Напоминание

«Образ осени»


Автор: Дмитриева Наталья Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДТДМ
Населённый пункт: г. Ростов -на- Дону, Ростовская обл.
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: «Образ осени»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ростова-на-Дону

«Дворец творчества детей и молодёжи»

сектор

социально – педагогической направленности

Открытое занятие по теме:

«Образ осени»

Возраст детей 8-9 лет.

детское объединение «Прикладное искусство»

Разработал педагог дополнительного образования Дмитриева Н.А.

Методическое сопровождение: Стась О.Н., методист

Ростов-на-Дону

2019 г.

План – конспект открытого занятия.

Дата: 21.10.2019.

Время: 14:00

Место: к. 4

Тема: «Образ осени».

Методическая цель: демонстрация технологий включение в КТД.

Цель: Создать условия для развития творческих способностей

воспитанников через включение в совместную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

Расширить и обогатить знания и представления детей об осени.

Продолжать закреплять навыки рисования осенних листьев, ягод,

грибов, трав.

Формировать навыки: работы с красками, умения передавать

настроения цветом, гармонично заполнять всю поверхность листа.

Развивающее:

Развитие наблюдательности; внимательности, последовательности при

выполнении задания.

Развитие творческого потенциала ребенка.

Воспитательные:

Воспитывать умение видеть и наслаждаться красотой природы.

Воспитывать умения эмоционального самовыражения и

раскрепощения.

Продолжить работу над формированием метапредметных результатов:

активное включение в общение и взаимодействие через КТД;

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в

достижении целей.

Воспитывать любовь к родной природе, искусству.

Словарная работа: портрет, багряный.

Оборудование:

Ноутбук, электронный носитель, мультимедийный проектор, презентация со

слайдами по теме.

Аудиозапись:

Фонограмма звуки живой природы «шорох листьев».

Муз. произведений:

П.И. Чайковского «Времена года»;

А. Вивальди «Времена года» (композиция 2 часть концерта «Осень»);

Ф. Шопен «Осенний вальс»;

Основа для коллективной работы «портрет девушки»;

заготовки по форме листьев, ягод, грибов;

Осенние листья;

Смайлики на каждого ребёнка.

Тип занятия: комбинированный.

Формы обучения: групповая.

Организационный момент.

Приветствие

Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами

отправляемся в виртуальное путешествие по осеннему парку. Представьте,

себе, что вы идете по парку, греет солнышко и, подняв голову вверх вы,

видите насыщенно голубого цвета небо и на фоне его ярким золотом, сияют

кроны деревьев. Под ногами шуршат сухие листья, и воздух пропитан

запахом влажной земли и высохшей травы. Слышно тихий шелест ветерка.

Летают тонкие паутинки.

Звучит звук шорох листьев.

Видео ряд осеннего парка.

Слайд №1-5

Кто сегодня в парке нашем

Листья красками раскрасил?

И кружит их, с веток сносит?-

Это наступила осень!

II. Основная часть.

Самое красивое время года, когда все краски природы пылают ярче всего и

листья деревьев меняют свой наряд, окрашиваясь из зеленого в пламенеющие

золотыми, багряными, оранжевыми цветами. Вдохновляя своей красотой и не

и не раз, становясь источником для вдохновения у художников.

Видео ряд картин художников.

Слайд № 6-7

- Давайте вспомним, какие же цвета характерны для осени? (дети называют

цвета: красный, желтый, оранжевый, коричневый).

Слайд №8 «Краски

осени».

- Цвета эти теплые или холодные? (теплые).

- Представьте себе, что осень словно девушка, которая наряжается в теплые

цвета, так же как и вы когда становиться холодно одеваетесь в теплые

шапочки и курточки.

- Ребята, а вы знаете, почему осень сравнивают так часто с женским образом?

(даю ответить детям).

- Одушевление природы к нам пришло от древних славян, которые

представляли времена года в образе богов и богинь. Осень же они

представляли, подобно женщине, которая бывает печалиться от созерцания

скудости плодов земных и бедствий людских, а иногда веселится от обилия

урожая и становясь радостной и безмятежной.

Видео ряд «Женский образ»

Слайд № 9-11

- Осени, как и каждой женщине, присуще переменчивое настроение его

совершенно невозможно, предугадать то она нас, балует приятным

солнечным днями, одеваясь в сказочно красивые наряды (оранж, багрец,

золото), то сердиться проливными холодными дождями.

