Автор: Захарова Маргарита Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: село Чарышское Алтайского края
Наименование материала: учебная программа
Тема: Индивидуальная программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА 6-7-8 классы
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧАЫРШСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Индивидуальная программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
6-7-8 классы
Чарышское, 2018
Рассмотрено»
Педагогическим советом МБУДО
«Чарышская ДШИ»
«31» августа 2019 г.
Протокол № 4
«Утверждаю»
Директор _______________
Разработчик: Программа составлена и адаптирована преподавателем теорети-
ческих дисциплин и фортепиано МБУДО «Чарышская ДШИ»
Захаровой М.В.
2
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.
Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа
учебного
предмета
«Специальность
и
чтение
с
листа»
разработана
на
основе
и
с
учетом
федеральных
государственных
требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Учебный
предмет
"Специальность
и
чтение
с
листа"
направлен
на
приобретение
детьми
знаний,
умений
и
навыков
игры
на
фортепиано,
получение
ими
художественного
образования,
а
также
на
эстетическое
воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение
игре
на
фортепиано
включает
в
себя
музыкальную
грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами
аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в
школе,
дети
приобретают
опыт
творческой
деятельности,
знакомятся
с
высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление
одаренности
у
ребенка
в
процессе
обучения
позволяет
целенаправленно
развить
его
профессиональные
и
личностные
качества,
необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время
программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать
профессиональными музыкантами.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Срок освоения индивидуальной программы: 6 класс- первое полугодие
шестого года обучения; 7 класс- второе полугодие шестого года обучения; 8
класс – седьмой год обучения.
3.
О бъ ем
у ч еб н о г о
в р ем е н и , предусмотренный
учебным
планом
образовательного
учреждения
на
реализацию
предмета
«Специальность
и
чтение с листа»:
Таблица 1
4
Срок обучения – 8-9 лет
Содержание
6-7 классы
8 класс
Максимальная учебная
нагрузка в часах
363
247,5
Количество часов
на аудиторные занятия
165
82,5
Общее количество часов
на аудиторные занятия
247,5
Общее количество часов
на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия
198
165
4 .
Форма
проведения
учебных
аудиторных
занятий:
индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная
форма
занятий
позволяет
преподавателю
построить
содержание
программы
в
соответствии
с
особенностями
развития
каждого
ученика.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося
на
основе
приобретенных
им
знаний,
умений
и
навыков
в
области
фортепианного исполнительства;
выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства
на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные
учреждения,
реализующие
образовательные
программы
среднего
профессионального образования.
Задачи:
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие
музыкальных
способностей:
слуха,
ритма,
памяти,
музыкальности и артистизма;
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения
инструментом в пределах программы учебного предмета;
5
овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры
на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение
как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом
и чтению нот с листа;
приобретение
обучающимися
опыта
творческой
деятельности
и
публичных выступлений;
формирование
у
наиболее
одаренных
выпускников
мотивации
к
продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях
среднего профессионального образования.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и чтение с
листа»
Обоснованием
структуры
программы
являются
ФГТ,
отражающие
все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В
соответствии
с
данными
направлениями
строится
основной
раздел
программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
В
музыкальной
педагогике
применяется
комплекс
методов
обучения.
Индивидуальное
обучение
неразрывно
связано
с
воспитанием
ученика,
с
учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
6
наглядно-слуховой
(показ,
наблюдение,
демонстрация
пианистических
приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический
(сравнения
и
обобщения,
развитие
логического
мышления);
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
впечатления).
Индивидуальный
метод
обучения
позволяет
найти
более
точный
и
психологически
верный
подход
к
каждому
ученику
и
выбрать
наиболее
подходящий метод обучения.
Предложенные
методы
работы
в
рамках
предпрофессиональной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных
целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
8.
Описание
материально-технических
условий
реализации
учебного
предмета «Специальность и чтение с листа»
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
должна
соответствовать
санитарным
и
противопожарным
нормам,
нормам
охраны
труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету " Специальность и чтение с
листа" должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь
не менее 6 кв. метров.
Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки
и
фонотеки.
Помещения
должны
быть
со
звукоизоляцией
и
своевременно
ремонтироваться.
