Автор: Хаданович Татьяна Андреевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы Школа-интернат № 16
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Николаевск-на Амуре
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Аналитический отчет за 2018-2019 Уч.год."
Раздел: начальное образование
1
Аналитический отчет за 2018-2019 учебный год.
Педагог-психолог Хаданович Т.А.
Работа
педагога-психолога
осуществлялась
в
соответствие
с
требованиями
ФГОС,
годовым
планом
работы
школы,
годовым
планом
педагога-психолога.
Основной
целью
деятельности
психолога
является
психолого-
педагогическое сопровождение, личностная и социальная адаптация детей в
процессе обучения в школе, а также психолого-педагогическое обеспечение
индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
1.
Индивидуальное обследование, диагностика:
Потребности в общении
Эмоционального предпочтения в общении
Значимости социального окружения учащихся 1-го и 2-го классов
Диагностика
уровня
сформированности
компонентов
учебной
деятельности первоклассника, особенности адаптации детей к школе.
После диагностики были получены следующие результаты: у 26% детей
-легкая степень адаптации; средняя степень адаптации - у 60% детей, тяжелая
степень адаптации - у 13% детей.
Работа
осуществлялась
под
наблюдением
воспитателей,
учителей,
психолога.
Был
разработан
гибкий
план
воспитательно-образовательной
работы в период адаптации. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в
индивидуальных
картах
наблюдений
психолога.
Результаты
наблюдений
заносились
в
журнал
диагностики.
Во
время
адаптации
оказывалась
психологическая
поддержка
всем
участникам
образовательного
процесса.
Работа по адаптации детей к школе строилась, исходя из конкретной ситуации
(трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций).
Была
составлена
программа
адаптации
первоклассника.
Проводились
адаптационные игры, были организованы родительские собрания по вопросам
помощи ребенку в период адаптации в школе.
Для оценки эмоционального отношения детей к школе и уровня школьной
тревожности, детям был предложен тест «Рисунок школы». Протестировано 15
детей. Обработка результатов оценивалась по трем основным показателям:
1.
Цветовая гамма
2.
Линия и характер рисунка
3.
Сюжет рисунка
2
Выводы. У 8 детей сложилось эмоционально- благополучное отношение к
школе, к учению и взаимодействию с учителем (эти дети набрали 5-6 баллов);
у 7 детей наблюдается некоторая тревога по поводу школьного обучения (4
балла); детей с явно выраженным страхом перед школой не оказалось (1-0
баллов).
В мае 2019 учебного года проводилась итоговое педагогическое
обследование первоклассников. При проведении обследования использовала
метод наблюдения, анализ действий и ответов. Задания ориентированы на
основные предметные области. Была проведена оценка результатов. Это
позволило выявить потенциал возможности каждого ребенка,
проанализировать динамику развития, и проверить эффективность обучения.
Задания распределены по следующим областям:
- язык и речевая практика;
- математика;
-естествознание;
-искусство;
- ручной труд;
-физическое развитие.
В
ходе
проверки
результатов
по
предметным
областям
полученные
результаты:
В обследовании принимало 12 учащихся.
Предметная
область
-"Язык
и
речевая
практика"
предоставлена
следующими результатами:
6чел.(50%)- высокий уровень;
4чел.(33%)-средний уровень;
2 чел.(17%)- низкий уровень.
Анализируя
результаты
обследования
по
предметной
области
"Математика"-показало:
6чел.(50%)- высокий уровень;
4чел.(33%)-средний уровень;
3
2 чел.(17%)- низкий уровень.
Проанализировав результаты обследования детей по предметной области
"Мир природы и человека",получилось следующее:
10чел.(83%)-высокий;
2чел.(17%)-средний.
По предметной области "Искусство" отмечено:
10чел.(83%)-высокий;
2чел.(17%)-средний.
Обследование предметной области "Технологи" показало:
10чел.(83%)-высокий;
2чел.(17%)-средний.
Результаты предметной области "Развитие" получилось, что:
10чел.(83%)-высокий;
2чел.(17%)-средний.
Мною была проведена диагностика по Ясюковой( по познавательной
деятельности в нач. и в конце уч года). В конце учебного года было
обследовано 12 детей 1 класса. У 83% ( 10 чел) наблюдается положительная
динамика в развитии произвольной зрительной памяти .У 17% (2 чел;-
Кирилл К, Максим Т) низкий уровень.
