Напоминание

«Работа над пьесами кантиленного характера в классе фортепиано»


Автор: Епифанова Татьяна Григорьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Бокситогорская детская школа искусств"
Населённый пункт: Ленинградская область, г. Бокситогорск
Наименование материала: План-конспект учебного занятия
Тема: «Работа над пьесами кантиленного характера в классе фортепиано»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ООО «Инфоурок»

План-конспект урока (занятия)

по фортепиано

в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении

дополнительного образования

«Бокситогорская детская школа искусств»

г. Бокситогорск

на тему «Работа над пьесами кантиленного характера в классе

фортепиано»

Разработал: Курмакаева Анна Михайловна

слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Организация деятельности педагога дополнительного образования при

обучении игры на фортепиано»

Проверил: Легейда Наталья Васильевна

Бокситогорск, 2018г.

Тема урока (занятия): «Работа над пьесами кантиленного характера в классе

фортепиано» на примере пьесы Данеэля Штейбельта «Адажио»

Дата проведения: 22 ноября 2018г.

Тип урока: комбинированный

Технология урока:

Организационный этап

Изучение нового материала

Закрепление пройденного

Контроль и оценка знаний

Домашнее задание

Обобщение и систематизация знаний

Цель урока (занятия): развитие навыков кантиленной игры.

Задачи:

1.Образовательные:

-Работать над кантиленой;

-Работать над выразительным интонированием мелодической линии;

-Развивать

эмоциональное

отношение

к

исполнению

изучаемых

музыкальных произведений с тщательным слуховым контролем;

-Развивать навыки координации движений;

-Вырабатывать ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре для

решения художественно-звуковой задачи.

2. Развивающие:

-Развивать творческие способности (артистизм);

-Развивать эстетические и нравственные чувства;

-Развивать понимание исполнительских задач и способов их решения.

3. Воспитательные:

-Воспитывать вдумчивого исполнителя и слушателя;

-Прививать интерес к музыкальному искусству и исполнительству;

-Воспитывать терпение в работе, чувство ответственности за результат своей

работы.

Планиреумые образовательные результаты:

Личностные. Заинтересовать ученика музыкой, погрузить в мир прекрасного,

вдохновить на самостоятельные поиски хорошей музыки, которая имеет

глубокий смысл, способный вырастить прекрасную личность, имеющую самые

лучшие качества.

Метапредметные. Ученик должен смочь самостоятельно поставить цель,

которую необходимо достичь, наметить пути ее достижения, соотнося цели и

результаты. Поставить себе оценку.

Предметные. Ученик должен понять, что такое «кантилена». Играть

упражнения - «легато». Выполнять необходимые требования для качественного

звука. Также должен суметь проделать техническую работу дома,

самостоятельно. Работать над произведением Д. Штейбельта «Адажио».

Основные термины, понятия.

«Кантилена» – (от лат. cantilena-пение) это напевная мелодия, как вокальная, так

и инструментальная.

«Legato» - связно.

«Adagio» - медленно, покойно.

«Вокализация» - пропевание мелодии.

Оборудование. Фортепиано, нотная и методическая литература, ноутбук.

План урока (занятия)

1.

Посадка. (2 мин.)

2.

Вступительное слово. (Раскрытие темы урока) (5 мин.)

3.

Технические упражнения (10 мин.)

4.

Прослушивание произведения Д. Штейбельта «Адажио» (5 мин.)

5.

Работа над произведением Д. Штейбельта «Адажио» (20 мин.)

6.

Исполнение «Адажио» на оценку. Вопросы по теме занятия. (4 мин.)

7.

Домашнее задание. (3мин.)

8.

Подведение итогов (рефлексия) (1мин.)

Ход урока (занятия)

Педагог. Здравствуйте, мы начинаем урок с ученицей 2 класса Тихановой

Маргаритой. Тема

занятия

«Работа над пьесами кантиленного характера в

классе фортепиано».

Проверим правильную посадку: ученик должен сидеть на ½, 1/3 стула;

напротив первой октавы; пятки на полу; локти должны быть на уровне

клавиатуры.

Кантилена – (от лат.cantilena-пение) это напевная мелодия, как вокальная, так

и инструментальная. Владение кантиленой – это владение искусством “пения

на фортепиано”.

“Пение – это главнейший закон музыкального исполнения, жизненная основа

музыки”- писал К. Н. Игумнов.

Цель изучения кантиленных произведений – воспитание у пианиста ценных

исполнительских качеств:

- Умение “петь” на фортепиано, которое имеет ударную природу.

