Напоминание

"Любимый уголок земли"


Автор: Незнамова Анна Капитоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 27
Населённый пункт: с. Львовское Северский район Краснодарский край
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Любимый уголок земли"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СЕЛО ЛЬВОВСКОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

протокол № 1 от 26.08.2018

Председатель педсовета

_________Замалядинова О.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на 2018-2022 уч.год.

Духовно-нравственное направление.

кружок

Любимый уголок земли.

Срок реализации: 4 года.

Возраст обучающихся: 6 лет 6 месяцев-11 лет

Количество часов: 135 1 класс-33 часов, 2-4 классы-34 часа в год.

Учитель: Незнамова Анна Капитоновна

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного

приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №37; Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от

06.04.2015 №68-ФЗ (ред. 19.12.2016); Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014

№1644, от 31.12.2015 №1577; Примерной основной образовательной программы основного общего образования .

1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Любимый уголок земли».

Выпускник научится:

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:

- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;

- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях:

- о природных, климатических условиях Краснодарского края;

- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями,

родителями -как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,

образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает

первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов предусматривает:

- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с

другими регионами;

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных

социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье,

школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме

отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;

- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и

приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому

осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения

программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности

изучаемого материала.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

-получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края;

-знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев;

-знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки);

-извлечение информации патриотического содержания из текстов;

-овладение первоначальными оформительскими навыками.

-умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации;

- находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости;

- умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах;

- проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности

- умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций, находить

необходимые источники информации;

- умение практическим способом находить связи, закономерности в теоретическом материале;

- использовать в работе методы исследования, поиска, анализа, сравнения, наблюдения;

-умение воспринимать необходимый спектр знаний, получать дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания

в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности;

-умение распределять материал по направлениям, блокам

Регулятивные:

-умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные;

- пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки;

- умение самостоятельно планировать свою деятельность;

- логически выстраивать алгоритм действий, анализировать проделанную работу, оценивать;

- находить положительные моменты и ошибки;

- умение организовывать рабочее место, выстраивать алгоритм своей деятельности, анализировать проделанную работу, делать выводы и

самооценку;

- применять практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах с учётом замысла;

- решать творческие, нестандартные задачи

Коммуникативные:

- умение работать в парах, в группах, в коллективе;

- умение выражать собственное мнение;

- проявлять чувство уважения к партнёрам и сотрудничать ;

-умение различать объективное и субъективное отношение к объекту, к вопросу;

- выражать своё отношение к предмету изучения;

- высказывать оценочные суждения с опорой на факты, доводы, примеры;

-решать возникающие вопросы в диалоге

Личностные:

- умение выражать собственное видение мира;

- вносить личный вклад в общую работу;

- развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические;

- умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы;

-приводить примеры из личной практики;

- умение ставить перед собой цель, формулировать и решать трудовые задачи, выражать собственное видение мира, находить подходы в

творческой деятельности;

Предметными результатами изучения внеурочного курса «Любимый уголок земли»» является сформированность следующих умений:

• называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес

• определять основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении

• соблюдать традиции своей школы

• ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома

• определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)

• приводить примеры основных достопримечательностей родного города (села, станицы и др.)

• приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и др.)

• различать основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее

окружение)

• соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

• составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать

литературные произведения

различать герб родного города (села, станицы и др.);

различать особенности времен года своей местности

• определять характерные особенности рельефа своей местности

• приводить примеры названий морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и

Краснодарского края

• приводить примеры названий и отличительных признаков 5 — 6 растений и 4 - 5 животных, обитающих

на территории своей местности

• знать кубанские песни, пословицы и поговорки

• соблюдать основные правила поведения в окружающей среде,

в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе

• называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района

• показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый

пункт

• рассказывать о достопримечательностях родного город; станицы;

• различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые

растения)

• бережно относиться к растительному и животному мир Кубани

использовать приобретённые знания и умении в практической деятельности и повседневной жизни

• соблюдать правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага

. соблюдать правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах

• искать и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и животном мире Краснодарского

края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Любимый уголок земли».

Первый год обучения. «В гостях у казаков». (33 ч.)

Раздел 1. Усадьбы и подворья. Традиционное убранство хаты. (8 ч.)

Особенности труда и быта жителей родного края. Населенные пункты Кубани. Краснодар - столица Кубани. Родной город

(станица, хутор и т.п.). Моя семья, хозяйство семьи. Герб, флаг, гимн Кубани. Промыслы и ремесла на Кубани. Устное народное

творчество (народные песни, пословицы, поговорки, загадки, былины). Произведения выдающихся представителей литературы Кубани.

Тема1. Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры.

Тема 2. Как строились турлучные дома.

Тема 3. Проект № 1«Дом кубанского казака». Экскурсия.

Тема 4. Как возводились общественные здания: атаманское правление, школы.

Тема 5. Специальные обряды при закладке дома.

Тема 6. Обряд при строительстве жилья.

Тема 7. Внутреннее убранство казачьей xaты.

Тема 8. Центральное место в доме - «Красный угол».Экскурсия в сельский музей.

Раздел 2. Блюда казачьей кухни.(8 ч.)

Особенности кубанской кухни. Основные блюда кубанских казаков. Кухонная утварь. Основой питания кубанской семьи

являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярные блюда: борщ,

вареники, галушки. Простейшая утварь.

Тема 1.Чем питались казаки.

Тема 2. Основные блюда кубанских казаков.

Тема 3. Наиболее популярные казачьи блюда.

