Автор: Бут Елена Исааковна
Должность: Логопед
Учебное заведение: СпбГБУЗ
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игры для развития словарного запаса и грамматической связи слов в предложении.
Раздел: дополнительное образование
Артикуляционные
упражнения,
развивающие мышечную силу и подвижность
язычка,
губ
и
нижней
челюсти.
Эт и
упражнения
способствуют
правильному
звукопроизношению
ребенка.
Взрослый
должен
выполнять
вместе
с
ребенком
эти
упражнения, чтобы малыш видел образец.
«Большой ротик»: удерживать широко
открытый рот на счет до 10-ти. Можно
петь при этом: а-а-а!
Поочередное открывание и закрывание
рта.
«Иголочка»:
широко
раскрыть
рот
и
высунуть длинный язычок. Удерживать,
не опуская на нижнюю губу.
«Блинчик»: улыбнуться и высунуть на
нижнюю губу широкий, круглый язычок,
не напрягая его.
«Накажи
непослушный
язы ч ок »:
покусать высунутый изо рта язычок: пя-
пя-пя.
«Котик лакает молоко»: улыбнуться и
попеременно
высовывать
и
прятать
язычок.
«Почисти
зубки»
кончиком
языка
с
улыбкой:
сначала
нижние,
потом
верхние.
«Покатай
язычок
на
лошадке»
(поцокать).
«Часики»: поочередное касание углов
рта языком с улыбкой.
« П о к ач а й
я з ы ч о к
н а
к а ч е л е » :
Игры для развития словарного запаса и
грамматической связи слов в
предложении.
«Спрячь игрушку»: положи в коробку,
под стол, под стул, на пол, на стол, за
спину, в карман; отнеси к двери, дойди с
ней до окна и т.п.
- Скажи, куда ты спрятал игрушку?
«Поможем кукле Кате запомнить посуду»
(мебель, одежду, игрушки и т. п.).
- Катя забыла, что это, скажи ей!
«Чей малыш?», «Чья мама?»:
группировка животных и птиц по
принципу: взрослое животное –
детеныши.
- У коровы маленькие …(телята), у козы - ..
(козлята), у утки - ..(утята) и т.д.
«Покорми зверей»: усвоение падежных
форм существительных.
- Чем покормим корову? (травой), кошку –
молоком, собаку – косточкой, козу – сеном и
т.д.
- Кого чем угостим? Траву – козе, корове,
лошади; морковку – зайцу, орехи – белке,
грибы – ежу, белке, молоко – кошке и т.д.
«Назови маленький предмет».
Образование уменьшительно-
ласкательной формы
существительных: гриб-грибок, дом-
домик, стол-столик, мяч-мячик и т.д.
- Это большой помидор, а маленький …
(помидорчик), большой огурец, а
маленький.. (огурчик), и т.д.
«Подскажи словечко»: при
совместном проговаривании с
ребенком знакомых текстов стихов,
потешек, сказок. Н-р:, «Наша Таня
громко …плачет, уронила в
речку….мячик» и т.д. «Тра-та-та,
тра-та-та, мы везем с собой … кота,
чижика, собаку, … Петьку-забияку».
«Кто как кричит?»: образование
глаголов от звукоподражаний
знакомых животных и птиц.
Например: «Как кричит собака?»
(«гав-гав» - лает), «Как кричит
кошка?» («мяу-мяу» - мяукает) и
т.д.
Для развития самостоятельной
фразовой речи очень полезны
игры- театрализации русских сказок
с использованием бумажного или
пальчикового кукольного театра.
Предлагайте детям отвечать на
вопросы сказочных персонажей или
вступать с ними в диалог.
- Кто в теремочке живет? (лягушка-
квакушка, мышка-норушка).
- А ты кто?
- Я – зайка-побегайка! Пустите меня
к себе в Теремок!
- Пустим зайку?
- Да, пустим!
поочередное
касание
верхней
и
нижней
губы
языком,
рот
открыт.
«Построй
заборчик
из
зубов»
с
улыбкой. «Спой: и-и-и!».
Логопедические игры для
детей раннего возраста
(для домашних занятий с
родителями)