Напоминание

Я - это Я


Автор: Арефьева Ирина Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Я - это Я
Раздел: дополнительное образование





Назад





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Я-ЭТО Я»
Возраст учащихся7-9 класс Срок реализации программы 3 года Количество учащихся в группе 15 человек Количество часов в год 35 ч. Автор(ы) исходной программы: Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева. СУРГУТ, 2015
Введение. Подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов в жизни человека. Подростки по-прежнему используют полученные в детстве навыки принятия решений, но в то же время используют совершенно новые стратегии на основании более объективной информации, иных групповых ценностей, целей, установок. На формирование самооценки, самоуважения ребенка значительную роль оказывает восприятие его сверстниками, их мнение. Стремление к независимости нередко сопровождается проблемами во взаимоотношениях с родителями, педагогами. В условиях подросткового периода молодые люди чрезвычайно ранимые, неуверенные в своем будущем. Это состояние порождает чувство собственной неполноценности, смятение, расстройство, нервное возбуждение, страхи и переживания, конфликты с окружающими и, в конечном итоге, сильный стресс. Причина отклоняющегося от норм поведения в том, что подростки не умеют удовлетворять свои потребности конструктивно. Рассмотрим подробно эти потребности. 1.Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше. Одна из возрастных задач подростков – исследование, познание мира и себя (все познать, все испытать, все попробовать). При этом исследовать новые ощущения подросток может через любые формы отклоняющегося поведения. 2. Переживание драйва. Подростки любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется тем, что может происходить с кем-то, но не со мной. Подростки ориентированы на конкретное «сегодня» и весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. Ведь это будет в далеком будущем, а может быть, не будет никогда. 3.Получение удовольствия. Подросткам свойственно желание получить все и сразу. Это часто сочетается со стремлением разрушать запреты. Раздвигая границы своей свободы, подросток стремится, в том числе, раздвинуть их и в сфере удовольствия. Так может быть сделан шаг к получению удовольствия через употребление наркотиков. 4.Поиск способов избавления от скуки. Переживание скуки особенно свойственно подросткам. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего, это следствие какой - либо из причин: - отсутствие смысла жизни: нет желаний, все бессмысленно, нет интересов, стремлений; - хроническое неудовлетворение важных потребностей: на фоне гормонального всплеска подросток томится в ожидании «настоящей любви», но при общении с друзьями ничего интересного не происходит. Подросток хочет, чтобы его уважали, но он не обладает лидерскими качествами. Многие склонны мечтать о недоступном: совершить какой-то подвиг, но не подворачивается случай; стать звездой экрана, но нет возможностей; получить редкую романтическую профессию, но не хватает усидчивости и веры в собственные силы; - жизнь «пока» - все, что должно произойти в жизни важное, значительное и интересное, будет когда-то в будущем, а пока нужно просто ждать, когда это произойдет; - неумение выстраивать цель для жизни – нельзя просто протянуть руку и взять то, что хочешь; Переживая скуку, подросток стремится избавиться от нее наиболее простым способом. 5. Принадлежность к социальной группе (я как мои друзья) или страх перед расправой за сопротивление влиянию. Страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чаще подростки опасаются мщения со стороны сверстников за открытое противостояние. 2
6. Протест против родителей - стремление расширить свою свободу, дух противоречия. Отклоняющееся поведение – это вызов. 7. Стремление снизить тревожность, вызванную неуверенность в себе. Подросток предъявляет к себе высокие требования, которые достигают уровня идеала – супермен, суперпривлекательность, суперуспешность, суперсмелость. 8.Стремление уйти от осознания несправедливости мира. Мир представляется в черно- белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Вместе с тем, подростковый возраст - это тот уникальный сензитивный период, в который наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности. Одним из конкретных практических шагов в этом направлении, является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и самопознания детей. Пояснительная записка. Программа дополнительного образования «Я – это Я» - это комплексная развивающая программа для подростков, которая дает стимул для личностного роста учащихся от 13-15 лет. Направленность программы – социально-педагогическая. Актуальность и отличительная особенность программы. Программа предназначена для обширного охвата всех видов деятельности подростков. Данная развивающая программа учитывает работу по направлениям: 1) Информирование о влиянии отклоняющегося поведения на здоровье, отношения и жизнь человека. 