- Умение исполнять одновременно вокальную мелодию и сопровождение

(часто многоплановое).

-

Развитие лирической стороны юного пианиста.

Работу над кантиленой мы начнем с упражнений.

1.“Внедрение”- палец закругленный, как бы преодолевая сопротивление,

продвигается весом руки вглубь клавиши “движение от себя”. Характер

движения зависит от динамики. Чем громче звук, тем активнее, быстрее

движение, тем большая часть руки в нем участвует - кисть, предплечье, вся

рука. Тихой звучности соответствуют медленные плавные движения. После

достижения пальцами дна клавиши рука не перестает движение “от себя”.

Звук, извлеченный весом руки, отличается плотностью, глубиной,

насыщенностью звучания. Этот прием звукоизвлечения используется для

кантилены и медленных аккордов.

Ученик выполняет упражнение.

2.“Зацеп” – кончик вытянутого пальца в момент прикосновения к клавише

закругляется, будто мягко зацепляет воображаемую петлю или воображаемое

углубление (движение “к себе”), становясь надежной опорой для свободно

подвешенной, гибкой, “дышащей” руки. Палец не скользит по клавише, а

“прилипает” ко дну клавиши. Запястье делает небольшое движение вверх.

Этот прием полезен для певучих мелодических пассажей, изображает тембры

скрипки, виолончели. Звук легкий, прозрачный, ясный

.

Ученик выполняет упражнение.

Педагог. Молодец. Мы вспомнили ощущения и правильные движения,

благодаря чему слышим мягкий звук. Теперь вспомним «обединяющие»

движения руки.

Для использования певучего легато важны объединяющие движения руки.

Рука, устремляясь к очередному звуку, обязана двигаться, передавая опору от

пальца к пальцу, как смычек, который плавно передвигается по струне. “Рука

должна находиться напротив пальца” (Л. Николаев). Внешние движения

руки, огибающие контуры мелодической фразы, должны быть

незначительными. “Вихляние кисти и руки ничего путного не достигают, а

лишь создают тощую кантилену” (К. Игумнов). Кисть должна быть

подвижной, не зажатой.

“Рука – пароход, идущий по волнам, кисть вздымается и опускается. Эти

движения небольшие, волнообразные и плавные ” (В. Разумовская). “Рука

поет, пальцы разговаривают”, “Рука ходит на пальцах”, “Рука дышит” –

крылатые выражения Г. Нейгауза.

Ученик выполняет упражнения.

Педагог. Хорошо. Стараемся не зажимать руку, дышать.

Теперь мы приступим к работе над произведением Даниэля Штейбельта

«Адажио». Даниэль Готлиб Штейбельт композитор и пианист родился 22

октября 1765 года в Берлине. С 1809 года жил в Санкт-Петербурге. В 1805

году написал книгу «Школа фортепианной игры».

(Ученик и педагог смотрят портрет композитора на ноутбуке)

Пьеса «Адажио» - в переводе обозначает темп – медленно. Адажио – это

пьеса, передающая покойный, спокойный и мечтательный характер.

Исполнять ее надо мягким, певучим, кантиленным звуком. Сейчас мы

послушаем «Адажио» в исполнении струнных инструментов.

(Прослушивание пьесы)

Маргарита, понравилось тебе исполнение?

Ученик. Да, понравилось. Скрипка звучит мягко и проникновенно, очень

выразительно.

Педагог. Я рада, что тебе понравилось. Теперь приступим к исполнению

«Адажио»

Ученик играет пьесу.

Педагог. Ты молодец. Я вижу, что ты очень стараешься. Давай вспомним, что

каждый следующий звук мелодии не берется заново, а выливается из

предыдущего. Чтобы не было «выкриков» надо слушать предыдущий

затухающий звук. Первые две фразы пронизаны интонацией печали,

завершаются скорбными вздохами с последующим разрешением.

Давай попробуем еще раз только мелодию послушать.

Ученик играет мелодию, старается выровнять звук.

Педагог. Теперь гораздо лучше. Вспомним, что интонация – это самая мелкая

смысловая единица в музыке, как слово в разговорном языке.

Каждая интонация, как слово, имеет свой смысл. В разных музыкальных

произведениях одна и та же интонация может приобретать разное значение. В

этом произведении мы видим интонации «вздоха».

Педагог показывает в нотах.

