Напоминание

«Применение информационных компьютерных технологий в преодолении нарушений письменной речи у учащихся начальных классов


Автор: Фадеева Ирина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ школа-интернат
Населённый пункт: г.Сонечногорск Московской области
Наименование материала: статья
Тема: «Применение информационных компьютерных технологий в преодолении нарушений письменной речи у учащихся начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Применение информационных компьютерных технологий в

преодолении нарушений письменной речи у учащихся начальных

классов»

Учитель-логопед Фадеева И.А.

Высшая категория

В

коррекционной

логопедической работе возникает необходимость

постоянно искать новые методы, приёмы и средства, чтобы сформировать

заинтересованное

отношение

учащихся

с

особыми

образовательными

возможностями к процессу овладения знаниями, развивать познавательный

интерес. На формирование познавательного интереса ученика с трудностями

в обучении существенное влияние оказывает резерв визуального мышления

ребёнка, принципа наглядности. Процесс обучения, построенный на основе

зрительно-познавательного

подхода

к

формированию

знаний,

умений

и

навыков позволяет использовать потенциальные возможности визуального

мышления.

«Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-

либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить,

что

он

готов

к

этой

деятельности,

что

у

него

напряжены

все

силы,

необходимые для нее», писал Л.С. Выготский.

Применение

ИКТ

решает

и

эти

проблемы,

так

как

предполагает

дробное представление материала, длительное его закрепление, поэтапную

автоматизацию полученных речевых навыков.

Применение

специализированных

компьютерных

программ

на

логопедических занятиях позволяет также оптимизировать педагогический

процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями и

значительно повысить эффективность коррекционной работы. Использование

компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго

дифференцированным и индивидуальным.

Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер,

т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств

учащихся согласно целям проведения этих игр, но ещё и развитие внимания,

зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и

развитие произвольной регуляции деятельности учащихся, умений подчинить

свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать

свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть

результаты своих поступков.

Одной

из

таких

программ,

которую

я

использую

в

коррекционной

работе, является компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»

(автор

Л.

Р.

Лизунова).

Программа

позволяет

эффективно

работать

над

преодолением

нарушений

звукопроизношения,

а

также

при

вторичных

речевых

нарушениях,

даёт

учителю-логопеду

возможность

объективно

определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка и настроить

параметры программы для каждого конкретного обучающегося. Упражнения

программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет при

проведении коррекционной работы учитывать индивидуальные возможности

и коррекционно-образовательные потребности ребёнка.

Для коррекционной работы с учащимися с нарушением устной и

письменной речи я использую коррекционную логопедическую программу

«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в

начальной школе» (автор Варченко В.И). Его основным элементом является

игра, позволяющая создавать специфическую игровую среду для выполнения

дидактического упражнения. Дидактический материал в этой программе

подобран для предупреждения и исправления дисграфии и дислексии,

развитию восприятия, внимания, зрительной памяти.

Учебная программа включает пять разделов: подготовительный; восполнение

пробелов в развитии звуковой стороны речи, восполнение пробелов в

развитии лексико-грамматического развития; восполнение в формировании

связной речи; развитие индивидуальных качеств учащихся.

Уже на подготовительном этапе можно использовать упражнения для

развития зрительно-моторной координации, восприятия, внимания,

зрительной памяти и мышления. Дети охотно выполняют упражнения.

Удобнее всего отводить на это время в конце урока, и первым будет

выполнять упражнения на компьютере тот, кто закончил без ошибок задания

в тетради.

Развитие фонематического слуха начинается с различения гласных и

согласных звуков. В компьютерном практикуме обозначения гласных и

согласных звуков дано цветными квадратами. Сначала рисунки на экране

появляются чёрно-белые. Если схема выбрана верно, то рисунок становится

цветным. Для читающих детей можно «вытащить» название картинки, указав

на неё курсором, чтобы посчитать буквы, увидеть, какой по счёту в слове

нужный звук, если по заданию его нужно вставить в слово.

Особенно полезен компьютерный практикум на этапе восстановления

пробелов лексико-грамматического развития детей. Упражнения «Составь

словосочетание», «Выбери признак», «Подбери родственное слово» и многие

другие обогащают лексику школьника, создают базу для успешного развития

связной речи. Грамотно подобранные задания помогут учащимся осознанно

усваивать систему родного языка и восполнить пробелы в знаниях по

фонетике и графике, морфологии и словообразованию

Упражнения раздела «Развитие индивидуальных качеств учащихся»

способствуют развитию множества полезных качеств детей. Это вид заданий

я использую для поощрения учащихся и в качестве разминки.

