Автор: Маляева Елена Васильевна
Должность: учитель специального коррекционного класса
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 28
Населённый пункт: ст. Анастасиевкой, Краснодарского края
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии в работе с учащимися коррекционных классов
Тема: Использование Здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися коррекционных классов
Раздел: начальное образование
Маляева Елена Васильевна,
учитель специального коррекционного класса
МБОУ СОШ № 28 ст. Анастасиевкой,
Краснодарского края
Здоровьесберегающие технологии в работе с учащимися
коррекционных классов
Эффективность обучения детей с нарушениями психического развития
и
ограничениями
физического
здоровья
во
многом
зависит
от
степени
готовности
учителя
к
работе
с
здоровьесберегающими
технологиями.
Изучение
специальной
литературы
показывает,
что
большинство
методических
разработок
по
данной
проблеме
весьма
фрагментарны
и
раскрывают
лишь
некоторые
стороны
внедрения
здоровьесберегающих
технологий в коррекционный процесс таких школьников.
Важность
и
своевременность
совершенствования
проце сса
коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих нарушениями
п с и х и ч е с ко го
зд о р о в ь я ,
з а д е р ж ка м и
р а з в и т и я
п р и
п ом о щ и
здоровьесберегающих технологий, научная и практическая значимость этих
проблем
определяют
актуальность
нашей
статьи.
Цель
ее
заключается
в
изучении проблемы создания педагогических условий для продуктивного
использования здоровьесберегающих технологий учителем в коррекционном
классе.
Здоровьесберегающие технологии значительно различаются по целям и
средствам. Важно найти такую технологию, которая бы отвечала принципу
природосообразности
(т.е.
в
наибольшей
степени
соответствовала
бы
естественным механизмам усвоения опыта и знаний детьми с отставаниями в
развитии), и принципу интенсивности (т.е. позволяла бы более быстро и на
более
высоком
уровне
решать
коррекционные
и
здоровьесберегающие
задачи). Коррекционные воздействия педагога направлены на компенсацию
нарушений
психического
развития
и
разрешению
эмоциональных,
поведенческих, межличностных проблем у детей.
Динамические
паузы,
подвижные
игры,
пальчиковая
гимнастика
в
ко р р е к ц и о н н о й
п ед а го г и ке
я вл я ют с я
н е от ъ е м л е м о й
ч а с т ь ю
здоровьесберегающих технологий.
Применение
же
музыкального
сопровождения
при
использовании
здоровьесберегающих
технологий
стимулирует
двигательные,
речевые
функции,
снимает
тревожность
школьников,
создает
положительный
эмоциональный фон.
Приоритетная задача применения здоровьесберегающих технологий в
педагогике
состоит
не
только
в
обучении
детей
адаптированным
оздоровительным техникам, но и в комплексном преобразовании их среды
обитания,
создании
педагогических
условий
успешного
коррекционного
результата, достижение комплексного здоровья.
Использование рисования в логопедической работе – это не основной,
но
не
менее
важный
способ
развития
познавательного
процесса.
Оно
вызывает
у
воспитанников
интерес
и
радость,
снимает
психическое
напряжение,
что
создает
тем
самым
ключевое
педагогическое
условие,
у с ко р я е т
ко р р е к ц и о н н ы й
п р о ц е с с
и с п ол ь зо ва н и я
о с н о в н о й
здоровьесберегающей технологии.
Здоровьесберегающие
технологии
стали
перспективным
средством
коррекционно-развивающей
работы
с
детьми,
имеющими
психические
и
физиологические нарушения. В основу их использования в отечественной
педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические
положения, разработанные Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.Р. Лурия,
А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным и
другими отечественными психологами.
Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных
средств
обучения,
все
чаще
применяемых
в
специальной
педагогике.
В
последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах
специального обучения и характере особого профессионального мышления
специалистов-дефектологов, логопедов.
Каждая новая задача коррекционного обучения трансформируется в
проблемы поиска оптимальных здоровьесберегающих технологий, в новые
комплексные
разработки
развития
речи
и
обучения
школьников,
которые
позволяли бы им достичь максимально возможных успехов.
Приоритетная задача применения здоровьесберегающих технологий в
школьной практике состоит не только в обучении детей адаптированным
оздоровительным техникам, но и в комплексном преобразовании их среды
обитания,
создании
педагогических
условий
успешного
коррекционного
результата, достижение комплексного здоровья.
Таким
образом,
существующих
здоровьесберегающих
технологий
множество, каждая в отдельности будет являться результативной для решения
коррекционных
задач.
Но
тщательный
подбор
и
комплектация
здоровьесберегающих технологий в продуктивную систему коррекционных
занятий обеспечит наиболее оптимальный путь достижения целей. А для
этого необходимо рационально выбрать наиболее эффективные способы и
приемы
организации
образовательной
деятельности
с
учетом
возрастных
особенностей детей, продумать каждый шаг в реализации образовательного
процесса и создать максимально комфортные педагогические условия для
общения, активности и саморазвития старших дошкольников.
Наш
опыт
показал,
что
эффективность
применения
новых
коррекционных здоровьесберегающих технологий во многом зависит от их
сочетания с традиционными методиками и средствами коррекции.
На
уроках
учителем
коррекционного
класса
были
использованы
здоровьесберегающие технологии, которые продуктивно оказали влияние на
развитие учебных навыков школьников. Точнее, использован целый комплекс
здоровьесберегающих технологий, адаптированный к возможностям детей
коррекционного
класса.
Удалось
решить
ряд
коррекционных
задач,
не
предусмотренных основной учебной целью, таких как локализация проблем
адаптации школьников к обучению в коррекционном классе.
Например,
использованный
учителем
комплекс
здоровьесберегающих
технологий на уроках в коррекционном классе позволил откорректировать у
некоторых
учащихся:
шепелявость,
картавость.
неспособность
правильно
произносить шипящие буквы, научить произносить буквы «р», «л», «в»,
научить
одного
ребенка
управлять
своим
дыханием
и
не
заикаться,
регулировать темп своей речи. Именно занимаясь игрой на свирели и пением,
дыхательной гимнастикой ребенок приобрел навык правильного дыхания и
чувство уверенности в своих силах, избавившись от заикания.
На каждом из этапов последовательно применялись наши собственные
приемы,
отшлифовывался
опыт
дифференцированного
и
индивидуально
опосредованного логопедического воздействия.
При
помощи
реализованных
здоровьесберегающих
технологий
в
коррекционном
классе
были
решены
социальные
проблемы
адаптации
к
школьному обучению в межличностном общении. Дети в коррекционном
классе
учились
(и
воспитывались)
не
только
на
игровых
ситуациях
здоровьесберегающих технологий: коррекционная работа никогда не была
оторвана от комплексного воспитания и социализации ребенка.
Можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих
технологий в коррекционной деятельности способствует не только развитию
речи, сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии
речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей всего
детского организма.
Благодаря созданным учителем коррекционного класса педагогическим
условиям,
нам
удалось
определить
и
отобрать
наиболее
продуктивные
здоровьесберегающие
технологии
для
логопедической
работы
с
детьми
младшего школьного возраста.
С п е ц и а л ь н о
р а з р а б о т а н н ы й
к о м п л е к с
и
в к л ю ч е н и е
здоровьесберегающих технологий в процесс логопедического воздействия
оптимизировали процесс коррекции их устной речи и в целом содействовали
развитию старших дошкольников. Их логопедическое развитие проводилось
на основе анализа полученных данных исследования.