Тема 4. Создание меню кубанской семьи. Проект № 2.

Тема 5. Простейшая утварь.

Тема 6. Материалы для создания кухонной утвари.

Тема 7.Кухонная утварь казака. Проект № 3. Рассматривание экспозиции в сельском музее.

Тема 8. Обобщение по теме «Блюда кубанской кухни».

Раздел 3. Костюм – документ эпохи.(8 ч.)

Особенности кубанского костюма: женского и мужского. История создания костюма. Элементы костюма.

Тема 1. Казачий костюм.

Тема 2.Влияние культуры кавказских народов.

Тема 3. «Казачья справа»: форменная одежда, конь, оружие.

Тема 4.Традиционный женский костюм.

Тема 5. Проект № 4. Рассматривание экспозиции в сельском музее.

Тема 6. Традиционный мужской костюм.

Тема 7. Традиционный мужской костюм. Проект № 5. Рассматривание экспозиции в сельском музее.

Тема 8.Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи.

Раздел 4. Занятия казаков.(9ч.)

Население

Кубани

в

различные

исторические

эпохи,

особенности

быта

и

культуры.

Историческая

карта

Кубани.

Общие

представления об отдельных, наиболее важных и ярких событиях исторической, общественной и культурной жизни кубанцев.

Произведения

выдающихся

представителей

литературы

Кубани.

Знакомство

с

произведениями

кубанских

композиторов

и

художников.

Тема 1. Главная обязанность казака - военная служба.

Тема 2. Казаки на службе.

Тема 3. Выдающиеся казаки Кубани.

Тема 4. Выдающиеся казаки Кубани. Проект № 6. Библиотечный урок.

Тема 5. Роль женщины в ведении домашнего хозяйства.

Тема 6. Обязанности казачки в доме.

Тема 7. Обязанности детей в кубанской семье.

Тема 8. Обязанности детей в кубанской семье. Проект № 7. Библиотечный урок.

Тема 9. Полевые работы в страдную пору.

Второй год обучения. «Казачьи обычаи и традиции». (34 ч.)

Раздел 1. Этнические основы христианства – источник нравственности.(7 ч.)

Тема 1. Что такое духовная жизнь человека.

Тема 2. Духовная жизнь казака.

Тема 3.Православная вера кубанских казаков.

Тема 4. Православная вера кубанских казаков и ее роль в жизни человека.

Тема 5. Обозначение святого, праведного и грешного.

Тема 6. Православная вера кубанских казаков. Проект № 1.

Тема 7. Православная вера кубанских казаков. Экскурсия в храм.

Раздел 2. Календарные праздники. (9 ч.)

Особенности труда и быта жителей родного края. Населенные пункты Кубани. Краснодар - столица Кубани. Родной город

(станица, хутор и т.п.). Моя семья, хозяйство семьи. Герб, флаг, гимн Кубани. Промыслы и ремесла на Кубани. Устное народное

творчество (народные песни, пословицы, поговорки, загадки, былины). Произведения выдающихся представителей литературы Кубани.

Тема 1. Рождество Христово, Новый год .

Тема 2. Рождество Христово. Проект 2.

Тема 3. Масленица на Кубани.

Тема 4. Масленица на Кубани. Проект № 3.

Тема 5. Пасха и Троица на Кубани.

Тема 6. Пасха на Кубани. Проект № 4.

Тема 7. Великий пост.

Тема 8. Светлое воскресение – «Вылык дэнь».

Тема 9. Обрядовый хлеб – паска. Обрядовая пища.

Раздел 3. Войсковые и престольные храмовые праздники. (9 ч.)

Тема 1.День вручения Георгиевского знамени.

Тема 2. Дни годовщины Полтавской и Бородинской битв.

Тема 3.Престольные храмовые праздники, посвященные Господу, Богородице, Святому, имя которого носила станичная церковь.

Тема 4. История создания храма в селе Львовском.

Тема 5. Храм села Львовского. Проект № 5.

Тема 6. Храмы Краснодарского края.

Тема 7. Храмы Краснодарского края. Проект № 6.

Тема 8. История создания храма ст.Северской.

Тема 9. Обобщающий урок по теме раздела.

Раздел 4. Семейные праздники. Казачья свадьба в эстетическом и нравственном аспектах. (9 ч.)

Тема 1.Различные обряды на Кубани.

Тема 2. Свадьба - сложный и длительный обряд со своими строгими правилами.

Тема 3. Свадебный обряд на Кубани. Проект № 7.

Тема 4. Родильный обряд на Кубани.

Тема 5. Обряд имянаречения.

Тема 6. Обряд крестин на Кубани.

Тема 7. Обряд крестин на Кубани. Проект № 8.

Тема 8. Обряд -проводы на службу.

Тема 9. Обобщение по изученного за год.

Третий год обучения. «Семья – идеал народной педагогики». (34 ч.)

Раздел 1. Кубанская семья. (8 ч.)

Ближайший мир ребенка – семья. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества членов семьи. История своего имени. Обязанности

ребенка в семье, забота о других членах семьи. Семейные традиции, обычаи, праздники, реликвии.

Тема 1.Семейный быт.

Те ма 2. Семейный быт кубанской семьи. Экскурсия в сельский музей.

Тема 3. Традиционно большие кубанские семьи.

Тема 4. Моя семья в фотографиях.

Тема 5. Моя семья. Проект № 1.

Тема 6. Сочинение «Моя семья».

Тема 7.Роль главы семьи.

Тема 8. Обобщение по разделу.

Раздел 2. Воспитание девочек и мальчиков. (9 ч.)