2) Развитие необходимых личностных качеств и жизненных умений. 3) Развитие умения строить межличностные отношения и обучение моделям конструктивной коммуникации. 4) Организация различных мероприятий, позволяющих удовлетворять потребности и укреплять полученные знания и навыки. Приобретая знания по программе «Я – это Я», школьники получают возможность полнее развивать свои способности, лучше разбираться в других людях и эффективнее строить отношения с ними. Данная программа способствует профилактике социальной дезадаптации, основанной на главных психологических и социальных факторах, ответственных за адаптивное поведение. Она рассматривает вопросы, относящиеся к самопознанию, самосовершенствованию. Учащиеся получают возможность обучаться широкому ряду личностных и социальных навыков и приложению этих навыков к конкретным ситуациям. Занятия, в рамках данной программы, построены таким образом, что полученные учащимися теоретические знания дополняются элементами психологического тренинга, ролевыми играми, анализом ситуаций, получением обратной связи. Реализация программы воздействует на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу личности, способствует выработке навыков саморегуляции и стрессоустойчивости, раскрытию качеств, важных для эффективного межличностного взаимодействия и успешности детей. Основная цель программы – развитие качеств личности подро стка, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни. Задачи: Обучить: -способам коррекции тревожности, формами позитивного социального взаимодействия; 3
- позитивно программировать будущее, определять параметры успешности, отстаивать свое мнение; - основамэмпатии, эффективной коммуникации, основами построения партнерских отношений, эмоциональной грамотности. - представлению о себе, как об индивидуальной неповторимой личности; - эффективномувзаимодействовию с окружающими. - управлять своими эмоциями, творчески мыслить и творчески относиться к окружающему миру; - навыкам организации эмоциональной саморегуляции. Вид программы: модифицированная. Сроки реализации программытри года. Настоящая программа предназначена для работы с детьми подросткового возраста 13-15 лет. Она может реализоваться в течение 3-х лет с момента набора группы. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность – 1 час. Состав участников 15 человек в группе. Занятия имеют обычную структуру: • вводная разминочная часть; • основная часть; • завершение занятия, подведение итогов. Формы деятельности. Занятия в рамках программы проводятсяв форме семинаров, бесед, ролевых и деловых игр, просмотра видеоматериала, тренингов, индивидуальных занятий, консультирования, защиты проектов. Учебно-тематический план Первый год обучения № Темы Теория Практика Всего часов 1. Вводное занятие 1 - 1 2. Физическое и психическое содержание человека 1 1 2 3. Стимулирование потребности само- познания. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий поз- нания себя 1 2 3 4. Темперамент. Подвижность и сила психических процессов 1 1 2 5. Внимание, его особенности; тренировка и управление вниманием 1 2 3 6. Память, ее значение в жизни человека. Запоминание: механическое и о с- мысленное 1 2 3 7. Знание как характеристика личности. Умение применять знания - 2 2 8. Мышление. Конкретное и абстрактное мышление. Способы мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез 1 3 4 9. Способности личности. Задатки, инте- ресы, склонности. Роль деятельности в развитии способностей - 3 3 10. Характер, черты характера. Самосто- - 3 3 4
ятельность, самокритичность 11. Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность. Качества нравственного человека: доброта, честн о с т ь , п р а в д и в о с т ь , совестливость, бл а го р од с т во , порядочность, полезность действий 1 2 3 12. Самосознание. Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека - 1 1 13. О р г а н и з а ц и я с а м о п о з н а н и я . Адекватность самооценки. Умение видеть себя глазами окружающих. Самокритичн о с т ь , п р а в и л а самокритики. Уровень притязаний. С а м о а н а л и з , с а м о н а б л юдение, самокритика, самоконтроль, рефлексия. Тесты, анкеты, дневники, автобиография 1 2 3 14. Итоговое занятие. Защита проекта «Я- это Я». 1 1 2 15. Итого 10 25 35 Второй год обучения № Темы Теория Практика Всего часов 1. Вводное занятие 1 - 1 2. Нравственность и мораль. Мораль об- щечеловеческая, религиозная, этни- ческая, малых групп. 1 1 2 3. Самоконтроль и самоотчет. Режим дня и его роль в организации самовоспитания. Рефлексия выполнения индивидуальной программы самовоспитания. - 2 2 4. Самоубеждение. Диалог с собой как способ осознаний себя. Самоприказ. Выработка привычек, самовоспитание культуры общения. 1 1 2 5. Диспут «Можем ли мы считать себя взрослыми?». 1 1 2 6. Составление программы изживания одной из вредных привычек для еже- дневного тренинга. 1 - 1 5
