Напоминание

"Аналитический отчет за 2018-2019 Уч.год."


Автор: Хаданович Татьяна Андреевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы Школа-интернат № 16
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Николаевск-на Амуре
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Аналитический отчет за 2018-2019 Уч.год."
Раздел: начальное образование





Назад




1

Аналитический отчет за 2018-2019 учебный год.

Педагог-психолог Хаданович Т.А.

Работа

педагога-психолога

осуществлялась

в

соответствие

с

требованиями

ФГОС,

годовым

планом

работы

школы,

годовым

планом

педагога-психолога.

Основной

целью

деятельности

психолога

является

психолого-

педагогическое сопровождение, личностная и социальная адаптация детей в

процессе обучения в школе, а также психолого-педагогическое обеспечение

индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

1.

Индивидуальное обследование, диагностика:

Потребности в общении

Эмоционального предпочтения в общении

Значимости социального окружения учащихся 1-го и 2-го классов

Диагностика

уровня

сформированности

компонентов

учебной

деятельности первоклассника, особенности адаптации детей к школе.

После диагностики были получены следующие результаты: у 26% детей

-легкая степень адаптации; средняя степень адаптации - у 60% детей, тяжелая

степень адаптации - у 13% детей.

Работа

осуществлялась

под

наблюдением

воспитателей,

учителей,

психолога.

Был

разработан

гибкий

план

воспитательно-образовательной

работы в период адаптации. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в

индивидуальных

картах

наблюдений

психолога.

Результаты

наблюдений

заносились

в

журнал

диагностики.

Во

время

адаптации

оказывалась

психологическая

поддержка

всем

участникам

образовательного

процесса.

Работа по адаптации детей к школе строилась, исходя из конкретной ситуации

(трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций).

Была

составлена

программа

адаптации

первоклассника.

Проводились

адаптационные игры, были организованы родительские собрания по вопросам

помощи ребенку в период адаптации в школе.

Для оценки эмоционального отношения детей к школе и уровня школьной

тревожности, детям был предложен тест «Рисунок школы». Протестировано 15

детей. Обработка результатов оценивалась по трем основным показателям:

1.

Цветовая гамма

2.

Линия и характер рисунка

3.

Сюжет рисунка

2

Выводы. У 8 детей сложилось эмоционально- благополучное отношение к

школе, к учению и взаимодействию с учителем (эти дети набрали 5-6 баллов);

у 7 детей наблюдается некоторая тревога по поводу школьного обучения (4

балла); детей с явно выраженным страхом перед школой не оказалось (1-0

баллов).

В мае 2019 учебного года проводилась итоговое педагогическое

обследование первоклассников. При проведении обследования использовала

метод наблюдения, анализ действий и ответов. Задания ориентированы на

основные предметные области. Была проведена оценка результатов. Это

позволило выявить потенциал возможности каждого ребенка,

проанализировать динамику развития, и проверить эффективность обучения.

Задания распределены по следующим областям:

- язык и речевая практика;

- математика;

-естествознание;

-искусство;

- ручной труд;

-физическое развитие.

В

ходе

проверки

результатов

по

предметным

областям

полученные

результаты:

В обследовании принимало 12 учащихся.

Предметная

область

-"Язык

и

речевая

практика"

предоставлена

следующими результатами:

6чел.(50%)- высокий уровень;

4чел.(33%)-средний уровень;

2 чел.(17%)- низкий уровень.

Анализируя

результаты

обследования

по

предметной

области

"Математика"-показало:

6чел.(50%)- высокий уровень;

4чел.(33%)-средний уровень;

3

2 чел.(17%)- низкий уровень.

Проанализировав результаты обследования детей по предметной области

"Мир природы и человека",получилось следующее:

10чел.(83%)-высокий;

2чел.(17%)-средний.

По предметной области "Искусство" отмечено:

10чел.(83%)-высокий;

2чел.(17%)-средний.

Обследование предметной области "Технологи" показало:

10чел.(83%)-высокий;

2чел.(17%)-средний.

Результаты предметной области "Развитие" получилось, что:

10чел.(83%)-высокий;

2чел.(17%)-средний.

Мною была проведена диагностика по Ясюковой( по познавательной

деятельности в нач. и в конце уч года). В конце учебного года было

обследовано 12 детей 1 класса. У 83% ( 10 чел) наблюдается положительная

динамика в развитии произвольной зрительной памяти .У 17% (2 чел;-

Кирилл К, Максим Т) низкий уровень.