Музыкальные
инструменты
должны
регулярно
обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II. Содержание учебного предмета "Специальность и чтение с листа"
1.
Сведения
о
затратах
учебного
времени,
предусмотренного
на
освоение
учебного
предмета
«Специальность
и
чтение
с
листа»,
на
максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
7
Классы
6
7
8
Продолжительность
учебных занятий (в
неделях)
33
33
33
Количество часов на
аудиторные занятия
(в неделю)
2,5
2,5
2,5
Общее количество часов на
аудиторные занятия
82,5
Количество часов на
самостоятельную работу в
неделю
5
5
5
Общее количество часов на
самостоятельную работу
по годам
165
165
165
Общее количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу
165
Максимальное количество
часов занятий в неделю
(аудиторные и
самостоятельные)
7,5
7,5
7,5
Общее максимальное
количество часов по годам
(аудиторные и
самостоятельные)
247,5
247,5
247,5
Общее максимальное количество часов на весь
период обучения
Объем времени на
консультации
(по годам)
8
8
8
Общий объем времени на консультации
8
Консультации
проводятся
с
целью
подготовки
обучающихся
к
контрольным
урокам,
зачетам,
экзаменам,
творческим
конкурсам
и
другим
мероприятиям по усмотрению
образовательного учреждения. Консультации
могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В
случае,
если
консультации
проводятся
рассредоточено,
резерв
учебного
времени
используется
на
самостоятельную
работу
обучающихся
и
методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Объем
самостоятельной
работы
обучающихся
в
неделю
по
учебным
предметам
определяется
с
учетом
минимальных
затрат
на
подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и
основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу
может
определяться
с
учетом
сложившихся
педагогических
традиций,
методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
С а м о с т оя т е л ь н ы е
з а н я т и я
д о л ж н ы
б ы т ь
р е г ул я р н ы м и
и
систематическими.
Аудиторная
нагрузка
по
учебному
предмету
обязательной
части
образовательной
программы
в
области
искусств
распределяется
по
годам
обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному
предмету
определяется
с
учетом
сложившихся
педагогических
традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей
ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
-
посещение
учреждений
культуры
(филармоний,
театров,
концертных залов и др.);
9
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения
и др.
Учебный
материал
распределяется
по
годам
обучения
–
классам.
Каждый
класс
имеет
свои
дидактические
задачи
и
объем
времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
2.
Требования по годам обучения
Настоящая
программа
отражает
разнообразие
репертуара,
е го
академическую
направленность,
а
также
возможность
индивидуального
подхода
к
каждому
ученику.
В
одном
и
том
же
классе
экзаменационная
программа
может
значительно
отличаться
по
уровню
трудности
(см.
5
вариантов примерных экзаменационных программ). Количество музыкальных
произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых
требованиях.
В
работе
над
репертуаром
преподаватель
должен
учитывать,
что
большинство
произведений
предназначаются
для
публичного
или
экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто
ознакомления.
Следовательно,
преподаватель
может
устанавливать
степень
завершенности
работы
над
произведением.
Вся
работа
над
репертуаром
фиксируется в индивидуальном плане ученика.
6 класс
Специальность и чтение с листа
2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 5 часов в неделю
Консультации по специальности
8 часов в год
Учебный план на год: три зачета и переводной экзамен.
В течение года учащийся должен пройти развернутую романтическую
пьесу. Также желательно пройти с учеником в 6-м классе концерт (Баха, Гайдна,
Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Грига и др.)
Требования по гаммам усложняются в зависимости от индивидуальности
ученика.
10
Требования по репертуару на год:
- две полифонии,
- две крупные формы,
- 4-6 этюдов,
- 2-4 пьесы.
Требования
к
переводному
экзамену:
полифония,
крупная
форма
(классическая,
романтическая),
два
этюда
(один
может
быть
заменен
виртуозной пьесой).
Примерный репертуарный список:
1.