Конспект логопедического занятия

по коррекции дисграфии

Тема : «Звонкие и глухие согласные»

Цель: продолжать учить различать звонкие и глухие согласные в устной речи

и на письме.

Задачи :

Коррекционно- образовательные :

Формировать умение выделять согласные в слове.

Учить различать парные согласные по звонкости-глухости.

Упражнять в звуковом анализе слов.

Коррекционно - развивающие :

Развитие психических процессов ( мышления, памяти, внимания,

восприятия).

Развитие зрительно-моторных координаций.

Развитие техники чтения.

Коррекционно-воспитательные :

Прививать интерес к логопедическим занятиям.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности.

Материалы и оборудование : компьютер, компьютерные коррекционные

программы «Игры для Тигры» (автор Л. Р. Лизунова), «Логопедический

практикум для начальной школы», карточки со словами .

Ход.

1.

Организационная часть.

Кинезиологические упражнения для налаживания коммуникативных связей

между полушариями, для создания новых нейронных связей и упрочения уже

имеющихся, способствуют развитию концентрации, сосредоточенности,

эмоциональной устойчивости, мелкой моторики.

Кулак-ребро-ладонь. На столе последовательно, сменяя,

выполняются положения рук: ладонь на плоскости, ладонь,

сжатая в руках и ладонь ребром на столе. Выполнять 6-8

повторений.

Колечки. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо

большой палец и последовательно указательный, средний,

безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с

указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к

указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем

обеими руками вместе.

Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен

в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой

ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу

левой. После этого происходит смена правой и левой рук 6 раз.

Перекрестные движения: ухо-нос, локоть-колено.

« Солнышко и тучка».

Позиция «Солнышко» - правая рука выдвинута вперёд, ладонь

широко раскрыта.

Позиция «Тучка» - левая рука выдвинута вперёд; ладонь сжата в

кулак. После команды дети меняют позиции рук.

2.Основная часть.

1)

Беседа о парных и непарных согласных.

Логопед.

- Король Алфавит устроил сказочный бал, куда были приглашены все

буквы. Там они разбились парами и стали танцевать: гласные с гласными,

а согласные с согласными.

Прочтите гласные буквы. Какие пары можем составить?

Буквы а-я, у-ю, ы-и, э-е, о –ё танцевали вальс.

Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала

им, и они пыхтели, шипели, свистели от усердия. Давайте найдем эти

парные согласные, прочитаем их.

Сколько парных согласных вы нашли? ( 12).

Давайте построим их парами. (Логопед записывает на доске, а ученики в

тетрадях).

Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С

- Звонкие буквы звонко отбивали ногами в такт музыке и весело

выкрикивали свои имена. А вот глухие были глухи к музыке и поэтому

робко шептали, как эхо, имена своих подруг.

Парны согласные ты в гости пригласи,

Чётко их по парам вслух произнеси:

п-б, ф-в, к-г, т-д, ш-ж, с-з.

Ладошку к горлу подставляй,

Глухой и звонкий различай.

- Назовите звонкие парные согласные. (Б,в, ж, з, д, г).

- Назовите глухие согласные ( П, ф, ш, т, к, с).

Вот какие это были странные пары. Но были на балу и одинокие буквы. Они

вовсе не хотели танцевать, только стояли и смотрели. Посмотрите на алфавит

и прочитайте эти буквы. (Л., М, Н, Р,Й,Х, Ц, Ч, Щ) .

Пар у них не было. Это непарные буквы. Хотя они и скромные и не имеют

пару-подругу, но среди них есть тоже звонкие и глухие.

Давайте разобьём эти буквы на 2 группы:

Л, М, Н, Р, Й – звонкие. Х, Ц, Ч, Щ – глухие.

2). Работа по карточкам.

Задание 1.

Дописать парную согласную букву.

Звонкие

Глухие

В

С

Г

Ш

Д

П

3). Компьютерная коррекционная программа «Логопедический практикум

для начальной школы».

Упражнение «Стыковка» № 17. Выделение парных согласных.

Составь пары звонких и глухих согласных.

