Мониторинг урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО
Автор: Субботина Лариса Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "СОШ №6" Населённый пункт: г. Коряжма Наименование материала: Статья Тема: Мониторинг урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО Раздел: начальное образование
Субботина Лариса Александровна,
учитель начальных классов МОУ «СОШ №6 г. Коряжмы»,
первая квалификационная категория
Мониторинг урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы
в условиях реализации ФГОС НОО
Сегодня, когда образовательный стандарт второго поколения ставит перед педагогом
новые цели, учитель начальных классов должен научить ребёнка не только читать, писать и
считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные
учебные действия, составляющие основу умения учиться, а
во-вторых, сформировать у
детей мотивацию к обучению.
В решении данных задач немаловажную роль играет мониторинг, цель
которого -
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности
универсальных
учебных
действий
у
младших
школьников
в
условиях
реализации
федеральных государственных стандартов второго поколения.
В ходе учебно-воспитательного процесса мною, как учителем начальных классов и как
классным руководителем, осуществляются следующие виды мониторинга:
Воспитательный мониторинг. Включает в себя различные стороны воспитательного
процесса в классе, проводится в течение каждого года обучения:
уровень воспитанности;
уровень развития классного коллектива;
участие детей в классных, школьных, городских мероприятиях;
участие родителей в классных, школьных, городских мероприятиях;
удовлетворённость родителей образовательным процессом.
Медицинский
мониторинг. Включает
в
себя
слежение
за
динамикой
здоровья
обучающихся (совместно с медицинским работником школы), проводится в течение каждого
года обучения .
Отслеживается рост и зрение ребенка, с целью правильной и своевременной
пересадки учащихся в классе; физкультурная группа и группа здоровья, с целью учета
физических
и
возрастных
особенностей
детей
при
организации
урочной
и
внеурочной
деятельности.
Диагностика
формирования
навыка
чтения.
Включает
в
себя
мониторинг
сформированности навыка чтения всего класса и каждого в отдельности, проводится 3 раза в
год. Такой мониторинг позволяет учителю увидеть на каком уровне сформированности
навыка чтения находится класс, личностный рост каждого в отдельности ученика класса и
тем
самым
спланировать
дальнейшую
деятельность,
как
учителя,
так
и
учащихся
по
формированию данного навыка.
Кроме этого данный мониторинг позволяет выявить группу риска и спланировать
индивидуальную работу с этой категорией детей.
Диагностики
метапредметных,
предметных
и
личностных
результатов.
Проводится 2 раза в год (входной и итоговый). Диагностика строится на основе текста и
включает задания на выявление личностных, регулятивных и познавательных УУД.
Все
умения
заносятся
в
таблицу
по
предметам,
каждое
умение
фиксируется
результатом. Баллы, полученные учеником являются показателем того, на каком уровне
развития находится то или иное умение, а для учителя баллы - показатель того, как построить
работу, чтобы помочь ученику в дальнейшем продвижении.
Вместе с тем фиксация результатов позволяют увидеть уровень развития каждого
ученика, по ФГОС это базовый уровень (Б), ниже базового (Н) и повышенный уровни (П) и
даёт возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими.
Данные диагностики позволяют учителю увидеть, над какими действиями необходимо
работать учителю с классом, а также выявить учащихся группы риска и спланировать с ними
индивидуальную работу.
Мониторинг
личностных
достижений
учащихся .
Включает
в
себя
мониторинг
участия учащихся в различных интеллектуальных конкурсах разного уровня, проводится в
течение года.
Данный
мониторинг
позволяет
выявить
детей
с
хорошими
интеллектуальными
способностями и спланировать с ними дальнейшую работу в данном направлении. Кроме
этого, ведётся индивидуальный лист достижений по годам обучения на каждого ребёнка, что
даёт возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с предыдущими.
Мониторинг познавательных способностей учащихся. Включает в себя мониторинг
роста
познавательных
способностей
обучающихся,
проводится
2
раза
в
год.
Данный
мониторинг
позволяет
увидеть
динамику
роста
познавательных
способностей
каждого
учащегося.
В ходе работы можно отметить положительные результаты применения мониторинга:
1.
Все результаты мониторинга отображаются в портфолио учащихся, что позволяет создать
ситуацию успеха и мотивацию к дальнейшему обучению.
2.
Результаты
мониторинга
позволяют
полнее
узнать
каждого
ребенка,
его
достижения
и
трудности, имеют возможность оказать своевременную помощь ученикам, обеспечивая более
высокую результативность образовательного процесса.
3.
Разрабатывая индивидуальные и дифференцированные
способы помощи
детям, учитель
совершенствует свое профессиональное мастерство.