Автор: Новикова Жанна Константиновна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Мирнинского района п.Айхал
Наименование материала: Использование интерактивных технологий в образовательном процессе в реализации ФГОС
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дополнительное образование
Использование интерактивных
Технологий в образовательном пространстве
в реализации ФГОС.
Технология происходит от греческого слова “мастерство, искусство” и “закон,
наука”-это наука о мастерстве.
Педагогическая технология выступает в качестве науки, исследующей и
проектирующей наиболее рациональный путь образования, и в качестве
системы алгоритмов, способов и результатов деятельности, и в качестве
реального процесса обучения и воспитания.
Таким образом, технология-это инструмент профессиональной деятельности
педагога. Интерактивные технологии основаны на явлении интеракции (от англ.
Interuction-взаимодействие, воздействие друг на друга).
Это такая организация процесса обучения и воспитания, в котором невозможно
неучастие человека в коллективном, взаимодополняющем, основанном на
взаимодействии всех его участников в процессе обучающего познания.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Важнейшая характеристика педагогической технологии является ее
воспроизводимость.
В своей работе я использую здоровьесберегающие образовательные
технологии. Это прежде всего технология воспитания валеологической
культуры, или культуры здоровья школьников. Целью этих технологий я
реализую становление осознанного отношения ребенка к своему здоровью и
жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умения сберегать,
поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности,
позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи
здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с
оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и
помощи.
В своей практике я использую более значимые виды технологий, такие как
личностно ориентированное воспитание и обучение школьника. Ведущий
принцип таких технологий-учет личностных особенностей ребенка,
индивидуальная логика его развития, развитие физических данных, учет
детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе
воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией
на личность ребенка закономерным образом способствует его благополучному
существованию, а значит, здоровью.
Таким образом интерактивное обучение – это благоприятный способ «живому»
обучению, свободному обмену мнениями всех участников педагогического
процесса, они описывают процесс обучения как общение, сотрудничество
равноправных.
Таким образом я планирую свои уроки физ. культуры так, чтобы они
осуществлялись в формах совместной деятельности, чтобы все учащиеся
взаимодействовали друг с другом, обменивались информацией, совместно
решали проблему, моделировали ситуации, оценивали действия членов группы
и свое собственное поведение, погружались в реальную атмосферу делового
сотрудничества по решению проблем. При этом осуществляли постоянную
смену режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах,
теоретическая работа (мини – лекции). Из своего опыта работы знаю, что если
формы и методы интерактивного обучения применять регулярно, то у
обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией,
исчезает страх высказывать неправильное суждение или показ упражнения,
устанавливаются доверительные отношения с педагогом.
Интерактивные методы повышают мотивацию и вовлеченность детей в
решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к
последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным
действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой
вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более
осмысленным и увлекательным.
Интерактивные методы позволяют мне научить детей осуществлять перенос
способов организации урока, получить новый опыт деятельности, общения,
переживаний.
Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений и
навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых
возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления
и совершенствования компетентностей (компетентность-доказанная готовность
к действию) через включение учащихся в осмысленном переживании
индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта,
осознания и восприятия ценностей.
В моей работе я применяю игровые технологии. Суть данных технологий
заключается в ориентации на межличностное взаимодействие в
образовательном процессе, гуманизацию педагогического взаимодействия.
Гуманизация предполагает переход к личностно ориентированной педагогике,
основанной на личностной свободе и деятельности обучаемых. При этом я
создаю, как педагог, такие условия, в которых ученик становится субъектом
своего собственного развития и воспитания, сам способен поставить
собственные цели в соответствии со своими интересами, задатками и
способностями.
Игра-один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует
как приобретению знаний, так и физических качеств.
Игровая технология представляет собой целостную систему, охватывающую
конкретную часть образовательного процесса. В нее я включаю
последовательно игры и упражнения, формирующие личностные качества
обучающихся, обеспечивающее эффективность вхождения в социум, их
самореализации с интересами и возможностям.
Преимуществом игровых технологий являются активизация и интенсификация
образовательного процесса, создание межличностных отношений, процедуры
принятия коллективных решений , обучаемых в различных ситуациях,
моделирующие реальные условия различного вида деятельности, гибкое
сочетание разнообразных приемов и методов обучения и воспитания,
моделирование практически любого вида деятельности.
Функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной
атмосферы, положительных эмоций, душевной радости как защитных
механизмов, т.е стабилизация личности, реализация уровня ее притязаний.
Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничества, конкуренция и т.п
(чувственная природа игры, “эмоциональное напряжение”). Наличие прямых и
косвенных правил, отражающие содержание игры, логическую и временную
последовательность ее развития.
Игра формирует у детей нравственные качества личности, развивает
физические качества (силу, быстроту, ловкость), развивает организованность,
целеустремленность, самоконтроль, совершенствует волевые качества;
снижается импульсивность, развиваются коммуникативные качества,
способность к сотрудничеству, ответственность за общее дело, чувство
сопереживания, гордости, взаимопомощи, благодарности своим друзьям,
ребенок ощущает свою причастность к достижению общего результата.
Хочу поделиться опытом в работе проектных технологий и развитии
исследовательских умений.
В образовательном процессе проектная деятельность носит характер
сотрудничества обучающихся и педагога, а также, возможно, родителей и
других членов семьи. Родители учеников могут быть не только источниками
информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе
работы над проектом, но и стать непосредственным участниками
образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать
чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Основной целью проектного метода в образовательной организации является
развивается свободной творческой личности, которое определяется задачами
развития и задачами исследовательской деятельностью обучающихся.
Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста
обучающихся и темы проекты: итоговые занятия, викторины, оформление
альбомов, выставок, мини – музеев, творческих газет и т.п.
Проекты вне зависимости от вида – творческие, исследовательские,
информационные, открытые, игровые, практико – ориентированные нуждаются
в постоянном внимании, помощи и педагогическом сопровождении на каждом
этапе реализации.
Специфика использования метода проектов в школьной практике является то,
что педагогом необходимо помогать младшим школьникам обнаруживать
проблему или даже провоцировать её возникновение, вызывать к ней интерес и
втягивать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и
помощью родителей.
Проектируя условия для обеспечения возможности выполнения проектной
деятельности, учителю необходимо помнить о том, что основным тезисом
современной концепции метода проектов является следущее высказывание
ученика: “Я знаю, для чего мне надо все то, что я познаю. Я знаю, где и как я
могу это применить.”
.