Напоминание

: «Развитие слухового восприятия на музыкально-ритмических занятиях в ОУ для обучающихся с ОВЗ по слуху».


Автор: Чернышева Светлана Валентиновна
Должность: учитель музыки, музыкально - ритмических занятий
Учебное заведение: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху"
Населённый пункт: город Грязовец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: : «Развитие слухового восприятия на музыкально-ритмических занятиях в ОУ для обучающихся с ОВЗ по слуху».
Раздел: начальное образование





Назад




«Развитие слухового восприятия на музыкально-ритмических занятиях

в ОУ для обучающихся с ОВЗ по слуху».

Музыкально-ритмические занятия проводятся со слабослышащими и глухими детьми с

1

класса

по

5

класс,

включительно.

Эти

занятия

имеют

большую

коррекционную

направленность.

Развитие слухового восприятия имеет огромную роль для детей с нарушенным

слухом. В процессе музыкально - ритмических занятий у обучающихся обогащаются

представления

о

звуках,

речевых

и

музыкальных.

Дети

знакомятся

с

различными

музыкальными произведениям. Сначала это несложные музыкальные произведения, затем

более сложные - муз. сказки, балеты, оперы, знакомятся со звучанием различных муз.

инструментов. Одновременно с развитием слухового восприятия у детей расширяется и

кругозор в области искусства, происходит эстетическое воспитание.

Задача

развития

и

расширения

слуховых

возможностей

детей

решается

в

неразрывной

связи

с

задачей по

развитию

двигательных

способностей

детей,

обучению детей красивым, ритмичным, выразительным танцевальным движениям.

Детям предлагаются задания, в которых необходимо выполнить движения в соответствии

с характером музыки, например, дети весело танцуют играют под весёлую музыку, под

грустную музыку грустно сидят под зонтом; под громкую музыку весело танцуют с

куклами, под тихую музыку - спят и т.д.

Сначала с детьми мы разучиваем те или иные движения, например, поскоки, различные

хлопки, перевороты, притопы, а потом дети использую эти движения в заданиях по

развитию слуха. Также детям предлагается много заданий по импровизации движений под

музыку:

изобразить,

как

танцует

медведь,

слон,

мышка.

Детям

не

даются

готовые

движения,

а

они

сами

должны

придумать.

В

таких

заданиях

у

детей развивается

воображение и творчество. Педагог только помогает выполнить движения выразительно

и красиво. Надо сказать, что на занятиях дети овладевают, не только крупной моторикой

движений, но и уделяется не мало времени для развития мелкой моторики, мимики. Дети

научаются

мимикой

показывать

свой

эмоциональный

отклик

на

музыку,

изображать

характер героя в театрализованных постановках, характер музыкального образа.

Не менее значимой задачей музыкально-ритмических занятий является задача по

совершенствованию произносительных возможностей обучающихся. Для этой цели на

уроке используются движения фонетической ритмики. В упражнениях с использованием

приемов фонетической ритмики движения корпуса тела, головы, рук и ног сочетаются с

произнесением звука или определенного речевого материала. Обучающимся предлагаются

разнообразные

музыкальные

игры

с

речевым

материалом,

также

разучиваются

разнообразные

стихи,

которые

затем

обыгрываются

в

различные

театрализованные

миниатюры,

разучиваются

песни.

Глухим

детям

пение

недоступно,

поэтому

песни

мелодекламируются,

т.е.

выразительно

читаются

под

музыку.

Одновременно

с

этим

стараюсь их и обыграть, театрализовать, чтобы детям был понятен смысл песни. С

помощью

таких

упражнений

речь

обучающихся

становится

более

выразительной,

эмоциональной, они как бы берут на себя роль, становятся актёрами. Также ребята

научаются выполнять одновременно с проговариванием речевого материала определённые

движения

танцевального

характера

под

музыку,

ориентируясь

на

характер

музыки,

ритмический рисунок, или движения, свойственные герою.

Таким образом, можно сделать вывод, что все задачи находятся в тесной взаимосвязи друг

с другом.

Данные задачи решаются в следующих видах деятельности:

·

Музыкально-ритмические движения

·

Мелодекламация песен

·

Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики)

·

Игра на детских музыкальных инструментах

·

Восприятие музыки

Коррекционная

работа

базируется

на

целенаправленном

развитии

у

обучающихся

восприятия

музыки.

Обучение

восприятию

музыки

направлено

на

развитие

у

детей

эмоциоанальной отзывчивости на музыку и дифференцированного восприятия:

·

начала и окончания звучания музыки

·

динамических отношений в музыке (громкая, тихая, негромкая музыка)

·

темповых отношений (быстрый, медленный, неторопливый)

·

метрических и ритмических отношений

·

определения частей муз. произведения

·

характера звуковедения (плавная, отрывистая)

·

звуковысотных соотношений ( регистры, восходящий, нисходящий звукоряды, и т.д.)

Развитие слухового восприятия музыки осуществляется на полисенсорной основе. Глухие

дети сначала видят исполнение учителя, т.е. воспринимают музыку на слухо-зрительно-

тактильной основе. Затем зрительное восприятие клавиатуры и учителя исключаются и

дети учатся воспринимать музыку на зрительно- вибрационной основе. Т.к. эта работа

начинается с детьми дошкольного возраста, то широко применяются игровые приёмы.

Далее в процессе специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку на слух.

Постепенно

увеличивается

расстояние

от

источника

звука,

развивается

умение

воспринимать

музыку

в

движении

(

а

это

очень

сложно,

т.к.

вибрация

музыки,

проникающая

через

пол,

сливается

с

движением

ног)

дети

научаются

выполнять

танцевальные

движения

в

соответствии

с

характером

музыки.

Это

возможно

при

исполнении

музыки «в живую» . При восприятии музыки в грамзаписи такие тонкие

дифференцировки глухим детям не доступны.

При обучении детей восприятию музыки для эффективности я использую следующие

приёмы:

·

Слушание детьми музыки в исполнении учителя и в грамзаписи. Слушание музыки

сопровождается

и

предварительными

установками

о

слушании

музыки

(детям

предлагается:

хлопать

на

громкий

звук

музыки,

прохлопать

в

темпе

музыки,

определить

средства

выразительности

музыки

и

т.д.),

дети

дают

словесную

характеристику музыкального произведениям.

·

Моделирование

элементов

музыки

движениями:

при

слушании

польки

дети

выполняют

хлопки,

поскоки,

плавной

музыки-

покачивающие

движения

руками,

проигрывают на музыкальных инструментах ритм. рисунок музыки, громкий звук и

т.д.

·

Дидактические игры с сенсорными заданиями, например,

игра «Угадай, на чём

играю?», «Где игрушка?». Подвижные игры, например, «Сова и мыши».

·

Соотнесение элементов музыки с каким-либо персонажем.

Например, при слушании высоких звуков- дети выполняют движения птички,

средних- лягушки, лисы, низких- медведя.

·

Двигательное моделирование музыкального образа.

Например,

дети

воспринимают

на

слух

фрагмент

из

сказки «Петя

и

волк»,

соответствующий определённому герою, и выполняют движения данного героя или дети

воспринимают музыку в грамзаписи, анализируют её и далее импровизируют под музыку,

выполняют движения в соответствии с характером музыки.

Таким образом, мы видим, что работа по развитию слухового восприятия музыки

идёт на протяжении всего урока в неразрывной связи с работой по обучению детей

движениям и формированию произносительных возможностей.



В раздел образования