Автор: Кулешова Наталья Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦРДТ"Пегас" МО Оймяконский улус (район)
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Оймяконский улус (район), пос. Усть-Нера
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Креативное творчество (гравировка)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ЦРДТ «Пегас»
МО «Оймяконский улус (район)».
Модифицированная (адаптированная)
программа
«Креативное творчество» (гравировка)
для детей 6-14 лет.
Направленность: техническая
Программа рассчитана на 1 год обучения
2019-2020 год
Педагог дополнительного образования
Кулешова Наталья Дмитриевна
«Утверждаю»
Директор МОУ ДО «ЦРДТ «Пегас»
_______________ М.С. Познякова
_________________2019 год.
п. Усть – Нера
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа «Креативное творчество» (гравировка) создана в целях подготовки
обучающихся
для
участия
в
чемпионатах
«WorldSkills»,
как
программа
ранней
профориентации
и
основа
профессиональной
подготовки
и
состязаний
школьников
в
профессиональном мастерстве по компетенции «Лазерные технологии».
Лазерные технологии - совокупность приёмов и способов обработки материалов и
изделий
с
использованием
лазерного
оборудования.
Лазерные
технологии
активно
применяются
на
предприятиях
для
резки,
гравировки,
сварки,
сверления
отверстий,
маркировки
и
других
модификаций
поверхностей
различных
материалов.
обеспечивая
точность и возможность обработки труднодоступных участков готовых деталей, резку и
сверление материалов, вообще не поддающихся механической обработке
С
самого
момента
разработки
лазер
называли
устройством,
которое
само
ищет
решаемые задачи. Лазеры нашли применение в самых различных областях — от коррекции
зрения до управления транспортными средствами, от космических полётов до термоядерного
синтеза. Лазер стал одним из самых значимых изобретений XX века и самым популярным
методом бесконтактной обработки материалов, где не требуется использование режущего
инструмента.
Обучение
для
создания
векторных
файлов
происходит
в
программе
происходит
CorelDraw - популярная и всемирно известная программа, главным предназначением которой
являются создание и обработка выполненных в формате векторной графики документов.
Новизна
данной
программы
состоит
в
одновременном
изучении
как
основных
теоретических,
так
и
практических
аспектов
лазерных
технологий,
что
обеспечивает
глубокое понимание инженерно-производственного процесса в целом. Во время прохождения
программы,
обучающиеся
получают
знания,
умения
и
навыки,
которые
в
дальнейшем
позволят им самим планировать и осуществлять трудовую деятельность.
Программа направлена на воспитание современных детей как творчески активных и
технически
грамотных
начинающих
инженеров,
способствует
возрождению
интереса
молодежи
к
технике,
в
воспитании
культуры
жизненного
и
профессионального
самоопределения.
Актуальность
Из школьной программы по физике ученики мало что могут узнать о лазерах, а ведь
лазерные технологии сегодня становятся краеугольными в медицине, IT, робототехнике,
космонавтике
и
во
множестве
других
прикладных
сфер.
Это
несоответствие
исправит
программа
«Лазерные
технологии.
Резка
и
гравировка».
Освоив
её
школьники
смогут
ознакомиться с потенциалом лазеров в современном мире, узнать, как они работают и какое
будущее ждет специалистов в области лазерной оптики.
Новизна программы
Новизна
программы
заключается
в
разработке,
изготовлении
и
применении
дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет
создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Практическая значимость
Данная программа уникальна по своим возможностям и направлена на знакомство с
современными
технологиями
и
стимулированию
интереса
учащихся
к
технологиям
конструирования и моделирования.
Педагогическая целесообразность данной программы:
-
взаимодействие педагога с ребенком на равных;
-
использование
на
занятиях
доступных
для
детей
понятий
и
терминов,
следование принципу «от простого к сложному»;
-
учет разного уровня подготовки детей, опора на имеющийся у обучающихся
опыт;
-
системность,
последовательность
и
доступность
излагаемого
материала,
изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания;
-
приоритет практической деятельности;
-
развитие
в
учащихся
самостоятельности,
творчества
и
изобретательности
является одним из основных приоритетов данной программы.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия на кружке «Креативное творчество» (гравировка) помогает сформировать у
ребенка
новое
мышление,
способствуют
развитию
визуальной
культуры,
навыками
и
умениями художественного и технического творчества.
Образовательная область программы
Во время работы по программе, кружковцы знакомятся с историей гравировки, ее
видами и способами, а самое главное, они изучают источники идеи, взятых как из мира
естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком.
