Автор: Налимова Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка. Презентация к уроку математики.
Тема: "Формирование вычислительных навыков при изучении табличного умножения и деления"
Раздел: начальное образование
Материал подготовлен
Материал подготовлен
Налимовой Н.П.,
Налимовой Н.П.,
учителем начальных
учителем начальных
классов МОУ СОШ № 6
классов МОУ СОШ № 6
Формирование
вычислительных
навыков
при
изучении
табличного
умножения
и деления
Вычислительный
приём –
это
ряд
последовательных
операций
н а д
данными числами, выполнение которых
приводит
к
нахождению
результата
арифметического действия над данными
числами.
Вычислительное умение –
предполагает усвоение
вычислительного приёма.
Вычислительный
навык
–
э т о
в ы с о к а я
с т е п е н ь
о в л а д е н и я
вычислительным приёмом.
Качества полноценного вычислительного
навыка
Правильность
– правильный выбор выполнения
операций, входящих в вычислительный приём.
Осознанность
– способность в любой момент
объяснить , как выполнено вычисление и почему
именно так.
Рациональность
– выбор из возможных
вычислительных операций тех, выполнение которых
легче и быстрее других приводит к результату.
Обобщённость
– перенос вычислительного
приёма на большое число новых случаев.
Автоматизм
- быстрое выполнение операций
входящих в вычислительный приём .
Прочность
– сохранение вычислительного навыка
на долгое время.
Этапы работы над вычислительным приёмом
Формирование вычислительного
умения и выработка вычислительного
Автоматизация вычислительного навыка табличного
Автоматизация вычислительного навыка табличного
умножения деления
умножения деления
1 А б в г д
12 : 2 8 · 8 5 · 9 32 : 8 …
36 : 9 6 · 8 4 · 5 81 : 9 …
54 : 6 7 · 3 7 · 8 24 : 3 …
24 : 4 4 · 5 6 · 3 56 : 7 …
72 : 9 7 · 2 2 · 8 63 : 9 …
………..
2
45 ? 9 18 ? 2 36 ? 4 27 ? 9
? ? 18 ? ? 24 ? ? 56 ? ? 32
? 3 ? 5 ? ? ? 9 ? 4 ? ?
……….
Золотая арифметика
Золотая арифметика
(
(
тренировочные упражнения для каждого)
тренировочные упражнения для каждого)
12 + 32 : 8 – 11 24 : ( 2·9 – 14)
95 – 25 : 5 + 7 ( 36 – 42: 7): 5 + 1
15 : 3 + 72 : 8 41 + 2 ·( 5 · 2 - 1)
45 : 9 · 6 – 21 (76 – 9 · 8) · 8 – 28
81 :9 + 32 : 8 34 +(63 : 9 · 2 – 9)
36 : 9 · 8 + 12 54 – (18:3 + 27 :3)
49 + 56 :7 – 12 2 · 9 : ( 27 – 3 · 8)
98 – 9 · 9 -21 :7 ( 54 : 9 + 12): 3 +9
Добавь нужное число найди значение выражения:
( 25 + …) : 9+ 23 36 – (21 - …) · 6
14 – (2 + …: 8):3 35 : … + 12 : …
Графы для устного счёта
Графы для устного счёта
:3 ·8 -2 : 9
· 6
·9 :6 · 2 :4
:? ·? ?? ??
??
?? ?? ?? ??
21
?
25
5
40
45
9
18
2
8
6
54
Игры с числами , действиями и словами
Игры с числами , действиями и словами
Существует зависимость между уровнем знаний и
умственным развитием ребёнка. Однако уровень
умственного
развития
определяется
не
только
объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть
определёнными
умственными
операци ями ,
логическими приёмами мышления. Представленные
ниже тренировочные задания дают
«пищу» для
развития разнообразных мыслительных операций,
творчества, как учителю так и учащимся . Начиная
с простого, они усложняются, и как последний,
высший этап, этап создания творческих заданий не
только учителем, но и ребёнком. Интерес и игра
так
же
способствуют
прочности
у с во ен ия
материала.
