Автор: Шестакова Наталья Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ Туимская СШ№3
Населённый пункт: с. Туим Ширинский район Республика Хакасия
Наименование материала: Стаья
Тема: «Пальчиковый игротренинг как одно из средств развития речи у младших школьников»
Раздел: начальное образование
«Пальчиковый игротренинг
как одно из средств
развития речи
у младших школьников»
Шестакова Наталья Петровна – учитель-логопед
МБОУ СШ № 3
с. Туим, Ширинского района, Республика Хакасия.
Хочу
поделиться
опытом
работы
по
развитию
мелкой
моторики
у
учащихся
младшего школьного возраста с использованием пальчикового игротренинга.
В последнее время отмечается увеличение количества детей поступающих в
школу с отклонениями в речевом развитии, которые препятствуют формированию
их полноценной учебной деятельности. Невнятная слабо развитая речь ребенка не
только затрудняет его взаимопонимание с людьми, но и нередко накладывает
отпечаток на его характер. К семи годам, а иногда и раньше, дети с речевыми
недостатками становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными и, как
правило, такие дети пополняют ряды отстающих школьников, окончательно теряя
интерес
к
учебной
деятельности.
В
дальнейшем
они
не
смогут
успешно
реализовать себя как личность в современном обществе.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что
уровень
развития
речи
детей
находится
в
прямой
зависимости
от
степени
сформированности тонких движений пальцев рук.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей
и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше
уверенности
и
изобретательности
в
движениях
детской
руки,
тем
тоньше
взаимодействие
руки
с
орудием
труда
(ручкой,
карандашом),
тем
сложнее
движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия
детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Однако далеко не всё так просто.
На
сегодняшний
день
наблюдается
снижение
уровня
развития
мелкой
моторики у детей не только в школе, в которой я работаю, но и по стране в целом.
Одной из причин является повышение уровня развития цивилизации. Ведь не
секрет, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, чем
вместо того, чтобы заниматься с ними развивающими играми. Детская одежда и
обувь стала более удобной в обращении, но не удобной в плане развития мелкой
моторики.
У многих родителей существует ошибочное мнение о том, что в школе
ребенка научат всему, в том числе красиво писать и правильно говорить. Зачастую
благополучные дети умеющие читать и считать начинают испытывать трудности
при обучении письму. Ребенок не может сосредоточиться на уроке, небрежно
выполняет задания, невнимательно слушает учителя. Все говорит о том, что у
ребенка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное
внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является одним из
факторов,
стимулирующим
речевое
развитие
ребенка,
способствующим
улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что
не
менее
важно,
мощным
средством,
повышающим
работоспособность
коры
головного мозга и стимулирующим развитие речи ребенка.
Учитывая
важность
проблемы
по
развитию
мелкой
моторики,
решила
провести углубленную работу, в этом направлении, привлекая учителей начальных
классов и родителей.
Познакомилась с работами по развитию моторики разных авторов. Одни
отдают предпочтение штриховке и рисованию, другие теневому театру, третьи –
лепке и конструированию.
Поставив
перед
собой
цели,
задачи,
выбрав
формы,
методы
и
приемы
обучения,
занялась
подбором
материала,
постепенно
формируя
игротеку.
«Пальчиковый игро-тренинг». Что же сюда вошло:
- игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов и потешек;
- игры, напоминающие театральные представления;
- упражнения без речевого сопровождения;
- театр теней;
- сопряженная гимнастика «Театр пальцев и языка»;
- массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
- физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры с использованием мячей.
Данную работу провожу систематически на индивидуальных, групповых и
подгрупповых занятиях от 5 до 10 минут. Каждый раз использую по несколько
приемов.
Большое
разнообразие
материала
позволяет
использовать
его
как
с
детьми в преддошкольной группе, так и у учащихся 1-4 классов различных этапах
занятий по коррекции звукопроизношения, при изучении лексических тем по
устранению ОНР, а также при устранении нарушений чтения и письма.
Приведу примеры, которые использую в своей работе.
Игра с пальчиками, сопровождаемая чтением народных стихов и потешек.
Тень-тень потетень.
Согнуть руку в кулак, начать читать потешку –
Тень-тень, потетень
Выше города плетень.
Распрямить все пальцы – сделать «забор»
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Указательным пальцем сделать несколько круговых движений от центра к краю
ладони.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Помассировать мизинец.
Похвалялся зайка:
- Поди, догоняй-ка!
Помассировать безымянный палец.
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Помассировать средний и указательный палец.
Похвалялся медведь:
-Могу песни я петь!
Помассировать большой палец.
Эти игры формируют тонкие движения пальцев рук, создают благоприятный
эмоциональный
фон,
способствуют
развитию
умения
слушать
и
понимать
содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
Игры,
напоминающие
театральные
представления,
требуют
кропотливой
совместной работы детей и взрослых. Использую небольшие игры-сказки в форме
диалога, которые помогают на этапах автоматизации и дифференциации звуков.
Еж и мышка ([ш], [ж])
- На пальцы одеть изображения мышки и ежика. Первоначально логопед играет
сам
роли,
затем
привлекает
ребенка.
