Напоминание

"Театр кукол"


Авторы: Варфоломеева Татьяна Васильевна, Щербакова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ АО "Соломбальская "СКОШИ"
Населённый пункт: Город Архангельск
Наименование материала: Программа
Тема: "Театр кукол"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программа кружковой работы.

Название кружка: « Театр кукол »

Программа рассчитана на 4 уч-года.

Для воспитанников начальных классов с ОВЗ.

Руководители: Щербакова Е.Н., Варфоломеева Т.В.

2019г.

Программа дополнительного образования детей ОВЗ: «Театр кукол».

Одним

из

эффективных

средств

воспитательного

воздействия

является

организация

кукольного

театра.

Введение

театрального

искусства,

через

дополнительное

образование

способно

эффективно

повлиять

на

воспитательно-образовательный

процесс.

Сплочение,

расширение

культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это,

возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке

в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных

классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры,

т. к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно

перерастающий в работу (обучение). Участвуя в театрализованных играх,

дети

знакомятся

с

окружающим

миром

через

образы,

краски,

звуки.

Воспитывается

у

учащихся

любовь

к

народным

сказкам,

традициям,

бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности

мышления,

наблюдательности,

трудолюбия,

с амо стоятельно сти,

художественного вкуса.

Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно

формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети

знакомят ся с

принципами

декоративной

обработки

используемых

материалов,

осваивают

простейшее

конструирование

кукол,

декораций,

а

также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает

своей

яркостью,

красочностью,

динамикой.

Кукольный

театр

доставляет

много

удовольствия,

радости.

Однако

нельзя

рассматривать

театр

кукол

только как развлечение. Очень важно показывать детям примеры дружбы,

правдивости,

отзывчивости,

находчивости,

храбрости

и

пр.

Для

осуществления этих кукольный театр обладает большими возможностями.

Кукольный

театр

действует

на

зрителей

целым

комплексом

средств:

художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это

вместе взятое в силу наглядно-образного мышления младших школьников

помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного

произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих

способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят,

то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива,

чтобы

тогда,

когда

начнётся

работа

над

конкретным спектаклем,

изготовление

кукол,

декораций,

репетиции

были

радостью,

творческой

потребностью, а не скучной необходимостью.

Данная программа дополнительного образования детей ОВЗ

направлена;

- на развитие активного интереса к различным формам и видам театрального

искусства;

- на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение

единой цели (создания спектакля);

- на ценностное развитие успешной личности в условиях сотворчества и

сотрудничества.

Цель дополнительного образования:

- приобщить детей к театральному искусству посредством их участия в

создании инсценировок, миниатюр, спектаклей, привить детям потребность

к творчеству, самореализации, нацелить детей на стремление к активному

участию в жизни интерната.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с историей кукольного театра;

-пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок,

песен, любить и понимать искусство ;

-научить детей самостоятельно изготавливать куклы;

-добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети

смогли использовать в повседневной жизни.

Развивающие:

-развивать индивидуальные творческие способности детей;

-развивать воображение, пространственное мышление детей;

-способствовать развитию мелкой моторики.

Воспитательные:

-воспитывать

уважительное

отношение

к

трудовой

деятельности

человека;

-развивать

художественно-эстетический

вкус

и

творческий

подход

к

выполнению заданий различной сложности;

-воспитывать коммуникативные навыки.

В соответствии с целью, поставленной данной программой дополнительного

образования детей, выделяется ряд педагогических задач познавательного,

развивающего и воспитательного характера:

· Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и

сотрудничества;

· Знакомство детей с историей кукольного театра;

· Развивать творческие способности, возможности памяти, речи,

воображения, логического и творческого мышления каждого школьника;

Основные направления работы с детьми ОВЗ.

Театральная

игра

исторически

сложившееся

общественное

явление,

самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить

детей

ориентироваться

в

пространстве,

равномерно

размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;

развивать

способность

произвольно

напрягать

и

расслаблять

отдельные

группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное,

слуховое

внимание,

память,

наблюдательность,

образное

мышление,

фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в

четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-

эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные

пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных

психомоторных

способностей

детей,

свободы

и

выразительности

телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим

миром.