7. Мышление и его структура. Анализ свойств объекта: общее, отличительное, суще ственное и н е с у щ е с т в е н н о е . Сравнение. Аналогия. Абстрагирование. Синтез объектов или их с вой с тв. Обобщение, формирование суждения об о б щ и х су щ е с т в е н н ы х п р и з н а к а х объектов. 1 2 3 8. Универсальные способности самостоя- тельной деятельности по получению, добыванию и употреблению знаний, умений и навыков. 1 1 2 9. Умение планировать свою деятельность. Ум е н и е н а м е т и т ь ц е л и , у м е н и е самоорганизации, умение найти ис- точники информации, умение работать с книгой. 1 1 2 10. Общечеловеческие интеллектуальные умения: сравнивать, устанавливать связи, выделять главное, а б с т р а г и р овать, с и с т е м а т и з и р о в а т ь , о б о б щ а т ь , исследовать. 1 2 3 11. Творческие умения: понятие о твор- честве, исследовательские методы в обучении. 1 2 3 12. Умения самоконтроля. Способность проверить правильность и прочность усвоения самим собой теорий, прак- тических умений, верность результатов решения задач. 1 2 3 13. Самооценка усвоения знаний, умений и навыков. Рефлексия. Тренинг мотивации самообразования. Составление индивидуального плана самообр а з о ва н и я . Уп р а ж н е н и я н а овладение рациональными приемами самообраз о в а н и я . Уп р а ж н е н и я н а выработку приемов быстрого чтения. Обучение конспектированию. 1 3 4 14. Формирование уважения к себе, чувства собственного достоинства. Я нравлюсь, способен, значу. 1 2 3 15. Итоговое занятие. Защита проекта «Я- и Мир вокруг меня». 1 1 2 16. Итого 14 21 35 Третий год обучения № Темы Теория Практика Всего часов 1. Вводное занятие 1 - 1 6
2. Самообразование. Умение владеть словом, искусство красноречия. Кор- ректировка индивидуальной программы самообразования. 1 1 2 3. Потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самозащищенности. В о з р а с т н ы е и и н д и в и д у а л ь н ы е особенности. Я-концепция личности и механизм самоутверждения. - 2 2 4. Основные сферы самоутверждения личности: социальная, лично стно- интимная, творческая, духовно-нравс- твенная. - 1 1 5. Способы самоутверждения в коллективе, активность, самостоятельность мнения, п р и н ц и п и а л ь н о с т ь , у ч а с т и е в самоуправлении, независимость. 1 1 2 6. К о м м у н и к а т и в н ы й к о н т а к т с о сверстниками и взрослыми. Структура общения, его средства. Законы общения по А. А. Ухтомскому: доминанта на другое лицо, принцип заслуженного собеседника. 1 2 3 7. Половая идентификация. Отношения мальчиков и девочек и их проявления. Честь, достоинство, порядочность, верность. Способы достижения хорошего о т н о ш е н и я к в а м . П о л о р о л е в о е поведение. 1 1 2 8. Самоопределение и творчество. Правила жизни и творческой деятельности (из биографий великих людей). Честолюбие и тщеславие. 1 1 2 9. Понятие самоопределение, самореали- зация, профессия, жизненный выбор. Подросток в определении своих сил и способностей. 1 2 3 10. Индивидуальная программа самооп- ределения вразличных сферах своей жизнедеятельности. Подготовка к до- ступному по уровню и по форме даль- нейшему непрерывному образованию. 1 1 2 11. Мир профессий. Требования профессии к человеку. Психологические особенности ч е л о в е к а и и х р о л ь в б уд ущей профессиональной деятельности. - 2 2 12. Тренинг внутренней мотивации само- определения. - 2 2 7
13. Саморегуляция. Доминанта на само- регуляцию. Возможности человека управлять своими состояниями, эмо- циями, мыслями, поступками. - 2 2 14. Контроль за своими потребностями. Эмоциональная саморегуляция. Са- моконтроль, самообладание, самовну- шение. Достижение согласия с самим собой. Вера в себя. - 2 2 15. Понятие самореализации и самоакту- ализации. Психологическая установка на с аморе а лизацию и м н о го о б р а з и е жизненных обстоятельств ожидающих выпускника школы. 1 - 1 16. Ценностные ориентации и установки в отношении трудовой деятельности и семейно-бытовой сферы. Конкурен- тоспособность и выживаемость. - 2 2 17. Самоопределение. Ближние, средние и дальние перспективы. Жизненные пути и рыночные отношения. Восхождение к индивидуальности. - 2 2 18. Итоговое занятие. Защита проекта «Я- и мое будущее». 