Отличительные особенности
Представляемая
программа
имеет
существенный
ряд
отличий
от
существующих
аналогичных
программ.
Программа
предполагает
не
только
обучение
«черчению»
или
освоению ПО «CorelDraw», а именно использованию этих знаний как инструмента при
решении задач различной сложности. Изучение программ САПР и черчения позволит решать
более сложные инженерные задачи и применять полученные знания в различных областях
деятельности обучающегося.
Цель - формирование комплекса знаний, умений и навыков в области лазерных
технологий для обеспечения эффективности процессов проектирования и изготовления
изделий.
Задачи:
Обучающие
-
знакомство учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при
плоскостном моделировании
-
приобретение навыков и умений в области конструирования и инженерного
черчения
-
приобретение опыта создания двухмерных и трехмерных объектов.
Развивающие
-
способствовать развитию творческого потенциала обучающихся,
пространственного воображения и изобретательности
-
способствовать развитию логического и инженерного мышления
-
содействовать профессиональному самоопределению.
Воспитательные
-
способствовать развитию ответственности за начатое дело
-
сформировать у обучающихся стремления к получению качественного
законченного результата
-
сформировать навыки самостоятельной и коллективной работы
-
сформировать навыки самоорганизации и планирования времени и ресурсов.
Особенности возрастной группы
Программа рассчитана на 72 часа.
Программа «Креативное творчество» (гравировка) рассчитана на детей среднего и
старшего школьного возраста – 6-14 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Наполняемость группы: не более 10-12 человек.
Срок реализации программы: 1 год.
Методы и приемы организации образовательного процесса:
-
Инструктажи, беседы, разъяснения
-
Наглядный фото и видеоматериалы по лазерной резке
-
Практическая работа с программами, лазерным комплексом
-
Инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный, игровой);
-
Решение технических задач, проектная работа.
-
Познавательные задачи, учебные дискуссии, создание ситуации новизны,
ситуации гарантированного успеха и т.д.
-
Метод стимулирования (участие в конкурсах, поощрение, персональная
выставка работ).
Прогнозируемые результаты
В результате освоения данной Программы учащиеся:
-
научатся читать несложные чертежи; обращаться с измерительными
инструментами (линейка, штангенциркуль, транспортир) и проводить обмер детали.
-
получат знание об основных типах соединений в изделиях, собираемых из
плоских деталей.
-
научатся работать с одной из распространенных векторных графических
программ
-
овладеют основными приемами инженерного 3D-моделирования в САПР
-
познакомятся с приемами создания объемных конструкций из плоских деталей
-
освоят экспорт эскизов или граней деталей в плоском векторном формате,
пригодном для лазерной резки (.DXF), технологию лазерной резки
-
научатся понимать принцип работы и устройство станка с ЧПУ для лазерной
резки
-
освоят программу управления лазерным станком (RDWorks или аналог),
-
научаться оптимально размещать детали на рабочем столе, понимать смысл
основных параметров резания и настраивать их для определенного материала.
-
овладеют основными операциями с лазерным станком (размещение заготовки,
регулировка фокусного расстояния, запуск задания на резку, аварийный останов при
ошибках, безопасное удаление готового изделия и т.п.)
-
научаться работать с ручным инструментом, проводить пост-обработку и
подгонку изготовленных деталей, собирать изготовленную конструкцию.
В идеальной модели у учащихся будет воспитана потребность в творческой
деятельности в целом и к техническому творчеству в частности, а также сформирована зона
личных научных интересов.
Ожидаемые результаты:
-кружковцы будут знать геометрические понятия и базовые формы;
-овладеют навыками культуры труда;
-развитие технических навыков;
-улучшают свои коммуникативные способности и приобретают навыки работы в
коллективе.
Способы проверки результатов
-выставки работ кружковцов;
-участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах;
-награждение грамотами, призами и т.п.
Для
отслеживания
динамики
роста
творческих
способностей
–
карточки
«роста
мастерста»
и
диагностика
качества
выполненной
работы,
диагностическая
карта
практических
навыков
и
умений,
разработка
ИОМ-индивидуальных
образовательных
маршрутов, анкетирование.
Основными критериями оценки достигнутых результатов являются:
-самостоятельность работы;
-разнообразие освоенных приемов выполнения изделия;
-коллективные работы.
Список использованной литературы – интернет ресурсы.