Полифонические произведения
Бах И. С. Двухголосные инвенции
Французские сюиты,
Английские сюиты (отдельные части)
ХТК 1-й том: Прелюдии и фуги до минор, Ре мажор, ре минор,
Ми мажор, ми минор, Фа-диез мажор, Си-бемоль мажор
ХТК 2-й том: Прелюдии и фуги до минор, фа минор
Гендель Г. Сюиты ре минор, ми минор
Шостакович Д. Прелюдии и фуги Ре мажор, До мажор, ля минор
Щедрин Р. Полифоническая тетрадь
2.
Этюды
Беренс Г. Соч. 61 этюды
Гуммель И. Соч.125 Этюды
Крамер И. Соч.60 Этюды
Лешгорн А. Соч.136 Этюды
Мошковский М. Соч.72 Этюды №№2, 5, 6, 10
Черни К. Этюды соч.299 и соч.740
Шитте Этюды (по выбору)
3.
Произведения крупной формы
Бах Ф. Э. Сонаты фа минор, ля минор
Рондо из Сонаты си минор
Бетховен Л. Соч.51 Рондо До мажор
11
Сонаты №№ 1, 5, 6, 8, 9, 10 (отдельные части)
Девять вариаций Ля мажор
Гайдн Й. Сонаты: до-диез минор № 6, Ми-бемоль мажор №3,
соль минор №4
Клементи М. Соч.47 N 3 Соната Си-бемоль мажор
Соч.40 N 2 Соната си минор
Моцарт В. Сонаты: До мажор, Фа мажор, Ре мажор, Си-бемоль мажор
Концерты №№17, 23
Вариации Ре мажор
Парадизи П. Соната Ля мажор
Скарлатти Д. 60 сонат, под ред. А. Гольденвейзера (наиболее легкие)
Чимароза Д. Сонаты (по выбору)
4.
Пьесы
Бородин А. Маленькая сюита
Григ Э. Лирические тетради (по выбору)
Дакен Л. «Кукушка»
Дворжак А. Соч.101 Юмореска N 7
Мак -Доуэлл Э. Соч.46 №2 «Вечное движение»
Мендельсон Ф. Песни без слов (по выбору)
Прокофьев С. Гавот из балета "Золушка"
Фильд Д. Ноктюрны
Чайковский П. Русская пляска
Шопен Ф. Ноктюрн ми минор, фа минор
Полонез до-диез минор
Вальсы (по выбору)
Шуберт Ф. Экспромты соч. 90
Соч.142 Экспромты Ля-бемоль мажор
Шуман Р. Соч.124 Листки из альбома: Колыбельная,
Вальс ля минор, Эльф, Бурлеска
Щедрин Р. В подражание Альбенису, Юмореска
12
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Бах И. С. Прелюдия и фуга До мажор (ХТК, 1 том)
Мендельсон Песня без слов фа минор
Зехтинг Е. Этюд ля минор
Вариант 2
Бах И. С. Двухголосная инвенция ре минор
Черни К. соч.299 Этюд №7
Чимароза Д. Соната ля минор
Вариант 3
Бах И. С. Двухголосная инвенция До мажор
Черни К. Соч.299 Этюд №1
Клементи М. Соната Фа мажор, 3 часть
Вариант 4
Бах И. С. ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор
Клементи М. Этюд №1
Черни К. Соч.299 Этюд N 6
Вариант 5
Шостакович Д. Прелюдия и фуга Ре мажор
Черни К. Соч. 740 Этюд №8
Шопен Ф. Соч.10 Этюд №5
7 класс
Специальность и чтение с листа
2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 6 часов в неделю
Консультации по специальности
8 часов в год
За год учащиеся должны сыграть три зачета и переводной экзамен.
Требования по репертуару на год:
- две полифонии,
- две крупные формы,
- 4-6 этюдов,
- 2-3 пьесы.
13
Экзаменационные требования: полифония, два этюда, крупная форма.
Примерный репертуарный список:
1.
Полифонические произведения
Бах И.С. Двухголосные инвенции, Французские сюиты,
ХТК 1-й том, Прелюдии и фуги (по выбору)
ХТК 2-й том, Прелюдии и фуги по выбору
Шостакович Д. Прелюдии и фуги по выбору
Полторацкий В. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
2.
Этюды
Аренский А. Соч.74 Этюды до минор, До мажор
Клементи М. Этюды, под ред. Таузига (по выбору)
Мошковский М. Соч.72 Этюды №№1, 2, 5, 6, 7, 10, 11
Черни К. Соч.740 50 этюдов (по выбору)
Черни К. соч. 299 Этюды
3.