Тема 1.Раннее приобщение детей к труду.

Тема 2. Подготовка мальчиков к службе в детстве.

Тема 3. Подготовка мальчиков к службе в юности..

Тема 4. Обучение сыновей и внуков выживанию в опасных условиях.

Тема 5. Обучение дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Тема 6. Ремесла Кубани. Изучение музейной экспозиции.

Тема 7. Ремесла Кубани .Проект № 2. Аудиторное занятие.

Тема 8. Ремесла Кубани Проект № 3(окончание).

Тема 9. Обобщающий урок по разделу.

Отец и дед традиционно обучали сыновей и внуков выживанию в опасных условиях. Матери и бабушки обучали дочек и внучек

умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Раздел 3. Отношение к старшим. (9 ч.)

Тема 1. Хранители обычаев.

Тема 2. Воспитание уважения к старшему поколению.

Тема 3. Отношение к предкам – показатель нравственного состояния общества.

Тема 4. К предкам всегда относились с особым почтением. Тимуровская акция .

Тема 5. Моя бабушка. Проект № 4.

Тема 6. Мой дедушка. Проект № 5.

Тема 7. Моя родословная. Проект № 6.

Тема 8. Моя родословная. Проект № 7. (окончание).

Тема 9. Обобщающий урок по разделу.

Раздел 4. Заповеди воспитания. (8 ч.)

Особым уважением в семье пользовались старики, которые выступали хранителями обычаев. Отношение к предкам – показатель

нравственного состояния общества. На Кубани к предкам всегда относились с особым почтением. Крестьянско-казачья педагогика, в

основе которой идеалы строгой доброты и послушания, доверия, справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду.

Тема 1. Что такое доброта и послушание?

Тема 2. Что такое доверие?

Тема 3. Что такое справедливость?

Тема 4. Что такое нравственное достоинство?

Тема 5. Что такое прилежание к труду? Трудовая акция.

Тема 6. Заповеди крестьянско-казачьей педагогики.

Тема 7. Заповеди воспитания в казачьих семьях. Проект № 8.

Тема 8. Заповеди воспитания в моей семье. Проект № 9 .

Четвертый год обучения. «Родовое предание». (34 ч.)

Раздел 1. Родословная. Моя родословная. (8 ч.)

Ближайший мир ребенка – семья. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества членов семьи. История своего имени. Обязанности

ребенка в семье, забота о других членах семьи. Семейные традиции, обычаи, праздники, реликвии.

Тема 1. Что такое родословная.

Тема 2. Родословное дерево семьи.

Тема 3. Родословное дерево моей семьи. Проект №1.

Тема 4. О христианском понимании семьи. Посещение храма.

Тема 5. Как рождается семья.

Тема 6. Как родилась наша семья. Проект № 2.

Тема 7. Моя семья. Проект №3.

Тема 8. Обобщающий урок по разделу.

Раздел 2. Семейные реликвии. (9 ч.)

Тема 1. Что такое реликвия. Посещение сельского музея.

Тема 2. Что такое семейные реликвии.

Тема 3. Семейные реликвии моей семьи. Проект №4.

Тема 4. Передача семейных реликвий– древняя традиция.

Тема 5. Для чего нужно беречь семейные реликвии.

Тема 6. Музеи Краснодарского края. Аудиторное занятие.

Тема 7. История создания краеведческого музея им. Фелицина.

Тема 8. Посещение краеведческого музея им. Фелицина.

Тема 9. Обобщающий урок по разделу.

Раздел 3. Значение имени и фамилии. (8 ч.)

Тема 1. Что такое фамилия.

Тема 2. Фамилия – наследственное имя семьи.

Тема 3. Происхождение фамилий. Аудиторное занятие.

Тема 4. Происхождение моей фамилии. Проект №5.

Тема 5. Значение имени.

Тема 6. Значение моего имени. Проект №6.

Тема 7. Традиция давать имя по Святкам.

Тема 8. Знаменитые однофамильцы. Проект №7. Библиотечный урок.

Раздел 4. «История воинской славы кубанского казачества».(9 ч.)

Моя родословная. Мое имя. Историческая карта Кубани. Екатеринодар - Краснодар (достопримечательности). Выдающиеся

личности в истории Кубани. Устное народное творчество (кубанские загадки, пословицы, поговорки, казачьи сказки). Произведения

выдающихся представителей литературы Кубани. Знакомство с произведениями кубанских композиторов, художников. Промыслы и

ремесла на Кубани.

Тема 1. Персидские походы.

Тема 2. Русско-турецкая война 1828-1829 гг.

Тема 3. Русско-турецкая война 1828-1829 гг и участие в ней казаков.

Тема 4. Участие казаков в обороне Севастополя.

Тема 5. Мои героические земляки. Проект №8.Библиотечный урок.

Тема 6. Оборона Тамани.

Тема 7. Борьба за Северный Кавказ.

Тема 8. Обобщающий урок года.

Формы организации детского коллектива:

● Практическое изучение объектов

● Конструирование из разных материалов

● Рисование с натуры и по воображению

● Игровые программы

● Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)

● Эксперимент

● Исследование объекта

● Наблюдения

● Проектная деятельность

● Коллективные разработки

● Экскурсии

● Праздники

Форма занятий - групповые и индивидуальные занятия.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1 класс.

номер

занятия

Содержание

Колич

ество

часов

Количество

часов

Основные виды

учебной деятельности

(УУД)

Оборудование

Дата

Дата

по

факту

теорет

практ

«В гостях у казаков»

33

Тема 1. Усадьбы и подворья.

Традиционное убранство

хаты.

