Автор: Храпина Людмила Макаровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №9 им. Н.С. Федоренко
Населённый пункт: с. Новоукраинское Гулькевичского района Краснодарского края
Наименование материала: урок
Тема: использование УУД на уроке
Раздел: начальное образование
У р о к 1
Т е м а: ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1 КЛАССЕ
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организа
ции
совзаимо
действия
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Проме
жуточн
ый
контро
ль
1
2
3
4
5
6
7
I.
Организ
ационн
ый
момент
Эмоциональная,
психологическая
подготовка к
восприятию,
усвоению
изучаемого
материала.
Вводная беседа
«Для чего нужна
математика?».
Приветствие учащихся, проверка готовности
к уроку.
Каникулы закончились,
Дней отдыхали много,
И снова все мы встретились
У школьного порога
Окрепшими, здоровыми!
Хвала лесным походам!
Со знаниями новыми!
И с новым школьным годом!
– Закончились летние каникулы. Вы вновь переступили
порог школы подросшими и окрепшими, встретились со
своими школьными друзьями, с нетерпением ждете
встречи с новыми знаниями, которые приобретете в новом
учебном году.
– Согласны ли вы с тем, что математика – очень важный
предмет? Почему?
Действительно, без нее нельзя обойтись.
Математика – царица всех наук, Только не
дается все без мук. Если хочешь ты на свете
умным быть, Непременно нужно математику
учить.
Демонстрируют
готовность к
уроку.
Познавательная:
слушают учителя
и отвечают на
вопросы.
Коммуникативна
я: вступают в
диалог с
учителем
и
одноклассниками
.
Регулятивная:
выделяют
и осознают
Фронтал
ьная
Регулятивные: научатся
контролировать свои действия.
Личностные: понимают значение
знаний для человека и принимают
его; имеют желание учиться;
проявляют интерес
к изучаемому предмету.
Коммуникативные: научатся
обмениваться мнениями, понимать
позицию партнера, в том числе и
отличную от своей,
взаимодействовать (сотрудничать) с
соседом по парте, в группе.
Познавательные: научатся извлекать
необходимую информацию из
объяснения учителя,
в учебнике.
Наблюд
ение.
Уст-
ные
ответы
– Зачем нужно изучать математику?
Здесь всегда кипит работа:
Все подсчитывают что-то:
Сколько домнам угля надо?
А детишкам – шоколада?
Сколько звезд на небесах?
И веснушек на носах?
– На эти и другие вопросы вам поможет дать ответ учебник
математики.
то, что знают
и что предстоит
усвоить.
Знакомство
с учебником
– Рассмотрите внимательно ваши учебники.
– Что особенно вас заинтересовало, привлекло ваше
внимание? Что показалось непонятным?
– Понравился вам учебник? Хочется по нему работать?
– Кто же создал для вас такой интересный и увлекательный
учебник?
Если учащиеся затрудняются самостоятельно найти
фамилии авторов учебника, учитель помогает им в этом.
– Вы, наверное, обратили внимание на то, что
Познавательная:
рассматривают
учебник, находят
необходимую
информацию,
отвечают
на вопросы.
Коммуникативна
я: строят
понятные
Фронтал
ьная
Личностные: имеют мотивацию к
учебной деятельности; понимают
значимость математических знаний и
умений как в настоящее время, так и в
последующей жизни.
Познавательные: научатся
составлять произвольное речевое
высказывание об изучаемом предмете
в устной форме, осуществлять поиск
необходимой
в учебнике есть свои значки – условные обозначения.
Рассмотрим, что обозначает каждый из них.
– Я вижу, вам очень хочется начать работу
по учебникам. Но сначала – арифметическая разминка –
устный счет
для партнера
высказывания
информации (из рассказа учителя,
материалов учебника, а также
жизненного опыта), сравнивать,
сопоставлять, делать выводы.
Регулятивные: научатся принимать и
сохранять учебную задачу
II.
Повторе
ние
нумерац
ии
чисел
от 1
до 20
Развитие
навыков устного
счета.
Игра «Цепочка».
Задание 2
(с. 4 учебника, ч.
1)
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Цифры сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица.
Потому что считаем в уме!
В. Берестов
Записывает на доске:
– Выполните вычисления по цепочке.
– Выполните задание (записывает на доске).
Познавательная:
слушают
учителя; считают
устно, выполняя
арифметические
действия
сложения и
вычитания.
Регулятивная:
повторяют
термины:
увеличить –
сделать данное
число больше,
уменьшить –
сделать данное
число меньше.
Фронтал
ьная.
Регулятивные: научатся принимать и
сохранять учебную задачу,
осуществлять контроль своей
деятельности и деятельности
партнеров, при необходимости
корректировать собственную
деятельность и деятельность
одноклассников.
Познавательные: овладевают
математическими терминами;
осуществляют анализ.
Коммуникативные: научатся
участвовать в диалоге, слушать
и слышать, обосновывать свою точку
зрения.
