Автор: Зырянова Мария Игнатьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦРДТ "Пегас"" МО Оймяконский улус (район)
Населённый пункт: РС(Я),Оймяконский улус п.Усть-Нера
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Ниткография"
Раздел: дополнительное образование
Пояснительная записка
Программа
дополнительного
образования
«Ниткографика»,
является
программой
художественно-эстетической
направленности
способствующей
творческому развитию детей. Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют
карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне,
мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и
многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно
научить рисовать и нитью.
Ниткографика - очень интересная техника. Она привлекает простотой
исполнения и оригинальностью. Используя минимум средств, любой человек
(а главное дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.
Современные
расходные
материалы
позволяют
получать
очень
эффектные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной
графики, существует другое направление ниточного дизайна - вышивка на
картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности).
Ниткография
–
вид
искусства,
который
называют
также
изонитью,
оригинальный
и
необычный
вид
рукоделия,
суть
которого
–
вышивка
нитками
на
картоне.
Не
всегда
детский
рисунок
соответствует
тому
представлению
о
качестве
и
оригинальности,
которое
имеет
ребѐнок.
А
ниткография – необычный способ изображения – позволяет практически
сразу
получать
«рисунок»
высокого
качества
и
высокой
художественной
привлекательности.
Достоинство работы в том, что изображение выполняется довольно
быстро, отличается доступностью и волшебной для ребѐнка «возвратностью»
- возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив еѐ. Изонить
расширяет
представления
об
окружающем
мире,
учит
внимательно
вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и
характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом
целостность восприятия объекта или композиции. Отсюда вывод: занятия с
изонитью
способствуют
развитию
конструктивного
мышления,
анализа,
синтеза, абстрагирования и обобщения.
Техника изонити требует ловких и тонких движений пальцев. Одной из
основных
проблем,
встречающихся
практически
у
всех
детей,
является
недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не
только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития,
особенно - мышление и речи.
Мышцы рук выполняют три основные функции:
Органов движения;
Органов познания;
Аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов).
Известный педагог Сухомлинский В. А. писал: «Истоки способностей и
дарований детей – на кончиках пальцев».
В
творческой
продуктивной
деятельности
гораздо
проще
повествовать.
Творя
и
создавая
своими
руками
собственное
произведение, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире.
Поумневшая
голова
учит
руки,
а
умелые
руки
снова
способствуют
развитию
мозга.
(Павлов
И.П.)
Сказанное
позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования
в
работе
с
детьми
интересных,
современных,
нетрадиционных
технологий развития мелкой моторики, в частности, использования
нетрадиционной техники изонити.
Предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние
и
на
личностное
развитие
реб
ѐ
нка.
Работа
в
технике
изонити
формирует
такие
качества
личности,
как
настойчивость,
умение
доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в
достижении
поставленной
цели,
требующие
целенаправленных
волевых
усилий),
усидчивость
и
аккуратность.
Развивается
способност ь
р абот ат ь
р у ками
под
конт р олем
с о з н а н и я ,
согласованность
движений
руки
и
глаза
(зрительномоторная
координация, «осмысленная моторика»).
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 – 14 лет. Занятия
проводятся 4 раза в неделю, итого 144 часа в учебном году. Практическая
часть составляет большую часть программу. Формы работы индивидуальная
или с подгруппой не более 5 человек. Режим работы согласно расписанию.
Цели программы:
Развитие
творческих
способностей
и
логического
мышления
у
детей.
Создание условий для развития личности ребенка и раскрытие его
творческого потенциала посредством освоения техники изонити;
Формирование художественной культуры как неотъемлемой части
культуры духовной;
Развитие личности воспитанника, его творческих способностей и
индивидуальных способностей;
Задачи программы:
Образовательные:
Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.
Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.
Дать понятие о точке отсчёта.
Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны
изделия.
Обучить
плоскостному
моделированию
–
умению
составлять
из
окружностей
и
углов
(треугольников)
изображения
предметов
и
композиций.
Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
Научить работе с трафаретом.
Научить технике работы с изонитью.
Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
Развивающие:
Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от
начала отсчёта и направления счёта.
Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых
тонах, научить подбирать цвет к фону.
Способствовать развитию абстрактного мышления.
Закрепить понятие «зеркальное изображение».
Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
Развивать
умение
подбирать
контрастные
цвета,
оттеняющие
друг
друга.
Развивать активный и пассивный словарь детей.
Развивать объяснительную и доказательную речь.
Способствовать введению в активный словарь детей математических
терминов.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
Воспитывать эстетический вкус.
Прививать умение использовать знания, полученные на других видах
изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
Новизна программы:
«Ниткографика» заключается в том, что ни одна программа дошкольного
образования не использует изонить для развития у ребенка математических
представлений, речи, мелкой моторики, абстрактного мышления.
