Автор: Войнова Светлана Валерьевна
Должность: преподаватель по классу музыкального фольклора
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: р.п. Романовка Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Эстетическое воспитание средствами музыкального фольклора"
Раздел: дополнительное образование
Эстетическое воспитание детей
средствами музыкального фольклора
Музыкальный фольклор - уникальная, самобытная культура наших
предков
-
осознается
современным
обществом
как
значительный
фактор
духовности,
преемственности
поколений,
приобщения
к
национальным
жизненным
истокам.
В
решении
задач
нравственного
и
эстетического
воспитания, художественному народному творчеству отводится сегодня все
более заметное место.
Фольклор как школа социального опыта дает возможность глубже
познать действительность, исторические и национальные особенности своего
народа. Много веков человечество передавало накопленные знания и умения
последующему
поколению,
обеспечивая
прогресс
общественной
мысли.
Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение,
но
одновременно
и
определенный
объем
жизненно
необходимой
информации.
Откристаллизованный
временем
музыкальный
фольклор
«лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может
служить
меркою
его
гражданственности,
проверкою
его
человечности,
зеркалом
его
духа»
(В.
Г.
Белинский).
В
дошедших
до
нас
со
времен
язычества календарных обрядах и сейчас можно проследить главенствующую
линию
поклонения
человека
труду
как
основному
средству
своего
существования. Заботы о хлебе насущном, о продолжении рода заставляли
людей
устраивать
свою
жизнь,
придерживаясь
годового
календаря,
ориентированного
на
погодные
и
природные
условия.
Непреложное
выполнение
календарных
и
семейно-бытовых
обрядов
учило
человека
нормам жизни и поведения, т.к. обряды эти непременно заключали в себе
функции нравственного и эстетического воспитания и обучения, приобщения
к национальной культуре.
Фольклор
отражает
особенности
исторического
развития
народа.
Русская история, полная ярких и часто трагических событий, стимулировала
рост способности народа к песнетворчеству.
Фольклор
всегда
естественным
образом
входил
в
народную
педагогику. С его помощью в крестьянской среде в наиболее доступной
форме
осуществлялась
передача
молодым
поколениям
сложившихся
в
течении веков эстетических, нравственных и трудовых идеалов, понятий об
окружающем мире. Крестьянский быт был буквально пропитан фольклором.
Художе ственно-эстетиче ские
формы
«фольклорного
общения»
1
воспринимались
народом
как
обязательные.
Именно
через
них
формировалось художественно-образное мышление детей. Педагогический
опыт народа закреплялся в обычаях и обрядах, связанных с рождением и
первыми шагами ребенка, с его приобщением к интересам семьи, общества.
Педагогическая направленность песен, игр, сказок - мира, в котором живет и
формируется ребенок, - очевидна. Для примера вспомним хотя бы такой жанр
детского
фольклора,
как
забавы,
создававшиеся
именно
для
того,
чтобы
подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры.
Пройдя так называемую материнскую школу, ребенок далее рос в
среде своих сверстников, где его развитие принимало более активные формы.
Он
начинал
воспроизводить
простейшие
напевы
–
считалки,
игровые
приговорки и игровые припевки. Некоторые из них живы и по сей день, они
несут в себе следы древних обрядов, культа солнца, огня и т.п. Обращение к
силам природы – солнцу, дождю, воде, ветру, которое часто встречается в
детских
играх,
свидетельствуют
именно
об
их
традиционности,
о
преемственности
наиболее
древних
форм
художественного
творчества
взрослых.
Участие детей в календарных обрядах было для них своего рода
школой освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями,
школой
освоения
их
традиций,
обычаев,
приобщало
ребят
к
родной
национальной
культуре.
Детской
памятью
интенсивно
впитывались
художественно
ценные
образы
всевозможных
песенно-игровых
жанров.
Происходило постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного
материала,
характерного
для
данной
местности.
При
этом
осваивались
традиционные
приемы
исполнения,
диалект.
Постепенно
выполнение
некоторых обрядов во многих местностях переходило к детям, как, например,
обряд
святочного
колядования,
ранее
выполнявшийся
исключительно
взрослыми.
Особенно сильное впечатление на детей производил свадебный обряд,
нашедший
отражение
в
кукольных
свадебных
играх,
где
все
свадебные
персонажи были куклы. Иногда в игру вводилось до двадцати и более кукол.
Повторяя в игре основные драматические и комедийные фрагменты обряда,
дети раскрывали через нее мир собственных увлечений и интересов. По
своему усмотрению они сокращали или расширяли игру, вносили в нее что-
то
новое.
Детская
свадебная
игра
была
не
только
развлечением,
но
и
подготовкой к «взрослому варианту», к жизни.
Весьма распространенные повсюду подвижные коллективные игры
зачастую сопровождались песнями и речитативами. В них, помимо младших
2
детей, нередко принимали участие подростки и более старшие ребята. В этих
играх совершенно естественно «редактировался» фольклор взрослых.
Богатые
песенные
традиции,
доставшиеся
нам
по
наследству,
традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждается, как и наша
земля, в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы
убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности.
Чтобы
вырастить
лес,
надо
посадить
молодые
саженцы,
чтобы
оздоровить реки и пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи их
питающие.
Чтобы
возродить
песенные
традиции,
надо
позаботиться
о
воспитании в этих традициях детей. Только ребенок с его чистой душой,
девственным
слухом
и
творческим
мышлением,
воспитываясь
по
специальной
методике
и
обучаясь
сольному,
ансамблевому
и
хоровому
пению, может освоить великую музыкальную культуру – песенную традицию
своего
народа,
развить
в
себе
такой
же
талант.
Именно
с
помощью
фольклорных средств и традиционных способов их воплощения можно и
должно
проводить
серьезную
организационно-воспитательную
работу
с
каждым учеником в обстановке коллективного обучения.
Освоение
доступного
фольклорного
материала
формирует
представление
ребенка
о
народном
музыкально-поэтическом
языке,
его
образно-смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации
народных
попевок
у
детей
достаточно
быстро
может
быть
налажена
координация
голоса
и
слуха,
что
незамедлительно
скажется
на
чистоте
интонирования. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком
произнесении
народно-поэтических
текстов
развивают
голос,
повышают
речевую
и
определяют
певческую
культуру
детей.
Элементы
движения,
включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию
движений, но и позволяют точнее передать, а, следовательно, и освоить
национальную народную характерность самовыражения.
Деятельность,
строящаяся
на
принципе
фольклорного
творчества,
развивают
художественно-образное,
ассоциативное
мышление,
фантазию
ребенка,
позволяет
активизировать
его
самые
разнообразные
творческие
проявления.
Внимание
к
народной
песне
в
системе
детского
музыкального
образования приведет нашу педагогику к более значительным успехам в деле
эстетического
и
художественного
воспитания
детей.
Воспитание
на
фольклорной
основе
дает
возможность
формировать
в
каждом
ребенке
лучшие
человеческие
качества,
такие
как
человеколюбие,
честность,
уважительное,
бережное
и
добросовестное
отношение
к
созданию
рук
3
человеческих,
трудолюбие,
настойчивость,
целеустремленность,
умение
доводить начатое до конца.
Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации,
органичная
традиционная
пластика
–
все
это
способствует
воспитанию
чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым ребенком
себя как необходимой частицы природы и общества.
4