Напоминание

"Мастерская дизайна"


Автор: Хомутова Любовь Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦРДТ"Пегас" МО Оймяконский улус (район)
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Оймяконский улус (район), пос. Усть-Нера
Наименование материала: программа
Тема: "Мастерская дизайна"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Паспорт программы

Название

программы

«Мастерская дизайна»

Целевая

аудитория

Дети 3 возрастных групп: 1- 4 класс, 5-7 класс, 8-11 класс

Направление

Декоративно - прекладное

Цель

Реализация творческой активности ребёнка через знакомство

с профессией дизайнер и практической составляющий путём

создания предметов декоративно-прикладного творчества.

Задачи

Образовательные:

формировать понятие о роли и месте декоративно

прикладного творчества в жизни.

Обучающие:

обучение мастерству дизайна. Совершенствовать

практические умения и навыки в обработке

различных материалов.

Развивающие:

развивать художественную инициативу,

самостоятельность и способность решать творческие

задачи, зрительное восприятие и мелкую моторику

пальцев рук. Формировать эстетический и

художественный вкус.

Воспитательные:

воспитание трудолюбия, аккуратности, формирование

самостоятельности, умение обогатить и

разнообразить свой досуг.

Коррекционные:

коррекция интеллектуальных и физических

недостатков.

Структура

программы

1 ступень – 1 полгода – освоение материаловедения,

цветоведения, основ дизайна аксессуаров и предметов быта,

изучение основных техник декоративно – прикладного

искусства

2 ступень – 2 полгода – закрепление пройденного материала,

изготовление аксессуаров и разработка проекта по дизайну

якутского народного украшения

Сроки

реализации

2019-2020 уч. год

Механизм

реализации

программы

Обучение по программе построено по принципу «от

простого к сложному. От вырезания простых симметричных

форм – к составлению сложных сюжетных композиций, от

работы на плоскости – к обработке объемных форм.

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

Программы

У обучающихся проявляется устойчивый интерес к

занятиям, вырабатывается избирательный художественно-

эстетический вкус, развивается воображение и фантазия,

коллективизм, взаимопомощь, умение видеть прекрасное.

Система

контроля за

исполнение

м

программы

1.

Устный опрос по ходу занятия.

2.

Комбинированная проверка (анкета, тест, творческое

задание)

3.

Участие в выставках различного уровня

4.

Участие в чемпионате WorldSkills в компетенции

«Технология моды»

5.

Разработка проекта с обучающимся «Дизайн

национального украшения»

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования детей «Мастерская

дизайна» основана на следующих нормативных документах:

1.

Закон РФ «Об образовании»

2.

Санитарно

эпидемиологические

требования

к

учереждению

дополнительного

образования

детей

(Санитарно

эпидемиологические требования и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03)

3.

Письмо

Министерства

образования

и

науки

Российской

федерации

от

11.12.2006

№06-1844

«О

примерных

требованиях

к

программам дополнительного образования детей»

4.

Программа

развития

МБУ

ДО

«ЦРДТ

« П е г а с »

Оймяконский улус (район).

Важной

задачей

дополнительного

образования

является

развитие

творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все

этапы

развития

личности

ребенка,

пробуждает

инициативу

и

самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в

себе.

Творчество,

индивидуальность,

художество

проявляются

хотя

бы

в

минимальном отступлении от образа. Творческий подход к решению любой

задачи

возникает

только

тогда,

когда

педагог

покажет,

что

существует

множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить

детей

ремесленным

навыкам,

способам

работы

с

разными

материалами,

главное

вложить

в

их

работы

чувства,

личностное

отношение

к

задуманному

произведению.

Поэтому

целью

данной

программы

является

развитие

познавательного

интереса,

творческих

способностей

и

нравственных

качеств,

обучающихся

в

процессе

освоения

технологии

изготовления предметов декоративно-прикладного творчества.

Предметы декоративно - прикладного творчества служат украшением

предметов

быта,

оформлением

интерьера,

декоративной

отделкой

в

костюмах.

Стремление

любого

человека

украсить

свой

дом

предметами

декоративно-прикладного

искусства,

способствовало

развитию

различных

народных

ремесел,

мастерства

художественного

выполнения

изделий,

появлению разнообразнейших орнаментов, новых техник. Это стремление

сделать свой дом уютнее сохранилось и в наши дни: появились картины,

вышитые

бисером,

аппликации

из

ткани,

флористические

композиции

и

многие

другие

изделия,

радующие

глаз

ценителей

искусства.