Крупная форма
Бетховен Л. Сонаты соч.2 №1 Фа минор, соч.10 №1 до минор
Соч.51 Рондо Соль мажор
Гайдн Й. Сонаты (по выбору)
Григ Э. Лирические пьесы (по выбору)
Клементи М. Соната фа-диез минор, 1-я часть
Моцарт В. Сонаты До мажор №10, Ре мажор №9, Фа мажор №12,
До мажор №7 (ред. А. Гольденвейзера)
Мендельсон Ф. Рондо-каприччиозо
Фантазия фа-диез минор, 1-я часть
4.
Пьесы
Григ Э. Соч.52 «Сердце поэта»
Соч.19 «Свадебный день в Тролльхаугене»
Дебюсси К. Арабески Соль мажор, Ми мажор
Мясковский Н. Соч.31 «Пожелтевшие страницы№
14
Соч.25 «Причуды» (по выбору)
Прокофьев С. Соч.25 Гавот из "Классической симфонии"
Соч.22 "Мимолетности"
Рахманинов С. Элегия, Мелодия, Вальс Ля мажор, Полишинель
Шостакович Д. Соч.1 "Три фантастических танца"
Соч.34 Прелюдии
Чайковский П. "Времена года"
Соч.10 Юмореска; соч.72 «Нежные упреки»
Полонезы: соль-диез минор (post.), до минор
Шопен-Лист Польские песни
Шуберт Ф. Соч. 142 Экспромт Си-бемоль мажор
Соч.94 Музыкальные моменты
Шуман Р. "Лесные сцены", "Детские сцены", "Арабески"
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Циполи Д. Прелюдия и фуга ля минор
Беренс Г. Этюд до минор
Зехтинг Е. Этюд ля минор
Мендельсон Ф. соч.61. «Свадебный марш»
Вариант 2
Бах И. С. ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга Ре мажор
Черни К. Соч. 740. Этюд №13, №37
Гайдн Й. Соната до минор, 1-я часть
Вариант 3
Бах-Бузони Органная хоральная прелюдия фа минор
Черни К. Соч.740 Этюд №17
Мошковский М. Соч.72 Этюд №6
Вариант 4
Шостакович Д. Прелюдия и фуга ля минор
Черни К. Соч. 740 этюд №20, №24
Бетховен Л. Соната №9, 1-я часть
15
Вариант 5
Бах И. С. ХТК 1- й том Прелюдия и фуга до минор
Клементи М. Этюд №12
Шуберт Ф. Соч. 120 Соната Ля мажор, 1-я часть
8 класс
Специальность и чтение с листа
2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 5 часов в неделю
Консультации по специальности
8 часов в год
Учащиеся
8
класса
могут
играть
на
зачетах
свободную
программу;
количество зачетов и сроки специально не определены (свободный график).
Главная
задача
этого
класса
-
представить
выпускную
программу
в
максимально готовом виде.
Учащийся
может
пройти
в
году
две
программы,
может
повторить
произведение из программы предыдущих классов. Перед экзаменом учащиеся
обыгрывают выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.
Требования к выпускной программе:
- полифония (обязательно Прелюдия и фуга из ХТК
Баха И.С., если
учащийся собирается продолжать учиться в 9 классе),
- крупная форма (классическая или романтическая),
- два этюда (для перехода в 9 класс) или один этюд (для завершающих
свое обучение),
- любая пьеса.
Примерный репертуарный список:
1.
Полифонические произведения
Бах И. С. Двухголосные инвенции, Хорошо темперированный клавир,
Партиты Соль мажор, Си-бемоль мажор, до минор
Французские сюиты, Английские сюиты (по выбору)
Полторацкий В. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
Шостакович Д. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
Щедрин Р. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
16
2.
Этюды
Аренский А. Соч.36, соч.41 Этюды
Блюменфельд Ф. Соч.3 № 2 этюд
Клементи М. Этюды (по выбору)
Крамер И. Этюды (по выбору)
Куллак Т. Октавные этюды: Фа мажор, Ля-бемоль мажор,
Ми-бемоль мажор
Мендельсон Ф. Этюды ля минор, Фа мажор
Мошковский М. Соч.72 Этюды: №№ 1,2,5,6,7,9,10,11
Черни К. Соч. 299, Соч.740 Этюды (по выбору)
Беренс Г. Этюды (по выбору)
3.