В
дальнейшем
можно
использовать
на
подгрупповых занятиях, где дети сами играют роли.
М. –
Ежик колкий, дай иголок,
Чтобы сшить штанишки для моих детишек.
Ё. -
Что ж, не жалко мне иголок,
Я на ножках лишь не колок.
М. -
Ёжик, ёжик, помоги сшить детишкам башмаки.
Ё. -
Лишь на шейке и на брюшке я помягче, чем подушка,
А иголок миллион – шей штанишек хоть вагон!
М. -
Ёжик, ёжик, не шути!
Ёж, ежишка, помоги!
Надо шапки, шубки мышкам,
Помоги одеть малышек!
Ё. -
Не шуми. Я дам иголок
Для мышаток, для полевок.
Штопай, шей, вяжи ты мышкам,
Чтоб не кашляли малышки.
Этот вид деятельности обеспечивает комплексное воздействие на эмоционально-
волевую сферу ребенка. Позволяет расслабиться, раскрепоститься.
Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук
использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
-
образовать
два
кружка
из
большого
и
указательного
пальцев
обеих
рук,
соединить их и поднести к глазам (очки);
-
пальцами
правой
руки
дотрагиваются
до
пальцев
левой
руки
по
очереди
«здороваются».
Сопряженная гимнастика «Театр пальчиков и языка».
1. Однажды пальчики
пошли в лес: топ-топ,
топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме,
темпе: указательным и средним, большим и
указательным. Язык двигать вверх-вниз.
2. На опушке - большое
дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.
Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
3. Под деревом растут
грибы. У одних грибов
ножки толстые.
Грибов-боровиков много
Гриб растет.
Щепотью одной руки показать толстую ножку,
ладонью другой - шляпку. Положение рук менять;
то, что делала правая рука, делает левая, и
наоборот. Язык сначала мягко присосать к
твердому нёбу, затем напряженно.
4. У других грибов ножки
тонкие. Поганок очень
много
Указательный палец одной руки - ножка, ладонь
другой руки - шляпка; положение рук менять.
5. Дерево растет.
Руки тянуть вверх, к солнышку.
Язык тянуть к носу.
6. Грибы растут.
Руки. См. пункт 3.
Язык то присосать к нёбу, то прогнуть
«чашечкой».
7. Соберем грибы в
корзины.
Пальцы рук переплетены «корзинкой».
Язык - «чашечкой».
8. Через лес (топ-топ,
топ-топ-топ) вышли к
реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от
плеч к пальцам.
Язык плавно двигать вперед-назад.
9. Тяжело нести корзины.
Увидели лодку.
Боковые края поднять
вверх
Сложить ладони «лодочкой». Руками делать
волнообразные движения. Язык сложить
«лодочкой» . Вытянуть язык вперед и убрать
назад.
10. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).
Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Использование этого приема позволяет мне разнообразить этапы
постановки , автоматизации звука.
В своей работе по изучению лексических тем часто использую игру «Раз,
два, три, четыре, пять», которая позволяет расширить активный словарный запас
детей, научить употреблять обучающие понятия, укрепить мелкую моторику.
Тема «Фрукты
»
Раз, два, три, четыре, пять - (Сжимать и разжимать пальцы в кулаки)
Будем фрукты собирать. (Имитировать срывание фруктов).
На деревьях мандарины, (Поднять ладони вверх с широко расставленными
пальцами – «деревья»); соединить указательный палец правой руки с большим.)
Сливы, груши, апельсины, (Последовательно соединять остальные пальцы с
большим на правой руке).
Киви, яблоки, гранат (Последовательно соединять пальцы с большим на левой
руке).
Ах какой чудесный сад! (Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны; пальцы
сжаты в кулаки, поднять большие пальцы вверх.)
Самомассаж пальцев можно проводить как на уроках во время физминуток,
так и на всех логопедических занятиях!
«Ёжик» В. Катаева:
На комод забрался ёжик,
У него не видно ножек,
Ладони
соедините,
пальцы
скрестите
(иголки),
большие
пальцы
соедините
подушечками друг с другом (мордочка ежа)
У него такого злючки,
Не причесаны колючки.
Пошевелите пальцами-«иголками»
И никак не разберешь-
Щетка это или еж?
Поворачивайте кисти рук вправо-влево, показывая, как осматривается ёж.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физминуток.
Физминутка,
как
элемент
двигательной
активности
предлагается
детям
для
переключения
на
другой
вид
деятельности,
повышение
работоспособности,
снятие нагрузки, связанной с сидением. Проговаривание стихов одновременно с
движением (особенно для логопатов) обладают рядом преимуществ: речь как бы
ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а
наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Для пальчиковой разминки использую мячи (теннисный, мяч-прыгун, су-
джок).
Мною
замечено,
что
вся
проводимая
работа
в
форме
«Пальчикового
игротренинга»,
повышала
работоспособность
детей
на
занятиях,
снимала
нагрузку, положительно сказывалась на усвоении навыков, совершенствования
зрительного и слухового восприятия, развитие наглядно-образного и логического
мышления, а самое главное развитию правильной речи и красивому письму.