Автор: Никольская Светлана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 10
Населённый пункт: Город Стерлитамак Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: В.Драгунский
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Конспект урока
Литературное чтение
(Школа России)
3 класс
В. Драгунский «Он живой и светится»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
высшей категории
Никольская С.В.
2019 год
Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Цели:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского.
Задачи:
- развивать навыки осознанного выразительного чтения, умение работать в группах,
совместно создавая характеристику героев, их взаимоотношений;
- продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений
между разными людьми.
1.Личностные УУД:
-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих
норм;
-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2.Регулятивные УУД:
-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
-формировать умение планировать свою деятельность.
3.Познавательные УУД:
-умение работать с учебной и дополнительной информацией.
-умение находит ответы на вопросы в тексте.
-анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.
4.Коммуникативные УУД:
-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
-чтение вслух и про себя текста , понимание прочитанного;
-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
-отстаивать свою точку зрения ,соблюдая правила речевого этикета;
-критично относиться к своему мнению;
-понимать точку зрения другого человека.
Оборудование: Учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.
Климанова,
В.Г. Горецкий. Карточки-задания для словарной работы. Словари (толковые). Карточки
с характеристиками героев. Текст о светлячках.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.
Ребята, чтобы радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего
урока, пожмите руку друг другу и улыбнитесь.
2. Проверка домашнего задания.
- Начинаем урок литературного чтения.
Вспомните название раздела, над которым мы работаем.
(“Люби живое")
- О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел?
(О дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к
живой природе.)
– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).
- Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).
- К сегодняшнему уроку вы готовили ответы на вопросы по содержанию текста,
давайте их послушаем.
1) Какую птицу охотники называли капалухой? (глухарку – самку глухаря)
2) Как и где обнаружили гнездо капалухи ребята?
Гнездо птицы ребята обнаружили случайно. Мальчики гнали скот на пастбище,
дорога к которому проходила через лесную просеку. Там они обнаружили бугрок с
кустом черники.
Найдите в тексте ответ и прочитайте его. (Стр. 99, Я поспешил к бугорку и увидел, как
по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка. – Гнездо! Гнездо! –
кричали ребята.)
3) Какие чувства вызвала у них эта находка?
Рассказчик от испуга чуть не наступил на гнездо. Но, к счастью, этого не произошло.
Ребята увидели, что в гнезде лежали четыре яйца. Они хотели забрать их, но
заметили, что птица начала сильно волноваться. Ребята узнали, что глухарка
пожертвовала пухом на своём животике, чтобы согреть будущих детей. Это
вызвало сожаление и уважение к капалухе. Поэтому они отказались от своей затеи. А
птицу сравнили со своей мамой, которая всегда заботилась о них.
4) Что ребята увидели в гнезде? (Прочитайте, с.99)
5) Что хотели сделать ребята? (Прочитайте, с.99)
6)Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?
(Он разволновался из-за того, что чуть не наступил на гнездо. Ведь тогда, он бы
просто раздавил яйца капалухи. Рассказчик не думал вредить будущей
матери)Найдите строки в тексте, где говорится об этом. Прочитайте.
7) Найдите в тексте эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Какие строки
рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.
Стр.100, 2-ой абзац
8) Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
(Мальчики не стали брать яйца, они пожалели мать.)
9) Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или
нет? (Да, изменится. Они поняли, что у животных тоже есть чувства. Они также
как и люди испытывают волнение, страх, искренние материнские чувства).
3. Самоопределение деятельности.
-Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с произведениями в разделе «Люби
живое».
- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на
уроке.
(Читают на слайде: Виктор Юзефович Драгунский.) (Слайд 6.)
-Что вы знаете об авторе?
- Какие произведения этого автора вы уже читали? (Слайд 7.)
Сообщение учителя.
Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913г в Нью-Йорке. Через год его
семья вернулась в Россию. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось
работать. Он был и рабочим, на заводе и лодочником(перевозил пассажиров через
Москву-реку).
Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.
Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский
поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии.
Так началась его литературная жизнь.
Первая его книга вышла в 1961г. И называлась «Он живой и светится». В неё входило
16 рассказов мальчика Дениски. Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям.
Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и
отчасти себя самого.
Сам В.Ю. Драгунский был очень добрым и весёлым человеком. Он очень любил детей, а
дети его. Он говорил: «Я пишу о детях и для детей. В этом вся моя жизнь».
4. Актуализация опорных знаний.
Прочитайте название поизведения с которым мы будем знакомиться сегодня на уроке.
«Он живой и светится.» (Слайд 1.)
-Как вы думаете о чём будет это произведение?(предположения детей).
Загадка о светлячке: (Слайд 3.)
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще маячок.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый …
- Что вы знаете о светлячках? А вот какую информацию о светлячках подготовили
ребята.
Сообщение о светлячках .
Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков.
Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют
от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно
бескрылы,
мягкотелы
и
своим
внешним
видом
напоминают
личинок.
Все
виды
светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган
свечения располагается на конце брюшка. (Слайд 4,5.)
- Как вы думаете в произведении будет говориться только о светлячке?
(о ком обычно писал Драгунский?). (Слайд 9.)
