Напоминание

"Организация социально-значимой деятельности в моей педагогической практике"


Автор: Абназырова Сахира Хамитулловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск
Наименование материала: Выступление на ГПС учителей начальных классов
Тема: "Организация социально-значимой деятельности в моей педагогической практике"
Раздел: начальное образование





Назад




Выступление на ГПС учителей начальных классов по теме:

Подготовила: Абназырова Сахира Хамитулловна,

учитель начальных классов.

1 слайд

Сегодня, в век компьютеризации мы часто не замечаем, что происходит

рядом с нами, в нашем городе, на нашей улице, в нашем доме. Порой, мы

даже не знаем, кто наши соседи… Часто мы остаемся равнодушными к

чужому

горю и стараемся избегать ситуаций, где важно проявить заботу,

активно

действовать и нести ответственность. Неслучайно стандарты нового

поколения акцентируют внимание на «формировании у обучающихся

активной деятельностной позиции», а один из девяти видов внеурочной

деятельности

социально

преобразовательная.

Социально-значимая

деятельность важна как для отдельной личности, так и для общества в целом,

так как она обеспечивает: 2 слайд

привлечение

внимания

школьников

к

актуальным

социальным

проблемам;

включение

школьников

в

реальную

практическую

деятельность

по

разрешению этих проблем;

формирование социальных компетенций; 3 слайд

Ц е л ь выступления

показать

эффективные

формы

организации

социально - значимой деятельности, выявить их особенности, проследить

динамику и познакомить с некоторыми примерами из опыта моей работы.

Социально

значимая

деятельность

один

из

видов

внеурочной

деятельности, который позволяет формировать у детей такие ценности, как

ответственность, доверие, милосердие, доброта, патриотизм, а также

устанавливать

новые

способы

социального

взаимодействия

с

миром

взрослых.

В своей практике выделяю три основные формы организации социально

значимой деятельности: 4 слайд

социально - значимое мероприятие;

социально - значимое дело;

социально - значимый проект. 5 слайд

Социально-значимые

мероприятия

Социально-значимые

дела

Социально-

значимые

проекты

Акция «Живи, лес!»

Организация

поздравлений

ветеранов

« Н о во год не е

чудо», «День пожилых», «8

марта», «День Победы»,…

П р о е к т

« К а ф е

«Птичья

радость»

24

часа

С о ц и а л ь н а я

а к ц и я

«Безопасный октябрь»

Игровые

программы

для

детей

«Зимние

забавы»,

«День здоровья»

П р о е к т

« Т а л а н т

рождается в семье»

Общероссийская акция

« Д а р и т е

к н и г и

с

любовью»

«Письмо

(поздравление)

защитнику Отечества»

Проект

«Поздравительная

открытка»

«Ве сна

и

птицы»

в

рамках

международной

а к ц и и

« С п а с т и

и

сохранить»

Социально-значимые мероприятия организую чаще всего в своём

классном

коллективе, который еще не имеет опыта

участия в социально-

значимой

деятельности.

Учащиеся

организоваться

сами

для

решения

социальных задач еще не могут, поэтому

роль организатора и генератора

идей

беру

на

себя,

а

дети

будут

только

исполнителями

(участниками

мероприятия).

Предлагаю вашему вниманию алгоритм проведения социально-

значимого мероприятия на примере общероссийской акции «Дарите книги

с любовью» 6 слайд

1.

Инициатива педагога

Работники школьной библиотеки предложили

поучаствовать

в

общероссийской

акции.

Организую

классный

час

«Книга-лучший

друг!»,

в

ходе

которого

предлагаю

принять

участие в акции.

2.

Самоопределение

школьников

Формирую группу учащихся, которым данное

предложение стало интересно.

3.

Планирование

мероприятия педагогом

Определяю

сроки

мероприятия,

фронт

работы.

4.

Реализация

задуманного

Под моим руководством проходит сбор

литературы, сортировка книг по направлениям

и

жанрам

произведений

и

передача

книг

в

школьную библиотеку.

5.Подведение итогов

Анализирую работу,

делаю выводы о социальной значимости

мероприятия.

После серии социально-значимых мероприятий, когда дети

справляются с заданиями и начинают предлагать свои идеи, можно перейти к

другой форме организации деятельности, а именно к социально-значимому

делу.

Предлагаю вашему вниманию алгоритм проведения социально -

значимого дела «Письмо (поздравление) защитнику Отечества»» 7 слайд

1. Предварительная

работа

Организую тематическую

беседу ко «День защитника Отечества»

2. Коллективное

целеполагание

В ходе беседы у школьников возникает идея

поздравить

и

поблагодарить

з ащитников

Отечества, которые служат в армии.

3. Коллективное

планирование

Вме сте

с

активом дела

определяем

формы

п о зд р а в л е н и й ,

р а з р а б ат ы в а е м

п р о е к т ы

поздравительных

открыток.

Класс

делится

на

группы.

Каждая

из

групп

определяет,

чем

она

будет заниматься, что ей для этого необходимо.

4. Проведение

социально значимого

дела

Работа школьников по группам:

составление текста поздравительных открыток,

оформление поздравительных открыток,

аудио-, видеопоздравление

т.п.

5. Коллективный

анализ

Совместный анализ и обсуждение проведенного

социально значимого дела.

6. Последействие

П о я в л е н и е

и д е и

с д е л а т ь поздравительные

открытки, концерт

для пап ко

«Дню защитника

Отечества».

Слайды 8-16

При появлении идей и готовности их самостоятельного воплощения

школьниками возможен переход к высшей форме организации социально -

значимой деятельности, к социально значимому проекту. Создание

проекта требует:

расчетов и более серьезного анализа;

более сложного алгоритма;

дополнительных ресурсов.

Приведенный материал позволяет отследить динамику форм социально-

значимой деятельности и выявить их структуру и различия.

Наряду с отличиями есть и черты, объединяющие все формы социально -

значимой деятельности. К ним относятся:

цели, которые затрагивают и преобразуют как личностные

качества ребенка, так и окружающую его действительность;

направленность на позитивные изменения в обществе;

проблема активизации и побуждения школьников к социально -

значимой деятельности.

На последней черте сходства хотелось бы остановиться более подробно.

Безусловно, мы понимаем, что чем выше активность, тем будет больше

эффективность

работы,

но

какими

же

средствами

мы

можем

повысить

активность

школьников

и

инициировать

их

в

социально

значимую

деятельность? Моя педагогическая практика показывает, что таких средств

сегодня огромное количество – это могут быть и видео-, киноматериал,

социальные

ролики,

проблемные

ситуации

и

вопросы,

новости

СМИ,

социологические

опросы,

статистические

данные,

различные

тексты,

эмоциональный рассказ педагога.

В своей работе я поняла, что целесообразнее использовать несколько

средств для активизации школьников и, самое главное, быть самому

учителю

быть заинтересованным в данном виде работы, а значит, не оставаться

равнодушным к проблемам общества, в котором мы живем. Слайд 17

Выступление мне хочется закончить словами монаха Симеона

Афонского «Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть

сильным и богатым, достаточно быть добрым».

г. Ханты-Мансийск

2019 год



В раздел образования