8

6

2

1

1

Домостроение - важный

элемент традиционной

народной культуры

1

Личностные:

- широкая

мотивационная основа

учебной деятельности;

-ориентация на

понимание причин

презентация,

фотоматериалы

2

2

Как строились турлучные

дома

1

презентация,

фотоматериалы

успеха в учебной

деятельности;

- способность к

самооценке

Регулятивные :

- определять цель

деятельности на

занятии с помощью

учителя и

самостоятельно

Познавательные :

-описывать изученные

явления природы;

-проводить несложные

наблюдения.

Коммуникативные

3

3

Проект № 1«Дом кубанского

казака». Экскурсия.

1

презентация,

фотоматериалы

альбом,

карандаши,

цв.бумага,

ножницы

4

4

Как возводились

общественные здания:

атаманское правление, школы.

1

презентация,

фотоматериалы

5

5

Специальные обряды при

закладке дома.

1

презентация,

фотоматериалы

6

6

Обряд при строительстве

жилья.

1

презентация,

фотоматериалы

7

7

Внутреннее убранство

казачьей xaты.

1

презентация,

фотоматериалы

-допускать

возможность

существования у людей

различных точек

зрения, в том числе не

совпадающих с его

собственной, и

ориентироваться на

позицию партнёра в

общении и

взаимодействии

Предметные:

- называть своё полное

имя, имена своих

родных, домашний

адрес;

-определять основные

помещения в доме, их

предназначение,

ориентироваться в их

месторасположении;

-соблюдать традиции

своей школы

-ориентироваться в

улицах, расположенных

вблизи школы и дома;

-определять основные

учреждения культуры,

быта, образования

своего города

8

8

Центральное место в доме -

«Красный угол». Экскурсия в

сельский музей.

1

презентация,

фотоматериалы

альбом,

карандаши

Тема 2. Блюда казачьей

8

6

2

кухни.

9

1

Чем питались казаки.

1

Предметные:

- давать описание

истории возникновения

своего населённого

пункта, его

достопримечательносте

й;

-изучить блюда

казачьей кухни;

-использовать

приобретённые знания

и умения в

практической

деятельности и

повседневной жизни

для обогащения

жизненного опыта,

решения практических

задач с помощью

презентация

10

2

Основные блюда кубанских

казаков.

1

видео,

м/оборудование

11

3

Наиболее популярные казачьи

блюда.

1

презентация

12

4

Создание меню кубанской

семьи. Проект № 2.

1

м/оборудование

,

проекты

13

5

Простейшая утварь.

1

презентация

14

6

Материалы для создания

кухонной утвари.

1

презентация

15

7

Кухонная утварь казака.

Проект № 3.Рассматривание

экспозиции в сельском музее.

1

м/оборудование

,

проекты

наблюдения над

особенностями труда и

быта людей своей

местности

-знать правила сбора

грибов в своей

местности

- выполнять правила

поведения у водоёма в

разное время года

-бережно относиться к

растениям и животным

Регулятивные :

-понимать учебную

задачу и стремиться её

выполнить;

- планировать своё

действие в

соответствии с

поставленной задачей.

Познавательные :

-устанавливать

причинно-

следственные связи;

-научится осуществлять

поиск необходимой

информации для

выполнения учебных

заданий

Коммуникативные :

-формулировать

собственное мнение и

позицию;

-задавать вопросы

Личностные:

16

8

Обобщение по теме «Блюда

кубанской кухни»

1

презентация

Тема 3. Костюм – документ

эпохи.

8

6

2

17

1

Казачий костюм.

1

Предметные:

- различать

особенности культуры ,

быта, одежды народов,

населяющих

территорию

Краснодарского края

-знать особенности

хозяйственной

деятельности людей,

живущих на

территории края

-называть особенности

кубанского костюма

Личностные:

- умение выделять

нравственный аспект

поведения, соотносить

поступки с принятыми в

обществе морально-

этическими принципами

Коммуникативные:

-адекватно

использовать речевые

презентация

18

2

Влияние культуры

кавказских народов

1

презентация

19

3

«Казачья справа»:

форменная одежда, конь,

оружие.

1

презентация

20

4

Традиционный женский

костюм

1

презентация

21

5

Традиционный женский

костюм. Проект №

4.Рассматривание экспозиции

в музее.

1

м/оборудование

, проект

22

6

Традиционный мужской

костюм

1

презентация

23

7

Традиционный мужской

костюм. Проект № 5.

Рассматривание

экспозиции в сельском

музее.

1

м/оборудование

, проект

средства для решения

задач общения;

-вступать в учебное

сотрудничество с

учителем и

одноклассниками,

осуществлять

совместную

деятельность в паре

Познавательные:

- добывать новые

знания: находить

ответы на вопросы,

используя учебник,

свой жизненный опыт и

информацию,

полученную на занятии

Регулятивные:

- учиться совместно с

учителем и другими

учениками давать

эмоциональную оценку

деятельности класса на

занятии

24

8

Значение одежды в системе

материальных ценностей

казачьей семьи.

1

презентация

Тема 4. Занятия казаков.

9

7

2

25

1

Главная обязанность

казака - военная служба

1

Предметные:

- различать

особенности культуры

и быта народов,

населяющих

презентация

26

2

Казаки на службе.

1

сюжетные

картинки

территорию

Краснодарского края

- использовать

приобретённые знания

и умения в

практической

деятельности и

повседневной жизни

Личностные:

- самостоятельно

определять и

высказывать самые

простые общие для

всех людей правила

поведения (основы

общечеловеческих

нравственных

ценностей)

Регулятивные :

- определять цель

деятельности на

занятии с помощью

учителя и

самостоятельно

Познавательные:

-научатся проводить

сравнение;

-использовать модели

для решения задач.