Задачи. Развивать

умение

произвольно

реагировать

на

команду

или

музыкальный

сигнал,

готовность

действовать

согласованно,

включаясь

в

действие

одновременно

или

последовательно;

развивать

координацию

движений;

учить

запоминать

заданные

позы

и

образно

передавать

их;

развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;

учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических

движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие

дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи.

Развивать

речевое

дыхание

и

правильную

артикуляцию,

четкую

дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,

творческую

фантазию;

учить

сочинять

небольшие

рассказы

и

сказки,

подбирать

простейшие

рифмы;

произносить

скороговорки

и

стихи;

тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться

интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя

знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению

спектакля.

Задачи.

Учить

сочинять

этюды

по

сказкам,

басням;

развивать

навыки

действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в

отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение

пользоваться

интонациями,

выражающими

разнообразные

эмоциональные

состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,

презрительно, осуждающе, таинственно и т. д.); пополнять словарный запас,

образный строй речи.

Место внеурочного занятия в воспитательном плане.

С

учётом

направленности

программы

занятия

«кукольный

театр»

проводятся индивидуально и по группам. 1 раза в неделю . Срок реализации

программы – 4 года. Возраст детей участвующих в реализации программы

7-11

лет

(1-4

класс).

В

кружок

принимаются

все

желающие,

имеющие

склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в

кружке не более 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических

норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип

индивидуально - личностного подхода к воспитанникам, что очень важно.

При организации работы кружка учитывается влияние кукольного театра на

детей

ОВЗ

и

с

большое

внимание

уделяется

идейному

содержанию

спектаклей,

их

художественному

оформлению

и

проведению.

Все,

что

показывается

детям,

должно

быть

высокоидейным

и

методически

правильным. При распределении заданий, учитывается уровень подготовки и

возраст

воспитанников.

Широко

используются

индивидуальные

формы

работы.

Форма

проведения

разная.

В

процессе

работы

кружка,

воспитанники

познакомятся

с

разными

видами

куклы,

что

способствует

формированию интереса к театрально - игровой деятельности. Ребята смогут

освоить

театральные

понятия.

На

практических

занятиях

воспитанники

смогут

освоить

приёмы

кукло-

вождения,

что

даст

возможность

раскрепощению,

артистические

навыки

в

плане

переживания

и

воплощения образа.

Образовательный

процесс,

строится

в

соответствии

с

возрастными,

психологическими

возможностями

и

особенностями

детей

с

ОВЗ,

что

предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку,

собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще

привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей,

переносит

их

совершенно

особый,

увлекательный

мир,

где

все

необыкновенно все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости.

Однако

нельзя

рассматривать

спектакль

кукол

как

развлечение:

его

воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это

период,

когда

у

ребенка

начинают

формироваться

вкусы,

интересы,

определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям

этого

возраста

показывать

пример

дружбы,

праведности,

отзывчивости,

находчивости, храбрости и т.д.

Для

осуществлений

этих

целей

кукольный

театр

располагает

большими

возможностями.

Кукольный

театр

воздействует

на

зрителей

целым

комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и

музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления

младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять

содержание

литературного

произведения,

влияет

на

развитие

его

художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро

поддаются

эмоциональному

воздействию.

Они

активно

включаются

в

действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их

поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально

пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим

лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям

и

быть

непохожими

на

отрицательных.

Увиденное

в

театре

расширяет

кругозор

детей

и

надолго

остается

у

них

в

памяти:

они

делятся

впечатлениями с товарищами, рассказывают о

спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию

речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки

отдельных персонажей и целые сцены.

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх:

дети

устраивают

театр

и

сами

или

при

помощи

игрушек

разыгрывают

виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким

образом,

кукольный

театр

имеет

большое

значение

для

воспитания

всестороннего развития детей с ОВЗ.