На экране на фоне космического корабля выводятся две группы согласных

букв. Каждой букве из левой группы нужно указать соответствующую

парную согласную букву из правой группы. При правильном ответе

выбранная буква перемещается вверх до уровня очередной буквы из левой

группы и обе эти буквы окрашиваются в зелёный цвет. Спутники,

находящиеся в верхней части экрана, сближаются на определённое

расстояние. При вводе последней правильно выбранной буквы они

совершают стыковку и игра заканчивается.

При неверном ответе указанная буква окрашивается в красный цвет и

остаётся на своём месте до тех пор, пока не будет выбрана буква.

В случае ошибок после завершения работы на экран снова выводятся те

буквы из левой группы, при работе с которыми были сделаны ошибки.

Упражнение «Разбей на группы» .№ 88. Раздели на группы (парные

согласные, непарные согласные,

На экране – автомат, позволяющий сортировать парные и непарные

согласные буквы. Первоначально буквы находятся в левой группе. При

помощи блока управления автомата, расположенного в нижней части экрана,

манипулятором автомата можно разбить их на 2 группы. Блок управления

состоит из 3 клавиш: «стрелка влево» и «стрелка вправо» - движение

манипулятора влево/вправо и «стрелка вниз» - движение манипулятора к

выбранной букве и её захват.

Если буква перенесена в нужную группу неправильно, то в правой нижней

части автомата высвечивается сигнал «авария», до тех пор, пока ошибка не

будет исправлена и эта буква не будет забрана назад и перенесена правильно.

В случае правильных действий в левой нижней части экрана высвечивается

сигнал «готово». Если в процессе выполнения работы были сделаны

ошибки, то эти задания ещё раз повторяются.

4. Физминутка. Гимнастика для глаз.

Упражнение для расслабления глаз «Пальминг» .

Сделать руку плоской до полного выпрямления пальцев, глаза закрыть,

приложить ладони к глазам. Повторить 3 раза.

Физминутка для глаз.

-Ах, как долго мы устали, глазки у ребят устали поморгали глазами

-Посмотрели мы в окно посмотрели влево-вправо

-Ах, как солнце высоко посмотрели вверх

-Мы глаза сейчас закроем, в небе радугу построим закрыли глаза

-Влево-вправо повернем посмотрели влево - вправо

-А потом скатимся вниз посмотрели вниз

-Жмурься сильно, но держись.

5. Прочтите предложения, записанные на доске.

Старый пруд совсем зарос. Я длинный прут домой принёс.

Озорной волшебник маг превращает редьку в мак.

Люблю деревню, поле, луг. Не люблю я чистить лук.

- Прочтите слова, отличающиеся одной буквой. Запишите их. ( пруд-

прут, маг-мак, луг-лук).

- Какими буквами отличаются слова? Как называются эти звуки?

Объясните значения этих слов.

- Запишите слова, в которых первый согласный звонкий.

- Запишите слова, в которых первый согласный глухой.

Подчеркнуть в словах звонкие согласные двумя линиями (синяя, красная),

глухие согласные – одной (синяя).

6. Компьютерная коррекционная программа «Логопедический практикум для

начальной школы».

Упражнение «Орфографический экзамен» № 44). Замени первый звонкий

согласный на парный глухой.

В центральной части экрана расположено поле для вывода слов. В

словах, написанных на этом поле необходимо заменить первый звонкий звук

на парный глухой. На поле, расположенном в нижней экрана, находится

касса букв. С помощью левой кнопки «Мыши» из этой кассы букв

выбирается необходимая буква и ставится в слово. Если буква выбрана

неправильно, то она перечёркивается, и можно поставить другую

правильную букву. В том случае, если опять допущена ошибка, то она тоже

перечёркивается и заменяется компьютером на правильную.

Словарный материал: корка, шар, том, почка, шаль, шесть, злой, Феня, шить.

7.

Подведение итогов

Список литературы.

1.

Ефименкова

Л.Н.

Коррекция

устной

и

письменной

речи

учащихся

начальных

классов. М. «Просвещение», 1991.

2.

Князева

Е.В.

Применение

информационных

технологий

в

специальной

(коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)

3.

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших

школьников.

4.

Фомина И.В., Щербакова И.В. Русский язык. 1-4 классы. Развитие устной речи и

коррекция письма. Инновационные подходы. Волгоград. «Учитель», 2009



В раздел образования