Педагог. Первый затактовый звук берется как бы на «вдохе» с последующим

плавным глубоким погружением в сильную долю, следующие 3 восьмые

берутся переступающими пальцами и как бы нанизываются на одно крупное

движение руки, несущее звук к «выдоху».

Ученик еще раз повторяет первое предложение.

Педагог. Да, попытка была удачнее. А сейчас попробуем спеть эту мелодию.

Ученик вместе с педагогом поет.

Педагог. Обрати внимание на дыхание, которое мы брали во время пения.

Рука должна так же дышать, когда ты играешь, должна быть свобода и много

воздуха.

Ученик играет мелодию первой части, стараясь выполнить все задачи.

Педагог. Для того чтобы научиться играть кантилену необходимо много

времени, но ты стараешься и изменения в звуке слышны. Молодец.

В аккомпанементе 2 созвучия, которые исполняются таким же приемом «в

клавишу – из клавиши»- помогают объединить фразу в мелодии. В

аккомпанементе нужно хорошо послушать движение нижнего голоса, как бы

дублирующего «вздохи» в правой руке на фоне долгой «ля».

Ученик играет аккомпанемент.

Педагог. Еще раз повторим и внимательнее послушаем «Вздохи»

Ученик играет аккомпанемент.

Педагог. Лучше. Попробуем исполнить 1 часть пьесы двумя рука еще раз.

Ученик играет.

Педагог. В среднем мажорном эпизоде меняется настроение. Широкая,

плавная мелодия в партии левой, а затем правой руки привносит состояние

покоя, уверенности. Важно не раздробить фразу на мелкие построения,

охватить одним большим дыханием.

Педагог поет мелодию средней части.

Ученик играет, стараясь подражать пению учителя.

Педагог. Теперь попробуй сама и петь и играть одновременно.

Ученик играет и поет.

Педагог. Очень хорошо. Эта небольшая пьеса являет собой образец 3-х

частной формы: крайние части одинаковые, а середина отличается фактурой,

динамикой, настроение ладом. Подведем итог урока исполнением

произведения от начала до конца.

Ученик исполняет пьесу.

Педагог. Многое получилось. Работа проделана хорошая. Ты молодец.

Скажи, пожалуйста, что такое кантилена?

Ученик: Кантилена – это пение на фортепиано.

Педагог. Домашнее задание:

1.

Выполнять упражнения;

2.

«Адажио». Петь мелодию, стараться дослушивать звуки.

3.

Найти дома примеры «Адажио» других авторов и послушать.

Молодец. Сегодняшнее занятие прошло замечательно, позитивно. Сегодня

ты поднялась еще на одну ступеньку на пути к успеху в фортепианном

искусстве. Ты согласна.

Ученик. Да, я думаю, что сегодняшнее занятие дало мне больше

возможностей для дальнейшего роста в музыкальном искусстве.

Педагог. Какое бы ты слово подобрала, чтобы описать свои эмоции сейчас, в

конце урока.

Ученик. Вдохновение.

Педагог. Я тоже чувствую радость, вдохновение от проделанной работы.

Оценка «отлично». Молодец.

Список использованной литературы.

1.О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»

2. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.Музыка, 1971.-

287 с.

3. Щапов, А.П. Фортепианная педагогика. -М.Советская Россия, 1960.

4. Бейлина, С.З. В классе профессора В.Х. Разумовской. -Л. Музыка ,1982.

5. Коган, Г.М. Работа пианиста. -М.Музгиз, 1963.

6. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой. -М.Икар-МП,1996.

7. Москаленко, Л.А. Методика изучения фортепианной кантилены. -

Н.НГКимГлинки,1999

8. Тимакин, Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. - М.Сов.

Композитор,1987.

9. Интернет – сайты.

Самоанализ урока (занятия)

1.

Внешние связи урока.

Занятие проводится с учащейся 2 класса Тихановой Маргаритой по

общеразвивающей образовательной программе «Фортепиано».

Уроки фортепиано проходят два раза в неделю (по 45 минут) по учебному

плану в течение 5 лет и взаимосвязаны логически. На уроке прослеживается

связь с другими предметами: сольфеджио, музыкальной литературой,

хоровым классом.

На уроке проводится текущая работа по отработке отдельных технических

задач, а также объединение их в единое целое в произведении.

За год ученик должен освоить 4 произведения, гаммы с двумя знаками, 2

этюда.

2.

Характеристика триединой цели урока (занятия) с опорой на

индивидуальную характеристику ученика.