Видео ряд «Состояние осени»

Слайд № 12-14

- Скажите, пожалуйста, а что вы чувствуете глядя на эти осенние пейзажи,

какие у вас возникают эмоции? радость, ликование или грусть лирическое

настроение? (даю ответить детям).

Видео ряд «Осенние пейзажи»

Слайд № 15-16

- Я предлагаю вам коллективно вместе со мной создавать образ осени по

представлению, где вы сможете, познакомитесь с новым для себя жанром

изобразительного искусства - портретом.

Что же такое портрет? Портрет - это изображение конкретного человека,

передающее его неповторимые особенности в строение лица, характере и

внешности. Передавать настроение в рисунке мы будем не только цветом, но

и мимикой - выражением лица.

- Но прежде чем приступить к практической части давайте внимательно

рассмотрим образцы детских творческих работ и известные картины

художников по теме. Все работы, выполненные в разных техниках

исполнения и материалах.

Видео ряд «Портрет Осени»

Слайд № 17-18

«Портрет Осени»

Валентина Шеломова

Решила Осень написать портрет,

Изобразила четкий силуэт.

Прическу цвета золота, глаза,

Озера сини яркой, небеса.

Добавив в пряди красного огня,

Багрянца, оранжа ещё, она

Собой довольна, счастлива была,

Картина получилась хороша.

Но нужно было ей, еще создать,

Для завершенья образа наряд.

И пестрый разноцветный сарафан

Себе изобразила Осень там.

На шейке бусы - ягодки-рябины.

Сверкали, словно камушки рубины.

А на ушах такие же сережки,

И голову венчал златой кокошник.

Ну, вот картина полностью готова,

На выставку отправить можно снова.

Слайд № 19 «Портрет Осени»

-Дети, а вызнаете значение слова «багрянец»? (даю ответить детям)

Есть несколько версий происхождения слова «багрянец» по одной из них

слово происходит от древнерусского слова «багърь», означающий «красная

краска, красный цвет» или по другой версии приставка «ба» и корень имеет

значение «гореть», то есть красный цвет ассоциируется с пламенем.

- Чем же мы можем украсить портрет осени? (ягодками рябины - сережки или

бусы из листьев сделать золотой кокошник или венок украсив его лесными

грибами, ягодами, желудями, колосьями полевых трав). Но только мы их

сами, сделаем своими руками, нарисовав.

Слайд № 21 «Варианты образов Осени»

Практическая часть

Приглашаем детей к созданию портрета.

Звучит фоном аудио запись Ф. Шопен «Осенний вальс»

На доску прикрепляется основа с нарисованным в теплой гамме портретом

девушки. Раздаются детям на столы заготовки из бумаги по форме

растительных элементов: листьев, ягод, желудей, грибов, колосьев трав.

Дается задание детям:

- Нам нужно чтобы каждый из вас раскрасил заготовку растительного

элемента красками, чтобы мы смогли украсить нашу красавицу Осень.

Слайд № 20 «Растительные элементы»

Техника безопасности…..

Физкультминутка.

«Мы листики осенние»

(Дети взяли осенние листики в руки.)

Мы листики осенние, (плавное покачивание руками вверху над головой).

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели (руки в стороны).

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели (присели).

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (плавное покачивание руками вверху над головой).

Закружились, полетели

И на землю снова сели (дети садятся по местам).

Подведение итогов.

Украшаем портрет. Даем, каждому ребенку возможность прикрепить свой

элемент на общую композиция.

Читаем

стих

«Это ты, красавица - Осень...».

Элла Гоник.

Это ты, красавица - Осень,

Разнаряжена, точно цветок,

Нам листву золотую бросив,

Красотою вновь радуешь в срок.

Это ты в веночке из листьев,

Как царица, прекрасна, светла,

Это ты ярчайшею кистью.

На природу красу навела.

И, раскрасив рукой умелой

Вдохновенно - унылый пейзаж,

Сотворила радостно, смело

Ты блестящий осенний коллаж.

Рефлексивный этап.

Ребята, сегодня наше путешествие по осеннему парку окончено, скажите вам,

понравилось наше занятие?

Если понравилось - поднимите улыбающийся смайлик, если не понравилось -

поднимите грустный смайлик.



В раздел образования