Личностные: имеют мотивацию к
учебной деятельности.
Уст-
ные
ответы
Развитие
навыков счета,
знания
нумерации чисел
1–20.
Игра «Назови
соседа» (с ис-
пользованием
сигнальных
карточек).
Самостоятельная
работа
с
взаимопроверкой
.
1. Назовите «соседей» чисел:
15, 18, 3, 7, 10, 13.
2. Какое число пропущено? (Показать сигнальной
карточкой.) На доске:
17 * 18 8 * 13 15 * 20
15 * 16 6 * 7
3. Расположите данные числа в порядке увеличения:
19, 15, 8, 3, 17, 1, 20, 5, 12.
– Проверьте работу друг друга. (1, 3, 6, 8, 12, 15, 17, 19,
20.)
– Можно ли полученную запись назвать отрезком числовой
прямой? (Нет.)
– Почему? (Потому что числа записаны не по порядку
следования друг за другом.)
– Вставьте недостающие числа таким образом, чтобы у вас
получился отрезок числовой прямой. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,
10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.)
4. Рассмотрите выражения, записанные на доске:
6 - 3 9 – 6 3 + 5 9 – 3
2 + 8 10 – 2 8 + 2 10 – 8
– Что вы увидели? На какие две группы можно разделить
данные выражения?
Побуждает к нахождению нескольких вариантов ответа
на поставленный вопрос.
При помощи
сигнальных
карточек
называют и
показывают
нужное число.
Располагают
числа в порядке
увеличения,
добавляют
недостающие
числа с целью
получения
числовой
прямой.
Осуществляют
взаимопроверку.
Сравнивают
числовые
выражения,
делят их на
группы.
Фронтал
ьная.
Регулятивные: научатся принимать и
сохранять учебную задачу,
осуществлять контроль своей
деятельности и деятельности
партнеров, при необходимости
корректировать собственную
деятельность и деятельность
одноклассников; способны к
саморегуляции.
Познавательные: научатся
анализировать с целью выделения
существенных признаков, выбирать
основания для сравнения,
формулировать выводы.
Коммуникативные: научатся
участвовать в диалоге, слушать
и слышать, обосновывать свою точку
зрения, при возникновении спорных
ситуаций не создавать конфликтов.
Личностные: имеют мотивацию к
учебной деятельности; осознают
важность получае-
– В данном случае можно разделить выражения
следующим образом:
а) суммы и разности:
6 + 3
9 – 6
2 + 8
10 – 2
3 + 5
9 – 3
8 + 2
10 – 8
б) выражения, связанные между собой:
6 + 3 2 + 8 9 – 3 10 – 8
3 + 6 8 + 2 9 – 6 10 – 2
мых знаний и приобретаемых умений.
Физкультминутка
.
А теперь – физкультминутка,
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Выполняют
элементарные
физические
упражнения (в
соответствии с
текстом
стихотворения),
повторяя их
за учителем:
наклоны вперед
и назад, рывки
руками перед
грудью,
вращение
головой.
Фронтал
ьная.
Регулятивные: научатся
контролировать свои действия,
соотнося их с действиями учителя и
одноклассников.
Наблюд
ение.
Работа над за-
дачами. Развитие
умения решать
задачи
изученных видов.
Задание 4
(с. 4 учебника, ч.
1)
– Является ли прочитанный вами текст задачей? (Да.)
– Почему так считаете? (Потому что в нем есть условие,
т. е. то, что известно, и вопрос, т. е. то, о чем
спрашивается; есть данные числа и искомое число.)
– Сколько действий следует выполнить, чтобы ответить на
вопрос задачи? (Одно.)
– Каким действием будете решать задачу? (Сложением.)
Почему? (Так как нужно узнать, сколько всего карандашей
в двух коробках.)
– Запишите решение. (10 + 6= 16 (к.).)
– Дайте ответ на вопрос задачи. (В двух коробках 16
Читают текст
в парах, доказывают
,
почему данный
текст является
задачей;
выделяют
условие и вопрос
задачи,
объясняют, как
следует
выполнить
Фронтал
ьная.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу;
осуществляют контроль своей
деятельности и деятельности
партнеров, при необходимости
корректируют собственную
деятельность и деятельность
одноклассников; способны к
саморегуляции.
Познавательные: создают алгоритмы
Уст-
ные
отве-
ты.
карандашей.)
– Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась
вычитанием. (На сколько во второй коробке карандашей
меньше, чем в первой? На сколько в первой коробке
карандашей больше, чем во второй?)
– Запишите решение. (10 – 6 = 4 (к.).)
– Дайте ответ на вопрос задачи. (Во второй коробке на 4
карандаша меньше, чем в первой. В первой коробке на 4
карандаша больше, чем во второй.)
решение,
обосновывают
выбор
арифметического
действия для
решения задачи,
записывают
решение, дают
ответ на
поставленный
вопрос.
Слушают
учителя.
