Напоминание

«Способ подтекстовки для развития навыков фразировки музыкального произведения на начальном этапе обучения игре на фортепиано»


Автор: Воронова Вера Петровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ№10
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Способ подтекстовки для развития навыков фразировки музыкального произведения на начальном этапе обучения игре на фортепиано»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 10» г. Брянска

Методическая разработка

на тему

«Способ подтекстовки для развития навыков

фразировки музыкального произведения на начальном этапе

обучения игре на фортепиано»

Составил:

Преподаватель

по классу фортепиано

I категории

Воронова Вера Петровна

Брянск 2018г.

Музыку не зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой речью.

Так же как и речь, музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз

(предложений)

и

периодов

(законченного

текста).

Если

мы

будем

произносить отдельные буквы или слова, никто не поймет смысл сказанного

и,

тем

более,

не

почувствует

характер

и

эмоциональную

окраску

передаваемой информации.

Так же и в музыкальной речи - необходимо группировать отдельные ноты

во

фразы

и

периоды,

пользоваться

средствами

динамики

(усиление

или

ослабление громкости звучания) и звукоизвлечения (легато, стаккато), чтобы

создать целостность, передать характер и образ музыкального произведения.



Фразировка - это средство музыкальной выразительности, смысловое и

художественное

разделение

музыкального

произведения

на

фразы

и

предложения.

Начальный этап обучения игре на фортепиано очень важен и имеет свои

особенности. Прежде всего, речь идет о приобщении ребенка к миру музыки,

поэтому очень важно заботиться о воспитании ребенка, что справедливо

считается ответственным и сложным делом. Именно первые впечатления от

знакомства

с

искусством

оказывают

часто,

если

не

решающее,

то

очень

сильное

влияние

на

последующее

музыкальное

развитие

ученика.

Для того чтобы научится искусству фразировки важно побольше слушать

музыку, причем не только фортепианную, и обращать внимание на то как

исполнитель объединяет звуки в музыкальные предложения.

Особенно отчетливо можно почувствовать особенности фразировки в

вокальных произведениях.

Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к

искусству,

приучать

внимательно

вслушиваться

в

музыкальную

речь,

проникать

в

ее

смысл

и

строение,

работать

над

качеством

звучания.

Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном,

доступном и интересном материале.

Для решения этих задач помогает игра с голосом детских песенок и

подтекстовка любого нотного материала(упражнений и детских пьес).

Метод игры с параллельной подтекстовкой заключается в том, что

исполнение

музыкального

произведения

сопровождается

чтением

стихотворного текста. Педагог, по мере необходимости, включает в работу

стихотворные тексты, что позволяет усилить воздействие на ученика при

параллельном включении слуха, речи и движения. Четкость в произношении

стихотворения благотворно влияет на игру и это дает возможность добиться

ровности в исполнении и способствует развитию ритмического чувства. При

особом подборе текстов, с помощью декламации оказывать воздействие и на

развитие музыкальной памяти. За основу берется соответствие размера и

метра размеру и ритму стиха.

Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии

использовались

в

вокальной

литературе.

Для

работы

над

музыкальным

2

произведением

в

процессе

разучивания

этот

способ

вполне

оправдан

и

весьма полезен.

Потребность в применении подтекстовки на уроках с начинающими

пианистами

чувствуется

особенно

явно,

так

как

заметна

необходимость

развивать

у

учеников

именно

эти

музыкальные

способности

ритм

и

музыкальную память.

В фортепианных классах музыкальных школ способ подтекстовки

используется довольно часто. Наиболее целесообразен он с относительно

слабо

одаренными

учащимися

в

младших

классах.

Изобретателем

этого

способа считают итальянского композитора и скрипача Джузеппе Тартини.

Смысл подтекстовки состоит в следующем: ученику предлагают разучить

музыкальный текст с помощью сочиненных педагогом или самим учащимся

стихотворных

строк,

смысл

которых

соответствует

характеру

изучаемых

пьес.

К этому способу «оживления» фразы прибегали известнейшие педагоги

Рубинштейн, Игумнов, Гольденвейзер.

А. Алексеев советует использовать слова, что бы лучше осознать строение

музыкальной

фразы.

К.

Орф

предлагает

сочинять

простейшие

мелодии

согласно принципу: ритм – слова – музыка.

Разумеется, словом нельзя заменить музыку. Но все же этот метод

позволяет ученику глубже проникнуться содержанием используемой пьесы, а

так гораздо проще и быстрее разрешить такие пианистические задачи, как:

- естественность фразировки и динамики;

- точность ритмики и артикуляции;

- специфические технические трудности.

Чтобы не превратить этот метод в самоцель, не заменить воспитание

пианиста воспитанием вокалиста, надо сразу же требовать от ученика

строгого соблюдения порядка работы над произведением:

- играть и петь вслух;

- играть и петь про себя;

- только играть и внимательно слушать, как звучит музыка.

Очень важно выработать у ученика ритмическую и темповую стойчивость

исполнения.

Известно,

что

чувство

ритма

-

сложный

компонент

музыкального

дарования.