Крупная форма
Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 25
Вариации (по выбору)
Гайдн Й. Сонаты (по выбору)
Григ Э. Соната ми минор, концерт ля минор
Клементи М. Соната фа-диез минор
Моцарт В. Сонаты (по выбору)
Вариации Ре мажор, Ми-бемоль мажор, Соль мажор
Концерты №№12, 17, 20, 21, 23 (отдельные части)
Мендельсон Ф. Концерты соль минор, ре минор
Прокофьев С. Сонаты №№ 1, 2, 3
Скарлатти Д. 60 сонат под ред. Гольденвейзера А. (по выбору)
4.
Пьесы
Аренский А. Соч.68 Прелюдии
Бабаджанян А. Шесть картин
Балакирев М. Ноктюрн, Полька
Глиэр Р. Соч. 26 Прелюдии
Глинка-Балакирев Жаворонок
Караев К. 24 прелюдии (по выбору)
Лист Ф. «Лорелея», «Женевские колокола», ноктюрн "Грезы
17
любви"
Лядов А. Соч.11 Прелюдии
Соч.17 Пастораль
Соч.53 Три багатели
Мендельсон Ф. Песни без слов, Рондо-каприччиозо
Мусоргский М. Детское скерцо
Мясковский Н. Соч.25 "Причуды"
Рубинштейн А. Соч.26 Романс Фа мажор
Соч.50 Баркарола соль минор
Рахманинов С. Соч.3 Элегия, Серенада, Прелюдия до-диез минор
Соч.23, соч.32 Прелюдии (по выбору)
Скрябин А. Соч.2 Прелюдия, Этюд
Соч.11 Прелюдии
Сметана Б. Соч.8 Поэтическая полька соль минор
Хачатурян А. Токката
Чайковский П. Соч.19 Каприччио Си-бемоль мажор
Соч.51 Полька си минор
Соч.5 Романа фа минор
Чайковский-Зилоти Ноктюрн на темы из оперы "Снегурочка"
Шопен Ф. Ноктюрны, Вальсы, Полонезы, Мазурки
Блестящие вариации
Шуман Р. Соч.18 "Арабески", Вариации на тему "Абегг"
Венский карнавал
Примерные программы выпускного экзамена
Вариант 1
Гендель Г.Ф. Чакона Соль мажор
Беренс Этюд до минор
Моцарт В. Соната До мажор, 1 часть
Мендельсон Ф. Песня без слов фа минор
Вариант 2
18
Бах И. С. ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга до минор
Черни К. Соч.299. Этюд до минор
Бетховен Л. Соната № 5, 1-я часть
Моцарт В.А. Пьеса соль минор
Вариант 3
Гендель Г.Ф. Каприччио соль минор
Йенсен Этюд фа-диез минор
Гайдн Й. Соната Соната Ре мажор, 1 часть
Шопен Ф. Ноктюрн до-диез минор
Вариант 4
Бах И. С. ХТК 2-й том Прелюдия и фуга Соль мажор
Черни К. Соч.740 этюд №50
Шопен Ф. Соч.10 Этюд №5
Бетховен Л. Соната №7, 1-я часть
Чайковский П. " Размышление"
Вариант 5
Бах И. С. ХТК 2-й том Прелюдия и фуга До мажор
Черни К. Соч.740 Этюд №14
Мошковский М. "Искорки"
Григ Э. Концерт ля минор, 1-я часть
Шостакович Д. Три прелюдии соч. 34
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
19
Уровень
подготовки
обучающихся
является
результатом
освоения
программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа», который
предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
наличие
у
обучающегося
интереса
к
музыкальному
искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный
комплекс
исполнительских
знаний,
умений
и
навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано
для
достижения
наиболее
убедительной
интерпретации
авторского
текста,
самостоятельно
накапливать
репертуар
из
музыкальных
произведений
различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание в соответствии с программными требованиями фортепианного
репертуара,
включающего
произведения
разных
стилей
и
жанров
(полифонические
произведения,
сонаты,
концерты,
пьесы,
этюды,
инструментальные миниатюры);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных
произведений разных жанров и форм;
навыки
по
воспитанию
слухового
контроля,
умению
управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
навыки
по
использованию
музыкально-исполнительских
средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;
наличие
творческой
инициативы,
сформированных
представлений
о
методике
разучивания
музыкальных
произведений
и
приемах
работы
над
исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,
мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
наличие
начальных
навыков
репетиционно-концертной
работы
в
качестве солиста.
