Напоминание

"Эстетическое воспитание средствами музыкального фольклора"


Автор: Войнова Светлана Валерьевна
Должность: преподаватель по классу музыкального фольклора
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: р.п. Романовка Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Эстетическое воспитание средствами музыкального фольклора"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Эстетическое воспитание детей

средствами музыкального фольклора

Музыкальный фольклор - уникальная, самобытная культура наших

предков

-

осознается

современным

обществом

как

значительный

фактор

духовности,

преемственности

поколений,

приобщения

к

национальным

жизненным

истокам.

В

решении

задач

нравственного

и

эстетического

воспитания, художественному народному творчеству отводится сегодня все

более заметное место.

Фольклор как школа социального опыта дает возможность глубже

познать действительность, исторические и национальные особенности своего

народа. Много веков человечество передавало накопленные знания и умения

последующему

поколению,

обеспечивая

прогресс

общественной

мысли.

Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение,

но

одновременно

и

определенный

объем

жизненно

необходимой

информации.

Откристаллизованный

временем

музыкальный

фольклор

«лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может

служить

меркою

его

гражданственности,

проверкою

его

человечности,

зеркалом

его

духа»

(В.

Г.

Белинский).

В

дошедших

до

нас

со

времен

язычества календарных обрядах и сейчас можно проследить главенствующую

линию

поклонения

человека

труду

как

основному

средству

своего

существования. Заботы о хлебе насущном, о продолжении рода заставляли

людей

устраивать

свою

жизнь,

придерживаясь

годового

календаря,

ориентированного

на

погодные

и

природные

условия.

Непреложное

выполнение

календарных

и

семейно-бытовых

обрядов

учило

человека

нормам жизни и поведения, т.к. обряды эти непременно заключали в себе

функции нравственного и эстетического воспитания и обучения, приобщения

к национальной культуре.

Фольклор

отражает

особенности

исторического

развития

народа.

Русская история, полная ярких и часто трагических событий, стимулировала

рост способности народа к песнетворчеству.

Фольклор

всегда

естественным

образом

входил

в

народную

педагогику. С его помощью в крестьянской среде в наиболее доступной

форме

осуществлялась

передача

молодым

поколениям

сложившихся

в

течении веков эстетических, нравственных и трудовых идеалов, понятий об

окружающем мире. Крестьянский быт был буквально пропитан фольклором.

Художе ственно-эстетиче ские

формы

«фольклорного

общения»

1

воспринимались

народом

как

обязательные.

Именно

через

них

формировалось художественно-образное мышление детей. Педагогический

опыт народа закреплялся в обычаях и обрядах, связанных с рождением и

первыми шагами ребенка, с его приобщением к интересам семьи, общества.

Педагогическая направленность песен, игр, сказок - мира, в котором живет и

формируется ребенок, - очевидна. Для примера вспомним хотя бы такой жанр

детского

фольклора,

как

забавы,

создававшиеся

именно

для

того,

чтобы

подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры.

Пройдя так называемую материнскую школу, ребенок далее рос в

среде своих сверстников, где его развитие принимало более активные формы.

Он

начинал

воспроизводить

простейшие

напевы

считалки,

игровые

приговорки и игровые припевки. Некоторые из них живы и по сей день, они

несут в себе следы древних обрядов, культа солнца, огня и т.п. Обращение к

силам природы – солнцу, дождю, воде, ветру, которое часто встречается в

детских

играх,

свидетельствуют

именно

об

их

традиционности,

о

преемственности

наиболее

древних

форм

художественного

творчества

взрослых.

Участие детей в календарных обрядах было для них своего рода

школой освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями,

школой

освоения

их

традиций,

обычаев,

приобщало

ребят

к

родной

национальной

культуре.

Детской

памятью

интенсивно

впитывались

художественно

ценные

образы

всевозможных

песенно-игровых

жанров.

Происходило постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного

материала,

характерного

для

данной

местности.

При

этом

осваивались

традиционные

приемы

исполнения,

диалект.

Постепенно

выполнение

некоторых обрядов во многих местностях переходило к детям, как, например,

обряд

святочного

колядования,

ранее

выполнявшийся

исключительно

взрослыми.

Особенно сильное впечатление на детей производил свадебный обряд,

нашедший

отражение

в

кукольных

свадебных

играх,

где

все

свадебные

персонажи были куклы. Иногда в игру вводилось до двадцати и более кукол.

Повторяя в игре основные драматические и комедийные фрагменты обряда,

дети раскрывали через нее мир собственных увлечений и интересов. По

своему усмотрению они сокращали или расширяли игру, вносили в нее что-

то

новое.

Детская

свадебная

игра

была

не

только

развлечением,

но

и

подготовкой к «взрослому варианту», к жизни.

Весьма распространенные повсюду подвижные коллективные игры

зачастую сопровождались песнями и речитативами. В них, помимо младших

2

детей, нередко принимали участие подростки и более старшие ребята. В этих

играх совершенно естественно «редактировался» фольклор взрослых.

Богатые

песенные

традиции,

доставшиеся

нам

по

наследству,

традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждается, как и наша

земля, в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы

убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности.

Чтобы

вырастить

лес,

надо

посадить

молодые

саженцы,

чтобы

оздоровить реки и пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи их

питающие.

Чтобы

возродить

песенные

традиции,

надо

позаботиться

о

воспитании в этих традициях детей. Только ребенок с его чистой душой,

девственным

слухом

и

творческим

мышлением,

воспитываясь

по

специальной

методике

и

обучаясь

сольному,

ансамблевому

и

хоровому

пению, может освоить великую музыкальную культуру – песенную традицию

своего

народа,

развить

в

себе

такой

же

талант.

Именно

с

помощью

фольклорных средств и традиционных способов их воплощения можно и

должно

проводить

серьезную

организационно-воспитательную

работу

с

каждым учеником в обстановке коллективного обучения.

Освоение

доступного

фольклорного

материала

формирует

представление

ребенка

о

народном

музыкально-поэтическом

языке,

его

образно-смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации

народных

попевок

у

детей

достаточно

быстро

может

быть

налажена

координация

голоса

и

слуха,

что

незамедлительно

скажется

на

чистоте

интонирования. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком

произнесении

народно-поэтических

текстов

развивают

голос,

повышают

речевую

и

определяют

певческую

культуру

детей.

Элементы

движения,

включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию

движений, но и позволяют точнее передать, а, следовательно, и освоить

национальную народную характерность самовыражения.

Деятельность,

строящаяся

на

принципе

фольклорного

творчества,

развивают

художественно-образное,

ассоциативное

мышление,

фантазию

ребенка,

позволяет

активизировать

его

самые

разнообразные

творческие

проявления.

Внимание

к

народной

песне

в

системе

детского

музыкального

образования приведет нашу педагогику к более значительным успехам в деле

эстетического

и

художественного

воспитания

детей.

Воспитание

на

фольклорной

основе

дает

возможность

формировать

в

каждом

ребенке

лучшие

человеческие

качества,

такие

как

человеколюбие,

честность,

уважительное,

бережное

и

добросовестное

отношение

к

созданию

рук

3

человеческих,

трудолюбие,

настойчивость,

целеустремленность,

умение

доводить начатое до конца.

Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации,

органичная

традиционная

пластика

все

это

способствует

воспитанию

чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым ребенком

себя как необходимой частицы природы и общества.

4



В раздел образования