Коммуникативные

-умение задавать

вопросы;

-умение строить

понятные

высказывания

27

3

Выдающиеся казаки Кубани.

1

презентация

28

4

Выдающиеся казаки Кубани.

Проект № 6.Библиотечный

урок.

1

м/оборудование

, проект

29

5

Роль женщины в ведении

домашнего хозяйства.

1

презентация

30

6

Обязанности казачки в доме.

1

м/оборудование

,

проекты

31

7

Обязанности детей в

кубанской семье.

1

презентация

32

8

Обязанности детей в

кубанской семье. Проект № 7.

Библиотечный урок.

1

м/оборудование

, проект

33

9

Полевые работы в страдную

пору.

1

презентация

25

8

Итого:

33 часа

Проектов-7

2 год обучения.

номер

занятия

Содержание

Коли

честв

о

часов

Количество

часов

Основные виды

учебной

деятельности (УУД)

Оборудовани

е

Дата

Дата по

факту

теоре

т

практ

«Казачьи обычаи и

традиции».

34

Тема 1. Этнические основы

христианства – источник

нравственности.

7

6

1

1

1

Что такое духовная жизнь

человека

1

Личностные:

- формирование

уважительного

отношения к иному

мнению, истории и

культуре других

народов;

-формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его

органичном единстве

и разнообразии при-

презентация,

фотоматериал

ы

2

2

Духовная жизнь казака.

1

презентация,

фотоматериал

ы

3

3

Православная вера кубанских

казаков

1

презентация,

фотоматериал

ы, альбом,

карандаши

4

4

Православная вера кубанских

казаков и ее роль в жизни

человека.

1

презентация,

фотоматериал

ы

роды, народов,

культур и религий

Регулятивные :

- определять цель

деятельности на

занятии с помощью

учителя и

самостоятельно

5

5

Обозначение святого,

праведного и грешного.

1

презентация,

фотоматериал

ы

6

6

Православная вера кубанских

казаков. Проект № 1.

1

презентация,

фотоматериал

ы,альбом,

карандаши

Познавательные :

-

отбирать необходимые

для решения учебной

задачи источники

информации среди

предложенных

учителем словарей,

энциклопедий,

справочников;

-добывать новые

знания: извлекать инф

ормацию,

представленную в

разных формах

Коммуникативные

-допускать

возможность

существования у

людей различных

точек зрения, в том

числе не

совпадающих с его

собственной, и

ориентироваться на

позицию партнёра в

общении и

взаимодействии

Предметные:

- называть даты

важнейших событий в

истории края, города,

станицы,

хутора и т.д

- различать

особенности культуры

и быта народов,

населяющих

территорию

7

7

Православная вера кубанских

казаков. Экскурсия в храм.

1

Тема 2. Календарные

праздники.

9

8

1

8

1

Рождество Христово, Новый

год.

1

Предметные:

- изучить календарные

праздники Кубани, как

их праздновали и

празднуют сейчас,

познакомиться с

обрядами;

-использовать

приобретённые

знания и умения в

практической

деятельности и

повседневной жизни

для обогащения

жизненного опыта,

решения

практических задач с

помощью наблюдения

над особенностями

труда и быта людей

своей местности

Регулятивные :

презентация

9

2

Рождество Христово.

Проект № 2.

1

видео,

м/оборудован

ие,альбом,

краски

10

3

Масленица на Кубани.

1

презентация

11

4

Масленица на Кубани.

Проект № 3.

1

видео,

м/оборудован

ие,альбом,

краски

12

5

Пасха и Троица на Кубани.

1

презентация

13

6

Пасха на Кубани. Проект № 4.

1

видео,

м/оборудован

ие,альбом,

краски

14

7

Великий пост.

1

презентация

15

8

Светлое воскресение – «Вылык

дэнь».

1

презентация

-понимать учебную

задачу и стремиться

её выполнить;

- планировать своё

действие в

соответствии с

поставленной задачей.

Познавательные :

-устанавливать

причинно-

следственные связи;

-научится

осуществлять поиск

необходимой

информации для

выполнения учебных

заданий

Коммуникативные :

-доносить свою

позицию до

других: оформлять св

ои мысли в устной и

письменной речи с

учётом своих учебных

и жизненных речевых

ситуаций;

доносить свою

позицию до других:

высказывать свою

точку зрения и

пытаться

её обосновать,

приводя аргументы

Личностные:

- развивать учебно-

познавательный

интерес к новому

учебному материалу;

-способность к

16

9

Обрядовый хлеб – паска.

Обрядовая пища.

1

презентация

Тема 3. Войсковые и

престольные храмовые

праздники.

9

8

1

17

1

День вручения Георгиевского

знамени.

1

Предметные:

- различать

особенности культуры

и быта народов,

населяющих

территорию

Краснодарского края

-знать особенности

хозяйственной

деятельности людей,

живущих на

территории края;

-познакомить с

историей создания

храмов нашего

села,района,края

Личностные:

- умение выделять

нравственный аспект

поведения, соотносить

поступки с принятыми в

обществе морально-

этическими

принципами

Коммуникативные:

-адекватно

использовать речевые

средства для решения

задач общения;

-вступать в учебное

сотрудничество с

учителем и

презентация

18

2

Дни годовщины

Полтавской и Бородинской

битв.

1

презентация

19

3

Престольные храмовые

праздники, посвященные

Господу, Богородице,

Святому, имя которого

носила станичная церковь

1

презентация

20

4

История создания храма в

селе Львовском.