20
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка
качества
реализации
программы
"Специальность
и
чтение
с
листа" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость
учащихся
проверяется
на
различных
выступлениях:
академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах,
прослушиваниях к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная
аттестация
проводится
в
форме
контрольных
уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в
виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных
программ.
Контрольные
уроки
и
зачеты
в
рамках
промежуточной
аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени,
предусмотренного
на
учебный
предмет.
Экзамены
проводятся
за
пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая
аттестация
проводится
в
форме
выпускных
экзаменов,
представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого
экзамена
выставляется
оценка
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно",
"неудовлетворительно".
Учащиеся
на
выпускном
экзамене
должны
продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано
для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений
разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
2.Критерии оценок
Для
аттестации
обучающихся
создаются
фонды
оценочных
средств,
которые
включают
в
себя
методы
контроля,
позволяющие
оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
21
Критерии оценки качества исполнения
По
итогам
исполнения
программы
на
зачете,
академическом
прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
технически
качественное
и
художественно
осмысленное
исполнение,
отвечающее
всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
оценка
отражает
грамотное
исполнение
с
небольшими
недочетами
(как
в
техническом
плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно»)
комплекс
серьезных
недостатков,
невыученный
текст,
отсутствие
домашней
работы,
а
также
плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без оценки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и
точно оценить выступление учащегося.
Фонды
оценочных
средств
призваны
обеспечивать
оценку
качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности
учащихся
выпускного
класса
к
возможному
продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
22
При
выведении
экзаменационной
(переводной)
оценки
учитывается
следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте или экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки
выставляются
по
окончании
каждой
четверти
и
полугодий
учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по
специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания,
совместную
работу
педагога
и
ученика
над
музыкальным
произведением,
рекомендации
педагога
относительно
способов
самостоятельной
работы
обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не
только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом
обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в
процессе
занятий
отношениями
ученика
и
педагога.
Работа
в
классе,
как
правило,
сочетает
словесное
объяснение
с
показом
на
инструменте
необходимых фрагментов музыкального текста.
В
работе
с
учащимися
преподаватель
должен
следовать
принципам
последовательности,
постепенности,
доступности,
наглядности
в
освоении
материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к
сложному,
опирается
на
индивидуальные
особенности
ученика
-
интеллектуальные,
физические,
музыкальные
и
эмоциональные
данные,
уровень его подготовки.
Одна
из
основных
задач
специальных
классов
-
формирование
музыкально-исполнительского
аппарата
обучающегося.
С
первых
уроков
полезно ученику
рассказывать об истории инструмента, о композиторах и
выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для
ученика музыкальные произведения.
23
Следуя лучшим традициям и достижениям
русской пианистической
школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию
содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии,
гармонии,
выразительности
музыкальных
интонаций,
а
также
понимания
элементов формы.
Исполнительская
техника
является
необходимым
средством
для
исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать
работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной
частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит
в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо
предварительно просмотреть
и,
по
возможности,
проанализировать
музыкальный
текст
с
целью
осознания ладотональности,
метроритма,
выявления мелодии и аккомпанемента.
В
работе
над
музыкальным
произведением
необходимо прослеживать
связь
между
художественной
и
технической
сторонами
изучаемого
произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие
музыкально-исполнительских
данных
ученика
з а в и с я т
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце
учебного
года
преподаватель
представляет
отчет
о
его
выполнении
с
приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении
индивидуального
учебного
плана
следует
учитывать
индивидуально-
личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар
необходимо
включать
произведения,
доступные
по
степени
технической
и
образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по
стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших
24
обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального
ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как
отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том,
чтобы
научить
ребенка
работать
самостоятельно.
