Автор: Хаматханова Инна Григоьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Калтасинская КШИ
Населённый пункт: Республика Башкортостан Калтасинский район с.Калтасы
Наименование материала: АООП программа 3 класс вариант1
Тема: по математике
Раздел: начальное образование
Рабочая программа по предмету «Математика»
для 3 класса на 2019- 2020учебный год
(приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
вариант I
Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Математика»
составлена
в
соответствии
с
требованиями
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
и
на
основании
следующих
нормативно-
правовых документов:
С Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273 – ФЗ от 29.12.2012г.,
Адаптированной основной общеобразовательной программой для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ
Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599);
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в
образовательных организациях, осуществляющих обучение обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой
категории к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование
доступных
математических
знаний
и
умений,
необходимых
для
решения
учебно-познавательных,
учебно-практических,
житейских
и
профессиональных
задач
и
развитие
способности
их
использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция
и
развитие
познавательной
деятельности
и
личностных
качеств
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
средствами
математики
с
учетом
их
индивидуальных
возможностей;
формирование
положительных
качеств
личности,
в
частности
аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое
дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1.Личностные и метапредметные результаты
1.1.1. Личностные результаты
Формировать
навыки
аккуратного
письма
с
учетом
индивидуальных
требование;
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа»,
«семья»;
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к
родителям;
Освоить роль ученика;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм
(плохо и хорошо);
Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
Формировать
представления
о
здоровом
образе
жизни:
элементарные
гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая
гимнастика, физ. минутка).
1.1.2. Метапредметные результаты
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
Определить план выполнения заданий на уроках при решении примеров и
задач под руководством учителя;
Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку;
Корректировать
выполнение
задания
в
соответствии
с
планом
под
руководством учителя;
Познавательные УД:
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством
учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету,
форме,
размеру,
материалу);
находить
общее
и
различие
с
помощью
учителя;
Группировать
предметы
на
основе
существенных
признаков
(одного-
двух) с помощью учителя;
Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД:
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других;
Участвовать в паре;
Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий,
задач из учебников.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знать
числовой
ряд
1-100
в
прямом
порядке
с
помощью
учителя;
понимать
смысл
арифметических
действий
сложения
и
вычитания,
умножения и деления (на равные части);
знать названия компонентов сложения, вычитания;
знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;
знать переместительное свойство сложения и умножения;
знать порядок действий в примерах в два арифметических
действия;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени,
стоимости и их соотношения; называть порядок месяцев в году, номера
месяцев от начала года
помощью учителя;
знать названия элементов четырехугольников;
откладывать, используя счетный материал, любые числа
пределах 100 с помощью учителя;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для
нахождения произведения, так и частного с помощью учителя;
практически пользоваться переместительным свойством сложения и
умножения с помощью учителя;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;
определять
время
по
часам
хотя
бы
одним
способом;
пользоваться
календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в
месяцах, месяцев в году с помощью учителя;
решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические
задачи;
решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью
учителя);
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг с
помощью учителя.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;
усвоить
смысл
арифметических
действий
сложения
и
вычитания,
умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух
видов
деления
на
уровне
практических
действий,
способы
чтения
и
записи каждого вида деления;
знать названия компонентов сложения, вычитания;
знать таблицы умножения чисел в пределах 20;
понимать связь таблиц умножения и деления;
знать переместительное свойство сложения и умножения;
знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических
действия;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени,
стоимости и их соотношения;
знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;
знать названия элементов четырехугольников;
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми
группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный
материал, любые числа в пределах 100; выполнять устные и письменные
действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих
примеров на деление;
пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для
нахождения произведения, так и частного;
практически пользоваться переместительным свойством сложения и
умножения;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;
определять время по часам хотя бы одним способом с точностью
до 1 мин.;
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток месяцах, месяцев в году;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые
арифметические задачи;
кратко записывать, моделировать содержание, решать составные
арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и
круг;
чертить прямоугольник (квадрат), треугольник.
2.
Содержание учебного предмета
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю)
1. Повторение
Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел
в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные,
однозначные - двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы
и разности. Единицы времени: час, сутки. Единицы длинны: 1 см, 1 дм. Меры
емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. Измерение и построение отрезка заданной
длины. Углы и их виды. Построение по опорным точкам квадрата,
прямоугольника, треугольника с помощью линейки.
2. Умножение и деление чисел
Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения.
Таблица умножений чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Деление. Знак деления.
Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20).
Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по
содержанию.
3. Сотня
Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание
круглых десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и
единицы. Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел
на несколько десятков, единиц. Числа четные и не четные. Сложение и
вычитание чисел в пределах ста без перехода через разряд. Действия I и II
ступени. Скобки. Простые, составные арифметические задачи. Составление
задач в 2 действия: сложение и вычитание, умножение и деление.
4. Меры длины, времени, массы, стоимости
Числа, полученные при измерении. Меры времени: минута, месяц, год.
