Автор: Данилова Вероника Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования, хореограф
Учебное заведение: МБУДО ЦДТ №6
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие музыкального слуха учащихся хореографического объединения «Жемчужинка» в процессе занятий хореографией»
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
Методическая разработка
На тему «Развитие
На тему «Развитие
музыкального слуха учащихся в
музыкального слуха учащихся в
процессе занятий хореографией»
процессе занятий хореографией»
педагога дополнительного образования
педагога дополнительного образования
ЦДТ №6
ЦДТ №6
Даниловой Вероники Дмитриевны
Даниловой Вероники Дмитриевны
Актуальность разработки
Актуальность разработки
заключается в том, что художественное
образование средствами хореографического
искусства - одна из важнейших задач
воспитания учащихся в системе образования и
культуры. Наибольший интерес в этом плане
представляют дети дошкольного и младшего
школьного возраста, так как именно в этом
возрасте закладывается основа личности;
происходят ориентация в духовно-культурном
пространстве, самовыражение и
самореализация; формируется мироощущение,
развивается музыкальный слух у ребенка,
появляется чувство ритма.
Развитие творческих способностей
Развитие творческих способностей
Очень яркое развитие творческих способностей
проявляется на занятиях по хореографии.
Творческие способности детей хореографы
должны развивать на основе слушания музыки
и накопления музыкальных представлений,
овладения навыками двигаться под музыку.
Развитие музыкальных творческих способностей
Развитие музыкальных творческих способностей
учащихся в процессе занятий хореографией
учащихся в процессе занятий хореографией
Существуют различные виды творческой
деятельности, где важное место занимает музыка.
Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях
общим чувством, но каждый ребенок обычно
выражает его по-своему. Овладение детьми
навыками и способами выполнения заданий того или
иного рода освобождают их внимание и силы для
творческой деятельности.
В состав творческих способностей входят характеризующие
исполнительство – выразительность, непосредственность,
искренность и отличающие продуктивное творчество –
индивидуальное своеобразие в замыслах и поисках новых
средств воплощения.
Проявление музыкальных творческих способностей
наблюдается и в процессе музыкально-ритмической
деятельности ребенка: при выполнении образных упражнений,
инсценировании сюжетов песен под пение; исполнении танцев,
сочинении плясок-импровизаций (эти пляски хореографы
проводят в целях развития творческой инициативы детей,
развития музыкального слуха); инсценировании несюжетных и
сюжетных игр и этюдов.
Музыкально-ритмическое движение
Музыкально-ритмическое движение
это
средство развития эмоциональной
отзывчивости на музыку и чувства музыкального
ритма. Кроме того, музыкально-ритмические
движения способствуют развитию
пространственных и временных ориентировок.
Ребенок попадает в такие игровые ситуации,
которые требуют быстрой реакции на
изменение в музыке, на движения товарищей,
сталкивается с необходимостью
самостоятельного выполнения заданий. Это
развивает его внимание, творческую
инициативу.
Этюдная форма работы с учащимися
Этюдная форма работы с учащимися
Этюдная форма работы с
учащимися
предпочтительна по
многим параметрам.
Можно выделить два
направления развития
ребенка,
непосредственно
касающиеся специфики
хореографического
обучения: артистизм и
музыкальность.
Музыкально-танцевальные импровизации
Музыкально-танцевальные импровизации
Импровизация
-
это
внутренняя
свобода
человека,
основанная на действенном воображении.
Импровизация состоит
из двух частей. Первая -
материальная, это как раз знание танцевальной лексики.
Вторая
-
то,
что
составляет
внутреннюю
культуру
и
творческое воображение, т.е. знание литературы, музыки,
живописи, скульптуры, прикладного искусства и т.д.
Взаимодействие этих двух частей способствует
повышению качества танцевальной импровизации.
При создании учебных заданий на музыкальную
танцевальную импровизацию, можно опираться на
хореографическую подготовку, на тематику импровизации
и музыкальный материал, способный вызвать в
воспитанниках положительный эмоциональный отклик.
