Автор: Чернышева Светлана Валентиновна
Должность: учитель музыки, музыкально - ритмических занятий
Учебное заведение: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху"
Населённый пункт: город Грязовец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: : «Развитие слухового восприятия на музыкально-ритмических занятиях в ОУ для обучающихся с ОВЗ по слуху».
Раздел: начальное образование
«Развитие слухового восприятия на музыкально-ритмических занятиях
в ОУ для обучающихся с ОВЗ по слуху».
Музыкально-ритмические занятия проводятся со слабослышащими и глухими детьми с
1
класса
по
5
класс,
включительно.
Эти
занятия
имеют
большую
коррекционную
направленность.
Развитие слухового восприятия имеет огромную роль для детей с нарушенным
слухом. В процессе музыкально - ритмических занятий у обучающихся обогащаются
представления
о
звуках,
речевых
и
музыкальных.
Дети
знакомятся
с
различными
музыкальными произведениям. Сначала это несложные музыкальные произведения, затем
более сложные - муз. сказки, балеты, оперы, знакомятся со звучанием различных муз.
инструментов. Одновременно с развитием слухового восприятия у детей расширяется и
кругозор в области искусства, происходит эстетическое воспитание.
Задача
развития
и
расширения
слуховых
возможностей
детей
решается
в
неразрывной
связи
с
задачей по
развитию
двигательных
способностей
детей,
обучению детей красивым, ритмичным, выразительным танцевальным движениям.
Детям предлагаются задания, в которых необходимо выполнить движения в соответствии
с характером музыки, например, дети весело танцуют играют под весёлую музыку, под
грустную музыку грустно сидят под зонтом; под громкую музыку весело танцуют с
куклами, под тихую музыку - спят и т.д.
Сначала с детьми мы разучиваем те или иные движения, например, поскоки, различные
хлопки, перевороты, притопы, а потом дети использую эти движения в заданиях по
развитию слуха. Также детям предлагается много заданий по импровизации движений под
музыку:
изобразить,
как
танцует
медведь,
слон,
мышка.
Детям
не
даются
готовые
движения,
а
они
сами
должны
придумать.
В
таких
заданиях
у
детей развивается
воображение и творчество. Педагог только помогает выполнить движения выразительно
и красиво. Надо сказать, что на занятиях дети овладевают, не только крупной моторикой
движений, но и уделяется не мало времени для развития мелкой моторики, мимики. Дети
научаются
мимикой
показывать
свой
эмоциональный
отклик
на
музыку,
изображать
характер героя в театрализованных постановках, характер музыкального образа.
Не менее значимой задачей музыкально-ритмических занятий является задача по
совершенствованию произносительных возможностей обучающихся. Для этой цели на
уроке используются движения фонетической ритмики. В упражнениях с использованием
приемов фонетической ритмики движения корпуса тела, головы, рук и ног сочетаются с
произнесением звука или определенного речевого материала. Обучающимся предлагаются
разнообразные
музыкальные
игры
с
речевым
материалом,
также
разучиваются
разнообразные
стихи,
которые
затем
обыгрываются
в
различные
театрализованные
миниатюры,
разучиваются
песни.
Глухим
детям
пение
недоступно,
поэтому
песни
мелодекламируются,
т.е.
выразительно
читаются
под
музыку.
Одновременно
с
этим
стараюсь их и обыграть, театрализовать, чтобы детям был понятен смысл песни. С
помощью
таких
упражнений
речь
обучающихся
становится
более
выразительной,
эмоциональной, они как бы берут на себя роль, становятся актёрами. Также ребята
научаются выполнять одновременно с проговариванием речевого материала определённые
движения
танцевального
характера
под
музыку,
ориентируясь
на
характер
музыки,
ритмический рисунок, или движения, свойственные герою.
Таким образом, можно сделать вывод, что все задачи находятся в тесной взаимосвязи друг
с другом.
Данные задачи решаются в следующих видах деятельности:
·
Музыкально-ритмические движения
·
Мелодекламация песен
·
Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики)
·
Игра на детских музыкальных инструментах
·
Восприятие музыки
Коррекционная
работа
базируется
на
целенаправленном
развитии
у
обучающихся
восприятия
музыки.
Обучение
восприятию
музыки
направлено
на
развитие
у
детей
эмоциоанальной отзывчивости на музыку и дифференцированного восприятия:
·
начала и окончания звучания музыки
·
динамических отношений в музыке (громкая, тихая, негромкая музыка)
·
темповых отношений (быстрый, медленный, неторопливый)
·
метрических и ритмических отношений
·
определения частей муз. произведения
·
характера звуковедения (плавная, отрывистая)
·
звуковысотных соотношений ( регистры, восходящий, нисходящий звукоряды, и т.д.)
Развитие слухового восприятия музыки осуществляется на полисенсорной основе. Глухие
дети сначала видят исполнение учителя, т.е. воспринимают музыку на слухо-зрительно-
тактильной основе. Затем зрительное восприятие клавиатуры и учителя исключаются и
дети учатся воспринимать музыку на зрительно- вибрационной основе. Т.к. эта работа
начинается с детьми дошкольного возраста, то широко применяются игровые приёмы.
Далее в процессе специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку на слух.
Постепенно
увеличивается
расстояние
от
источника
звука,
развивается
умение
воспринимать
музыку
в
движении
(
а
это
очень
сложно,
т.к.
вибрация
музыки,
проникающая
через
пол,
сливается
с
движением
ног)
дети
научаются
выполнять
танцевальные
движения
в
соответствии
с
характером
музыки.
Это
возможно
при
исполнении
музыки «в живую» . При восприятии музыки в грамзаписи такие тонкие
дифференцировки глухим детям не доступны.
При обучении детей восприятию музыки для эффективности я использую следующие
приёмы:
·
Слушание детьми музыки в исполнении учителя и в грамзаписи. Слушание музыки
сопровождается
и
предварительными
установками
о
слушании
музыки
(детям
предлагается:
хлопать
на
громкий
звук
музыки,
прохлопать
в
темпе
музыки,
определить
средства
выразительности
музыки
и
т.д.),
дети
дают
словесную
характеристику музыкального произведениям.
·
Моделирование
элементов
музыки
движениями:
при
слушании
польки
дети
выполняют
хлопки,
поскоки,
плавной
музыки-
покачивающие
движения
руками,
проигрывают на музыкальных инструментах ритм. рисунок музыки, громкий звук и
т.д.
·
Дидактические игры с сенсорными заданиями, например,
игра «Угадай, на чём
играю?», «Где игрушка?». Подвижные игры, например, «Сова и мыши».
·
Соотнесение элементов музыки с каким-либо персонажем.
Например, при слушании высоких звуков- дети выполняют движения птички,
средних- лягушки, лисы, низких- медведя.
·
Двигательное моделирование музыкального образа.
Например,
дети
воспринимают
на
слух
фрагмент
из
сказки «Петя
и
волк»,
соответствующий определённому герою, и выполняют движения данного героя или дети
воспринимают музыку в грамзаписи, анализируют её и далее импровизируют под музыку,
выполняют движения в соответствии с характером музыки.
Таким образом, мы видим, что работа по развитию слухового восприятия музыки
идёт на протяжении всего урока в неразрывной связи с работой по обучению детей
движениям и формированию произносительных возможностей.