"Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"
Автор: Черкесова Галина Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Кумылженская СШ №1 имени Знаменского А.Д. Населённый пункт: ст.Кумылженская, Волгоградская область Наименование материала: Статья Тема: "Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе" Раздел: начальное образование
Черкесова Галина Геннадьевна
учитель начальных классов
2015 год
Применение современных педагогических технологий на уроках в
начальной школе.
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные
требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость
повышения качества современного образования. А это ориентация образования не только
на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности,
его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать
знания.
Общеобразовательная
школа
должна
сформировать
целостную
систему
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и
личной
ответственности
обучающихся.
Повышение
качества
образования
должно
осуществляться
не
за
счет
дополнительной
нагрузки
на
учащихся,
а
через
совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через
внедрение
образовательных
технологий.
Младший
школьник
не
только
готовится
к
взрослой
жизни,
не
просто
приобретает
знания,
а
участвует
в
различных
видах
деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность
решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному
познанию окружающего мира.
Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить
интересным. Как с современными детьми говорить на современном
языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.
Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими
образовательными
технологиями,
учитывающими
различный
уровень
готовности
к
обучению в школе.
Развитие
современной
личности
учащегося
осуществляется
в
процессе
собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила
для себя те, которые можно использовать в работе с учащимися начального звена.
Например:
технологии
личностно-ориентированного,
развивающего,
проблемного
обучения,
а
также
игровые,
проектные,
здоровьесберегающие
и
информационно-коммуникативные.
В своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения,
проектную деятельность, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие.
Технологии проблемного обучения
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного
обучения или без его элементов. В чем его актуальность?
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня
мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что
становится
возможным
при
разрешении
возникающих
противоречий,
создании
проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся
возникает постоянная потребность в
овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Решение
учебных
проблем
оказывает
положительное
воздействие
на
эмоциональную
сферу
учащихся,
создаёт
благоприятные
условия
для
развития
коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и
творческого
мышления.
Кроме
того,
умение
видеть
проблемы,
задавать
вопросы,
выдвигать
гипотезы,
давать
определение
понятиям,
проводить
наблюдения
и
эксперименты,
делать
выводы
и
умозаключения,
работать
с
текстом,
доказывать
и
защищать
свои
идеи
ведёт
к
достижению
таких
образовательных
результатов,
как
способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в
быстро изменяющемся мире и т.д.
Методы
проблемного
обучения
можно
применять
на
уроках,
создавая
проблемную ситуацию на любом его этапе.
Например:
Урок русского языка. Тема: «Имя существительное»
Задание 1. Из данных слов выпишите существительные
Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.
Задание 2. Разделите слова на 2 группы.
Конь, машина, волк, автобус, самокат, лось, ролики, вертолет.
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития
творческого мышления младших школьников.
Вывод:
1)
проблемное
обучение
активизирует
мыслительную
деятельность,
без
которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
2)
у
большинства
учащихся
формируется
положительная
мотивация
к
изучению предметов, познавательный интерес;
3) возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
4) коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет
рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах, например, «Русский
медвежонок», «Кенгуру», «Человек и природа».
Информационно-коммуникативные технологии
Использование
ИКТ
в
процессе
обучения
влияет
на рост
профессиональной
компетентности
учителя,
это
способствует
значительному
повышению
качества
образования, позволяет сделать урок современным.
Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать
умение
учащихся
ориентироваться
в
информационных
потоках
окружающего
мира;
овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией
с помощью современных технических средств.
Одной
из
главных
задач,
стоящих
перед
учителем
начальной
школы,
является
расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной
деятельности
детей,
развитие
речи
-
сегодня
в
школе
невозможно
обойтись
без
информационно-коммуникативных технологий.
Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют
учителю быстро,
качественно, подготовить интересный, продуманный, мобильный урок
по любому предмету и теме.
Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку
массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и
содержится на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.
Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют
наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как
можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия
нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати,
приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Практически
на
любом
школьном
предмете
можно
применить
компьютерные
технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему
развивающим и познавательным.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на
развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети
заинтересованы,
приобщены
к
творческому
поиску;
активизирована
мыслительная
деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.
Информационные
технологии
предоставляют
широкие
возможности
для
индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых
заданий, но также и за счет самообразования учащегося.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во
внеурочное
время
использую
презентации.
Дети
с
удовольствием
смотрят
слайды,
принимают активное участие в обсуждении увиденного.
Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей
нас
природы,
животные,
моря,
океаны,
природные
зоны,
круговорот
воды,
цепочки
питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды,
ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Вывод:
при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются
общие
цели
образования,
легче
формируются
компетенции
в
области
коммуникации:
умение собирать факты, сопоставлять их, организовывать, выражать свои мысли на
бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь,
открывать
новое, делать выбор и принимать решения, у детей повышается интерес к
изучаемым предметам.
Игровые технологии
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра
– это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и
вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В
современной педагогике игра, дидактическая игра
используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже
раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной
из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными
не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по
изучению
учебных
предметов.
Занимательность
игры
положительно
сказывается
на
эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все
психологические
процессы
и
функции
ребенка.
Другой
позитивной
стороной
игры
является
то,
что
она
способствует
использованию
знаний
в
новой
ситуации,
т.е.
усваиваемый
учащимися
материал
проходит
через
своеобразную
практику,
вносит
разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как
ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного
отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-
педагогического
потенциала,
игра
способна
стать
тем
оптимальным
инструментом,
который комплексно обеспечивает:
- успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
- развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения,
его эффективную социализацию;
- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод
обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей
ставку
на
активизацию
и
интенсификацию
учебного
процесса,
игровая
деятельность
используется в следующих случаях:
*
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже
раздела учебного предмета;
* как элемент более обширной технологии;
*
в
качестве
урока
(занятия)
и
его
части
(введения,
объяснения,
закрепления,
упражнения, контроля);
* как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных
педагогических
игр,
которые
отличаются
вообще
от
игр
тем,
что
они
обладают
поставленной
целью
обучения
и
соответствующим
ей
педагогическим
результатом,
которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-
познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация
классно-урочной
системы
обучения
не
дает
возможности
проявиться
игре
в
так
называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую
деятельность детей.
Игровая
форма
занятий
создается
на
уроках
при
помощи
игровых
приемов
и
ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся
к
учебной
деятельности. Многие
дидактические
игры
построены
на
необходимости
обнаружить
ту
или
иную
закономерность,
на
способности
выдвигать
гипотезы,
на
соревновании в знаниях.
Например:
Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками
русской азбуки.
Игра «Дополни предложение»:
1) Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).
2) Звуки слышим, буквы... (пишем).
3) В слове столько слогов, сколько... (гласных).
4) После твердых согласных пишутся гласные... (а, о, ы, у).
5) После мягких согласных пишется гласная... (и).
– Как отличить согласный звук от гласного?
Дети отвечают. Знакомство ребят со стихотворением Валентина Берестова о гласных
и согласных:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Разгадывание ребусов
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность
моделировать разные ситуации жизни, искать выход, это деятельность коммуникативная.
Вывод: таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм
обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу
учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала.
Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить
одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема
здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает
и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или
обучение?»
По
словам
профессора
Н.К.Смирнова,
«здоровьесберегающие
образовательные
технологии
–
это
системный
подход
к
обучению
и
воспитанию,
построенный
на
стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам
сохранения и укрепления своего здоровья.
Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как
сохранить
и
укрепить
здоровье?
Для
этого использую
приемы
здоровьесберегающих
технологий.
1.
Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
- Вхождение в рабочий день.
Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу
детей чаще улыбаться, настраиваю их на преодоление возможных трудностей, не пасовать
перед ними, ведь рядом – друзья. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»
- Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и
внеклассных
мероприятиях
также
играет
важную
роль
(одобрение,
поддержка,
доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость, «Все дети талантливы»,
исключить акценты на отставание в учебе и другие недостатки ребенка, не нанося ущерба
его достоинству, «Ребенок хорош, плох его поступок», помогать детям реализовывать себя
в положительной деятельности, «В каждом ребенке – чудо; ожидай его!»).
- Использование приемов рефлексии.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что получилось лучше всего? - Что вызвало затруднения?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Над чем хочется поразмышлять? - Какой совет дали бы себе?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
2.
Использую
проведение физкультминуток.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К.Смирнова,
-
это
все
те
психолого-педагогические
технологии,
программы,
методы,
которые
направлены
на
воспитание
у
учащихся
культуры
здоровья,
личностных
качеств,
способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье
как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Вывод: комплексное
использование
здоровьесберегающих
технологий
в
учебном
и
воспитательном
процессе
позволяет
снизить
утомляемость,
улучшает
эмоциональный
настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь
способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Педагогическая технология
– это такое построение деятельности педагога, в
которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и
целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет
прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении
роли и удельного веса самостоятельной работы
учащихся,
но
и
нацеленности
технологий на развитие творческого
потенциала
личности,
индивидуализации
и
дифференциации
учебного
процесса,
содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема
знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания
и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.
Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения
качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.