Оно

включает

в

себя

ощущение

ритмической

пульсации, темпа, ритмического колорита , цезур и пауз, а так же rubato.

Воспитывая ритмическую устойчивость исполнения, ученику предлагают

разучить

пьесу

по

фразам.

Вот

тут-то

и

приходят

на

помощь

слова,

помогающие понять строение фраз и найти естественный переход от одной

фразы к другой, т.е. определить нужную величину цезуры.

Сейчас много музыкальной литературы, где используются стихи для

понимания

музыкальной

фразы

и

образа

фортепианной

пьесы.Например:

Артабвлевская «Первая встреча с музыкой», Геталова «В музыку с радостью»

и др.

«Вальс собачек»

3

Мишка, Трезор и Полкан, и Амишка

Затеяли вместе все вальс танцевать…….

Л.Моцарт «Менуэт»

Нежно играет нам кларнет,

В зале танцуют все менуэт…..

С помощью слов ученик острее почувствует живое дыхание музыки,

ощутит ее пульс, осознать строение каждой фразы. Счет же делает

исполнение механическим, безжизненно ровным.

Для достижения быстрого и устойчивого темпа часто прибегают к

укреплению счетных единиц. Слова могут решить эту задачу. Подтекстуем

главную тему Сонаты № 1 М. Клементи (часть 1):

Трубы запели, трубы запели,

За собой позвали трубы, ту – ру –ру –ру.

Эти слова помогают ощутить в каждом такте одну опору, а предложение

е с т е с т в е н н о

в о с п р и н и м а е т с я

у ч е н и ко м

к а к

е д и н о е

ц е л о е .

Пожалуй, самая сложная задача фортепианной педагогики – развить навык

исполнения rubato, так как «его нельзя ни копировать, ни заучивать»

(И. Гофман). Естественность rubato зависит только от того, насколько ученик

поймет содержание музыки. С помощью слов значительно облегчается и эта

задача.

А. Гречанинов «Вальс» ор. 98:

Вальс – вальс, вальс – вальс,

Вальс хочу очень с тобой станцевать!

Вальс – вальс, вальс – вальс,

Вальс хочу очень сплясать!

Пляшут под елочкой мышки и слон,

Мышки и слон, мышки и слон,

Пляшут под елочкой зайки кругом,

Зайки кругом, кругом.

Тик – так, тик – так, бьют часы.

4

Вальс – вальс, вальс – вальс,

Вальс хочу очень с тобой станцевать!

Вальс – вальс, вальс – вальс,

Вальс хочу очень сплясать!

Эти слова помогут ученику найти все необходимые отклонения от темпа.

Подтекстовка помогает и в работе и над артикуляцией. Так staccato в

«Смелом наезднике» М. Шумана упругое и звонкое, а в «Мотыльке» С.

Майкапара изящное и легкое. Можно предложить ученику подтекстовку к

«Смелому наезднику» (перефразируя известные слова Гете):

Кто мчится, кто скачет по темному лесу?

Кто мчится, кто скачет на резвом коне?

И к «Мотыльку»:

Весело летаю над полями,

Весело лечу я над цветком.

В пьесе С. Майкапара «Раздумье» ор. 33 изменение штриха (реприза

переносится на октаву выше и исполняется staccato) связано с изменением

характера музыки. И опять – таки найти требуемое качество staccato ученику

помогают слова:

И холодно, и голодно, и хочется домой, начало пьесы

И холодно, и голодно, и хочется домой.

И капает, и капает на зайку хмурый дождь, реприза

И очень зайке холодно, ну как ему помочь?

Одна из труднейших задач - работа над legato. При этом степень связности

в каждом произведении будет разная. Так, в пьесе Т. Салютринской

«Пастух играет» звуки мелодии спокойно текут, незаметно переливаясь друг

в друга. Достижению лучшего качества может распевание на одну гласную

(в тексте отмеченную черточкой) нескольких звуков:

Утром я рано встаю,

5

Всех коров я в лес веду.

Всех коров я собираю,

А потом их в лес веду,

А потом их в лес веду.

Ту – ру – ру!

Слова могут подчеркнуть жанровые признаки музыки. Как, например,

представить ребенку старинный танец сарабанду (ор. 36 А. Гедике)? Опять –

таки с помощью подтекстовки:

Печально шагают куклы, печально шагают мишки,

Сломали куклу, им жаль ее!

Печально шагают куклы, печально шагают мишки,

Сломали, разбили, разбили ее!

Печально шагают куклы, печально шагают мишки,

Им жалко, им жалко, им жалко ее!

Подобрать слова можно к любому произведению и лучше это делать вместе

с учеником таким образом вовлекая его в творческий процесс.

Важно помнить, не 7 банальных нот передают весёлый праздник,

грустную песню, задушевную беседу или военное сражение. Яркость образов

достигается

с

помощью

фразировки,

а

умение

ей

пользоваться

отличает

профессионального талантливого музыканта, отражает его художественный

вкус и творческую фантазию.

6



В раздел образования