1

презентация,

фото

21

5

Храм села Львовского.

Проект № 5.

1

м/оборудован

ие, проект,

альбом,

карандаши

22

6

Храмы Краснодарского

края.

1

презентация

23

7

Храмы Краснодарского

края. Проект № 6.

1

м/оборудован

ие, проект,

альбом,

карандаши

одноклассниками,

осуществлять

совместную

деятельность в паре

Познавательные:

- добывать новые

знания: находить

ответы на вопросы,

используя учебник,

свой жизненный опыт

и информацию,

полученную на

занятии

Регулятивные:

- учиться совместно с

учителем и другими

учениками давать

эмоциональную

оценку деятельности

класса на занятии

24

8

История создания храма

ст.Северской.

1

презентация

25

9

Обобщающий урок по теме

раздела.

1

выставка

рисунков

Тема 4. Семейные праздники.

Казачья свадьба в

эстетическом и

нравственном аспектах.

9

9

0

26

1

Различные обряды на

Кубани.

1

Предметные:

- различать

особенности культуры

и быта, обрядов

народов, населяющих

территорию

Краснодарского края

- использовать

приобретённые

знания и умения в

практической

деятельности и

повседневной жизни

презентация

27

2

Свадьба - сложный и

длительный обряд со своими

строгими правилами.

1

презентация

28

3

Свадебный обряд на Кубани.

Проект № 7.

1

альбом,

краски, фото

из семейных

архивов

29

4

Родильный обряд на Кубани.

1

м/оборудован

ие, проект

Личностные:

- самостоятельно

определять и

высказывать самые

простые общие для

всех людей правила

поведения (основы

общечеловеческих

нравственных

ценностей)

Регулятивные :

- определять цель

деятельности на

занятии с помощью

учителя и

самостоятельно

Познавательные:

-научатся проводить

сравнение;

-использовать модели

для решения задач.

Коммуникативные

-умение задавать

вопросы;

-умение строить

понятные

высказывания

30

5

Обряд имянаречения.

1

презентация

31

6

Обряд крестин на Кубани.

1

альбом,

краски, фото

из семейных

архивов

32

7

Обряд крестин на Кубани.

Проект № 8.

1

презентация

33

8

Обряд -проводы на службу.

1

м/оборудован

ие, проект

34

9

Обобщение по изученного за

год.

1

-выставка

работ уч-ся

31

3

Итого:

34 часа

Проектов-8

3 год обучения.

номер

занятия

Содержание

Коли

честв

Количество

часов

Оборудовани

е

Дата

Дата по

факту

о

часов

Основные виды

учебной

деятельности (УУД)

теорет

практ

«Семья – идеал народной

педагогики».

34

Тема 1. Кубанская семья.

8

7

1

1

1

Семейный быт кубанской

семьи.

1

Личностные:

-прививать любовь и

уважение к своим

родственникам;

- формирование

уважительного

отношения к иному

мнению, истории и

культуре других

народов;

-формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его

органичном единстве

и разнообразии при-

роды, народов,

культур и религий

Регулятивные :

- определять цель

деятельности на

занятии с помощью

учителя и

самостоятельно

презентация,

фотоматериал

ы

2

2

Семейный быт кубанской

семьи. Экскурсия в сельский

музей.

1

презентация,

фотоматериал

ы

3

3

Традиционно большие

кубанские семьи.

1

презентация,

фотоматериал

ы,альбом,

карандаши

4

4

Моя семья в фотографиях.

1

презентация,

фотоматериал

ы

5

5

Моя семья. Проект № 1.

1

презентация,

фотоматериал

ы

6

6

Сочинение «Моя семья».

1

презентация,

фотоматериал

ы,альбом,

карандаши

7

7

Роль главы семьи.

1

презентация,

фотоматериал

ы

Познавательные :

- перерабатывать

полученную

информацию: делать

выводы на основе

обобщения знаний;

преобразовывать

информацию из одной

формы в

другую: составлять пр

остой план учебно-

научного текста

Коммуникативные

-допускать

возможность

существования у

людей различных

точек зрения, в том

числе не

совпадающих с его

собственной, и

ориентироваться на

позицию партнёра в

общении и

взаимодействии

Предметные:

- называть даты

важнейших событий в

истории края, города,

станицы,

хутора и т.д

- различать

особенности культуры

и быта народов,

населяющих

территорию

Краснодарского края

8

8

Обобщение по разделу.

1

выставка

работ

Тема 2. Воспитание девочек и

мальчиков.

9

8

1

9

1

Раннее приобщение детей к

труду.

1

Предметные:

-познакомить с

приемами обучения

девочек и мальчиков в

казачьих семьях;

-использовать

приобретённые

знания и умения в

практической

деятельности и

повседневной жизни

для обогащения

жизненного опыта,

решения

практических задач с

помощью наблюдения

над особенностями

труда и быта людей

своей местности

Регулятивные :

-понимать учебную

задачу и стремиться

её выполнить;

- планировать своё

действие в

соответствии с

поставленной задачей.

Познавательные :

-устанавливать

причинно-

следственные связи;

презентация

10

2

Подготовка мальчиков к службе

в детстве.

1

видео,

м/оборудован

ие

11

3

Подготовка мальчиков к службе

в юности.

1

презентация

12

4

Обучение сыновей и внуков

выживанию в опасных

условиях.

1

видео,

м/оборудован

ие

13

5

Обучение дочек и внучек

умению любить и беречь

семью, рачительному ведению

хозяйства.

