Автор: Шаймарданова Гелназ Айратовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 237
Населённый пункт: Красносельского района г. Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование
Каждый современный человек, кем бы он ни был, какой бы род
деятельности
он
ни
избрал,
всегда
должен
быть
читателем,
не
только
усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и
интерпретировать.
Чтение
является
универсальной
техникой
получения
знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная
деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
В
педагогической
науке
большой
вклад
в
изучение
читательской
деятельности внесла профессор Н.Н. Светловская. Ею разработана «Теория
формирования
типа
правильной
читательской
деятельности».
Н.Н.
Светловской введена система основных понятий, включенных в «теорию
формирования типа правильной читательской деятельности»: «читательская
деятельность», «квалифицированный читатель», «технология продуктивного
чтения».
В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех
уроков
технология
формирования
типа
правильной
читательской
деятельности
«Технология
продуктивного
чтения».
Эта
технология
направлена
на
формирование
познавательных
универсальных
учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая
умение
истолковывать
прочитанное
и
формулировать
свою
позицию,
адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и
про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.
[23]
По словам Н.Н. Светловской, технология продуктивного чтения - это
природосообразная
образовательная
технология,
опирающаяся
на
законы
читательской
деятельности
и
обеспечивающая
с
помощью
конкретных
приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем ,
активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
[19]
Технология включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до начала чтения.
Цель
этапа:
развитие
важнейшего
читательского
умения,
как
антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по
заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.
Главная
задача
взрослого: вызвать у ребенка желание, мотивацию
прочитать книгу.
Важный
момент
подготовительного
этапа,
способствующий
повышению
активности
и
осознанности
детей
при
работе
с
новым
произведением – предопределение учащимися содержания произведения по
его
названию
и
новым
словам,
с
которыми
дети
знакомятся
до
чтения
произведения. Проверка правильности предположений детей тесно сливается
с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только
высказывают
впечатления
о
прослушанном
произведении,
коротко
воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.
[20]
На
развитие
механизма
прогнозирования,
о б е с п еч е н и е
осмысленности, осознанности чтения направлены такие виды заданий, как
предопределение
жанра
и
тематики
произведения
по
фамилии
автора
и
названию произведения, составление предварительного плана текста в виде
вопросов до его прочтения с учетом характера заголовка, характера текста и
др. Например, перед чтением басни И. А. Крылова «Мартышка и очки»
можно предложить детям составить и записать вопросы, на которые, по их
мнению, можно найти ответ в тексте. После ознакомления с произведением
учащимся было предложено отметить те вопросы, на которые был получен
ответ.
Использование
данных
приемов
значительно
повышает
степень
участия
школьников
в
организации
и
проведении
урока
литературного
чтения,
активизирует
речемыслительную
деятельность
учащихся,
придает
первичному
ознакомлению
с
произведением
и
анализу
т е кс т а
целенаправленный характер.
[10]
Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения:
•
Дети
читают
фамилию
автора,
заглавие
произведения,
рассматривают иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о
героях, теме, содержании;
•
Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые
учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои
предположения о теме произведения, героях, развитии действия;
•
Учитель ставит задачу провести «диалог с автором» через текст,
проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках
нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст,
созданный автором.[2]
Особенность применения этого вида работы заключается в том, что
предвосхищение учащимися содержания произведения осуществляется не
менее чем по трем ориентирам одновременно, обязательными из которых
являются название произведения и новые слова из него, с которыми учащиеся
познакомились в ходе словарной работы. Такой вид работы придает процессу
прогнозирования
содержания
текста
целенаправленный,
упорядоченный
характер, облекает его в форму умозаключения, сделанного на основе анализа
нескольких
данных.
Необходимость
учета
новых
слов
из
произведения
способствует закреплению в памяти учащихся их значений, введению слов в
речевые конструкции.[27]
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель
этого
этапа:
достижение
понимания
текста
на
уровне
содержания.
Главная задача взрослого: обеспечить полноценное восприятие текста.
