Напоминание

«Развитие музыкального слуха учащихся хореографического объединения «Жемчужинка» в процессе занятий хореографией»


Автор: Данилова Вероника Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования, хореограф
Учебное заведение: МБУДО ЦДТ №6
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие музыкального слуха учащихся хореографического объединения «Жемчужинка» в процессе занятий хореографией»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

Методическая разработка

На тему «Развитие

На тему «Развитие

музыкального слуха учащихся в

музыкального слуха учащихся в

процессе занятий хореографией»

процессе занятий хореографией»

педагога дополнительного образования

педагога дополнительного образования

ЦДТ №6

ЦДТ №6

Даниловой Вероники Дмитриевны

Даниловой Вероники Дмитриевны

Актуальность разработки

Актуальность разработки

заключается в том, что художественное

образование средствами хореографического

искусства - одна из важнейших задач

воспитания учащихся в системе образования и

культуры. Наибольший интерес в этом плане

представляют дети дошкольного и младшего

школьного возраста, так как именно в этом

возрасте закладывается основа личности;

происходят ориентация в духовно-культурном

пространстве, самовыражение и

самореализация; формируется мироощущение,

развивается музыкальный слух у ребенка,

появляется чувство ритма.

Развитие творческих способностей

Развитие творческих способностей

Очень яркое развитие творческих способностей

проявляется на занятиях по хореографии.

Творческие способности детей хореографы

должны развивать на основе слушания музыки

и накопления музыкальных представлений,

овладения навыками двигаться под музыку.

Развитие музыкальных творческих способностей

Развитие музыкальных творческих способностей

учащихся в процессе занятий хореографией

учащихся в процессе занятий хореографией

Существуют различные виды творческой

деятельности, где важное место занимает музыка.

Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях

общим чувством, но каждый ребенок обычно

выражает его по-своему. Овладение детьми

навыками и способами выполнения заданий того или

иного рода освобождают их внимание и силы для

творческой деятельности.

В состав творческих способностей входят характеризующие

исполнительство – выразительность, непосредственность,

искренность и отличающие продуктивное творчество –

индивидуальное своеобразие в замыслах и поисках новых

средств воплощения.

Проявление музыкальных творческих способностей

наблюдается и в процессе музыкально-ритмической

деятельности ребенка: при выполнении образных упражнений,

инсценировании сюжетов песен под пение; исполнении танцев,

сочинении плясок-импровизаций (эти пляски хореографы

проводят в целях развития творческой инициативы детей,

развития музыкального слуха); инсценировании несюжетных и

сюжетных игр и этюдов.

Музыкально-ритмическое движение

Музыкально-ритмическое движение

это

средство развития эмоциональной

отзывчивости на музыку и чувства музыкального

ритма. Кроме того, музыкально-ритмические

движения способствуют развитию

пространственных и временных ориентировок.

Ребенок попадает в такие игровые ситуации,

которые требуют быстрой реакции на

изменение в музыке, на движения товарищей,

сталкивается с необходимостью

самостоятельного выполнения заданий. Это

развивает его внимание, творческую

инициативу.

Этюдная форма работы с учащимися

Этюдная форма работы с учащимися

Этюдная форма работы с

учащимися

предпочтительна по

многим параметрам.

Можно выделить два

направления развития

ребенка,

непосредственно

касающиеся специфики

хореографического

обучения: артистизм и

музыкальность.

Музыкально-танцевальные импровизации

Музыкально-танцевальные импровизации

Импровизация

-

это

внутренняя

свобода

человека,

основанная на действенном воображении.

Импровизация состоит

из двух частей. Первая -

материальная, это как раз знание танцевальной лексики.

Вторая

-

то,

что

составляет

внутреннюю

культуру

и

творческое воображение, т.е. знание литературы, музыки,

живописи, скульптуры, прикладного искусства и т.д.

Взаимодействие этих двух частей способствует

повышению качества танцевальной импровизации.

При создании учебных заданий на музыкальную

танцевальную импровизацию, можно опираться на

хореографическую подготовку, на тематику импровизации

и музыкальный материал, способный вызвать в

воспитанниках положительный эмоциональный отклик.