Занятия

художественным

и

декоративно-прикладным

творчеством

способствует

развитию

таких

психических

процессов,

как

восприятие,

образное

мышление,

воображение,

важных

для

овладения

определенным

объемом

знаний,

на

основе

которого

у

детей

формируются

разнообразные

художественно творческие способности.

Работа

в

кружке

-

прекрасное

средство

развития

творчества,

умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского

мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях

является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой

культуры

ребенка

(развитие

творческого

нестандартного

подхода

к

реализации

задания,

воспитание

трудолюбия,

интереса

к

практической

деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа

имеет

декоративно

-

прикладную

направленность,

которая

является

важным

направлением

в

развитии

и

воспитании.

Программа

предполагает

развитие

у

детей

художественного

вкуса и творческих способностей.

Программа кружка рассчитана на 3 возрастные категории (1-4 класс, 5-

7 класс, 8-11 класс) и направлена на овладение детьми необходимыми в

жизни

элементарными

дизайнерскими

приемами

ручной

работы

с

различными материалами, изготовление различных полезных предметов для

себя и дома.

Отличительной

особенностью

программы

ее новизна заключается в

том, что на начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала.

Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца,

следить

за

соблюдением

элементарных

правил

культуры

труда,

приучать

экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами

и

хранить

их.

Программа

кружка

“Мастерская

дизайна”

но сит

интегрированный

характер.

Интеграция

заключается

в

знакомстве

с

различными

сторонами

материального

мира,

объединенными

общими

закономерностями,

которые

обнаруживаются

в

способах

реализации

человеческой

деятельности,

в

технологиях

преобразования

различных

материалов в предметы интерьера или аксессуары.

Актуальность

программы

обусловлена

тем,

что

осуществляется

развитие

творческого

опыта

обучающихся

в

процессе

собственной

художественно-творческой

активности.

Она

помогает

широко

и

многосторонне

раскрывать

художественный

образ

вещей,

способствует

развитию творческих способностей у детей.

Педагогическая

целесообразность

п р о г р а м м ы

о б ъ я с н я е т с я

формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый

ряд

специальных

заданий

на

наблюдение,

сравнение,

домысливание,

фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то,

чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Занятия в

кружке

позволяют

существенно

влиять

на

трудовое

и

эстетическое

воспитание,

рационально

использовать

свободное

время

обучающихся.

Работа с бисером, и бросовым материалом, тканями, мехом – это самые

распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди детей.

Несложность

оборудования,

наличие

инструментов

и

приспособлений,

материалов,

доступность

работы

позволяют

детям

любого

возраста

заниматься декоративно-прикладным творчеством.

Цель:

Реализация

творческой

активности

ребёнка

через

знакомство

с

профессией

дизайнер

и

практической

составляющий

путём

создания

предметов декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Образовательные:

формировать понятие о роли и месте декоративно прикладного

творчества в жизни.

Обучающие:

обучение мастерству дизайна. Совершенствовать практические умения

и навыки в обработке различных материалов.

Развивающие:

развивать художественную инициативу, самостоятельность и

способность решать творческие задачи, зрительное восприятие и

мелкую моторику пальцев рук. Формировать эстетический и

художественный вкус.

Воспитательные:

воспитание трудолюбия, аккуратности, формирование

самостоятельности, умение обогатить и разнообразить свой досуг.

Коррекционные:

коррекция интеллектуальных и физических недостатков.

Срок реализации программы:

Учебный год 2019 -2020

Наполняемость учебных групп (по годам):

15 человек;

Часовая нагрузка в год на одну группу (по годам):

144 часа;

Формы занятия:

Форма занятий по программе может быть определена как свободное

студийное

творчество.

Занятия

включают

в

себя

организационную,

теоретическую и практическую части.

Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых

для работы материалов и иллюстраций.

Теоретическая часть занятия при работе будет максимально компактной

и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С

детьми будет проводиться игра в вопросы и ответы, с заданиями в виде

неожиданного

сюрприза,

или

в

образе

сказочного

персонажа.

Для

детей

младшего школьного возраста будут использована форма занятия в виде

сказочно–

игровой

ситуации,

а

также

использованы

на

занятии

куклы,

которые будут выполнять любые роли (король Декор, королева Аппликация и

т.п.)

В

качестве

разминки

и

повторения

пройденного

материала

будут

применены загадки, кроссворды и ребусы.

Практическая

часть

займет

большую

часть

времени

и

является

центральной

частью

занятия.

В

основе

объяснений

педагога,

а

также

восприятия

фотографий,

слайдов,

репродукций

произведений

искусства,

образцов декораторской мысли, дети будут выполнять задание, результатом,

которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, одно

задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено

или завершено на следующем.