О п и с а н и е

р а з д е л о в

1.Знакомство

с

кружковцами. Способствует

выявлению

творческих

с п о с о б н о с т е й

в о с п и т а н н и к о в .

2.Овладение навыками кукловождения. Кукольный театр ближе всего к

игровой

деятельности

детей,

занятия

способствуют

развитию

у

детей

интереса и внимания к предметному миру кукол. Одушевление куклы, как

неживой

материи,

пробуждает

художественные

ассоциации

ребёнка.

Происходит

идентификация

куклы

с

людьми

-

в

характере,

движении,

пластике, что помогает процессу. Развития самодеятельности и инициативы у

д е т е й

с

О В З .

3.Работа

по

изготовлению

кукол.

Эта

работа

способствует

проявлению

творческого начала, фантазии детей. Они самостоятельно смогут подбирать

костюмы

будущих

куклам

и

изготовлять

их.

Вырабатываются

навыки

конструирования,

работы

с

тканью,

ножницами.

Научатся

управлять

ш в е й н о й

м а ш и н о й .

4.

Работа

над

спектаклем. Производится

работа

по

пластическому

и

речевому поведению образов, что способствует развитию артикуляционного

аппарата

у

детей

ОВЗ,

умение

выразительно

интонировать,

подражать.

5.

Выступление

со

спектаклем. Способствует

развитию,

артистических

навыков, умение уверенно держаться на сцене перед большим количеством

зрителей.

Формы и методы занятий.

Одно из главных условий успеха воспитание

детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому

ребенку. Очень важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он

предполагает

сочетание

коллективных,

групповых,

индивидуальных,

практических

занятий,

лекций,

тренингов,

игр,

бесед.

Результатом

театральной деятельности детей, будут представления кукольного театра для

школьников, родителей, детей.

Планирование занятий кружка «Театр кукол» 1-4 класс

Дата

Название темы

Виды упражнений

1

Вводное занятие

Игра «Назови свое имя ласково»

2

Попробуем измениться

Игра «Назови ласково соседа»

Пантомимические загадки и

упражнения

3

Давайте поиграем

Игра «Театральная разминка»

Конкурс на лучшую

импровизацию к сказке «Репка»

4

Игровой урок

Игры на выразительность

жестов, мимики, голоса

5

Одну простую сказку

хотим мы показать

Пантомимическая игра

Творческая игра

«Что это за сказка?»

6

Играем пальчиками

Игровые упражнения с помощью

пальчиков.

Игра-инсценировка с помощью

пальчиков

7

Постучимся в теремок

Игра-загадка «Узнай, кто это?»

Знакомство со сказкой

«Теремок»

Этюд на расслабление «Разговор

с лесом»

8

Характеризуем героев

сказки

Характеристика персонажей

сказки. Интонационные

упражнения.

9

Творческий пересказ

сказки

Упражнения-этюды,

отражающие образы персонажей

сказки и предметов. 1

10

Узнай героя

Игра «Угадай героя»

Драматизация сказки

11

Учимся говорить

по- разному

Упражнения, игры на отработку

интонационной выразительности

12

Учимся четко говорить

Погружение в сказочную

ситуацию.

Игра «Едем на паровозике»

13

Играем в рифмы

Дидактическая игра «Додумай

рифму».

14

Рассказываем про

любимые игры и сказки

Рассказы детей по ассоциациям.

(используются картинки).

15

Сказочные рисунки

Игра «Узнай сказку», персонаж

из сказки.

16

Изобрази героя

Пантомимические упражнения,

интонационные упражнения

17

18

Сочиняем новую сказку

Упражнение у зеркала «Изобрази

настроение» Драматизация

сказки

19

Играем в сказку

Погружение в сказку,

придуманную детьми.

20

Наши эмоции

Подбор графической карточки с

эмоциями к конкретной

ситуации.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

21

Изображение различных

эмоций

Знакомство детей с

пиктограммами,

изображающими радость, грусть,

страх.