Актуальность программы:
заключается
в
идее
использования
ниткографики
-
одного
из
видов
прикладного искусства, как эффективного средства при подготовке ребенка к
школе,
в
плане
развития
его
умственных,
ручных,
творческих,
коммуникативных способностей.
Педагогическая целесообразность:
занятия изонитью способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою
очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также
оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему,
являясь источником положительных эмоций.
Занятия
по
данной
программе
способствуют
активному
развитию
у
ребѐнка:
мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние
на речевые зоны коры головного мозга;
сенсорного восприятия;
глазомера;
логического мышления;
воображения;
волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до
конца и т.п.);
художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом,
иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного
труда,
закрепляют
полученные
ранее
знания
о
геометрических
фигурах,
счѐте.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети
ощущают
прилив
энергии,
сильные
положительные
эмоции,
испытывают
внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и
возникает желание жить «по законам красоты».
Формы и методы обучения. Режим занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные,
комбинированные и практические занятия; праздники, конкурсы и другие. А
также различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.),
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.),
практический (упражнения, практические занятия, самостоятельная
работа, выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают
готовую информацию,
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности,
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися,
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы,
групповой - организация работы в группах,
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Предполагаемые результаты:
Дети должны знать:
Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами
правила заполнения угла, круга, волны
правила нанесения проколов для вышивания
историю возникновения техники Изонить
Дети должны уметь:
заполнять угол, круг, волну;
подбирать нитки нужного цвета,
выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,
делать разбивку любого изображения на основные фигуры,
аккуратно выполнять вышивку,
оформлять свои изделия,
анализировать свою работу.
Подведение итогов осуществляется:
в виде составления альбомов готовых поделок;
книжек – раскладушек с фотографиями работ;
проведение выставок;
участие
в
конкурсах
детского
творчества
на
муниципальном,
региональном уровнях;
оформление выставочного стенда в ДОУ;
выступление на родительских собраниях.
Чтобы правильно спланировать свою работу необходимо знать, какими
знаниями и умениями владеют дети. Для этого целесообразно проводить
диагностику
в
начале
года.
В
конце
года
проводится
диагностика
для
определения динамики в развитии детей.
Низкий уровень :
Все задания выполняет при помощи воспитателя
Умеет пользоваться иглой, нитью, т. е. вставляет нить в иглу, но не
делает узелок.
Не
знает
и
не
называет
углы,
изображает
их
только
при
помощи
воспитателя.
Делит на части с помощью воспитателя.
Заполняет угол и окружность только с помощью педагога.
Ребёнок знает правила работы с изонитью, но не может применить их
на
практике
-
не
понимает,
как
их
применить,
самостоятельно
выполнить работу не может, на каждом этапе обращается за помощью
к воспитателю.
Средний уровень:
Знает и понимает правила работы, применяет их на практике, иногда
требуется помощь воспитателя.
Умеет пользоваться иглой, нитью, т. е. вставляет нить в иглу узелок,
делает с помощи педагога.
Знает и называет углы, изображает их с помощью треугольника.
Знает и показывает стороны и вершину угла.
Умеет делить стороны на равное количество частей и прокалывает их
шилом.
Заполняет
угол
и
окружность
техникой
изонити,
с
нумерации
полученных точек.
Подбирает цвета
Ребенок знает и понимает правила работы, может применить их на
практике, но иногда путается и обращается за помощью.
Высокий уровень:
Знает и понимает правила работы, применяет их на практике, работу
выполняет самостоятельно.
Умеет пользоваться иглой, нитью, т. е. вставляет нить в иглу, делает
узелок.
Знает
и
называет
углы
(острый,
тупой,
прямой)
при
помощи
треугольника изображает их. Знает и показывает стороны и вершину
угла.
Умеет делить стороны на равное количество частей и прокалывает их
шилом.
Заполняет
угол
и
окружность
техникой
изонити,
без
нумерации
полученных точек.
Подбирает цвета.
Ребенок знает и понимает правила работы, все задания выполняет
самостоятельно, помогает другим.
При проведении диагностики используются такие методы как – беседа,
опрос, наблюдение
Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации программы «Ниткографика » планируется получить
следующий образовательный результат.
Предметные результаты:
получение представления об эстетических понятиях (эстетический
вкус).
обобщение знаний, полученных во время обучения;
навыки использования инструментов и материалов;
уважительное отношение к труду и результатам труда;
Личностные результаты:
стремление и способность самостоятельно расширять границы
собственных знаний и умений в области декоративно-прикладного
творчества;
уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей;
овладение различными приёмами и техниками декоративно-
прикладного творчества, проявление креатива.