Для

работы

в

области

дизайна

предлагается

использовать

такие

технические

приемы,

как

моделирование

создание

эскиза

из

картона

и

бумаги, изготовление аксессуаров и предметов интерьера из тканей бисера,

меха пуговиц, коллажей из тканей, работа с кожей.

Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения

занятий:

столы для шитья и раскроя, стулья;

доска для глажения;

утюг;

Компьютер (ноутбук)

Инструменты и материалы:

лоскуты, обрезки ткани, флис, фетр, синтепон, ватин, тесьма, пуговицы,

ленты, бусины, бисер, кабашон, молнии, пряжа;

ножницы;

нитки в ассортименте;

иглы, английские булавки, иглы для бисера

.

;

бумага, картон для шаблонов;

карандаши простые, ластики;

фломастеры;

линейки, треугольник, циркуль;

мел школьный.

Методическое обеспечение:

фотоматериалы;

презентации;

образцы швов, изделий;

технологические карты.

тестовые материалы.

Механизм реализации программы

Обучение по программе построено по принципу «от простого к

сложному. От вырезания простых симметричных форм – к составлению

сложных сюжетных композиций, от работы на плоскости – к обработке

объемных форм.

Ожидаемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

программы «Мастерская дизайна».

Предметные:

— освоение базовых теоретических знаний в сфере дизайнерской

деятельности;

— ознакомление с историей возникновения и развитием дизайна

одежды и интерьера за рубежом и в России

— формирование у школьников представление о дизайне как

художественно-творческой деятельности человека;

— освоение знаний и умений для творческой самореализации при

создании и оформлении художественно-декоративных и других изделий для

дома, при изготовлении подарков близким и друзьям;

— овладение прикладными умениями художественной обработки

различных материалов;

— получение опыта проектной деятельности на основе интеграции

нескольких видов художественно-прикладных технологий.

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится:

— ставить учебную задачу;

— планировать совместно с педагогом и самостоятельно свои действия

в соответствии с поставленной задачей;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— понимать специфику различных техник (вышивка лентами, бисером,

изготовление буфов, плетения и т.д.);

— овладевать основами самоконтроля, самооценки, принятия решений

и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности;

— уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с педагогом и сверстниками;

— работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

— формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

— готовность и способность вести диалог с другими людьми и

достигать в нем взаимопонимания;

— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой

деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

— активизация творческого потенциала школьников

— проявления познавательных мотивов;

— развития чувства прекрасного и эстетического чувства на основе

знакомства с мировой и художественной культурой

— художественного вкуса, творческого воображения;

— и реализации своих творческих возможностей.

Система контроля за исполнением программы

1.

Устный опрос по ходу занятия.

2.

Комбинированная проверка (анкета, тест, творческое задание)

3.

Участие в выставках различного уровня

4.

Участие в чемпионате WorldSkills в компетенции «Технология моды»

5.

Разработка проекта с обучающимся «Дизайн национального

украшения»

Форма аттестации детей: зачетное задание и итоговая выставка;

Итоговый документ (название): свидетельство, дипломы, грамоты за

участие в конкурсах различного уровня.

Тематический план

учебно – воспитательной работы

кружка «Мастерская дизайна»

на 2019 -2020 у. г.

Педагог дополнительного образования

Любовь Дмитриевна Хомутова

п/п

Темы

Кол

– во

часо

в

Теория

Практика

1

Вводное занятие (цели и задачи уч.

года, формирование кружка, правила

поведения, общие правила работы

2

1

1

2

Инструктаж по ТБ и ПБ (вводный

текущий) Организация рабочего места

2

1

1

3

Знакомство с предметами и

инструментами, материалами

2

1

1

4

Из истории современного дизайна в

оформлении украшений и аксессуаров

2

1

1

5

Изготовление и дизайн украшений

25

2

23

6

Изготовление и дизайн аксессуаров

30

2

28

7

Вышивка бисером

20

2

18

8

Работа с бросовым материалом

15

2

13

9

Творческая работа детей

15

2

13

10

Коллективная творческая работа.

Подготовка выставочного материала.

22

2

20

11

Проектная деятельность

6

2

4

12

Итоговое занятие

3

1

2

Итого

144

19

125

Содержание программы кружка «Мастерская дизайна»

Тема 1. Вводное занятие. Теория возникновения дизайна в стилях. (2ч.)

Основные понятия дизайна, виды и типы стилей и их взаимосвязь. Вышивка

бисером,

как

вид

декоративно-прикладного

творчества.

Материалы

и

приспособления. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа:

Изготовление брошей в технике вышивки бисером.