Этапы развития музыкальных способностей
Этапы развития музыкальных способностей
учащихся на занятиях хореографией посредством
учащихся на занятиях хореографией посредством
импровизации
импровизации
На первом этапе
проигрывается музыкальное произведение, а затем
исполняется импровизация, которая на данном этапе является стартовой
площадкой для дальнейшей работы над качеством импровизации.
Второй этап
можно охарактеризовать как поиск средств
формирования духовно-интеллектуальной сферы, овладения ими методом
ассоциативно-образного художественного мышления. Этот этап
представляет собой наиболее трудоёмкий вид работы, требующий и от
педагога, и от детей интенсивного творческого труда. Здесь главная задача
- обогащение внутреннего мира исполнителя с помощью аннотаций к
музыке.
Для того чтобы импровизация получилась более выразительной и
содержательной, необходимо раскрыть содержание и форму музыкального
произведения, раскрыть драматургию образа. Большую помощь здесь
может оказать использование поэзии и прозы, показа произведений
изобразительного искусства.
Обучение детей хореографии
Обучение детей хореографии
и развитие музыкального слуха в процессе
и развитие музыкального слуха в процессе
музыкальных игр и упражнений
музыкальных игр и упражнений
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей у
детей являются музыкальные игры. Они объединяют такие виды
музыкальной деятельности, как слушание музыки, движения под музыку.
Основное назначение музыкальных игр – формировать музыкальные
способности, в доступной игровой форме помочь разобраться в
соотношении звуков по высоте, развить чувство ритма, тембровый и
музыкальных слух, побуждать к самостоятельным действиям с
применением полученных знаний. Музыкальные игры обогащают детей
новыми впечатлениями, развивают у них инициативу,
самостоятельность, способность к восприятию, различению основных
свойств музыкального звука. Роль музыкальных игр в восприятии и
обучение детей очень велика. Двигаясь под музыку, ребенок
прислушивается к ней, воспринимает ее характер, развитие ее образов.
Приучаясь согласовывать с характером музыки свои движения, ребенок
начинает глубже ее чувствовать и в свою очередь музыка улучшает
качество его движений.
Значение музыкальных игр
Значение музыкальных игр
Музыкальные игры, являясь средством активного
восприятия музыки, помогают ребенку уловить и
усвоить характер музыки, средства музыкальной
выразительности приучают его координировать
свои движения.
Игры, предназначенные для музыкального
воспитания, довольно разнообразны. Они обычно
включают в себя основные виды движения – ходьба,
бег, прыжки. Но благодаря той или иной тематике и
разнообразному характеру музыки, их
сопровождающей, они приобретают и
соответствующий характер движений.
Игры предназначенные для развития
Игры предназначенные для развития
музыкального слуха
музыкального слуха
1) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА учат детей ощущать в
музыке ритмическую выразительность, передавая её в движении
2) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА помогают детям
услышать в музыке динамические оттенки
3) ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАТОНИЧЕСКОГО СЛУХА
предполагают целостное восприятие музыки
4) ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА тренируют
мелодический слух, звуковысотные слуховые представления
5) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И СЛУХА. В процессе этих игр
развивается музыкально-слуховое восприятие: дети учатся
постоянно вслушиваться в музыку, чтобы правильно выразить
свои музыкальные впечатления, пользуясь образными, изящными
движениями
Заключение
Заключение
•
Музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не
ритмом ограничиваются её роль. Если бы это было так, то
танцевали бы только под счёт и удары. Музыка создаёт
эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие.
Связь музыки и жеста, музыки и движения органичны для природы
человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает
действие, действие танцевальное, т.е. обусловленное той или иной
хореографической образной формой, организованное во времени и
пространстве.
•
Музыкально-ритмическое чувство присуще всем, но уровень развития
его зависит от индивидуальных особенностей слуха. Доказано, что
музыкально-ритмическое чувство поддаётся развитию с помощью
ритмических упражнений.
•
Умение согласовывать свои действия с музыкальным ритмом
определяет музыкальность. Это умение приходит в процессе освоения
хореографических упражнений, однако с целью более успешного,
осознанного освоения музыкальных ритмов на занятиях хореографией
применяются специальные упражнения, музыкальные игры.