1 1 2 19. Итого 10 25 35 Всего занятий: 105 Содержание программы: № п/п Психолого-педагогическое просвещение и развитие Психолого-педагогическая диагностика 1. Физическое и психическое содержание человека. Личностные особенности (темперамент, черты характера) Тест на исследование тревожности (опросник Спилберга). 2. Стимулирование потребности с амо- познания. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя. Оценка уровня развития и степени произвольности познавательных процессов. 3. Темперамент. Подвижность и с и л а психических процессов. Тест Айзенка. 4. Внимание, его особенности; тренировка и управление вниманием. Общие и специальные способнос- ти. 8
5. Память, ее значение в жизни человека. Запоминание: механическое и осмысленное. Самооценка сферы учебных и внеучебных интересов. 6. Знание как характеристика личности. Умение применять знания. Учебные мотивы ШТУР. 7. Мышление. Конкретное и абстрактное м ы ш л е н и е . С п о с о б ы м ы ш л е н и я : сравнение, обобщение, анализ, синтез. Тест Липпмана «Логические зако- номерности». 8. Способности личности. Задатки, интересы, склонности. Роль деятельности в развитии способностей. Уровень развития общих и спе- циальных способностей (в рамках осуществления проф. выбора). 9. Характер, черты характера. Самосто- ятельность, самокритичность. Воображаемая ситуация. 10. Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность. Качества нравственного человека: доброта, чест- ность, правдивость, совестливость, благородство, порядочность, полезность действий. Мотивационная сфера (ценностные ориентации, сформированность мотивации достижения). 11. Самосознание. Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека. 12. Организация самопознания. Адекватность самооценки. Умение видеть себя глазами окружающих. Самокритичность, правила самокритики. Уровень притязаний. Самоанализ, самонаблюдение, самокритика, самоконтроль, рефлексия. Тесты, анкеты, дневники, автобиография. Э м о ц и о н а л ь н о е с о с т о я н и е подростка в школе. 13. Нравственность и мораль. Мораль об- щечеловеческая, религиозная, этническая, малых групп. Социально-психологическаясамо- аттестация коллектива (СПСК). 14. Самоконтроль и самоотчет. Режим дня и его р о л ь в о р г а н и з а ц и и с а м овоспитания. Ре фле кс и я в ы п о л н е н и я индивидуальной программы самовоспитания. Диагно стика волевых к ач е с т в Методика диагностики оценки сам о ко н т р о л я в о б щ е н и и М . Снайдера. 15. Самоубеждение. Диалог с собой как способ осознаний себя. Самоприказ. Выработка привычек, самовоспитан и е к у л ь т у р ы общения. Исследование уровня субъективного контроля (УСК Роттеро). 16. Диспут «Можем ли мы считать с ебя взрослыми?». Характер д е т с ко - р од и т е л ь с к и х взаимоотношений с точки зрения ребенка. 17. Составление программы изживания одной из вредных привычек для ежедневного тренинга. 9
18. Мышление и его структура. Анализ свойств объекта: общее, отличительное, существенное и несущественное. Сравнение. Аналогия. Абстрагирование. Синтез объектов или их свойств. Обобщение, формирование суждения об общих существенных признаках объектов. И з у ч е н и е к о н ц е н т р а ц и и , устойчивости, распределения внимания; объема, ведущего типа памяти, способов запоминания. 19. Универсальные способности самостоятельной деятельности по получению, добыванию и употреблению знаний, умений и навыков. Соотнесение сферы учебных и внеучебных интересов, их связи с первоначальными.профессиональным и интересами. Нахождение общего в понятиях и т.д. 20. Умение планировать свою деятельность. У м е н и е н а м е т и т ь ц е л и , у м е н и е самоорганизации, умение найти источники информации, умение работать с книгой. Уровень сформированности волевых процессов. Умения учебного труда. 21. Общечеловеческие интеллектуальные умения: сравнивать, устанавливать связи, выделять главное, абстрагировать, систематизировать, обобщать, исследовать. О с о бе н н о с т и п о з н а в а т е л ь н ы х п р о ц е с с о в (внимания, памяти, мышления). 22. Творческие умения: понятие о творчестве, исследовательские методы в обучении. Особенно сти т в о рч е с ко го воображения. 23. Умения с амоконт роля. С п о с о б н о с т ь проверить правильность и прочно сть усвоения самим собой теорий, практических умений, верность результатов решения задач. Способность к самоуправлению. 24. Самооценка усвоения знаний, умений и навыков. Рефлексия. Тренинг мотивации с а м о о б р а з о в а н и я . С о с т а вление индивидуального плана самообразования. Упражнения на овладение рациональными приемами самообразования. Упражнения на выработку приемов быстрого чтения. Обучение конспектированию. Методика «Самооценка». Тест-опросник для определения уровня самооценки. 