Выявлены положительные изменения в развитии оперативно-

вербальной (слухо-речевой) памяти, у50% ( 6человек) объем слухового

запоминания соответствует среднему , у 33% (4 ребенка) ниже среднего, и у

17% ( 2 ребенка) низший уровень.

Положительная динамика наблюдается в развитии умения обобщать

предметы на наглядном материале, на конец учебного года у 83% ( 10 чел.)

обследованных детей справились с заданием на «исключение лишнего» на

среднем уровне , и не смогли справиться с заданием 17% (2 реб.).

На конец учебного года у 33% (4 детей) обследованных учащихся

класса объем произвольного внимания не соответствует возрастным

показателям.

4

Ярко выраженная динамика выявлена в развитии наглядно-

образного ,и наглядно -действенного мышления , так 67%( 8 учащихся )

справились с заданием на классификацию и обобщение понятий на среднем

уровне.

ВЫВОД: анализ результатов диагностики развития познавательных

процессов, по предметным областям первоклассника - свидетельствует о

наличии положительной динамики разной степени выраженности по всем

обследуемым параметрам.

Необходимо продолжать осуществлять коррекционно-развивающую

работу, направленную на преодоление выявленных недостатков и повышение

уровня развития познавательной сферы по предметным областям учащихся в

2019- 2020учебном году.

В конце учебного года (май -2019г.) была проведена диагностика по

эмоционально-волевой сферы среди учащихся первого класса.

Для диагностики эмоционально-волевой сферы была проведёна

методика :рисуночная методика «Кактус».

По данным результатов рисуночной методики «Кактус» можно сделать

следующие выводы:

17 % - в рисунке имеются проявления тревожности;

83 % - в рисунке нет проявлений тревожности.

В своей исследовательской деятельности использовала различные

диагностики межличностного взаимодействия .

Методики:

Проективные рисуночные тесты:

-"Моя воспитательница";

-"Рисунок школы";

-"Стандартная беседа" Т.А. Нежновой.

100% (12 человек) испытывают положительное эмоциональное

отношение к воспитателю;

8% ( 1 чел.) не захотел нарисовать себя рядом с воспитателем, хотя самого

воспитателя нарисовал старательно, дополнив изображение деталями,

5

улыбающимися, что говорит о положительном отношении к педагогу. Было

рекомендовано воспитателю больше уделять внимание, чтобы расположить

ребенка к себе.

Для определения эмоционального отношения детей к школе и уровня

школьной тревожности детям был предложен тест "Рисунок школы".

Всего:100% 12 детей.

92 %(11детей) сложилось эмоциональное благополучное отношение к

школе и учению. Они готовы к принятию учебных задач и взаимодействию с

учителем.

8%(1 человек) есть некоторая тревога по поводу школьного обучения.

Детей с ярко выраженным страхом не оказалось.

Для исследования внутренней позиции школьника и выявления характера

ориентации на школьную учебную деятельность использовалась стандартная

беседа Т,А, Нежновой. Было опрошено индивидуально 100% (12 детей).

Результат: внутренняя позиция школьника достаточно сформирована,

отношение к школе положительная.

В рамках коррекционной- развивающей работы были проведены

коррекционно- развивающие занятия.

На занятиях обучала детей общению со сверстниками, путем создания

социальной значимости, мотивации и развитие общей игры. Способствовала

устранению аффектных препятствий в межличностных отношениях детей и

достижению более адекватной адаптации и социализации.

По результатам отмечаю следующее:

83% (10 чел.) стали спокойнее, стали различать эмоциональное состояние

свое и других, чувство своих и окружающих людей ;

17 % (2 реб.) стараются сдерживать отрицательные эмоции , но не всегда

у них получается. У этих детей позитивные эмоции еще не преобладают над

негативными. Учитывая полученные данные ,намеренна продолжать

коррекцию эмоционально волевой сферы.

Вывод: правильный выбор методов и приемов коррекционной работы,

позволило максимально эффективно преодолеть недостатки психическом и

физическом развитии каждого ребенка.

6

Диагностическая работа с учащимися 2-го класса проводилась по

следующим направлениям:

Выявление

состояния

эмоциональной

сферы

ребенка,

наличия

гиперактивности,

агрессии.