1

презентация

14

6

Ремесла Кубани. Изучение

музейной экспозиции.

1

видео,

м/оборудован

ие

15

7

Ремесла Кубани .Проект № 2.

1

презентация,

альбом,

краски

16

8

Ремесла Кубани Проект № 3

(окончание).

1

презентация,

альбом,

краски

-научится

осуществлять поиск

необходимой

информации для

выполнения учебных

заданий

Коммуникативные :

-доносить свою

позицию до

других: оформлять св

ои мысли в устной и

письменной речи с

учётом своих учебных

и жизненных речевых

ситуаций;

доносить свою

позицию до других:

высказывать свою

точку зрения и

пытаться

её обосновать,

приводя аргументы

Личностные:

- развивать учебно-

познавательный

интерес к новому

учебному материалу;

-способность к

самооценке на основе

критерия успешности

учебной деятельности

17

9

Обобщающий урок по разделу.

1

презентация

Тема 3. Отношение к

старшим.

9

8

1

18

1

Хранители обычаев.

1

Предметные:

- дать понятие

«родословная»;

презентация

19

2

Воспитание уважения к

старшему поколению.

1

презентация

-учить составлять

родословную своей

семьи

Личностные:

-прививать любовь и

уважение к старшему

поколению;

- умение выделять

нравственный аспект

поведения, соотносить

поступки с принятыми в

обществе морально-

этическими

принципами

Коммуникативные:

-адекватно

использовать речевые

средства для решения

задач общения;

-вступать в учебное

сотрудничество с

учителем и

одноклассниками,

осуществлять

совместную

деятельность в паре

Познавательные:

- добывать новые

знания: находить

ответы на вопросы,

используя учебник,

свой жизненный опыт

и информацию,

полученную на

занятии

20

3

Отношение к предкам –

показатель нравственного

состояния общества.

1

презентация

21

4

К предкам всегда относились с

особым почтением.

Тимуровская акция .

1

презентация,

фото

22

5

Моя бабушка. Проект № 4.

1

м/оборудован

ие, проект,

альбом,

карандаши,

фото из

личного

архива

23

6

Мой дедушка. Проект № 5.

1

презентация,

фото из

личного

архива

24

7

Моя родословная. Проект №

6.

1

м/оборудован

ие, проект,

альбом,

карандаши

25

8

Моя родословная. Проект № 7.

(окончание)

1

м/оборудован

ие, проект,

альбом,

карандаши,

фото из

личного

архива

Регулятивные:

- учиться совместно с

учителем и другими

учениками давать

эмоциональную

оценку деятельности

класса на занятии

26

9

Обобщающий урок по разделу.

1

выставка

рисунков

Тема 4. Заповеди воспитания.

8

7

1

27

1

Что такое доброта и

послушание?

1

Предметные:

- познакомить с

особенностями

воспитания в

кубанских семьях ;

-использовать

приобретённые

знания и умения в

практической

деятельности и

повседневной жизни

Личностные:

- самостоятельно

определять и

высказывать самые

простые общие для

всех людей правила

поведения (основы

общечеловеческих

нравственных

ценностей)

презентация

28

2

Что такое доверие?

1

презентация

29

3

Что такое справедливость?

1

презентация

30

4

Что такое нравственное

достоинство?

1

презентация

31

5

Что такое прилежание к труду?

Трудовая акция.

1

презентация

32

6

Заповеди крестьянско-казачьей

педагогики.

1

презентация

33

7

Заповеди воспитания в казачьих

семьях. Проект № 8.

1

альбом,

краски, фото

из семейных

архивов

Регулятивные :

- определять цель

деятельности на

занятии с помощью

учителя и

самостоятельно

Познавательные:

-научатся проводить

сравнение;

-использовать модели

для решения задач.

Коммуникативные

-умение задавать

вопросы;

-умение строить

понятные

высказывания

34

8

Заповеди воспитания в моей

семье. Проект № 9.

1

м/оборудован

ие, проект,

альбом,

краски, фото

из семейных

архивов

30

4

Итого:

34 часа

Проектов-9

4 год обучения.

номер

занятия

Содержание

Коли

честв

о

часов

Количество часов

Основные виды

учебной

деятельности (УУД)

Оборудован

ие

Дата

Дата по

факту

теорет

практ

«Родовое предание».

34

Тема 1. Родословная. Моя

8

7

1

родословная.

1

1

Что такое родословная.

1

Личностные:

-прививать любовь и

уважение к своим

родственникам;

- формирование

уважительного

отношения к иному

мнению, истории и

культуре других

народов;

-формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его

органичном единстве

и разнообразии при-

роды, народов,

культур и религий

Регулятивные :

- определять цель

деятельности на

занятии с помощью

учителя и

самостоятельно

Познавательные :

презентация,

фотоматериа

лы

2

2

Родословное дерево семьи

1

презентация,

фотоматериа

лы

3

3

Родословное дерево моей

семьи. Проект №1.

1

презентация,

фотоматериа

лы,альбом,

карандаши

4

4

О христианском понимании

семьи. Посещение храма.

1

презентация,

фотоматериа

лы

5

5

Как рождается семья.

1

презентация,

фотоматериа

лы

6

6

Как родилась наша семья.

Проект № 2.

1

презентация,

фотоматериа

лы,альбом,

карандаши

7

7

Моя семья. Проект №3.