Тема 2.

Инструктаж по ТБ и ПБ (вводный текущий) Организация рабочего места (2

ч.)

Беседа, просмотр видеоматериала

Практическая работа:

Тестовые задания.

Тема 3.

Знакомство с инструментами, приспособлениями и материалами. (2 ч)

Тема 4.

Из

истории

современного

дизайна

в

оформлении

украшений

и

аксессуаров. (3ч.)

Беседа, просмотр видеоматериала.

Практическая работа:

Украшения пиджака булавками, изготовление браслета из булавок и бусинок

Тема 5.

Изготовление и дизайн украшений. (25 ч.)

Элемент

якутского

узора.

Виды,

особенности

и

значение.

Материалы

и

оборудование. Знакомство с понятием эскиз.

Практическая работа:

Изготовление нагрудного якутского украшения. Эскиз украшения.

Подготовка к чемпионату WorldSkills в компетенции «Технология моды».

Изготовление украшений из фетра.

Изготовление русских народных украшений в технике пэчворк.

Тема 6.

Изготовление и дизайн аксессуаров (30 ч.)

Круглая декоративная подушка. Особенности конструирования и сборки.

Практическая работа:

Раскрой и разметка. Эскиз подушки. Пошив подушки, вышивка пайетками.

Изготовление чехлов для очков и телефонов.

Изготовление сумки в технике пэчворк.

Изготовление прихваток.

Изготовление брелоков и значков для сумок.

Тема 7.

Вышивка бисером (20 ч.) Основные понятия фурнитуры (кабашон, стразы

пришивные, стразы клеевые) из различия и особенности работы с ними.

Материалы и оборудования.

Практическая работа:

Изготовление

брошей

в

технике

вышивки

бисером

и

в

технике

мозаика

стразами.

Вышивка броши с кабашоном.

Вышивка картин.

Тема 8.

Работа с бросовым материалом (15 ч.)

Техника изготовление украшений и аксессуаров из различных материалов.

Эскизы украшений

Практическая работа:

Изготовление витражного ожерелья из пуговиц.

Изготовление съемного мехового воротника.

Подготовка к чемпионату WorldSkills в компетенции «Технология моды».

Изготовление панно из пуговиц и фетра.

Тема 9

Творческая работа детей (15 ч.)

Показ видео и фото «Дизайн украшений и аксессуаров»

Практическая работа:

Изготовление брошек, значков из различных материалов в разных техниках.

Тема 10

Коллективная творческая работа. Подготовка выставочного материала.

(20 ч)

Беседа

«Великая

Победа!».

Просмотр

видео

и

фото

материала.

Эскиз

коллективного панно, посвященного ВОВ

Практическая работа:

Изготовление панно «Чтобы помнили»

Тема 11

Проектная деятельность (6 ч)

Выполнение проектной дизайнерской работы (по выбору обучающихся)

Защита проекта

Презентация выполненной работы

Тема 12

Подведение итогов, вручение наградных документов обучающимся.

Конечными результатами образовательного процесса станут знания:

о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда при работе

ручными инструментами, личной гигиены при обработке различных

материалов;

о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

о видах декоративно- прикладного искусства;

в области композиции, стиля, формообразовании, цветоведения,

особенностях построения узоров;

о технологиях изготовления, сочетании разных видов декоративно-

прикладного творчества;

о проектной деятельности.

требования к качеству готовых изделий

умения:

работать нужными инструментами и приспособлениями;

правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и

соблюдать правила безопасности труда;

последовательно вести работу над творческим проектом (замысел,

эскиз, выбор материала);

изготавливать различные виды изделий в технике вышивки бисером,

различных техник, моделирования и т.д;

определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий

Список использованной литературы

1. Андреева, А. Ю. История костюма. Эпоха, стиль, мода [Текст] / А. Ю.

Андреева, Г. И. Богомолов. – М.: Паритет, 2001 г. – С. 65

2.

Возвращение

к

истокам:

народное

искусство

и

детское

творчество

[Текст]

/ред.

Т.Я.Шпикаловой

Войдинова

Н.М.

Мягкая

игрушка.

М.:

ЭКСМО, 2005.

3.Полянская, Альбина. Изделия из бисера [Текст] / Альбина Полянская. –

СПб.: АСТ, 2009.

4.

Фот,

Ж.

А.

Способы

создания

фактуры

поверхности

материалов

для

одежды

[Текст]

/

Ж.

А.

Фот

//

Актуальные

проблемы

гуманитарных

и

естественных наук. - 2015. - № 10-1. - С. 136-138



В раздел образования