Напоминание

«Пальчиковый игротренинг как одно из средств развития речи у младших школьников»


Автор: Шестакова Наталья Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ Туимская СШ№3
Населённый пункт: с. Туим Ширинский район Республика Хакасия
Наименование материала: Стаья
Тема: «Пальчиковый игротренинг как одно из средств развития речи у младших школьников»
Раздел: начальное образование





Назад




«Пальчиковый игротренинг

как одно из средств

развития речи

у младших школьников»

Шестакова Наталья Петровна – учитель-логопед

МБОУ СШ № 3

с. Туим, Ширинского района, Республика Хакасия.

Хочу

поделиться

опытом

работы

по

развитию

мелкой

моторики

у

учащихся

младшего школьного возраста с использованием пальчикового игротренинга.

В последнее время отмечается увеличение количества детей поступающих в

школу с отклонениями в речевом развитии, которые препятствуют формированию

их полноценной учебной деятельности. Невнятная слабо развитая речь ребенка не

только затрудняет его взаимопонимание с людьми, но и нередко накладывает

отпечаток на его характер. К семи годам, а иногда и раньше, дети с речевыми

недостатками становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными и, как

правило, такие дети пополняют ряды отстающих школьников, окончательно теряя

интерес

к

учебной

деятельности.

В

дальнейшем

они

не

смогут

успешно

реализовать себя как личность в современном обществе.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что

уровень

развития

речи

детей

находится

в

прямой

зависимости

от

степени

сформированности тонких движений пальцев рук.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей

и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше

уверенности

и

изобретательности

в

движениях

детской

руки,

тем

тоньше

взаимодействие

руки

с

орудием

труда

(ручкой,

карандашом),

тем

сложнее

движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия

детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Однако далеко не всё так просто.

На

сегодняшний

день

наблюдается

снижение

уровня

развития

мелкой

моторики у детей не только в школе, в которой я работаю, но и по стране в целом.

Одной из причин является повышение уровня развития цивилизации. Ведь не

секрет, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, чем

вместо того, чтобы заниматься с ними развивающими играми. Детская одежда и

обувь стала более удобной в обращении, но не удобной в плане развития мелкой

моторики.

У многих родителей существует ошибочное мнение о том, что в школе

ребенка научат всему, в том числе красиво писать и правильно говорить. Зачастую

благополучные дети умеющие читать и считать начинают испытывать трудности

при обучении письму. Ребенок не может сосредоточиться на уроке, небрежно

выполняет задания, невнимательно слушает учителя. Все говорит о том, что у

ребенка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное

внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является одним из

факторов,

стимулирующим

речевое

развитие

ребенка,

способствующим

улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что

не

менее

важно,

мощным

средством,

повышающим

работоспособность

коры

головного мозга и стимулирующим развитие речи ребенка.

Учитывая

важность

проблемы

по

развитию

мелкой

моторики,

решила

провести углубленную работу, в этом направлении, привлекая учителей начальных

классов и родителей.

Познакомилась с работами по развитию моторики разных авторов. Одни

отдают предпочтение штриховке и рисованию, другие теневому театру, третьи –

лепке и конструированию.

Поставив

перед

собой

цели,

задачи,

выбрав

формы,

методы

и

приемы

обучения,

занялась

подбором

материала,

постепенно

формируя

игротеку.

«Пальчиковый игро-тренинг». Что же сюда вошло:

- игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов и потешек;

- игры, напоминающие театральные представления;

- упражнения без речевого сопровождения;

- театр теней;

- сопряженная гимнастика «Театр пальцев и языка»;

- массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;

- физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры с использованием мячей.

Данную работу провожу систематически на индивидуальных, групповых и

подгрупповых занятиях от 5 до 10 минут. Каждый раз использую по несколько

приемов.

Большое

разнообразие

материала

позволяет

использовать

его

как

с

детьми в преддошкольной группе, так и у учащихся 1-4 классов различных этапах

занятий по коррекции звукопроизношения, при изучении лексических тем по

устранению ОНР, а также при устранении нарушений чтения и письма.

Приведу примеры, которые использую в своей работе.

Игра с пальчиками, сопровождаемая чтением народных стихов и потешек.

Тень-тень потетень.

Согнуть руку в кулак, начать читать потешку –

Тень-тень, потетень

Выше города плетень.

Распрямить все пальцы – сделать «забор»

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Указательным пальцем сделать несколько круговых движений от центра к краю

ладони.

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса!

Помассировать мизинец.

Похвалялся зайка:

- Поди, догоняй-ка!

Помассировать безымянный палец.

Похвалялися ежи:

- У нас шубы хороши!

Помассировать средний и указательный палец.

Похвалялся медведь:

-Могу песни я петь!

Помассировать большой палец.

Эти игры формируют тонкие движения пальцев рук, создают благоприятный

эмоциональный

фон,

способствуют

развитию

умения

слушать

и

понимать

содержание потешек, учат улавливать ритм речи.

Игры,

напоминающие

театральные

представления,

требуют

кропотливой

совместной работы детей и взрослых. Использую небольшие игры-сказки в форме

диалога, которые помогают на этапах автоматизации и дифференциации звуков.