Активное
и
осознанное
участие
школьников
в
организации
и
проведении
анализа
художественного
произведения
обеспечивается
созданием
условий
для
самостоятельного
формулирования
учащимися
заданий для работы с текстом и участия школьников в постановке вопросов к
тексту с помощью приемов трех групп:
•
в
первую
группу
входят
приемы,
предусматривающие
восстановление учащимися вопроса (вопросов), например, восстановление в
вопросе пропущенных слов; исправление ошибок в вопросах и др.;
•
вторую
группу
составляют
приемы,
предполагающие
выбор
учащимися определенных вопросов из предложенных учителем, например,
выбор
вопросов,
на
которые
можно
ответить
словами
текста;
выбор
проблемных вопросов к тексту и др.;
•
в третью группу включены приемы, организующие постановку
вопросов к тексту самими учащимися, например, составление вопросов по
опорным словам; составление вопроса по указанной части ответа и др.
[28]
Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, показывают детям
процесс «вчитывания» в текст, учат вниманию к слову, показывают, что из
себя представляет «диалог с автором» (постановка вопросов к тексту по ходу
чтения и поиск ответов на них в тексте же).
Способность, читая, вести диалог с автором через текст необходимо
формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это
может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания
- все зависит от особенностей текста.
[6]
При этом соблюдается такая последовательность действий:
1)
научить
ребят
видеть
в
тексте
авторские
вопросы,
прямые
и
скрытые:
-
Но
сегодня
мне
захотелось
посмотреть,
нет
ли
чего
в
такой
трубочке... (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И
вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с
трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой
вопрос автора, в том числе и к читателю.)
Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В
любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания,
ответов
-
предположений
и
далее
-
проверки
их
точности
по
ходу
дальнейшего чтения;
2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной
свернутой
текстовой
информации
читатель
прогнозирует,
что
случится
дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод
(часть, все произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это
вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой
форме: чем это можно объяснить? что из этого следует? что сейчас случится?
почему именно так...? для чего ...? кто такой...? Появляющиеся вопросы опять
- таки предполагают возникновение ответов - предположений и проверку себя
по ходу дальнейшего чтения;
[5]
4) Чтобы помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по
ходу первичного чтения, Г.Г. Граник предлагает при переходе от совместного
обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце
предложений) сигналы:
В - вопрос (найди, задай);
О - ответ (ответь на этот вопрос);
П - проверка (проверь точность своих предположений именно в
этом месте текста);
3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в
волшебное зеркало).
[9]
Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на
анализ текста и могут быть различными:
- на выяснение причинно-следственных и других связей (Почему папа
засмеялся? Для, чего Дениска усаживал мишку поудобнее на диван? Чем
можно объяснить отказ мальчика от маминой помощи в конце рассказа? - к
рассказу В. Драгунского «Друг детства»);
-
на
обоснование,
аргументацию,
доказательство
(Чем
вы
можете
подтвердить, что Дениска больше никогда не будет боксером? Как можно
доказать, что у папы были основания не принимать просьбу сына всерьез?);
-
формирующие
внимание
детей
к
языку
и
художественным
особенностям текста (Почему Драгунский пишет: «ему приспичило стать
бок-сером», а не «он решил стать боксером»? Как вы понимаете выражение
«скрепился немного»?).[13]
III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель
этого
этапа:
достижение
понимания
на
уровне
смысла
(понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк»).
Главная
задача
взрослого:
обеспечить
углубленное
восприятие
и
понимание текста.
[22]
Этот этап включает в себя:
1.
Беседа
по
проблемному
вопросу
ко
всему
тексту
в
целом.
Результатом
этой
беседы
должно
стать
понимание
основной
мысли
произведения, того, что автор прямо не высказал словами, а «спрятал между
строк».
2. Рассказ учителя о писателе.
3. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле
заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде
художника и т.д.
4. Выполнение творческих заданий
-иллюстрирование;
- устное, словесное рисование;
- составление диафильма к тексту;
- инсценирование и др. [3]
Таким
образом,
технология
продуктивного
чтения
учит
детей
осмысленному
чтению
литературного
произведения,
развивает
технику
чтения и речь школьников, умение вести и поддерживать диалог.
Таким
образом,
были
рассмотрены
особенности
технологии
продуктивного
чтения,
цели
поэтапного
использования
этой
технологии,
задачи, стоящие перед учителем при проведении урока с использованием
указанной технологии. В следующем параграфе будет рассмотрен анализ
комплекта
уроков
литературного
чтения
с
применением
технологии
продуктивного чтения.