умение слушать и слышать, вступать в коммуникацию со сверстниками,
приобретение навыков самостоятельной и групповой работы;
умение называть и объяснять свои чувства и ощущения.
Среди наиболее важных и широких умений, которые должны освоить
учащиеся в сфере коммуникативных действий:
уметь слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях
и следовать им;
учиться согласованно работать в группе (учиться планировать свою
работу в группе, распределять работу между участниками группы,
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Формы итоговой реализации программы
Создание тематических выставок, участие в школьных, районных и др.
выставках является мотивацией детского творчества и итогом работы
педагога. В течение года отслеживаются промежуточные результаты по
различным темам. В конце года - итоговый результат за весь период обучения
и выставка детского творчества. Результативность образовательной
деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе
расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения
информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной
жизни. Основным результатом завершения прохождения программы является
создание конкретного продукта реализации собственной компетентности.
Критерии оценки детских работ, по ним же определяется степень развития
творческих способностей, трудолюбия и др. - качество выполнения работы;
разнообразие технических приёмов; цветовое сочетание; композиционное
решение; новизна, оригинальность.
Педагогический контроль
промежуточный ;
итоговый.
В конце изучения курса "Ниткография" обучающиеся должны
- знать: правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения,
основные приёмы выполнения работ в технике «Ниткография», правила
оформления и применения данных работ .
-уметь: гармонично сочетать цвета при выполнении работ, уметь выразить
свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;
составлять композиции правильно пользоваться ножницами, иглой,
самостоятельно изготавливать изделия.
Методическое обеспечение:
Цикл занятий состоит из двух разделов:
1.
Овладение техникой изонити;
2.
Изображение углов;
3.
Моделирование с их использованием образов;
4.
Изображение
окружностей,
дуг,
овалов,
завитков
в
технике
изонити;
5.
Моделирование с их использованием образов.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
словесные методы (беседа, объяснение);
наглядные методы (иллюстрирование);
практические методы.
Дидактический материал:
иллюстрации;
образцы работ;
схемы (техника заполнения фигур);
стихи, загадки, аудиозаписи.
Техническое оснащение:
иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);
цветные нити разного качества;
ножницы с тупым концом;
шило;
кусок линолеума примерно 25х25 см;
цветной картон, бархатная бумага разного размера;
линейка, трафареты;
цветные карандаши, ручки, фломастеры;
бросовый материал для дополнения изображения.
Литература
1.
Гусарова
Н.Н.
Техника
изонити
для
дошкольников.
Методическое
пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 40с., ил.
2.
Торгашова
В.Н.
Рисуем
нитью.
Занятия
для
дошкольников
–
М:
Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 24с.
3.
Браницкий Г.А. Картины из цветных нитей и гвоздей. Мн.: Полымя,
1995. – 128 с.:ил.
4.
Леонов
О.В.
Рисуем
нитью:
Ажурные
картинки.
–
СПБ.:
Издательский дом «Литера», 2005. – 128 с.
5.
Горячева Е. Волшебная изонить // Друг дома – 202. - № 10. С.
6.
Архангельская М. Вышивка по картону // Школа и производство. –
1996. - № 3
7.
Саккулин Н.П. Методика обучения изонити. – М.: Просвещение, 2001.
8.
Симакова Е.В. Изонить // Начальная школа. – 1995. - № 6.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития детского творчества «Пегас» МО Оймяконский улус
(район)»
Учебная
модифицированная (адаптированная)программа
Кружка «Ниткографика»
Педагог дополнительного образования
Зырянова Мария Игнатьевна
Возраст детей 6 – 14 лет
Программа рассчитана на 3 года обучения
2019 – 2022 гг
п.Усть- Нера
2019г.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития детского творчества «Пегас» МО Оймяконский улус
(район)»
Учебная
модифицированная (адаптированная)программа
Кружка «Ниткографика»
Педагог дополнительного образования
Зырянова Мария Игнатьевна
Возраст детей 6 – 14 лет
Программа рассчитана на 3 года обучения
2019 – 2022 гг
п.Усть- Нера
2019г.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития детского творчества «Пегас» МО Оймяконский улус
(район)»
Учебная
модифицированная (адаптированная)программа
Кружка «Мастерская кукол»
Педагог дополнительного образования
Зырянова Мария Игнатьевна
Возраст детей 6 – 14 лет
Программа рассчитана на 3 года обучения
2019 – 2022 гг
п.Усть- Нера
2019г.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития детского творчества «Пегас» МО Оймяконский улус
(район)»
Учебная
модифицированная (адаптированная)программа
Кружка «Мастерская кукол»
Педагог дополнительного образования
Зырянова Мария Игнатьевна
Возраст детей 6 – 14 лет
Программа рассчитана на 3 года обучения
2019 – 2022 гг
п.Усть- Нера
2019г.