Выявлены положительные изменения в развитии оперативно-
вербальной (слухо-речевой) памяти, у50% ( 6человек) объем слухового
запоминания соответствует среднему , у 33% (4 ребенка) ниже среднего, и у
17% ( 2 ребенка) низший уровень.
Положительная динамика наблюдается в развитии умения обобщать
предметы на наглядном материале, на конец учебного года у 83% ( 10 чел.)
обследованных детей справились с заданием на «исключение лишнего» на
среднем уровне , и не смогли справиться с заданием 17% (2 реб.).
На конец учебного года у 33% (4 детей) обследованных учащихся
класса объем произвольного внимания не соответствует возрастным
показателям.
4
Ярко выраженная динамика выявлена в развитии наглядно-
образного ,и наглядно -действенного мышления , так 67%( 8 учащихся )
справились с заданием на классификацию и обобщение понятий на среднем
уровне.
ВЫВОД: анализ результатов диагностики развития познавательных
процессов, по предметным областям первоклассника - свидетельствует о
наличии положительной динамики разной степени выраженности по всем
обследуемым параметрам.
Необходимо продолжать осуществлять коррекционно-развивающую
работу, направленную на преодоление выявленных недостатков и повышение
уровня развития познавательной сферы по предметным областям учащихся в
2019- 2020учебном году.
В конце учебного года (май -2019г.) была проведена диагностика по
эмоционально-волевой сферы среди учащихся первого класса.
Для диагностики эмоционально-волевой сферы была проведёна
методика :рисуночная методика «Кактус».
По данным результатов рисуночной методики «Кактус» можно сделать
следующие выводы:
17 % - в рисунке имеются проявления тревожности;
83 % - в рисунке нет проявлений тревожности.
В своей исследовательской деятельности использовала различные
диагностики межличностного взаимодействия .
Методики:
Проективные рисуночные тесты:
-"Моя воспитательница";
-"Рисунок школы";
-"Стандартная беседа" Т.А. Нежновой.
100% (12 человек) испытывают положительное эмоциональное
отношение к воспитателю;
8% ( 1 чел.) не захотел нарисовать себя рядом с воспитателем, хотя самого
воспитателя нарисовал старательно, дополнив изображение деталями,
5
улыбающимися, что говорит о положительном отношении к педагогу. Было
рекомендовано воспитателю больше уделять внимание, чтобы расположить
ребенка к себе.
Для определения эмоционального отношения детей к школе и уровня
школьной тревожности детям был предложен тест "Рисунок школы".
Всего:100% 12 детей.
92 %(11детей) сложилось эмоциональное благополучное отношение к
школе и учению. Они готовы к принятию учебных задач и взаимодействию с
учителем.
8%(1 человек) есть некоторая тревога по поводу школьного обучения.
Детей с ярко выраженным страхом не оказалось.
Для исследования внутренней позиции школьника и выявления характера
ориентации на школьную учебную деятельность использовалась стандартная
беседа Т,А, Нежновой. Было опрошено индивидуально 100% (12 детей).
Результат: внутренняя позиция школьника достаточно сформирована,
отношение к школе положительная.
В рамках коррекционной- развивающей работы были проведены
коррекционно- развивающие занятия.
На занятиях обучала детей общению со сверстниками, путем создания
социальной значимости, мотивации и развитие общей игры. Способствовала
устранению аффектных препятствий в межличностных отношениях детей и
достижению более адекватной адаптации и социализации.
По результатам отмечаю следующее:
83% (10 чел.) стали спокойнее, стали различать эмоциональное состояние
свое и других, чувство своих и окружающих людей ;
17 % (2 реб.) стараются сдерживать отрицательные эмоции , но не всегда
у них получается. У этих детей позитивные эмоции еще не преобладают над
негативными. Учитывая полученные данные ,намеренна продолжать
коррекцию эмоционально волевой сферы.
Вывод: правильный выбор методов и приемов коррекционной работы,
позволило максимально эффективно преодолеть недостатки психическом и
физическом развитии каждого ребенка.
6
Диагностическая работа с учащимися 2-го класса проводилась по
следующим направлениям:
Выявление
состояния
эмоциональной
сферы
ребенка,
наличия
гиперактивности,
агрессии.