деятельности; устанавливают
причинно-следственные связи, строят
логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: умеют слушать,
слышать и понимать партнера по
речевому высказыванию,
обосновывать свою точку зрения, при
возникновении спорных ситуаций не
создают конфликтов.
Задача 5 (с. 4
учебника, ч. 2)
Читает только второй вопрос задачи.
– Что вспомнили?
(Задачи бывают простые и составные.)
– Я прочитала вам задачу? Докажите.
– Назовите условие. О чем в задаче спрашивается?
– Назовите данные числа.
Было – 5 т. и 5 т.
Отдал – 2 т.
Осталось – ?
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Почему? (Так как неизвестно, сколько тетрадей было у
Васи.)
– Можно ли узнать, сколько тетрадей было у Васи сначала?
(Да.)
– Как вы это сделаете? (Нужно к пяти тетрадям в клетку
прибавить пять тетрадей в линейку.)
– Запишите первое действие.
– Зная, сколько тетрадей у Васи было, можно узнать,
сколько тетрадей у него осталось? (Да.) Какое действие
следует выполнить? (Вычитание.)
– Запишите второе действие.
– Дайте ответ на вопрос задачи. (Ответ: у Васи осталось
8 тетрадей.)
Под
руководством
учителя
выполняют
краткую запись
задачи.
Личностные: имеют мотивацию к
учебной деятельности; осознают
важность получаемых знаний и
приобретаемых умений.
Работа с
геометрическим
материалом.
Развитие умения
сравнивать и
обобщать;
совершенствован
ие знания
геометрических
фигур, их
– Задача, которую вы сейчас решили, простая или
составная? (Составная, так как решается двумя
действиями.)
– Рассмотрите линии, изображенные на полях учебника.
Почему считаете, что данные линии – отрезки?
– Что можно сказать о длине отрезков по сравнению друг с
другом?
– Как проверить ваши предположения? (Измерить
отрезки.)
– Как правильно пользоваться линейкой при измерении
Рассматривают
задание
в учебнике,
объясняют свою
точку зрения;
измеряют
отрезки,
сравнивают их.
Фронтал
ьная
Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу;
осуществляют контроль своей
деятельности и деятельности
партнеров, при необходимости
корректируют собственную
деятельность и деятельность
одноклассников; выделяют и
осознают то, что уже усвоено и что
необходимо усвоить; способны
Уст-
ные
ответы,
наблюд
ение
отличительных
особенностей.
Задание 6
(с. 4 учебника, ч.
1).
длины отрезков?
– Измерьте отрезки.
– Что можно сказать о длине розового отрезка
по сравнению с длиной голубого отрезка?
– Что можно сказать о длине голубого отрезка
по сравнению с длиной розового?
– Рассмотрите геометрические фигуры.
– Чем похожи все изображенные фигуры? (Все фигуры
являются многоугольниками.)
– Какая из данных фигур может быть «лишней»
по какому-либо признаку? («Лишней» может быть любая
из фигур: треугольник, потому что у него три угла, а у
двух других фигур – четыре; квадрат, потому что он
розового цвета, а две другие фигуры голубого; трапеция,
потому что у нее стороны неравны, а у треугольника и
квадрата все стороны равны.)
к саморегуляции.
Познавательные: анализируют
объекты с целью выделения как
существенных, так и несущественных
признаков; выбирают основания для
сравнения; строят логические
цепочки рассуждений.
Коммуникативные: слушают,
слышат и понимают партнера
по речевому высказыванию;
обосновывают свою точку зрения;
при возникновении спорных ситуаций
не создают конфликтов
Задание 8
(с. 4 учебника, ч.
1)
Сравнивают
данные
геометрические
фигуры,
называют их
отличительные
особенности
III.
Самосто
ятельна
я
работа
Задание 7
(с. 4 учебника, ч.
1). Задание
«Проверь себя»
(внизу страницы
под красной
линией)
Предлагает учащимся выполнить задание из учебника
самостоятельно
Самостоятельно
выполняют
задания; находят
значения
выражений.
Проверяют
работу друг
друга,
осуществляют
самопроверку.
Отвечают
на вопросы,
делают выводы,
обобщения
Фронтал
ьная.
Группова
я (пар-
ная)
Регулятивные: осуществляют
контроль своей деятельности и
деятельности партнера, при
необходимости корректируют
собственную деятельность и
деятельность партнера; осознают
важность приобретения новых
знаний; оценивают процесс и
результаты своей деятельности.
Познавательные: строят логическую
цепочку рассуждений, структурируют
знания.
Коммуникативные: полно
и грамотно выражают свои мысли;
знают правила речевого общения
Наблюд
ение
IV.
Рефлекс
ия
учебой
деятель
ности
Обобщение
полученных на
уроке сведений,
оценивание
– Что хотите сказать о сегодняшнем уроке?
– Что особенно запомнилось, понравилось?
– Что было трудным? Как вы думаете, почему?
– Что помогло справиться с трудностями?
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
Фронтал
ьная
Уст-
ные
ответы