Еж и мышка ([ш], [ж])

- На пальцы одеть изображения мышки и ежика. Первоначально логопед играет

сам

роли,

затем

привлекает

ребенка.

В

дальнейшем

можно

использовать

на

подгрупповых занятиях, где дети сами играют роли.

М. –

Ежик колкий, дай иголок,

Чтобы сшить штанишки для моих детишек.

Ё. -

Что ж, не жалко мне иголок,

Я на ножках лишь не колок.

М. -

Ёжик, ёжик, помоги сшить детишкам башмаки.

Ё. -

Лишь на шейке и на брюшке я помягче, чем подушка,

А иголок миллион – шей штанишек хоть вагон!

М. -

Ёжик, ёжик, не шути!

Ёж, ежишка, помоги!

Надо шапки, шубки мышкам,

Помоги одеть малышек!

Ё. -

Не шуми. Я дам иголок

Для мышаток, для полевок.

Штопай, шей, вяжи ты мышкам,

Чтоб не кашляли малышки.

Этот вид деятельности обеспечивает комплексное воздействие на эмоционально-

волевую сферу ребенка. Позволяет расслабиться, раскрепоститься.

Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук

использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

-

образовать

два

кружка

из

большого

и

указательного

пальцев

обеих

рук,

соединить их и поднести к глазам (очки);

-

пальцами

правой

руки

дотрагиваются

до

пальцев

левой

руки

по

очереди

«здороваются».

Сопряженная гимнастика «Театр пальчиков и языка».

1. Однажды пальчики

пошли в лес: топ-топ,

топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме,

темпе: указательным и средним, большим и

указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. На опушке - большое

дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.

Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.

3. Под деревом растут

грибы. У одних грибов

ножки толстые.

Грибов-боровиков много

Гриб растет.

Щепотью одной руки показать толстую ножку,

ладонью другой - шляпку. Положение рук менять;

то, что делала правая рука, делает левая, и

наоборот. Язык сначала мягко присосать к

твердому нёбу, затем напряженно.

4. У других грибов ножки

тонкие. Поганок очень

много

Указательный палец одной руки - ножка, ладонь

другой руки - шляпка; положение рук менять.

5. Дерево растет.

Руки тянуть вверх, к солнышку.

Язык тянуть к носу.

6. Грибы растут.

Руки. См. пункт 3.

Язык то присосать к нёбу, то прогнуть

«чашечкой».

7. Соберем грибы в

корзины.

Пальцы рук переплетены «корзинкой».

Язык - «чашечкой».

8. Через лес (топ-топ,

топ-топ-топ) вышли к

реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от

плеч к пальцам.

Язык плавно двигать вперед-назад.

9. Тяжело нести корзины.

Увидели лодку.

Боковые края поднять

вверх

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать

волнообразные движения. Язык сложить

«лодочкой» . Вытянуть язык вперед и убрать

назад.

10. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).

Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Использование этого приема позволяет мне разнообразить этапы

постановки , автоматизации звука.

В своей работе по изучению лексических тем часто использую игру «Раз,

два, три, четыре, пять», которая позволяет расширить активный словарный запас

детей, научить употреблять обучающие понятия, укрепить мелкую моторику.

Тема «Фрукты

»

Раз, два, три, четыре, пять - (Сжимать и разжимать пальцы в кулаки)

Будем фрукты собирать. (Имитировать срывание фруктов).

На деревьях мандарины, (Поднять ладони вверх с широко расставленными

пальцами – «деревья»); соединить указательный палец правой руки с большим.)

Сливы, груши, апельсины, (Последовательно соединять остальные пальцы с

большим на правой руке).

Киви, яблоки, гранат (Последовательно соединять пальцы с большим на левой

руке).

Ах какой чудесный сад! (Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны; пальцы

сжаты в кулаки, поднять большие пальцы вверх.)

Самомассаж пальцев можно проводить как на уроках во время физминуток,

так и на всех логопедических занятиях!

«Ёжик» В. Катаева:

На комод забрался ёжик,

У него не видно ножек,

Ладони

соедините,

пальцы

скрестите

(иголки),

большие

пальцы

соедините

подушечками друг с другом (мордочка ежа)

У него такого злючки,

Не причесаны колючки.

Пошевелите пальцами-«иголками»

И никак не разберешь-

Щетка это или еж?

Поворачивайте кисти рук вправо-влево, показывая, как осматривается ёж.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физминуток.

Физминутка,

как

элемент

двигательной

активности

предлагается

детям

для

переключения

на

другой

вид

деятельности,

повышение

работоспособности,

снятие нагрузки, связанной с сидением. Проговаривание стихов одновременно с

движением (особенно для логопатов) обладают рядом преимуществ: речь как бы

ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а

наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Для пальчиковой разминки использую мячи (теннисный, мяч-прыгун, су-

джок).

Мною

замечено,

что

вся

проводимая

работа

в

форме

«Пальчикового

игротренинга»,

повышала

работоспособность

детей

на

занятиях,

снимала

нагрузку, положительно сказывалась на усвоении навыков, совершенствования

зрительного и слухового восприятия, развитие наглядно-образного и логического

мышления, а самое главное развитию правильной речи и красивому письму.



В раздел образования