мастерами,
перемешать,
чтобы
стены
выглядели
более
натурально; а вот каждая стена сруба должна состоять из одинаковых по
длине
и
толщине
трубочек,
иначе
здание
получится
кривобоким.
Напоминаю, что в отличие от городских стен бревна в срубах расположены
горизонтально.
Макеты ваших изб пока не приклеивайте к планшету, потому что на
следующих уроках вы будете изготавливать другие здания старинного города.
И поэтому общее размещение всех городских построек вы будете определять
позднее, когда все они будут готовы. А пока можете примерить, где можно
разместить ваши домики и возможно дополнительные постройки.
Ваши заготовки для будущего города лучше оставить в кабинете
ИЗЮ, с ними нам еще предстоит работать.
X. Рефлексия
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что такой родной угол?
- Какие здания могут входить в состав древнего русского города?
- Что такое горизонталь в архитектуре города? Приведите примеры
горизонтальных построек.
- Что такое вертикаль в архитектуре города? Приведите примеры
вертикальных построек.
- В чем заключается сходство архитектуры древнерусского города и
деревни?
- В чем заключается различие архитектуры древнерусского города и
деревни?
7
- Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке.
(Бумажное конструирование).
- Какие принадлежности вам понадобились?
- Каким было задание для самостоятельной работы?
- Какие приемы в работе вы использовали – индивидуальные или
коллективные? (И те, и другие).
- Какие детали для макета города вы выполняли?
- В какой постройке вам понадобились элементы декора?
-
Какие
еще
постройки
можно
выполнить
для
улучшения
макета
города?
(Педагог проверяет выполнения задания и выставляет оценки).
XI. Творческий момент, сочинение синквейна.
- Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Город».
(Школьники сочиняют синквейн).
XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок.
Соберите
обрезки
бумаги
в
мусорное
ведро.
Уберите
рабочие
принадлежности – ножницы, клей, бумагу.
На
следующий
урок
вам
снова
нужно
принести
бумагу
и
принадлежности
для
работы
с
ней.
Вы
продолжите
выполнение
макета
старорусского города. Для создания макетов сторожевых башен вы можете
принести пластиковые бутылки. Только их надо предварительно подготовить:
покрасить краской и высушить, чтобы они приобрели нужный древесный
цвет
и
перестали
быть
прозрачными.
Для
работы
с
пластиком
вам
потребуются небольшого размера ножницы с острыми концами и хорошо
заточенные, так как для его прорезания требуется больше усилий. Можно
также покрыть бутылку клеем и обмотать тонкой бечевкой, как показано в
учебнике на с.53. Для оформления верха башен нужно принести пластилин,
чтобы из него вылепить крышу в виде купола и флажок на ней.
8