Календарь. Порядок месяцев в году, определение времени по часам с точностью
до 5 минут. Мера стоимости: 1 руб. Мера веса: 1 центнер. Мера длины: 1 метр.
5. Геометрический материал (в течение года)
Окружность. Круг. Построение окружности с помощью циркуля.
Четырехугольники (прямоугольник, квадрат, построение по опорным точкам).
Построение отрезка заданной длины. Прямая и кривая линии. Точка
пересечения линий.
6. Повторение
Нумерация чисел в пределах 100. Увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц. Решение простых задач. Решение задач в два действия. Порядок
действий при решении примеров. Таблица умножения. Геометрический
материал.
3.Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
I четверть (32 ч)
I Нумерация (повторение)
1
Нумерация в пределах 20.
1
03.09
2
Соседи чисел.
1
04.09
3
Состав чисел из десятков и единиц.
1
05.09
4
Сравнение чисел в пределах 20.
1
06.09
5
Составление краткой записи задачи. Решение задач
1
09.09
6
Проверочная работа №1 «Нумерация в пределах 20»
1
10.09
II Сложение и вычитание чисел без перехода через
десяток (повторение)
7
Составление и решение примеров вида: 10+4, 4+10.
1
11.09
8
Компоненты сложения.
1
12.09
9
Компоненты вычитания
1
13.09
10
Решение примеров с именованными числами
1
16.09
11
Решение задач на измерение и сравнение длины.
1
17.09
12
Решение примеров вида 8+2+3.
1
18.09
13
Решение примеров вида 13-3-2.
1
19.09
14
Проверочная работа №2 «Сложение и вычитание
чисел без перехода через десяток (повторение)».
1
20.09
III Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с
переходом через десяток
а) Сложение
15
Разложение однозначных чисел на два числа.
1
23.09
16
Прибавление числа 9.
1
24.09
17
Прибавление числа 8.
1
25.09
18
Прибавление числа 7.
1
26.09
19
Разложение 5, 6 на 2 числа. Прибавление чисел 5, 6.
1
27.09
20
Прибавление чисел 4, 3, 2.
1
30.09
21
Мера емкости 1л. Мера массы 1кг. Решение задач.
1
01.10
22
Закрепление по теме: «Сложение»
1
02.10
23
Контрольная работа №1 « Сложение чисел в пределах
20 с переходом через десяток »
1
03.10
24
Работа над ошибками. Составление и решение
составных задач, содержащих действия сложения и
вычитания.
1
04.10
б) Вычитание
25
Вычитание из двузначных чисел числа 9.
1
07.10
26
Вычитание из двузначных чисел числа 8.
1
08.10
27
Вычитание из двузначных чисел числа 7
1
09.10
28
Вычитание из двузначного числа чисел 6,5,4,3,2,
1
10.10
29
Контрольная работа №2 «Вычитание чисел в
пределах 20 с переходом через десяток »
1
14.10
30
Работа над ошибками. Составление и решение
составных задач, содержащих действия сложения и
вычитания.
1
15.10
31
Присчитывание 2,3,4. Построение угла
1
16.10
32-38
Повторение. Сложение и вычитание чисел с переходом
через разряд
6
17.10
18.10
21.10
22.10
23.10
24.10
25.10
II четверть (31 ч)
1
Построение угла, определение вида угла с помощью
чертежного треугольника.
1
2
Отсчитывание по 2,3,4. Многоугольник. Вершины,
стороны, углы многоугольника.
1
3
Повторение по теме: « Сложение и вычитание чисел в
пределах 20 с переходом через десяток».
1
4
Взаимное положение линий на плоскости
1
5
Решение составных задач
1
6
Черчение отрезков заданной длины.
1
7
Дополнение и решение составных задач
1
VI Умножение и деление
8
Таблица умножения числа 2.
1
9
Деление на равные части. Знак деления.
1
10
Таблица деления на 2.
1
11
Табличные случаи деления на 2
1
12
Таблица умножения числа 3. Решение задач.
1
13
Таблица деления на 3.
1
14
Решение примеров на деление
1
15
Таблица умножения числа 4. Решение задач.
1
16
Таблица деления на 4.
1
17
Решение примеров на деление
1
18
Решение примеров в два действия.
1
19
Дополнение и решение задач на деление.
1
20
Составление и решение примеров на умножение и
деление.
1
21
Повторение по теме: «Табличные случаи умножения
чисел 2,3,4»
1
22
Таблица умножения числа 5, 6. Решение задач.
1
23
Таблица деления на 5, 6.
1
24
Таблица деления на 5, 6.
1
25
Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6, и деления на 2, 3,
4, 5, 6.
1
26
Контрольная работа «Умножение и деление».
1
27
Работа над ошибками. Решение задач на деление и
умножение.
1
28
Задачи на нахождение стоимости.
1
29
Решение примеров и задач на деление 5,6
1
30
Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6, и деления на 2, 3,
4, 5, 6.
1
31
Решение примеров и задач на умножение чисел 5,6.
III четверть (39 ч)
V Сотня. Нумерация.
1
Устная нумерация. Круглые десятки.