1

презентация,

фотоматериа

лы,альбом,

карандаши

- перерабатывать

полученную

информацию: делать

выводы на основе

обобщения знаний;

преобразовывать

информацию из одной

формы в

другую: составлять пр

остой план учебно-

научного текста

Коммуникативные

-допускать

возможность

существования у

людей различных

точек зрения, в том

числе не

совпадающих с его

собственной, и

ориентироваться на

позицию партнёра в

общении и

взаимодействии

Предметные:

- дать понятие

«родословная»;

-учить составлять

родословную своей

семьи

8

8

Обобщающий урок по разделу.

1

выставка

работ

Тема 2. Семейные реликвии.

9

7

2

9

1

Что такое реликвия. Посещение

сельского музея.

1

Предметные:

-познакомить с

понятием «реликвия»;

презентация

-совершить

«путешествие» в

краеведческий музей;

-использовать

приобретённые

знания и умения в

практической

деятельности и

повседневной жизни

для обогащения

жизненного опыта,

решения

практических задач с

помощью наблюдения

над особенностями

труда и быта людей

своей местности

Регулятивные :

-понимать учебную

задачу и стремиться

её выполнить;

- планировать своё

действие в

соответствии с

поставленной задачей.

Познавательные :

10

2

Что такое семейные реликвии.

1

видео,

м/оборудова

ние

11

3

Семейные реликвии моей

семьи. Проект №4.

1

презентация

12

4

Передача семейных реликвий–

древняя традиция.

1

видео,

м/оборудова

ние

13

5

Для чего нужно беречь

семейные реликвии.

1

презентация

14

6

Музеи Краснодарского края.

1

видео,

м/оборудова

ние

15

7

История создания

краеведческого музея им.

Фелицина.

1

презентация,

альбом,

краски

16

8

Посещение краеведческого

музея им. Фелицина.

1

презентация,

альбом,

краски

-устанавливать

причинно-

следственные связи;

-научится

осуществлять поиск

необходимой

информации для

выполнения учебных

заданий

Коммуникативные :

-доносить свою

позицию до

других: оформлять св

ои мысли в устной и

письменной речи с

учётом своих учебных

и жизненных речевых

ситуаций;

доносить свою

позицию до других:

высказывать свою

точку зрения и

пытаться

её обосновать,

приводя аргументы

Личностные:

- развивать учебно-

познавательный

интерес к новому

учебному материалу;

-способность к

самооценке на основе

критерия успешности

учебной деятельности

17

9

Обобщающий урок по разделу.

1

презентация

Тема 3. Значение имени и

фамилии.

8

7

1

18

1

Что такое фамилия.

1

Предметные:

презентация

- дать понятие

«фамилия»;

-учить находить

информацию по

заданной теме;

- знать значение

своего имени

Личностные:

-прививать любовь и

уважение к старшему

поколению;

- умение выделять

нравственный аспект

поведения, соотносить

поступки с принятыми в

обществе морально-

этическими

принципами

Коммуникативные:

-адекватно

использовать речевые

средства для решения

задач общения;

19

2

Фамилия – наследственное

имя семьи.

1

презентация

20

3

Происхождение фамилий.

1

презентация

21

4

Происхождение моей фамилии.

Проект №5.

1

презентация,

фото

22

5

Значение имени.

1

м/оборудова

ние, проект,

альбом,кара

ндаши,фото

из личного

архива

23

6

Значение моего имени.

Проект №6

1

презентация,

фото из

личного

архива

24

7

Традиция давать имя по

Святкам.

1

м/оборудова

ние, проект,

альбом,

карандаши

-вступать в учебное

сотрудничество с

учителем и

одноклассниками,

осуществлять

совместную

деятельность в паре

Познавательные:

- добывать новые

знания: находить

ответы на вопросы,

используя учебник,

свой жизненный опыт

и информацию,

полученную на

занятии

Регулятивные:

- учиться совместно с

учителем и другими

учениками давать

эмоциональную

оценку деятельности

класса на занятии

25

8

Знаменитые однофамильцы.

Проект №7. Библиотечный

урок.

1

м/оборудова

ние, проект,

альбом,

карандаши,

фото из

личного

архива

Тема

4.

«История

воинской

славы кубанского казачества».

9

8

1

26

1

Персидские походы.

1

Предметные:

- познакомить с

историческими

событиями страны и

края;

- использовать

приобретённые

знания и умения в

практической

деятельности и

повседневной жизни

презентация

27

2

Русско-турецкая война 1828-

1829 гг.

1

презентация

28

3

Русско-турецкая война 1828-

1829 гг. и участие в ней казаков.

1

презентация

29

4

Участие казаков в обороне

Севастополя.

1

презентация

Личностные:

- самостоятельно

определять и

высказывать самые

простые общие для

всех людей правила

поведения (основы

общечеловеческих

нравственных

ценностей)

Регулятивные :

- определять цель

деятельности на

занятии с помощью

учителя и

самостоятельно

Познавательные:

-научатся проводить

сравнение;

-использовать модели

для решения задач.

Коммуникативные

-умение задавать

вопросы;

-умение строить

понятные

высказывания

30

5

Мои героические земляки.

Проект №8.Библиотечный

урок.

1

презентация,

фото из

семейных

архивов

31

6

Оборона Тамани.

1

презентация

32

7

Путешествие в Атамань.Проект

№9.

1

альбом,

краски, фото

из семейных

архивов

33

8

Борьба за Северный Кавказ.

1

м/оборудова

ние,

презентация,

фото из

семейных

архивов

34

9

Обобщающий урок года.

1

выставка

работ

29

5

Итого:

34 часа

Проектов-9.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальных

классов СОШ № 27 от 23 августа 2018года № 1

______________ Лызя О.И.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель дир.

по ВР

26.08.2018 год

__________________

Таранюк В.А.



В раздел образования