Использовались
следующие
диагностические
методики: «Несуществующее животное», «Дом, дерево,человек» «Сюжетные
картинки», «Оценка эмоционального состояния»
Выявление
детских
страхов,
тревожного
состояния
ребенка,
неуверенности в себе. Тест «Страхи в домике»
Положение
детей
в
классе
(степень
их
популярности
или
отвержение)
По результатам диагностики учащихся был составлен психологический
портрет, и оформлены психологические представления для индивидуальных
карт-папок.
На основании диагностики выявлено:
4уч.(50%)-гиперактивность;
1уч.(12%)- наличие агрессии;
3уч.(38%)-неустойчивое эмоциональное состояние.
С
октября
2018г.
помай
2019г.
проведена
коррекционно
развивающая
работа с целью формирования устойчивой эмоционально-волевой сферы были
использованы методики:
Имитационные игры и этюды: "Шаловливые мышата", "Хитрая лиса",
"Трусливый заяц" и др.
Тренинги
на
выражение
различных
эмоций:
"Баба-Яга",
"Золушка",
"Тренируем эмоции";
Тренинг
мышечного
расслабления:
"Методика
профессора
Джекобса",
"Снеговик", "Шалтай- Болтай" и др.
По результатам проведенной работы получены следующие результаты:
-дети стали различать эмоциональное состояние свое и других людей;
-чувства свои и окружающих.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводились с 7-
ю
учащимися
1-го
класса,
6-ю
учащимися
2-го
класса.
индивидуальные
коррекционные занятия проводились ежедневно. Они были
направлены на
развитие познавательной и на развитие эмоционально-волевой сферы.
Коррекционно-развивающая работа велась по программам и методикам:
Программа
психолого-педагогических
занятий
с
детьми
6
лет
«Цветик-семицветик» Н.Ю. Куржаева
7
Занятия
по
программе
социально-личностного
развития
детей
«Познаю себя» М.В.Черепановой, Е.В.Харламовой
Комплекс релаксационных занятий «Беби-йога»
3.
Групповые занятия проводились согласно рабочему расписанию с
учащимися 1-го и 2-го класса. Работа с 1-м классом проводилась по программе
«Коммуникативные
способности
и
социализация
детей
5-9
лет»
С.Коноваленко.
По программе "Цветик -семицветик" Н.Ю.Куражева по познавательной и
эмоционально-волевой
сфере,
и
по
программе
"Эмоционального
развития
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста"
С.В.
Крюкова,
Н.П.
Слобедянин
проводились занятия со
2-ым классом по стимулированию
энергетического
ресурса
детей
(работоспособность,
утомляемость,
инертность), стабилизации эмоционального состояния. Проводились занятия
по совершенствованию общения со сверстниками путем создания социальной
значимости, мотивации и развития общей игры. Способствовала устранению
препятствий
в
межличностных
отношениях
детей
и
достижению
более
адекватной адаптации и социализации.
По запросам учителей и родителей ведется работа с детьми, имеющими
отклонения в поведении и проблемы в обучении.
4.
В разделе «консультирование» были проведены следующие
мероприятия:
Психолого-педагогическое
консультирование
учителей
начальных
классов и родителей по итогам диагностики;
Адаптация первоклассников в школе;
Диагностика
познавательной
и
эмоционально-волевой
сферы
ребенка;
Родительские собрания "Любите своего ребенка" и т.др.
Родителям были даны соответствующие рекомендации и памятки.
5. Профилактическая и просветительская работа: выступление на ШМО
на
тему
«Представление
методики
педагогического
обследования
первоклассников
с
умственной
отсталостью».
Ежемесячно
велась
профилактическая
работа:
беседы,
анкетирование,
заполнение
журналов
и
других необходимых документов.
В
течении
учебного
года
пополняла
личную
библиотеку
психолого-
педагогической литературой. Диагностическим и коррекционно-развивающим
8
инструментарием.
Отчетную
документацию
вела
согласно
нормативно-
правовым актом.
6. Участие в школьном методическом объединении – 3 заседания.
7 Экспертная работа: участие в совещаниях методического объединения
школы.
Таким образом, правильный выбор методов и приемов коррекционной
работы
позволило
преодолеть
недостатки
в
психическом
и
физическом
развитии
каждого
ребенка.
Немаловажным
фактором
я вл я е т с я
профессионализм воспитателей и педагогов, работающих с детьми в данных
классов,
а
именно
взаимодополняющая
работа
всех
участников
педагогического процесса помогла достичь не плохих результатов.