Напоминание

Урок чтения.1 класс. Буква Дд. звуки {д}.{д, }


Автор: Васильева Елена Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ№1 п.Новоорск им.калачёва А.В,
Населённый пункт: п. Новоорск Новоорский район, Оренбургская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Урок чтения.1 класс. Буква Дд. звуки {д}.{д, }
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Д, д.

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению со звуками [д],

[д’] и буквами, их обозначающими.

Задачи:

1) обучающая – выделять звуки в словах, давать характеристику звукам.

2) развивающая – создать условия для развития речи, памяти, мышления,

внимания, развивать фонематический слух.

3) воспитывающая – создать условия для воспитания любознательности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Предметные: научатся звуки [д], [д’] озвучивать, выявлять их характерные

особенности.

Метапредметные :

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры

действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель; логические – выделять новые звуки в словах, по

алгоритму давать характеристику звукам [д], [д’]; предметные – знакомиться

со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в парах,

группах.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к

саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за выбор.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, наглядности, сигнальные

карточки зеленого и красного цветов, карточки с заданиями: карточки со схемами

слогов, слоговая таблица.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Повторение

-Наш сегодняшний урок мы начнем с повторения.(Отвечает

ученик у доски)

Что мы знаем про буквы? (Буква мы пишем и читаем)

Что знаем про звуки?(Звуки мы слышим и произносим)

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

Как определить сколько в слове слогов? (Сколько в слове

гласных - столько и слогов)

Задайте вопросы отвечающему

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка ц е л е й и з а д ач урока.

Я сейчас назову очень важные слова: дом, дети , дружба ,

добро. Ни один человек без этих слов обойтись не может. А

буква, которой посвящён наш сегодняшний урок, тоже в

древности называлась Добро. Может быть вы сами назовете

как она называется в наши дни?

Сформулируйте тему нашего урока:

Тема нашего урока «Звуки [д][д`],буква Д д»

Какие цели мы поставим перед собой? (Научимся различать

звуки [д][д`], печатать буквы, читать слова и предложения с

буквой Дд )

Произнесите звук [д]

Что вы можете сказать про звук [д]?

Какой это звук? Как он произносится? Образуется

преграда при произношении звука.

Что можем ещё узнать про согласный звук? (он звонкий,

парный, может быть твёрдым или мягким.)

IV Закрепление

Работа по учебнику стр. 105

Откройте учебники (

Рассматриваются предметные картинки с

изображением гвоздей и цифры два, под которыми начерчены

схемы к этим словам)

Что нарисовано на предметных картинках? Соответствуют ли

схемы к этим словам?

Звуки [д], [д’] выделяются из слов:

гвозди два

Дети делают

вывод, что в слове гвозди звук [д’] – согласный,

звонкий, мягкий, парный , а в слове два – звук [д] –

согласный, звонкий, твердый, парный.

2 Антонимы (слова противоположные по смыслу):

обязательно слова должны начинаться на звуки[д][д`],

враждовать - дружить

[д]

безделье -дело

[д`],

ночь-день

[д`],

нет - да

[д]

близко -далеко

[д]

3

Игра «Узнайте звук».

Дети хлопают в ладоши, если услышат в слове звуки [д], [д’].

Слова

: тарелка, стол, дядя, кубики, дятел, Тима, дрова,

Дима, топор, орден, туман, дым.

-Кто был внимателен и заметил в в какой части слов нам

совсем не встретились звуки [д][д`]? В конце слов не

встретились.

Оказывается особенностью этих звуков является то, что в

конце слов они произносятся как звуки [т], [т’]. Они очень

дружат с эти звуками. И часто встречаются пары. Научно

говорят, что звуки оглушаются, т. е. не произносятся звонко, а

произнося глухо. А вот буква Д пишется в любой части слова в

том числе и на конце слов.

Давайте рассмотрим букву Д.

4

– На что похожа буква Д? (Ответы детей.) НА КРЕСЛО, ТРАКТОР, ДОМ.

Этот домик буква Д.

В домике – окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке – кошка.

-Для чего нужны две буквы Дд , большая и маленькая?

Что пишем с большой буквы Д? (имена собственные, первое слово в

предложении)

5. Печатание буквы Дд в тетрадях.

Дд Дд Дд Дд Дд Дд Дд Дд Дд Дд

Прочитайте слова парами: ДОМ-ДЫМ, РОТ - РОД. Это

одинаковые слова?

Посмотрите транскрипции слов [дом] - [дым ], [рот] - [рот ].

Что заметили? (начале слова звук [д] читается звонко, в конце

слова -глухо как звук [т].)

Можете придумать предложения с этими словами ? (В

сказках - принц-выходец знатного рода.)

Что вы можете сказать про схемы к этим словам ДОМ-ДЫМ,

РОТ - РОД?