Выполни указанные действия
Выполни указанные действия
и расшифруй слова
и расшифруй слова
2 · 7 – 9 =
5 к
10 : 2 +1 =
6 о
8 : 2 - 2 =
2 б
4 : 2 + 1 =
3 р
2 · 5 – 9 =
1 а
12 : 3 – 1 =
3 · 2 - 2 =
15 : 3 + 2 =
3 · 1 + 2 =
2 · 3 - 1 =
12 : 2 - 3 =
20 : 2 - 4 =
2 · 6 - 5 =
14 : 1 – 7 =
3 · 4 – 10 =
21 : 3 – 1 =
3 · 8 - 19 =
18 : 3 + 1 =
2 · 4 – 3 =
2 · 9 - 15 =
2 · 2 - 3 =
2 · 8 - 14 =
абрикос
Найди неизвестные числа
Найди неизвестные числа
30 : 6 + =
м
5 · 3 - =
О
12 : 2 + =
Н
42 : 6 + =
Е
4 · 2 + =
Т
8 · 7 - =
А
45 : + 3 =
М
8 · - 23 =
О
: 9 + 2 =
М
: 7 + 2 =
Е
3 · - 11 =
Н
: 9 + 4 =
Т
72 : 8 - =
Л
5 · 2 - =
И
12 : 4 + =
М
4 · 2 - =
А
30 : 5 + =
Н
· 6 - 47 =
С
7 · - 24 =
О
6 · - 39 =
Л
8 · - 19 =
Д
4 · - 11 =
А
· 8 - 5 =
Т
а
п
л
о
д
и
с
м
е
нт
ы
3
6
8
1
10
6
4
5
7
4
Найди неизвестные слова
Найди неизвестные слова
4 · 3 - 6 =
У
24 : 4 + 1 =
С
1 · 4 - 1 =
Т
28 : 4 - 6 =
А
4 · 2 - 3 =
Б
4 · 8 - 28 =
О
12 : 4 + 4 =
С
16 : 4 + 3 =
С
20 : 4 + 2 =
С
4 · 7 - 24 =
О
4 · 9 - 34 =
В
8 : 4 - 1 =
А
…
…
.
Фламинго
Найди лишнюю букву. Зашифруй слово
4 3 6 7 8
(45: 5 + 7):4=
(81:8 +2·8):5=
(12:2 – 2·2)·3=
64:8 – 15 : 3 =
56:7 – 63:9=
18:3 – 24:6 =
(5·6 – 9:3):9=
30:10 + 16: 4
(3·5+4:2):17=
72 : 8 – 49: 7 =
(26- 4 ·5) : 2 =
12:4+27:9-2·0=
31-(5·8-9·4)·6=
Найди неизвестное слово, если
Найди неизвестное слово, если
часть листа залита чернилами.
часть листа залита чернилами.
Т
О
К
7 · 5 - 34 =
Б
15 : 5 - 1 =
А
9 · 3 – 22 =
Р
15 : 3 + 2 =
Т
5 · 5 - 19 =
О
16 : 2 - 5 =
Н
. . . . . . .
Творческие работы учащихся 3-а
Творческие работы учащихся 3-а
класса МОУ СОШ № 6 (Жуков В.)
класса МОУ СОШ № 6 (Жуков В.)
Продолжи числовой ряд:
5 10 6 12 … 2 6 4 12… 3 9 5 15…
: 8 · 5
- 4
?? · 6 : 4
16
5
5
Творческие работы учащихся
Творческие работы учащихся
3-а класса МОУ СОШ № 6 ( Филиппова З.)
3-а класса МОУ СОШ № 6 ( Филиппова З.)
Установи цепь так, чтобы получились
круговые примеры.
7 · 6 -3 · 9
35:5 +12
1 + 32: 8 · 6
14 :7 + 9 ·6
(25 :5+ 2)·5
15 :3 + 81:9
3 · 7 + 9 : 3
18 :9 + 45:9
27 :3 – 64:8
56: 8 – 36:9
Творческая работа ученицы 3-а класса
Творческая работа ученицы 3-а класса
МОУСОШ№6 (Лихидько А)
МОУСОШ№6 (Лихидько А)
Выполни вычисления по схеме и запиши
выражения со скобками,
соответствующее вычисленной схеме.
43
-
51
9
·
12
-
:
·
-
3
72
5
7
26
3
·
72
9
:
-
3 · (5 · 7 – 26 ) – 72 : 9
Литература
Литература
А.Гайштут Увлекательная математика. Умножение ,
деление./Часть 3.:Учебное пособие. – М.: Инфолайн,
1995. – 64 с.: ил.
Чилингирова Л.К., Спиридонова Б.С. Играя, учимся
математике. М., Просвещение,1993
Волина В.В. Игра – дело серьёзное. С – ПБ.,Дидактика
плюс, 1999.
Школьные олимпиады для начальных классов/
О.А.Ефремушкина.-Изд.8-е.- Ростов н/Д: Феникс,2008 –
186 с.:ил.-
(Здравствуй, школа!).
Л.И.Чернова . Методика формирования вычислительных
умений и навыков у младших школьников. –
Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 67 с.