Автор: Зарипова Ульяна Давыдовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КСОШ им. В.И. Шарпатова
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Роль зрительных образов в формировании грамматических понятий в курсе русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование
Зарипова У.Д.
МБОУ КСОШ им. Героя РФ В.И. Шарпатова,
г. Новый Уренгой
Роль зрительных образов в формировании грамматических
понятий в курсе русского языка в начальной школе
Одной
из
основных
возрастных
особенностей
детей
младшего
школьного
возраста
является
непроизвольность
высших
психических
функций (восприятия, внимания, памяти, мышления). Только то, что ярко,
интересно привлекает внимание детей, запоминается ими. Мышление же
младших школьников, особенно в первый год обучения, является конкретным
наглядно-действенным,
позднее
наглядно-образным.
Имея
такие
типы
мышления,
ребенку
сложно
воспринимать
и
усваивать
абстрактные
грамматические понятия.
Следовательно,
создание
условий
для
облегчения
восприятия
и
усвоения
учениками
грамматических
понятий
является
актуальной
проблемой начальной школы. Достигнуть более яркого восприятия и более
осознанного
усвоения
грамматических
понятий
можно
за
счет
введения
зрительных образов, наглядно иллюстрирующих некоторые понятия в курсе
русского языка в младших классах.
Теоретическую основу этой гипотезы составляют теория поэтапного
формирования умственных действий П.Я. Гальперина и исследования И.М.
Сеченова,
Б.Г.
Ананьева,
СЛ.
Рубинштейна
о
единстве
образного
и
абстрактного в мышлении младшего школьника.
Гапьперин П.Я. считал, что ребенок сначала может выполнить новое
умственное
действие
только
с
опорой
на
внешние
объекты
и
внешние
манипуляции с ними. Позднее то же самое действие ребенок выполняет в
уме, как бы автоматически. Сеченов И.М. и Ананьев Б.Г. в своих работах
в ы д е л я л и
т р и
о с н о в н ы х
у р о в н я
п с и х и ч е с ко го
о т р а ж е н и я :
сенсорноперцептивный,
представленческий
и
речемыслительный.
На
сенсорноперцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают
при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
На пред- ставленческом уровне соединяются наглядность и обобщенность,
происходит селекция признаков, их интеграция и трансформация: случайные
признаки
отсеиваются,
а
существенные
фиксируются.
Третий
уровень
-
речемыслительный
(вербально-логический)
-
это
уровень
понятий
и
оперирования знаковыми системами, прежде всего языком.
Восприятие и мышление - разные процессы, но их нельзя обособлять.
Абстрактное познание невозможно в отрыве от чувственного: отвлеченное
словесно-теоретическое
мышление
строится
на
чувственных
данных
ощущений и восприятий. Образные компоненты мышления могут быть очень
различны по своей природе. Ими могут оказаться представления памяти в
виде
зрительных,
музыкальных,
слуховых,
кинестетических,
графико-
двигательных и других образов прошлых восприятий.
Физиологическим
механизмом
единства
образного
и
словесного
в
мышлении является взаимосвязанная работа I и II сигнальных систем коры
головного мозга, согласно теории И.И. Павлова.
Эти
научные
исследования,
а
также
анализ
усвоения
школьниками
таких грамматических тем в курсе русского языка, как «Части речи» и «Части
слова»
стали
решающими
факторами
поиска
зрительных
стимулов,
способствующих
более
«живому»,
осознанному
восприятию
абстрактных
понятий. Настоящей находкой в этом отношении стало знакомство с книгами
Т.Г. Рик, в которых она увлекательно и доступно знакомит детей с частями
речи. Именно из этих книг были заимствованы образы старого волшебника
Имени Существительного, его дочери - художницы Имени Прилагательного и
дядюшки Глагола.
Оценив идею Т.Г. Рик, мы решили использовать ее и дополнить. Так
были «очеловечены» и части слова. Появились образы: хозяина домов - слов
Корня.
Нянюшки
Основы,
ребят-помощников
Приставки,
Суффикса,
Окончания. Чтобы эти зрительные образы не носили формальный характер, а
имели
связь
с
грамматическим
значением
морфем,
знакомство
с
ними
происходит через Сказку о славном городе Грамматике. В этом городе есть
дома - слова, хозяином и главным строителем которых является Корень.
Помогают ему в строительстве ребята Приставка и Суффикс. Они добавляют
свои детали и получаются новые дома - слова. А озорник Окончание не
любит однообразие, поэтому старается изменить что-то в уже построенных
домах-словах.