Использовались

следующие

диагностические

методики: «Несуществующее животное», «Дом, дерево,человек» «Сюжетные

картинки», «Оценка эмоционального состояния»

Выявление

детских

страхов,

тревожного

состояния

ребенка,

неуверенности в себе. Тест «Страхи в домике»

Положение

детей

в

классе

(степень

их

популярности

или

отвержение)

По результатам диагностики учащихся был составлен психологический

портрет, и оформлены психологические представления для индивидуальных

карт-папок.

На основании диагностики выявлено:

4уч.(50%)-гиперактивность;

1уч.(12%)- наличие агрессии;

3уч.(38%)-неустойчивое эмоциональное состояние.

С

октября

2018г.

помай

2019г.

проведена

коррекционно

развивающая

работа с целью формирования устойчивой эмоционально-волевой сферы были

использованы методики:

Имитационные игры и этюды: "Шаловливые мышата", "Хитрая лиса",

"Трусливый заяц" и др.

Тренинги

на

выражение

различных

эмоций:

"Баба-Яга",

"Золушка",

"Тренируем эмоции";

Тренинг

мышечного

расслабления:

"Методика

профессора

Джекобса",

"Снеговик", "Шалтай- Болтай" и др.

По результатам проведенной работы получены следующие результаты:

-дети стали различать эмоциональное состояние свое и других людей;

-чувства свои и окружающих.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводились с 7-

ю

учащимися

1-го

класса,

6-ю

учащимися

2-го

класса.

индивидуальные

коррекционные занятия проводились ежедневно. Они были

направлены на

развитие познавательной и на развитие эмоционально-волевой сферы.

Коррекционно-развивающая работа велась по программам и методикам:

Программа

психолого-педагогических

занятий

с

детьми

6

лет

«Цветик-семицветик» Н.Ю. Куржаева

7

Занятия

по

программе

социально-личностного

развития

детей

«Познаю себя» М.В.Черепановой, Е.В.Харламовой

Комплекс релаксационных занятий «Беби-йога»

3.

Групповые занятия проводились согласно рабочему расписанию с

учащимися 1-го и 2-го класса. Работа с 1-м классом проводилась по программе

«Коммуникативные

способности

и

социализация

детей

5-9

лет»

С.Коноваленко.

По программе "Цветик -семицветик" Н.Ю.Куражева по познавательной и

эмоционально-волевой

сфере,

и

по

программе

"Эмоционального

развития

детей

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста"

С.В.

Крюкова,

Н.П.

Слобедянин

проводились занятия со

2-ым классом по стимулированию

энергетического

ресурса

детей

(работоспособность,

утомляемость,

инертность), стабилизации эмоционального состояния. Проводились занятия

по совершенствованию общения со сверстниками путем создания социальной

значимости, мотивации и развития общей игры. Способствовала устранению

препятствий

в

межличностных

отношениях

детей

и

достижению

более

адекватной адаптации и социализации.

По запросам учителей и родителей ведется работа с детьми, имеющими

отклонения в поведении и проблемы в обучении.

4.

В разделе «консультирование» были проведены следующие

мероприятия:

Психолого-педагогическое

консультирование

учителей

начальных

классов и родителей по итогам диагностики;

Адаптация первоклассников в школе;

Диагностика

познавательной

и

эмоционально-волевой

сферы

ребенка;

Родительские собрания "Любите своего ребенка" и т.др.

Родителям были даны соответствующие рекомендации и памятки.

5. Профилактическая и просветительская работа: выступление на ШМО

на

тему

«Представление

методики

педагогического

обследования

первоклассников

с

умственной

отсталостью».

Ежемесячно

велась

профилактическая

работа:

беседы,

анкетирование,

заполнение

журналов

и

других необходимых документов.

В

течении

учебного

года

пополняла

личную

библиотеку

психолого-

педагогической литературой. Диагностическим и коррекционно-развивающим

8

инструментарием.

Отчетную

документацию

вела

согласно

нормативно-

правовым актом.

6. Участие в школьном методическом объединении – 3 заседания.

7 Экспертная работа: участие в совещаниях методического объединения

школы.

Таким образом, правильный выбор методов и приемов коррекционной

работы

позволило

преодолеть

недостатки

в

психическом

и

физическом

развитии

каждого

ребенка.

Немаловажным

фактором

я вл я е т с я

профессионализм воспитателей и педагогов, работающих с детьми в данных

классов,

а

именно

взаимодополняющая

работа

всех

участников

педагогического процесса помогла достичь не плохих результатов.



В раздел образования