25. Формирование уважения к себе, чувства собственного достоинства. Я нравлюсь, способен, значу. Типовое состояние личности (Э. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий) Те с т ш ко л ь н о й т р е в о ж н о с т и Филлипс. 26. Самообразование. Умение владеть словом, искусство красноречия. Корректировка индивидуальной программы самообразования. 27. Потребности личности в самовыражении, самоутверждении, с а м о з а щ и щ е нности. Возрастные и индивидуальные особенности. Я - ко н ц е п ц и я л и ч н о с т и и м е х а н и з м самоутверждения. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. 10
28. Основные сферы самоутверждения личности: социальная, личностно-интимная, творческая, духовно-нравственная. Характер мотивационной сферы личности (ориентация на обще- ние, самоутверждение, уровень развития мотивации достижения успеха). 29. Способы самоутверждения в коллективе, активность, самостоятельность мнения, п р и н ц и п и а л ь н о с т ь , у ч а с т и е в самоуправлении, независимость. Тест-опросник на выявление ли- дерских качеств личности. Тест-опросник на выявление свойств, препятствующих лидерству. 30. Коммуникативный контакт со сверстниками и взрослыми. Структура общения, его средства. Законы общения по А. А. Ухтомскому: доминанта на другое лицо, принцип заслуженного собеседника. Методика выявления коммуника- тивных и организаторских склон- ностей. Оценка отношений подростка с классом. Социометрия. 31. Половая идентификация. О т н ош е н и я мальчиков и девочек и их проявления. Честь, достоинство, порядочность, в е р н о с т ь . Способы достижения хорошего отношения к вам. Полоролевое поведение. Характер межличностных взаимо- отношений в коллективе. 32. Самоопределение и творчество. Правила жизни и творческой деятельности (из биографий великих людей). Честолюбие и тщеславие. Уровень готовности к осуществле- нию профессионального выбора Мотивы выбора профессии. 33. Понятие самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор. Подросток в определении своих сил и способностей. Сфера профессиональных интересов выпускника о сновной ш кол ы . О п р о с н и к п р о ф е с с и о н а л ь н ы х предпочтений. Самооценка степени готовности самоопределению. 34. Индивидуальная программа самоопределения вразличных сферах своей жизнедеятельности. Подготовка к доступному по уровню и по ф о р м е д а л ьнейшему н е п р е р ы в н ом у образованию. Л и д е р с к и е т е н д е н ц и и в о взаимоотношениях. 35. Мир профессий. Требования профессии к человеку. Психологические особенности ч е л о в е к а и и х р о л ь в б у д ущей профессиональной деятельности. Профессиональная гото в н о с т ь . Карта интересов Е. А. Климова. 36. Тренинг внутренней мотивации с амо- определения. Мотивационная сфера личности (направленность личности). 37. Саморегуляция. Доминанта на с а м о- регуляцию. Возможности человека управлять своими состояниями, эмоциями, мыслями, поступками. С а м о о ц е н к а у р о в н я с ф о р м и р о в а н н о с т и у м е н и й самоуправления и саморегуляции. 11
38. Контроль за своими п о т р е б н о с тя м и . Э м о ц и о н а л ь н а я с а м о р е г ул я ц и я . С а- моконтроль, самообладание, самовнушение. Достижение согласия с самим собой. Вера в себя. Эмоциональное отношение к учению Оценка уровня конфликтности. 39. Понятие самореализации и самоактуализации. П с и хо л о г и ч е с к а я у с т а н о вк а н а самореализацию и многообразие жизненных обстоятельств ожидающих выпускника школы. Тенденции поведения в конфликте. 40. Ценностные ориентации и установки в отношении трудовой деятельности и семейно- бытовой сферы. Конкурентоспособность и выживаемость. Оценка конкурентоспособности личности. Ценностные ориентации М. Рокича 41. Самоопределение. Ближние, средние и дальние перспективы. Жизненные пути и рыночные отношения. Восхождение к индивидуальности. Образ профессии Отношение к трудностям Жизненные цели Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. Ожидаемый результат реализации программы «Я-это Я» – успешная социализация, личностный рост подростков. По окончании курса подростки: • овладеют способами коррекции тревожности, формами позитивного социального взаимодействия; • будут уметь позитивно программировать будущее, определять параметры успешности, отстаивать свое мнение; • овладеют основами эмпатии, эффективной коммуникации, основами построения партнерских отношений, эмоциональной грамотности. • будут иметь представление о себе, как об индивидуальной неповторимой