Напоминание

Использование Здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися коррекционных классов


Автор: Маляева Елена Васильевна
Должность: учитель специального коррекционного класса
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 28
Населённый пункт: ст. Анастасиевкой, Краснодарского края
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии в работе с учащимися коррекционных классов
Тема: Использование Здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися коррекционных классов
Раздел: начальное образование





Назад




Маляева Елена Васильевна,

учитель специального коррекционного класса

МБОУ СОШ № 28 ст. Анастасиевкой,

Краснодарского края

Здоровьесберегающие технологии в работе с учащимися

коррекционных классов

Эффективность обучения детей с нарушениями психического развития

и

ограничениями

физического

здоровья

во

многом

зависит

от

степени

готовности

учителя

к

работе

с

здоровьесберегающими

технологиями.

Изучение

специальной

литературы

показывает,

что

большинство

методических

разработок

по

данной

проблеме

весьма

фрагментарны

и

раскрывают

лишь

некоторые

стороны

внедрения

здоровьесберегающих

технологий в коррекционный процесс таких школьников.

Важность

и

своевременность

совершенствования

проце сса

коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих нарушениями

п с и х и ч е с ко го

зд о р о в ь я ,

з а д е р ж ка м и

р а з в и т и я

п р и

п ом о щ и

здоровьесберегающих технологий, научная и практическая значимость этих

проблем

определяют

актуальность

нашей

статьи.

Цель

ее

заключается

в

изучении проблемы создания педагогических условий для продуктивного

использования здоровьесберегающих технологий учителем в коррекционном

классе.

Здоровьесберегающие технологии значительно различаются по целям и

средствам. Важно найти такую технологию, которая бы отвечала принципу

природосообразности

(т.е.

в

наибольшей

степени

соответствовала

бы

естественным механизмам усвоения опыта и знаний детьми с отставаниями в

развитии), и принципу интенсивности (т.е. позволяла бы более быстро и на

более

высоком

уровне

решать

коррекционные

и

здоровьесберегающие

задачи). Коррекционные воздействия педагога направлены на компенсацию

нарушений

психического

развития

и

разрешению

эмоциональных,

поведенческих, межличностных проблем у детей.

Динамические

паузы,

подвижные

игры,

пальчиковая

гимнастика

в

ко р р е к ц и о н н о й

п ед а го г и ке

я вл я ют с я

н е от ъ е м л е м о й

ч а с т ь ю

здоровьесберегающих технологий.

Применение

же

музыкального

сопровождения

при

использовании

здоровьесберегающих

технологий

стимулирует

двигательные,

речевые

функции,

снимает

тревожность

школьников,

создает

положительный

эмоциональный фон.

Приоритетная задача применения здоровьесберегающих технологий в

педагогике

состоит

не

только

в

обучении

детей

адаптированным

оздоровительным техникам, но и в комплексном преобразовании их среды

обитания,

создании

педагогических

условий

успешного

коррекционного

результата, достижение комплексного здоровья.

Использование рисования в логопедической работе – это не основной,

но

не

менее

важный

способ

развития

познавательного

процесса.

Оно

вызывает

у

воспитанников

интерес

и

радость,

снимает

психическое

напряжение,

что

создает

тем

самым

ключевое

педагогическое

условие,

у с ко р я е т

ко р р е к ц и о н н ы й

п р о ц е с с

и с п ол ь зо ва н и я

о с н о в н о й

здоровьесберегающей технологии.

Здоровьесберегающие

технологии

стали

перспективным

средством

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми,

имеющими

психические

и

физиологические нарушения. В основу их использования в отечественной

педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические

положения, разработанные Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.Р. Лурия,

А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным и

другими отечественными психологами.

Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных

средств

обучения,

все

чаще

применяемых

в

специальной

педагогике.

В

последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах

специального обучения и характере особого профессионального мышления

специалистов-дефектологов, логопедов.

Каждая новая задача коррекционного обучения трансформируется в

проблемы поиска оптимальных здоровьесберегающих технологий, в новые

комплексные

разработки

развития

речи

и

обучения

школьников,

которые

позволяли бы им достичь максимально возможных успехов.

Приоритетная задача применения здоровьесберегающих технологий в

школьной практике состоит не только в обучении детей адаптированным

оздоровительным техникам, но и в комплексном преобразовании их среды

обитания,

создании

педагогических

условий

успешного

коррекционного

результата, достижение комплексного здоровья.

Таким

образом,

существующих

здоровьесберегающих

технологий

множество, каждая в отдельности будет являться результативной для решения

коррекционных

задач.

Но

тщательный

подбор

и

комплектация

здоровьесберегающих технологий в продуктивную систему коррекционных

занятий обеспечит наиболее оптимальный путь достижения целей. А для

этого необходимо рационально выбрать наиболее эффективные способы и

приемы

организации

образовательной

деятельности

с

учетом

возрастных

особенностей детей, продумать каждый шаг в реализации образовательного

процесса и создать максимально комфортные педагогические условия для

общения, активности и саморазвития старших дошкольников.

Наш

опыт

показал,

что

эффективность

применения

новых

коррекционных здоровьесберегающих технологий во многом зависит от их

сочетания с традиционными методиками и средствами коррекции.

На

уроках

учителем

коррекционного

класса

были

использованы

здоровьесберегающие технологии, которые продуктивно оказали влияние на

развитие учебных навыков школьников. Точнее, использован целый комплекс

здоровьесберегающих технологий, адаптированный к возможностям детей

коррекционного

класса.

Удалось

решить

ряд

коррекционных

задач,

не

предусмотренных основной учебной целью, таких как локализация проблем

адаптации школьников к обучению в коррекционном классе.

Например,

использованный

учителем

комплекс

здоровьесберегающих

технологий на уроках в коррекционном классе позволил откорректировать у

некоторых

учащихся:

шепелявость,

картавость.

неспособность

правильно

произносить шипящие буквы, научить произносить буквы «р», «л», «в»,

научить

одного

ребенка

управлять

своим

дыханием

и

не

заикаться,

регулировать темп своей речи. Именно занимаясь игрой на свирели и пением,

дыхательной гимнастикой ребенок приобрел навык правильного дыхания и

чувство уверенности в своих силах, избавившись от заикания.

На каждом из этапов последовательно применялись наши собственные

приемы,

отшлифовывался

опыт

дифференцированного

и

индивидуально

опосредованного логопедического воздействия.

При

помощи

реализованных

здоровьесберегающих

технологий

в

коррекционном

классе

были

решены

социальные

проблемы

адаптации

к

школьному обучению в межличностном общении. Дети в коррекционном

классе

учились

воспитывались)

не

только

на

игровых

ситуациях

здоровьесберегающих технологий: коррекционная работа никогда не была

оторвана от комплексного воспитания и социализации ребенка.

Можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих

технологий в коррекционной деятельности способствует не только развитию

речи, сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии

речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей всего

детского организма.

Благодаря созданным учителем коррекционного класса педагогическим

условиям,

нам

удалось

определить

и

отобрать

наиболее

продуктивные

здоровьесберегающие

технологии

для

логопедической

работы

с

детьми

младшего школьного возраста.

С п е ц и а л ь н о

р а з р а б о т а н н ы й

к о м п л е к с

и

в к л ю ч е н и е

здоровьесберегающих технологий в процесс логопедического воздействия

оптимизировали процесс коррекции их устной речи и в целом содействовали

развитию старших дошкольников. Их логопедическое развитие проводилось

на основе анализа полученных данных исследования.



В раздел образования