Автор: Баишева Ольга Егоровна
Должность: педагог доплнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: с.Чыаппара Чурапчинский район Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Распространение опыта работы
Тема: Советы молодым педагогам-хореографам
Раздел: дополнительное образование
Советы молодым коллегам педагогам дополнительного образования по направлению
хореография.
В Концепции развития дополнительного образования детей в российской федерации
написано, что дополнительное образование – это фабрика мотивации развития личности.
В дополнительном образовании образование рассматривается не просто как
«подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа жизни –
непрерывный
процесс
саморазвития,
самосовершенствования,
увлекательного
и
радостного потребления интеллектуальных ресурсов. Возросла потребность общества в
людях,
способных
творчески
подходить
к
любым
изменениям,
нетрадиционно
и
качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития
общества
и,
как
следствие,
необходимостью
подготовки
людей
к
жизни
в
быстро
меняющихся условиях.
Многие знают, что занятие танцами,
влияют на человека только положительно. Это
связано с многогранностью танца. Во-первых, это движение а, как известно движение -
это
жизнь.
Во-вторых,
это
музыка
она
отвечает
за
эмоцию.
В-третьих,
это
труд,
неимоверный,
самоотверженный
труд,
это
тот
самый
труд,
который
действительно
облагораживает. В-четвертых, ум. И наконец, это – это красота, которая спасет мир.
Два первых аспекта это понятно всем. Танец состоит из движения и музыки. Но чтобы
достичь эстетически удовлетворяющего эффекта, нужно очень много заниматься.
Если это коллектив, то у всех не равные возможности, кто-то одарен от природы, кто-то
менее, но они все должны выйти на сцену одним организмом. Чтобы достичь единства, и
получить одобрение зрителя нужно трудиться и этот совместный труд еще приносит такие
плоды: такие как умение общаться (коммуникабльность), терпимость к другим,
Еще в Древней Греции полагали, что в процессе обучения такие дисциплины как
музыка и танцы не менее важны, чем точные науки. Учителя того времени были твердо
убеждены,
что
для
формирования
творческой,
гармонически
развитой
личности
необходимо всесторонне образование. Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак
Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор
является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в
мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети
учатся
познавать
мир
и
самих
себя,
а
занятия
танцами
не
только
развивают
музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность.
Американские ученые проводили исследования, подтвердившие, что дети,
занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших
успехов в учебе.
Чем это объясняется? Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Для меня было
открытием, что каждое полушарие отвечает за противоположную сторону тела, потому что
существует перекрест нервных путей, ведущих от конечностей к полушариям мозга,
например,
при
доминировании
левого
полушария
ведущей
в
большинстве
случаев
оказывается
правая
рука.
Ясно
стало
также,
что
мозг
работает
не
по
стереотипу,
а
динамически,
«руководствуясь
ситуацией».
При
обработке
информации
одним
полушарием, другое на время уменьшает свою активность, как бы затормаживается.
Как же взаимосвязаны между собой занятия танцами и учебная деятельность? В начале
занятия
всегда
выполняется
разминка,
в
которой
используется
много
перекрёстных
движений, пересекающих среднюю линию тела. Оказывается, что перекрёстные движения
разогревают не только мышцы нашего тела, но и активизируют работу полушарий, дают
высокую умственную энергию, помогают использовать оба полушария гармонично и
делать их «перекрестную» работу лучше.
Человек, который занимается творчеством, как правило, выделяется из толпы. Взглядом,
прямой
осанкой,
умением
держать
себя,
иметь
свою
точку
зрения.
Такие
люди
действительно красивы.
Эффективность
работы
объединения
определяются
спросом
(количеством
желающих
заниматься) и творческими достижениями. Удержать долгий и постоянный спрос очень
трудоемкое дело.
Наша задача как педагогов найти путь, найти нужные слова, быть интересными для своих
учеников и их родителей, естественно, знать свой предмет и все время развиваться вместе
с требованием времени
Одна из главных задач дополнительного образования – создание условий для выявления и
развития одаренных детей.