личности; • переосмыслят систему нравственно-этических ценностей семейной жизни; • научатся эффективно взаимодействовать с окружающими. • будут стремиться к отказу от употребления психоактивных веществ; • научатся управлять своими эмоциями, творчески мыслить и творчески относиться к окружающему миру; • приобретут навыки организации активного отдыха, эмоциональной саморегуляции. • получат опыт общения со сверстниками, взаимодействия с социумом. Критерии оценки. Мониторинг программы разделяется на три блока: 1) мониторинг реализации, 2) мониторинг качества исполнения программы, 3) мониторинг эффективности. Мониторинг реализации позволяет объективно оценить сам факт выполнения мероприятий программы. Документами реализации являются: -списки участников программы, - журнал учета мероприятий, - индивидуальные карты участников, - свидетельства деятельности участников, - фотографии. Мониторинг качества исполнения программы позволяет объективно оценить качество исполнения мероприятий программы. Документами являются: 12
- анкеты-отзывы участников программы – АОС, - экспертные оценки наблюдателей (супервизоров) – ЭОН. Мониторинг эффективности программы оценивается на основании сравнения стартовой и итоговой психодиагностики участников. В батарею диагностических методик включены: - документы внешнего наблюдения: информационный бланк клиента, - методика оценки актуального психофизического состояния участника, - методики оценки познавательной сферы, - методики выявления акцентуаций, степени агрессивности, тревожности, других особенностей личности участника. По окончании программы создаются аналитический и творческий (фотоколлаж) отчеты. Методическое обеспечение программы. Подростки любят атрибуты. При реализации программы желательно использовать различную атрибутику: бейджики, удостоверения, сертификаты, благодарственные письма, грамоты. Благодарственные письма родителям ценятся больше, чем личные грамоты. Полезно сообщать подросткам название модулей и их цели. Тогда у них тоже постепенно складывается система знаний. А вот само содержание модулей заранее раскрывать не надо. Необходимо уделять достаточно внимания неформальному общению с подростками. Они нуждаются в некритикующем принятии. По окончании модуля либо на каждом мероприятии, если оно имеет самостоятельное значение, участникам предлагаются анкеты обратной связи. Экспертная оценка производится один раз за весь курс подпрограммы. Выбор мероприятия подпрограммы (модуля) производится по выбору наблюдателя. По окончании программы производится полный анализ данных мониторинга с итоговым заключением о качестве и эффективности реализации программы, создается творческий отчет (фотографии и другие свидетельства деятельности). Материально-техническое оснащение. Кабинет, где проводятся занятия, оснащен персональным компьютером (со звуковой и видеокартой, стереодинамики). Атрибуты программы: бейджи, сертификаты (по окончании), благодарственные письма (подросткам, родителям), грамоты с логотипом. 13
Литература Для учителя: 1. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М., 2000. – 184с. 2. Григорьева М.Ю., Топоркова Е.В. Чем же закончится завтра? Тебе выбирать! Сценарии. – М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 76с. 3. Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева. Найди свой путь – М.: Речь,2017.- 288с. 4. Подростковый конфликт / авт.-сост. С.Г. Кажарская – Минск: П 44 Красико-Принт, 2006. – 64с. 5. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2001. – 560с. 6. Психологические тесты. В 2т. / под.ред. А.А. Карелина. П86 – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Т. 2. – 247с. 7. Селевко Г.К. Методика изучения курса «Найди свой путь»: Технология оптимального самоопределения для предпрофильной подготовки / Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева; под ред. проф. Г.К. Селевко. – М., 2007. – 288с. 8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336с. 9. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпракс, 1994, 160с. 10. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальнойдезадаптации детей и подростков: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112с. 11. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М.: Генезис, 2005. – 169с. Для учащихся и родителей. 1. Психологические тесты. В 2т. / под.ред. А.А. Карелина. П86 – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Т. 2. – 247с. 2. Подростковый конфликт / авт.-сост. С.Г. Кажарская – Минск: П 44 Красико-Принт, 2006. – 64с. 3. Григорьева М.Ю., Топоркова Е.В. Чем же закончится завтра? Тебе выбирать! Сценарии. – М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 76с. 14


В раздел образования