5.Словарная работа.
- Ребята, в произведении нам встретятся слова, значение которых может вызвать
затруднение. Где мы можем узнать их значение? Я предлагаю поработать в группах.
На столах словари, выпишите значение этих слов
Институт – 1 группа
Бублик – 2 группа
Брынза – 3 группа
Моментально – 4 группа
Гватемала – 5 группа
Барбадос – 6 группа
Прочитайте значение этих слов.
- Что означает выражение «Мишка надулся».(фразеологизм). (обиделся)
- Что означает слово «пристально».(внимательно)
6. Работа по теме урока.
1) Чтение рассказа учителем и подготовленными детьми.
- К какому литературному жанру относится это произведение?
(Это рассказ. Рассказ – небольшое произведение, в котором описан один эпизод из
жизни героя.)
- Кто является главными действующими лицами рассказа?
(Дениска и Мишка)
- От чьего лица ведётся повествование рассказа? (От лица главного героя – Дениски)
- Кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу? (товарищи,
друзья, знакомые).
- Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать
друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.
2) Чтение текста по частям.
1 часть
- Ребята, откройте учебники на странице 105. Будем читать текст по частям. Один
ученик начинает ( до слов «сидеть на песке и скучать»)
- Достаточно. Спасибо.
- Почему главный герой (Дениска) был так поздно один на улице? Кого он ждал?
(Ждал маму)
- Где задерживалась мама Дениска? (На работе или в магазине)
- Ребята, расскажите о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму.
(скучал и очень переживал, ему было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел
есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не
приходит)
- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное?
("Ожидание мамы").
2 часть
Продолжает другой ученик ( до слов «тогда увидишь» )
- Достаточно, спасибо.
- Кто составил компанию Денису? (Мишка)
-Что заинтересовало Мишку? (Самосвал Дениски)
- Что предложил Миша? (Поменяться с ним на самосвал)
- На что Миша хотел обменять самосвал, что предлагал Дениске?
(Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но
Дениска не соглашался)
- Согласился ли на обмен Денис? Почему? (Это был подарок папы, он был дорог маме,
не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы).
- Ребята, а каким был Мишка?
(Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь;
эгоистичный - любым путем хотел завладеть игрушкой; любил марки-были марки
других стран: Гватемалы и Барбадоса; любил машинки, поэтому был неравнодушен к
самосвалу; Мишка был настырным и бестактным; получив отказ, продолжал
выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; он был
невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал
даже спасибо. Он просто схватил самосвал и побежал домой; он был нечестным:
предлагал за новую игрушку поломанный круг.)
- Как озаглавим эту часть?
("Обмен самосвала").
3 часть
Третий ученик читает ( до слов «забыл про всех на белом свете» )
- Достаточно, спасибо.
- А на что все-таки Денис променял самосвал? (На светлячка)
- Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел,
какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на
маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей
красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже
больше самосвала)
- Как вы думаете, обмен был равноценным?
(Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; или считал светлячка
дороже, ценнее самосвала).
- Найдите и прочитайте в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства
испытывал Дениска, получив подарок?
(а я остался со своим светлячком… )
- Как озаглавим эту часть?
("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в
коробке").
4 часть
Четвертый ученик читает до конца.
- Хорошо, спасибо.
- Ребята, как вы думаете, почему мама не стала ругать Дениску за самосвал?
(мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что
побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)
- А мама считала такой обмен равноценным?
(Нет, мама не считала этот обмен равноценным)
- Почему светлячок был лучше, чем самосвал для Дениски?
( он живой и светится)
- Озаглавьте последнюю часть рассказа.
("Лучше любого самосвала на свете")
- Ребята, как вы думаете, почему Драгунский именно так называет свой рассказ?
(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет
светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)
- Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание?
(Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).
7. Характеристика героев.
Сейчас мы с вами поговорим о характере главных героев.
-Перед вами два портрета мальчиков,
один из них Дениска, а другой Миша, также перед вами черты характера,
(на доске таблички)
Завистливый
добрый
нечестный
любящий
настырный
терпеливый
невежливый
любит животных, природу
любит машины
щедрый
любит собирать марки
чувствительный
сейчас мы попробуем отнести их к тому мальчику, которому они принадлежат, также
вам необходимо объяснять, почему вы так считаете.
- Какой Дениска?
(Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный,
надежный. нежный.)
- А Мишка?
(Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к
механическим игрушкам, настырный, бестактный.)
- То есть ребята по характеру совершенно разные. А теперь давайте подумаем:
возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в
дальнейшем?
(Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а
Мишка - дорогие механические игрушки.
Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята
остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)
- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить
Мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску
марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками,
увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и
воспитанным)
- Ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только возможна,
но и может быть полезной.
8. Итог урока.
- Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились на уроке?
( «Он живой и светится»)
- Кто его автор?
( В.Ю. Драгунский )
- Какова идея этого рассказа? Что хотел сказать автор этим рассказом?
(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; Дружба
должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной.)
- Хорошо. Молодцы.
9. Домашнее задание.
- Ребята, дома подготовьте выразительное чтение этого рассказа.
Ответьте на вопросы после него.