Творческая
деятельность
развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как
воображение,
мышление,
увлеченность,
трудолюбие,
активно сть,
инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации
грамотной
самостоятельной
работы,
которая
позволяет
значительно
активизировать учебный процесс.
2.Методические
рекомендации
по
организации
самостоятельной
работы
с а м о с т о я т е л ь н ы е
з а н я т и я
д о л ж н ы
б ы т ь
р е г ул я р н ы м и
и
систематическими;
периодичность занятий - каждый день;
количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.
Объем
самостоятельной
работы
определяется
с
учетом
минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми
программы
начального
и
основного
общего
образования), с
опорой
на
сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик
должен
быть
физически
здоров.
Занятия
при
повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий
всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов
и
должна
строиться
в
соответствии
с
рекомендациями
преподавателя
по
специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из
количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны
25
присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и
этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно
треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких
(на
2-3
класса
ниже
по
трудности);
выучивание
наизусть
нотного
текста,
необходимого
на
данном
этапе
работы;
работа
над
звуком
и
конкретными
деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение
произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед
зачетом
или
концертом;
повторение
ранее
пройденных
произведений.
Все
рекомендации
по
домашней
работе
в
индивидуальном
порядке
дает
преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.
Список рекомендуемых нотных сборников
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса
Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003
Аренский А. Фортепианные пьесы/ М., Музыка, 2000
Шесть каприсов. У моря. / М., Музыка, 2009
Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов.
композитор,1991
Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка, 2010
Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка, 2011
Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана/ М., Музыка, 2011
Бах И. С. Хорошо темперированный клавир, тт.1, 2, ред. Муджеллини,
М., Музыка,2012
Бах И. С. Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009
Бах И. С. Концерт фа минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2009
Бах И. С. Концерт соль минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2008
Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005
Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка,1992
Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012
26
Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 2011
Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 2, 3, 4, 5/ М., Музыка, 2010
Бетховен Л. Соната № 8, ред. Гольденвейзера/ М., Музыка, 2010
Бетховен Л. Сонаты №№ 9,10 / М., Музыка, 2006
Бородин А. Сочинения для фортепиано / М., Музыка, 2010
«В музыку с радостью» сб., сост. О.Геталова, И.Визная. СПб, «Композитор»,
2005
Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.1/ М., Музыка, 2011
Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 2010
Гайдн Й. Концерт Соль мажор для ф-но с орк./М., Музыка, 2000
Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М.,
Музыка, 2011
Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003
Глиэр Р. Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М.,
Музыка, 2011
Григ Э. Концерт для ф-но с оркестром /М., Музыка, 2005
Дебюсси К. Детский уголок /СПб, Композитор, 2004
Дювернуа. 25 прогрессивных этюдов/М., Музыка, 1999
Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано/М., Музыка, 2011
Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004
Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2006
Кобылянский А. Шесть октавных этюдов для фортепиано/ М.,
Музыка, 2010
Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М.,
Музыка, 2010
Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005
Лист Ф. Нетрудные транскрипции для ф-но/ М., Музыка, 2010
Лядов А. Избранные сочинения /М., Музыка, 1999
27
Мендельсон Ф. Песни без слов / М., Музыка, 2011
Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012
Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006
Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001;
6 кл. – 2002; 7 класс - 2005
Моцарт В. Шесть сонатин / М., Музыка, 2011
Моцарт В. Сонаты для фортепиано / М., Музыка, 1975
Мошковский М. 15 виртуозных этюдов. Соч. 72 / М., Музыка, 2010
Наседкин А. Шесть прелюдий для фортепиано / М., Музыка, 2008
Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для
первых лет обучения. Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 2012
Прокофьев С. Мимолетности / М., Музыка, 2003
Прокофьев С. Ромео и Джульетта. 10 пьес для ф-но/ М., Музыка, 2004
Рахманинов С. Пьесы-фантазии. Соч.3 /М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Десять прелюдий. Соч.23 / М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Тринадцать прелюдий. Соч.32 / М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Шесть музыкальных моментов. Соч.16 / М., Музыка, 2009
Скрябин А. 24 прелюдии для ф-но. Соч.11 / М., Музыка, 2011
Слонимский С. Альбом популярных пьес / М., Музыка, 2011
Фортепианные вариации русских композиторов XVIII-XIX веков / М., Музыка,
2011
Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова /
М., Музыка, 2010
Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост.
Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011
Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М., Музыка,
2011
Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006
Чайковский П. 12 пьес средней трудности. Соч.40 / М., Музыка, 2005
Чайковский П. Времена года. Соч.37-bis / М., Музыка, 2005
Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011
28
Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009
Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740 / М., Музыка, 2004
Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003
Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина
М., Музыка, 2011
Шопен Ф. Ноктюрны для фортепиано.
Ред. Л. Оборина, Я. МильштейнаМ., Музыка, 2011
Шопен Ф. Экспромты / М., Музыка, 2011
Шопен Ф. Вальсы. Вып.1 и 2 / М., Музыка, 2010
Шуберт Ф. Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007
Шуберт Ф. Шесть музыкальных моментов. Соч. 94/ М., Музыка, 2007
Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011
Щедрин Р. Юмореска. В подражание Альбенису / М., Музыка, 2007
2.
Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А.
Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952
Алексеев А.
Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978
Альшванг А.
Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997
Аберт Герман
Моцарт. Монография / М., Музыка,1990
Бадура-СкодаЕ.и П.
Интерпретация Моцарта /М.,1972
Берченко Р.
В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о
"Хорошо темперированном клавире"/Классика - XXI,
2008
Браудо И.
Артикуляция. Л.,1961
Браудо И.
Об органной и клавирной музыке. Л.,1976
Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном
Искусстве. М.,1966
Голубовская Н.
Искусство педализации. Музыка, Л.,1974
Гофман И.
Фортепианная игра.
Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961
Дроздова М.
Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997
29
Друскин М.
Клавирная
музыка
Испании,
Англии,
Нидерландов,
Франции, Италии, Германии 16-18 вв. Л.,1960
Зимин П.
История фортепиано и его предшественников. М.,1968
Коган Г.
Работа пианиста. 3 изд., М.,1979
Коган Г.
Вопросы пианизма. М.,1969
Копчевский Н. И. С.Бах. Исторические свидетельства и аналитические
данные об исполнительских и педагогических принципах. "Вопросы
музыкальной педагогики", 1 выпуск. М.,1979
Копчевский Н.
Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка,
М.,1986
Корто А.
О фортепианном искусстве. М.,1965
Корто А.
Рациональные принципы фортепианной техники.
М.,1966
Ландовска В.
О музыке. Классика - XXI век, 2001
Либерман Е.
Творческая работа пианиста с авторским
Текстом. М.,1988
Лонг М.
За роялем с Дебюсси. М., Сов. композитор, 1985
Маккинон Л.
Игра наизусть. Л.,1967
Маранц Б.
О самостоятельной работе студента-пианиста.
Фортепиано, 2004, №№3,4
Мартинсен К.
Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
Метнер Н.
Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
Милич Б.
Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
Мильштейн Я.
Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967
Мильштейн Я.
Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983
Мндоянц А.
Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике.
М., 2005
Наумов Л.
Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002
Нейгауз Г.
Об искусстве фортепианной игры. Записки
педагога. М., 1982
Носина В.
Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006
30
Петрушин В.
Музыкальная психология. М.,1997
Савшинский С.
Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002
Смирнова Т.
Беседы о музыкальной педагогике и многом
другом. М., 1997
Тимакин Е.
Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.,
Советский композитор,1989
Фейнберг С.
Пианизм как искусство. М.,1969
Цагарелли Ю.
Психология музыкально-исполнительской
деятельности. СПб, Композитор, 2008
Цыпин Г.
Обучение игре на фортепиано. М.,1974
Цыпин Г.
Музыкант и его работа. Проблемы психологии
творчества. М., 1988
Швейцер А.
Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI. М., 2011
Шатковский Г.
Развитие музыкального слуха. М.,1996
Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985
Шнабель А.
"Ты никогда не будешь пианистом".
Классика - XXI, М.,1999
Штейнгаузен Ф.
Техника игры на фортепиано. М.,1926
Шуман Р.
О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка,
1975
Шуман Р.
Жизненные правила для музыкантов. М.,1959
31