Этапы развития музыкальных способностей

Этапы развития музыкальных способностей

учащихся на занятиях хореографией посредством

учащихся на занятиях хореографией посредством

импровизации

импровизации

На первом этапе

проигрывается музыкальное произведение, а затем

исполняется импровизация, которая на данном этапе является стартовой

площадкой для дальнейшей работы над качеством импровизации.

Второй этап

можно охарактеризовать как поиск средств

формирования духовно-интеллектуальной сферы, овладения ими методом

ассоциативно-образного художественного мышления. Этот этап

представляет собой наиболее трудоёмкий вид работы, требующий и от

педагога, и от детей интенсивного творческого труда. Здесь главная задача

- обогащение внутреннего мира исполнителя с помощью аннотаций к

музыке.

Для того чтобы импровизация получилась более выразительной и

содержательной, необходимо раскрыть содержание и форму музыкального

произведения, раскрыть драматургию образа. Большую помощь здесь

может оказать использование поэзии и прозы, показа произведений

изобразительного искусства.

Обучение детей хореографии

Обучение детей хореографии

и развитие музыкального слуха в процессе

и развитие музыкального слуха в процессе

музыкальных игр и упражнений

музыкальных игр и упражнений

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей у

детей являются музыкальные игры. Они объединяют такие виды

музыкальной деятельности, как слушание музыки, движения под музыку.

Основное назначение музыкальных игр – формировать музыкальные

способности, в доступной игровой форме помочь разобраться в

соотношении звуков по высоте, развить чувство ритма, тембровый и

музыкальных слух, побуждать к самостоятельным действиям с

применением полученных знаний. Музыкальные игры обогащают детей

новыми впечатлениями, развивают у них инициативу,

самостоятельность, способность к восприятию, различению основных

свойств музыкального звука. Роль музыкальных игр в восприятии и

обучение детей очень велика. Двигаясь под музыку, ребенок

прислушивается к ней, воспринимает ее характер, развитие ее образов.

Приучаясь согласовывать с характером музыки свои движения, ребенок

начинает глубже ее чувствовать и в свою очередь музыка улучшает

качество его движений.

Значение музыкальных игр

Значение музыкальных игр

Музыкальные игры, являясь средством активного

восприятия музыки, помогают ребенку уловить и

усвоить характер музыки, средства музыкальной

выразительности приучают его координировать

свои движения.

Игры, предназначенные для музыкального

воспитания, довольно разнообразны. Они обычно

включают в себя основные виды движения – ходьба,

бег, прыжки. Но благодаря той или иной тематике и

разнообразному характеру музыки, их

сопровождающей, они приобретают и

соответствующий характер движений.

Игры предназначенные для развития

Игры предназначенные для развития

музыкального слуха

музыкального слуха

1) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА учат детей ощущать в

музыке ритмическую выразительность, передавая её в движении

2) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА помогают детям

услышать в музыке динамические оттенки

3) ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАТОНИЧЕСКОГО СЛУХА

предполагают целостное восприятие музыки

4) ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА тренируют

мелодический слух, звуковысотные слуховые представления

5) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И СЛУХА. В процессе этих игр

развивается музыкально-слуховое восприятие: дети учатся

постоянно вслушиваться в музыку, чтобы правильно выразить

свои музыкальные впечатления, пользуясь образными, изящными

движениями

Заключение

Заключение

Музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не

ритмом ограничиваются её роль. Если бы это было так, то

танцевали бы только под счёт и удары. Музыка создаёт

эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие.

Связь музыки и жеста, музыки и движения органичны для природы

человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает

действие, действие танцевальное, т.е. обусловленное той или иной

хореографической образной формой, организованное во времени и

пространстве.

Музыкально-ритмическое чувство присуще всем, но уровень развития

его зависит от индивидуальных особенностей слуха. Доказано, что

музыкально-ритмическое чувство поддаётся развитию с помощью

ритмических упражнений.

Умение согласовывать свои действия с музыкальным ритмом

определяет музыкальность. Это умение приходит в процессе освоения

хореографических упражнений, однако с целью более успешного,

осознанного освоения музыкальных ритмов на занятиях хореографией

применяются специальные упражнения, музыкальные игры.



В раздел образования