Изучение
сложившегося
опыта
в
исследуемой
области
показывает,
что
творческое
развитие
ребенка
процесс
глубоко
индивидуальный,
требующий
участия
педагога,
способного
выстроить,
как
теперь
принято
говорить,
траекторию
индивидуального
руководства процессом развития. Сегодня, когда едва ли не ведущей целью образования,
по мнению большинства родителей, как показывают социологические опросы, является
успешность детей в учебе, обеспечивающая в дальнейшем карьерный рост, проблема
раннего выявления одаренности становится едва ли не приоритетной.
Но в то же время возникают противоречия:
- поступление ребенка в учреждение дополнительного образования по определенному
виду
искусства
определяется
не
столько
мотивацией
ребенка,
сколько
мотивацией
родителей, из чего следует, что не только «мотивированные», т.е. предположительно
одаренные дети поступают в объединения УДОД;
-
значительное
уменьшение
количества
мальчиков
в
различных
учреждениях
дополнительного образования в области искусства (между тем большинство успешных
профессиональных художников составляют мужчины);
- целью для многих детей, вернее родителей и учителей, начиная с дошкольного возраста
учащихся,
стало
формирование
портфолио,
свидетельствующее
об
успешности,
что
формализует
содержание
художественного
образования
и
противоречит
серьезному
отношению к процессу художественного творчества.
Исходя
из
названных
противоречий,
в
настоящее
время
нельзя
утверждать,
что
в
учреждения
дополнительного
образования
поступают
одаренные
дети
или
хотя
бы
мотивированные
к
занятиям
конкретным
видом
искусства.
Следовательно,
задача
выявления
одаренности
возлагается
на
педагогов,
работающих
в
учреждениях
дополнительного образования.
Существуют и такие дети, которые в силу своего здоровья (с ОВЗ) не могут сами
адаптироваться в социальную среду. Дополнительное образование сейчас обращает очень
большое внимание на таких детей. Следовательно, выявляется одаренность и среди них.
Нужно отметить, что нет более благодарных, преданных учеников, чем они.
Тот, кто занимается воспитанием, несет ответственность за развитие и формирование
своего
подопечного.
Продуктом
нашей
работы
мы
видим
в
своем
воспитаннике,
в
выпускнике, каким он стал. Трудится для того, чтобы его ученики нашли свое место в этой
жизни, чтобы они вышли из школы подготовленными к взрослой жизни.
Многие часто повторяют известную фразу: «Все начинается с детства». И это
действительно так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с
людьми, и профессиональный выбор, и традиции семейного воспитания в будущей семье
– все берет свое начало в детстве.
Мы не должны забывать, что учитель – это наставник, покровитель, старший друг,
открывающий детям окружающий мир, компаньон на трудном пути познания, объект
подражания.
Любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись современными
методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души.
Главное – научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность,
которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его
личности и понять, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире,
свой опыт и свои чувства.
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что оно
превращает творчество и само творчество детской и подростковой субкультуры в Общее
Дело
всего
общества,
а
не
отдельных
обособленных
организационно-управленческих
институций: детского сада, школы, техникума или вуза.
Дополнительное образование по своей сути представляет особое движение личности
«поверх барьеров», которые человек выбирает сам, чтобы делать самого себя. «Личностью
надо
выделаться»
-
эти
слова
Ф.М.Достоевского
могут
стать
эпиграфом,
рельефно
передающим смысл миссии дополнительного образования в развитии человека.
В дополнительном образовании подрастающее поколение учится мечтать, проектировать,
планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающую действительность, стремясь в
своей
творческой
деятельности
к
совершенству
и
гармонии.
Такое
образование
основывается
на
свободе
мысли
и
действия,
творчестве,
партнёрстве,
уважении
достоинства каждой личности.
Это становится возможным поскольку, в сравнении с институтом общего образования
институт дополнительного образования обладает следующими особенностями:
•
участие в дополнительном образовании на основе добровольного выбора детей
(семей) в соответствии с их интересами, склонностями и системой ценностей;
•
возможность
выбора
программы,
режима
ее
освоения,
смены
программ
и
обучающих организаций, вариативность образовательных траекторий.
Дополнительное образование является инструментом развития человеческого потенциала
страны.
Педагог дополнительного образования
Баишева Ольга Егоровна