1
2
Письменная нумерация в пределах 100. Круглые
десятки.
1
3
Понятие разряда. Разрядная таблица. Сравнение чисел
соседних разрядов.
1
4
Сложение вида 69+1, 69+10.
1
5
Вычитание вида 40 – 1, 35 – 10.
1
6
Четные и нечетные числа.
1
7
Контрольная работа №4 «Сотня. Нумерация».
1
8
Работа над ошибками. Сравнение чисел по количеству
разрядов, по количеству десятков и единиц.
1
9
Меры длины: м., см., дм. Соотношения: 1м=10дм,
1м=100см
1
10
Меры времени: 1ч 1 сут. Соотношения: 1 сут.=24ч,
1 год = 12 мес.
1
11
Окружность, круг.
1
12
Углы.
1
VI Сложение и вычитание без перехода через десяток
а) Сложение и вычитание круглых десятков
13
Сложение и вычитание круглых десятков.
1
14
Решение примеров с неизвестными компонентами.
1
б) Сложение и вычитание круглых десятков и
однозначных чисел
15
Решение примеров вида 60+4, 4+60, 64 – 60, 64 – 4;
решение задач.
1
в) Сложение и вычитание двузначных и однозначных
чисел
16
Решение примеров вида 64+3, 3+64 и задач.
1
17
Вычитание вида 63 – 2.
1
г) Сложение круглых десятков и двузначных чисел
18
Решение примеров вида 57+ 40, 40+57и задач.
1
д) Вычитание круглых десятков из двузначных чисел
19
Решение примеров вида 57 – 40 и задач.
1
20
Контрольная работа №5 «Сложение и вычитание
двузначных и однозначных чисел без перехода через
десяток »
1
21
Работа над ошибками.
Составление и решение задач на нахождение стоимости.
1
е) Сложение и вычитание двузначных чисел
22
Решение примеров и задач вида 42+25.
1
23
Решение примеров и задач вида 58-25.
1
24
Вычитание вида 48-38, 48-45
1
ж) Получение круглых десятков и сотни сложением
двузначного числа с однозначным
25
Решение примеров вида 38+2, 98+2 и задач.
1
з) Получение круглых десятков и сотни сложением
двух двузначных чисел
26
Сложение вида 38+42, 58+42.
1
и) Вычитание однозначных и двузначных чисел из
круглых десятков и сотни
27
Вычитание вида 40-6
28
Решение примеров и задач вида 90-37.
1
29
Решение примеров и задач вида 100-7, 100-67.
1
30
Составные арифметические задачи в два действия.
1
31
Контрольная работа №6 «Сложение и вычитание
двузначных чисел без перехода через десяток».
1
32
Работа над ошибками. Составление примеров с
помощью математических терминов.
1
VI Числа, полученные при счете и при измерении
33
Решение задач с мерами стоимости
1
34
Сравнение чисел с мерами стоимости. Числа,
полученные при измерении стоимости.
1
35
Сравнение чисел с мерами длины.
1
36
Решение задач с мерами длины.
1
37
Числа, полученные при измерении длины.
1
38
Меры времени: минута. 1ч =60 мин
1
39
Меры времени: сутки. 1сут.=24ч
1
IV четверть (31 ч)
1
Повторение по теме: «Меры времени»
1
2
Меры времени: год. 1год=12мес.
1
3
Числа, полученные при измерении времени: год, мес.,
сутки, час.
1
4
Контрольная работа №7 «Числа, полученные при
счете и при измерении».
1
5
Работа над ошибками. Решение примеров с
именованными числами
1
6
Деление на равные части
1
7
Деление по содержанию.
1
8
Сравнение деления на равные части и деления по
содержанию. Деление на 2 и по 2.
1
9
Деление на 3 равные части. Деление по 3.
1
10
Деление на 4равные части. Деление по 4.
1
11
Деление на 5 и по 5.
1
12
Решение задач на деление.
1
13
Решение примеров со скобками и без скобок.
1
VII Взаимное положение линий на плоскости
14
Геометрические фигуры.
1
15
Контрольная работа за 4 четверть
1
16
Работа над ошибками.
1
17
Расположение геометрических фигур относительно друг
друга.
1
18
Решение примеров со скобками и без скобок.
1
19
Расположение геометрических фигур относительно друг
друга.
1
VIII Порядок арифметических действий
20
Порядок выполнения действий в примерах со скобками.
1
21
Действия I
и II
ступени.
Порядок
их
выполнения
в
примерах без скобок
1
22
Контрольная работа за год
1
23
Работа над ошибками. Решение задач.
1
24
Решение задач на деление на равные части и по
содержанию.
1
25
Порядок арифметических действий
1
26
Повторение по теме: «Сложение и вычитание круглых
десятков»
1
27
Повторение «Виды углов»
1
28
Решение составных задач
1
29
Повторение. Порядок выполнения действий в примерах
1
со скобками.
30
Повторение.
Действия I
и II
ступени.
Порядок
их
выполнения в примерах без скобок
1
31
Решение составных задач
1