Ученица имеет хорошие музыкальные данные, имеет высокий потенциал

учебной деятельности. На основе полученных знаний Маргарита

самостоятельно исполнила произведение и дома закрепит полученные знания

и навыки. Работа на уроке была индивидуальная. Учащаяся сравнивала,

анализировала, обобщала, делала выводы, проявляла заинтересованность

процессом музицирования.

3.

Характеристика замысла урока (занятия). Характеристика этапов

урока (занятия).

1.

Общая характеристика урока (занятия).

Урок начинается с организационного этапа, задачи которого – подготовить

учащуюся к работе на уроке. Педагог и ученик приветствуют друг друга,

проверяют правильную посадку. Правильная посадка за инструментом

самым прямым образом связана с налаживанием аппарата. Именно

неправильная посадка часто бывает причиной зажатости аппарата.

Затем – изучение нового материала. На упражнениях ученик отрабатывает

навыки извлечения кантиленного звука. Работа над произведением. Далее -

контроль и оценка знаний, домашнее задание. По окончанию урока была

исполнена пьеса, сделаны

выводы и обобщения по теме урока.

План урока (занятия)

1. Посадка. (2 мин.)

2.Вступительное слово. (Раскрытие темы урока) (5 мин.)

3.Технические упражнения (10 мин.)

4.Прослушивание произведения Д. Штейбельта «Адажио» (5 мин.)

5.Работа над произведением Д. Штейбельта «Адажио» (20 мин.)

6.Исполнение «Адажио» на оценку. Вопросы по теме занятия. (4 мин.)

7.Домашнее задание. (3мин.)

8.Подведение итогов (рефлексия) (1мин.)

Для реализации целей урока был подготовлен концертный зал, рояль,

материал на ноутбуке, нотная литература, упражнения на развитие

кантилены, также использованы учебно – методические пособия.

Форма обучения – индивидуальная.

2 Содержание урока (занятие)

Перед планированием данного урока мною были сформулированы

следующие задачи:

1.Образовательные:

-Работать над кантиленой;

-Работать над выразительным интонированием мелодической линии;

-Развивать

эмоциональное

отношение

к

исполнению

изучаемых

музыкальных произведений с тщательным слуховым контролем;

-Развивать навыки координации движений;

-Вырабатывать ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре для

решения художественно-звуковой задачи.

2. Развивающие:

-Развивать творческие способности (артистизм);

-Развивать эстетические и нравственные чувства;

-Развивать понимание исполнительских задач и способов их решения.

3. Воспитательные:

-Воспитывать вдумчивого исполнителя и слушателя;

-Прививать интерес к музыкальному искусству и исполнительству;

-Воспитывать терпение в работе, чувство ответственности за результат своей

работы.

В выборе учебного материала я опиралась на рекомендации К. Игумнова, Л.

Николаева, В. Разумовской, Г. Нейгауза – величайших педагогов

фортепианного искусства. Все теоретические тезисы мы пытались воплощать

в практических действиях за инструментом.

Уровень знаний, умений и навыков учащейся находится на хорошем уровне,

соответствует программным требованиям и теме занятия. Ученица

достаточно хорошо выполняла упражнения, понимала требования, отвечала

на вопросы.

3 Методическая сторона урока (занятия) и его оборудование.

Методы:

-по источнику получения знаний - словесные;

-по характеру познавательной деятельности - объяснительно-

иллюстративные, частично-поисковые, наглядно-зрительные.

Наблюдалось чередование методов и приёмов обучения в связи с

поставленными задачами. В конце урока демонстрировались итоги работы.

Затруднений с выполнением работы не было. Учащаяся правильно выполняла

учебные задачи, поставленные перед ними. Методы опроса использовались

словесные, а также практические.

4.

Функциональный анализ урока.

Структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока,

возможностям учащейся. Наиболее удачные моменты в деятельности

учителя – четкие инструкции по выполнению той или иной работы.

Недостатки – хотя урок был четко распланирован по времени, тема урока

чрезвычайно трудная. Кантиленная игра на инструменте требует больше

усилий и времени, нежели один урок. Однако урок дает правильный импульс

к дальнейшей работе. Стиль отношений педагога и учащейся -

сотрудничество, что привело к успешному формированию результата урока.

5.

Оценка конечного результата урока (занятия).

В целом урок прошёл успешно, учащаяся получила знания о кантилене,

упражнения для достижения кантиленной игры. Поставленные цели и задачи

урока выполнились в полном объёме.

Итогом совместного музицирования является вдохновение от исполняемой

музыки и качества ее исполнения.



В раздел образования