Этюды на изображение

различных эмоций.

22

Распознаем эмоции по

мимике и интонации

голоса.

Работа по карточкам.

Игра «Испорченный телефон»

23

24

Настроение героев

Беседа о настроении героев

сказки

Игра-загадка «Изобрази

настроение».

25

Игровой урок

Упражнение на изображение

разных эмоций.

26

27

Преодолеем страх

Игра «Преодолеем страх».

Беседа, обсуждение различных

ситуаций.

28

29

Если ты поссорился с

другом…

Игра «Найди пару».

Упражнения на выразительность

голоса, мимики, жестов.

30

Игровой урок

Упражнение , играем в сказку.

31

Игровой урок

Упражнения «Игры с куклами»,

«Мыльные пузыри»

32-

33

Игровой урок

Творческие игры со словами.

34

Итоговое занятие

«Мы любим сказки»

Драматизация сказки

Награждения

35

Школа-театр

Упражнения на развитие

внимания, воображения.

36

Театральное искусство

Игровой тренинг «Нос, пол,

потолок»

Игра «Жмурки».

37

Дорога в театр

Игровой тренинг «Снежный

ком», «Куклы и кукловод».

38

Что возьмем в театр

Игровой тренинг «Я не возьму в

театр…»!

39

Когда нужно приходить в

театр

Беседа «Когда приходишь в

театр, как нужно вести себя?»

40

Театральные профессии

Беседа « Какие профессии

нужны в театре»?

41

В театре. Перед

спектаклем.

Беседа «Что нужно знать о

правилах в театре»?

42-

43

Антракт Аплодисменты

Игры: «Шар», «Телефон»,

«Летает, не летает».

44

Создание спектакля

Упражнение «Гномы».

45

В мастерской художника

и костюмера

Беседа « Костюмы для

спектакля».

46

Мастерская актера и

режиссера

Дидактическая игра «Полет в

страну Фантазию».

47-

48

Придумываем и делаем

костюмы

Мастер-класс «Изготовление

костюма».

49

Театральные маски

Мастерская «В гостях у

мастера».

50-

51

Делаем декорации

(практическое занятие)

Уроки мастерства, практическое

задание.

53

В мастерской художника.

Дидактическая игра

«Художники».

54-

58

Пальчиковые куклы

Упражнения «Медведи в клетке»,

«Змеи», «Ежик»

59-

60

Делаем афишу.

Дидактическая игра «Волшебная

корзинка».

61-

63

Учимся актерскому

мастерству

Этюд «Одно и то же по-

разному», «Угадай: что я делаю»

64-

65

Пантомима

Игры «Муравьи», «Пальма».

66

Балет

Беседа « Что вы знаете о

балете»?

67

История театра

Игра «Вопрос-ответ»

68

Итоговое занятие

Выступлении со сказкой, перед

зрителями.

Теоретическая часть занятия включает в себя:

-постановку целей и объяснение задач; Создание условий для развития

познавательной

самостоятельности

учащихся

(желательно

добиваться,

чтобы дети сами определяли цели, методы, выбирали контроль);

-изложение нового материала (проводиться в форме беседы на основе уже

пройденного

материала

и

полученных

ранее

знаний,

с

показом

новых

приемов).

Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:

-доступности -«от простого к сложному»;

-наглядности;

-индивидуального подхода к каждому ребенку;

-организации взаимопомощи в выполнении работ;

-многократного повторения.

В зависимости от способностей ученика, используются различные формы

работы:

подражательная,

частично

поисковая,

творческая.

По

каждой

выполненной

работе

все

члены

коллектива

высказывают

свое

мнение:

разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз

закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.

Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это

позволяет достичь хороших результатов обучения. В конце каждого занятия

проводится анализ работы и дается оценки.

Используемая и рекомендуемая литература.

Караманенко Т.Н. « Кукольный театр», Москва 2001г.

Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами», Волгоград: Учитель, 2010г.

Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр», « Аркти», Москва 2001г.



В раздел образования