Автор: Налимова Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка. Конспект урока.
Тема: Окружающий мир. 3 класс. "Золотое кольцо России"
Раздел: начальное образование
Город: Магнитогорск
ОУ: МОУ СОШ № 6
Учитель: Налимова Наталья Петровна
Класс: 3
Предмет: окружающий мир
Тема учебного занятия: Золотое кольцо России.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: заочная экскурсия
Цели учебного занятия:
Образовательные:
познакомить
детей
с
интересными
городами
нашей
Родины
и
некоторыми
её
достопримечательностями;
расширять знания учащихся о своей Родине;
учить выполнять работу в соответствии с заданным планом работы ;
закрепить умение «читать» карту;
Развивающие:
развивать речь, память , мышление, воображение;
умение слушать;
умения готовить краткие сообщения на заданную тему,
умения работать самостоятельно и в группе;
Воспитывающие:
воспитывать интерес к истории своей Родины,
воспитывать гордость за Россию;
чувства взаимопомощи и дружеской поддержки;
воспитывать правильную самооценку результатов собственной работы
Оборудование: АРМ учителя
Дидактические материалы к учебному занятию :
1. Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова. Поурочные разработки по курсу Окружающий
мир.
3класс. М.: «ВАКО»,2004,320 с.- ( В
помощь школьному учителю).
2. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
3. Презентация «Золотое кольцо России»
Ход учебного занятия:
1. Организация начала урока 2 мин.
Цель этапа: Подготовка учащихся к работе
Компетенции
методы
формы
Используемые
материалы
презентации
знания
умения
Организация внимания и
внутренней готовности…
Умение
организовать
ся
словесный
фронтал
ьный
Деятельность учителя
Деятельность ученика
-Здравствуйте, ребята.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь
-Проверьте, у каждой команды должны быть :
учебники, рабочие тетради, конверт, пеналы,
клей, клеёнка
Тихо сядут девочки, а теперь мальчики.
Начинается урок,
Приветствие
Смотрят друг на друга, молча улыбаются
Проверяют наличие всего необходимого на
занятии
Садятся по командам ( 5-6 человек)
Слушают
1
Он пойдёт ребят впрок.
Постарайтесь всё понять,
Тогда многое сможете узнать !
- Сегодня у нас не совсем обычный урок, это
урок – путешествие, но чтобы путешествие
началось , к нему нужна тщательная подготовка
2. Проверка выполнения домашнего задания 5 мин.
Цель этапа: Выявление уровня усвоения изученного материала по теме «Деньги.
Бюджет»,развитие умения выполнять проверку, оценивать работу одноклассника .
Компетенции
методы
формы
Используемые
материалы
презентации
знания
умения
Усвоение понятий «бартер»,
«бюджет», «гонорар», деньги
Умение
работать
самостоятель
но, быстрота,
точность,
выполнять
проверку в
соответствии
с образцом;
выполнять
оценку
выполненной
работы в
соответствии
с
критериями.
Словесный
;
иллюстрат
ивный;
тест
Слайды №2,3 ,4, 5
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- Сегодня проверку домашнего задания проведём
в
форме
те ста.
Положите
перед
с о б о й
ко н т р о л ь н ы й
л и с т.
В п и ш и т е
в
г р а ф у
«исполнитель»
свою
фамилию.
Внимание
на
экран. Я читаю вопросы, вы выбираете нужный
ответ. Важны такие качества как: правильность
,скорость, внимательность.
-Чтение вопросов со слайдов № 2,3.( проверка
слайды № 4,5)
Слушают и выполняют указания учителя.
Учащиеся выбирают нужный ответ
(1.б 2.б 3.в 4.в 5.б 6.а )
Собирают и передают контрольные листы.
Слушают инструктаж и выполняют его.
2
Капитаны команд , соберите контрольные листы
и передайте их следующей по номеру за вами
команде. Команда №5 передаёт листы команде
№1.
Каждый
из
вас
сейчас
выполнит
проверку
выполненной работы. Впишите свою фамилию в
графу «проверяющий».
«5» ставится за безошибочную работу; «4» - за
одну ошибку, «3» - за 2 ошибки, «2» - за три и
более ошибок. Внимание на экран. Правильные
ответы следующие: идёт анимация слайдов №3,4
( выделение цветом правильных ответов)
3. Изучение нового материала 23мин.
Цель этапа: знакомство с городами Золотого кольца; закрепление умений работы с картой;
расширение кругозора; воспитание интереса к истории Родины
Компетенции
методы
формы
Используемые
материалы
презентации
знания
умения
знать некоторые из названий
городов Золотого кольца России;
знать достопримечательности
одного из городов, краткую
историю его возникновения
показывать
города на
карте;
самостоятель
но изучать
предложенны
й материал,
действовать
по
предложенно
му
алгоритму,
работать в
группе;
подготовить
краткое
выступление
на заданную
тему
Частично-
поисковый,
иллюстрат
ивный,
словесный
группов
ая,
индивид
уаль-
ная,
Слайды с 6 по 30
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.
Подготовительная
работа
по
восприятию
нового материала
- знать куда отправляешься, что-то о том
месте, куда отправляешься, билеты, место
3
( 7 мин)
- Что нужно , чтобы отправиться в путешествие?
- Сегодня мы совершим заочное путешествие по
Золотому
кольцу России.
У
кого
какое
м н е н и е
п о
поводу
с л о в
«Золотое
кольцо
России»
-
Сегодня
мы
совершим
путешествие в
несколько
из
древнейших
городов
России
.