Составьте схему к этим словам. (они будут одинаковыми, все

согласные звуки будут звучать твёрдо- раскрашиваем в синий

цвет)

Физкультминутка

6. Работа по картинке, с. 104.

Закройте глаза и послушайте (звучит шум моря)

-Где мы очутились?

- Откройте учебник с 104 , рассмотрите иллюстрацию.

-Что скрывают морские глубины? - Называются предметы,

изображенные на картинке (водолазы, медуза, раковина,

жемчужины, сундук, осьминог, рыбы, морская звезда, клад и

др.).

-Кто плавает под водой? (водолазы)

-Какое оборудование нужно водолазам, чтоб не погибнуть под

водой? акваланг

-Каких морских обитателей встретили аквалангисты?

-Что объединяет все эти слова?

Придумайте рассказ по картинке на тему: "Клад найден"

словарная работа

Самостоятельное чтение и анализ слов в столбиках, с. 105.

-Прочитайте выделенные слова в столбиках самостоятельно и

запомните их.

-Прочитайте слово, которое обозначает прозрачную жидкость

(вода)

- Составим словосочетания со словом вода. Вода какая?

(Чистая, мутная, газированная, минеральная, солёная)

- Что значит выражение «воды в рот набрать»? (Упорно

молчать, ничего не говорить)

-Прочитайте слово, которое обозначает стремительно

падающий с высоты поток воды (водопад)

Самый известный водопад Виктория находится в Африке.

Он имеет высоту 107 м. Каждую минуту через этот

водопад проносится около 100 млн. л воды.

– Прочитайте слово, которое обозначает человека,

занимающегося подводными работами в специальной одежде

(водолаз)

-Как думаете, почему водолаза именно так назвали ВОДОЛАЗ?

-Прочитайте остальные слова этого столбика. Что интересного

заметили? (имеют отношение к воде)

Такие слова можно назвать родственными. У них общая

одинаковая часть - вод и общее значение.

вода=водолаз=водопад=водные=подводные ,

труд=трудна)

Они составляют «семейку слов».

- Подберём ещё несколько слов для этой «семейки»

Водяное растение, служит пищей и убежищем для морских

животных (Водоросли)

Сказочное существо, живущее в воде (Водяной)

7

Читаются и анализируются слова, напечатанные заранее на доске со

вспомогательными пометками:

во

до

ла

зы у

к ¦ ре

пи

ли

о

по

ры по

е

з ¦ да

▲ Чтение текста на с. 105. Чтение учениками по 1 предложению.

В о п р о сы: Отвечайте полными предложениями.

– Кем работает папа у Димы и Нади?

- Где работают водолазы?

Какую работу они выполнили?

- Почему их работа трудна?

- Что они делали на дне реки?

- Для чего нужно следить за состоянием опор мостов через

реку?

– Где теперь идут поезда?

- Для чего через водные пространства строят мосты?

- Назовите самый протяженный мост в России? Новый,

недавно построили.

Чтоб приехать в Крым к берегам Черного моря, минуя

Украину, сейчас построили длинный мост через Керченский

пролив. Над строительством этого гигантского моста

трудилось большое количество людей разных профессий, в

том числе и водолазы. Мост этот самым протяженным в

России — его длина составит 19 километров.

Работа в группах

1 группа - подобрать слова к схемам

2 группа - Найти слова, которые называют морских животных и растения

СТЛПЗМЕДУЗАВАКИАКУЛАУПЗИ

ОВАБИКРАБТМТРЕСКАНБПОДР

УЫИУСАРДИНАСИУКРЕВЕТКАРЗ

3 группа - составить из слов предложения

4 группа - соотнеси слова со схемами

5 группа - Найти слова, которые называют морских животных и растения

СТЛПЗМЕДУЗАВАКИАКУЛАУПЗИ

ОВАБИКРАБТМТРЕСКАНБПОДР

УЫИУСАРДИНАСИУКРЕВЕТКАРЗ

6 группа составить из слов предложения

7 группа составить слова из слогов по слоговой таблице

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

8 ● Игра «Звук заблудился».

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

Сели в ложку (лодку) и – айда!

По реке туда-сюда.

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Чтение слогов (домик со слогами):

ДА ТА АД АТ

ДО ТО ОД ОТ

ДУ ТУ УД УТ

ДЫ ТЫ ЫД ЫТ

ДИ ТИ ИД ИТ

Читаем громко

Чтение слогов (домик со слогами):

ДА ТА АД АТ

ДО ТО ОД ОТ

ДУ ТУ УД УТ

ДЫ ТЫ ЫД ЫТ

ДИ ТИ ИД ИТ

Читаем громко

Работа по учебнику стр. 106. (работа со скороговорками,

многозначностью слова ЗВЕЗДА)

Повторно прочитываются те слова, в которых встретилась буква д. Дается

характеристика звукам [д], [д’].

V . Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

– Что вызвало затруднение?

VI. Домашнее задание.



В раздел образования