Посмотрите на схемы туристических маршрутов
«Золотое
кольцо
Ро ссии»
(Слайд
№ 6 ) ,
рассматривание.
- Кто из вас запомнил, так что же всё таки такое
«Золотое кольцо России»?
Действительно,
схема
изображает
его
в
виде
кольца, но на самом деле этого не так.
Сейчас вы в этом убедитесь.
Появляется слайд №7.
- Ч т о
п е р е д
вами?
-
Одинаковые
ли карты?
-
С к о л ь к о
городов
нам
предстоит
посетить?
2. ФИЗИЧЕСКАЯ ПАУЗА(2 мин)
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Нас работа ещё ждёт.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
для проживания, вещи, продукты,
снаряжение
- золотое, значит важное, интересное, а
может и на самом деле золотое.
Учащиеся рассматривают слайд №6
- это туристический маршрут
- Карта маршрута путешествия.
-одна из них выполнена под старину, на
ней изображены соборы, храмы, церкви, а
другая более современная, на ней
изображены гербы городов.
-11.
-Слушают, выполняют инструкцию
учителя
Все учащиеся выполняют движения:
Встают, расправляют плечи
Глубокий вздох
Разведение рук в стороны, вперёд
Руки вниз, на пояс, вверх
Бег на месте с ускорением
Замедляют бег
Разводят руки в стороны, опускают вниз
Делают выдох(резкий) 2 раза
Повторяют бег
Садятся за парты
4
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
- В наше путешествие мы возьмём клей, конверт,
свою
дружбу,
умение
слушать
,
работать
самостоятельно
и
помощь
другому
и
самому
себе.
-
Капитаны
команд,
вскройте
конверты.
Достаньте лист с правилами работы в группе.
Ознакомьте с ними членов группы. (2 мин)
- Достаньте маленький конверт, сложите кусочки
мозаики, склейте их. Прочтите название города,
который вам предстоит посетить. ( 2 мин)
- капитаны , вместе с группой, рассмотрите план
задания вашего путешествия и выполните его.
Итогом
вашей
работы
должен
быть
рассказ
команды о городе в соответствии с планом. Не
забудьте приёмы подготовки выступления( выбор
опорных слов, составление плана выступления и
т.д.)
Учитель контролирует работу групп, оказывает
помощь
членам
групп,
даёт
советы
по
выполнению заданий ( 10 мин)
члены группы заслушивают правила
работы в группе
группа работает коллективно ( складывает
герб своего города, читает его название)
знакомятся с инструкцией по выполнению
работы и выполняет её:
1.
Найдите информацию о городе.
( учебник, лист на столе учителя,
книги)
2.
познакомьтесь с материалом
( найдите место города на карте и
отметьте его в рабочей тетради с. 45
№1; с помощью учебника впиши в
таблицу №2 стр.46 2-3
достопримечательности своего
города;
3.
выполни задания №3,4 стр.47 о
своём городе;
4.
подготовьте рассказ о своём городе
по плану:
Местоположение,
расположение на карте ( 1
игрок)
Вот что мы узнали из
истории города( второй
игрок);
Достопримечательности
города ( третий игрок);
Ресурсы города ( четвёртый
игрок)
Немного цифр ( пятый
игрок)
Выступление должно идти не более 3 мин.
Помощь можно попросить и у учителя
Слушайте выступления других команд
очень внимательно, это пригодится для
выполнения других заданий.
4. Усвоение новых знаний 13 минут
Цель этапа: Формирование умения работать самостоятельно; использовать изученное на
других уроках ( риторике) при подготовке собственного публичного выступления ;
закрепить навык работы с картой
Компетенции
методы
формы
Используемые
материалы
презентации
знания
умения
Знать месторасположения
городов Золотого Кольца;
достопримечательности
Уметь
показывать на
карте города
словесный
(рассказ),
иллюстрат
Индив
идуаль
ная
Слайды с 8 по 20
5
городов Золотого кольца;
знать некоторые исторические
сведения о городах Золотого
кольца
Золотого кольца;
Уметь работать с
книгой
самостоятельно;
Умение
публично
выступать
ивный
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Выслушивает выступление каждой команды,
сопровождает выступление показом слайдов с 8
по 20
и т.д.
Учащиеся 4 команд выступают со своими
сообщениями, члены других групп
слушают выступления товарищей
5. Итог урока 2 мин.
Цель этапа: Обобщение изученного на уроке; инструктаж домашнего задания.
6
Компетенции
методы
формы
Используемые
материалы
презентации
знания
умения
Знать названия городов
Золотого кольца, с которыми
прошло ознакомление на
уроке
Оценивать
свою
деятельность ,
анализировать
успехи и
неудачи;
работать
самостоятельно
по
заинтересовавш
ей ученика
теме.
словесный
фронтал
ьная
Деятельность учителя
Деятельность ученика
-Что сегодня на уроке вам понравилось? Что
узнали нового для себя? Что вызвало у вас
затруднения? Что нужно продумать, чтобы
путешествие на следующем уроке произошло
быстрее и интереснее.
-Дома постарайтесь вспомнить , о каких городах
сегодня был разговор, и заполнить
соответствующие разделы заданий в рабочей
тетради
Отвечают на вопросы учителя
-Выслушивают инструктаж, записывают
задание в дневник ( р.т.с 45-47, уч. С. 88 –
94 )
Данный материал презентации позволяет варьировать ход урока, материал можно
использовать на втором уроке, построенном аналогично. В конце урока на этапе
рефлексии учащиеся ещё раз вспоминают пройденное на 2 уроках и просматривают слайд
шоу.
7