Автор: Яковлева Татьяна Борисовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр дополнительного образования детей "Кэрэли""
Населённый пункт: РС(Я), Мегино–Кангаласский улус, с. Майя
Наименование материала: доклад
Тема: Формирование интереса к театральной деятельности через изготовления маски в технике папье-маше по теме олонхо
Раздел: дополнительное образование
Формирование интереса к театральной деятельности через изготовления
маски в технике папье-маше по теме олонхо.
Яковлева Татьяна Борисовна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДОД «Кэрэли»»
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются
как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе
работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения,
навыки,
проявляются
хотя
бы
в
минимальном
отступлении
от
образца
индивидуальность, художество.
Декоративно-прикладная
деятельность
занимает
особое
место
в
развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного
мышления,
колористического
восприятия.
Она
способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в
процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной
отзывчивости.
Приобретая
практические
умения
и
навыки
в
области
художественного
творчества,
дети
получают
возможность
удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими
силами. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые
не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии,
воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую
действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким,
чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Декор» - прекрасное средство развития творчества,
умственных
способностей,
эстетического
вкуса,
а
также
дизайнерского
мышления детей. На занятиях дети учатся изготавливать сувениры, обучая
декоративные техники как роспись, декупаж, скрапбукинг, мозаика, папье-
маше и различные современные декоративные технологии. Одной из главных
задач
обучения
и
воспитания
детей
на
занятиях
является
обогащение
мировосприятия обучающегося, т.е. развитие творческой культуры ребенка
(развитие
творческого
нестандартного
подхода
к
реализации
задания,
воспитание
трудолюбия,
интереса
к
практической
деятельности,
радости
созидания и открытия для себя что-то нового).
Вся
жизнь
детей
насыщена
игрой.
Каждый
ребенок
хочет
сыграть,
вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает
осуществить
театр.
Тематика
занятий
строится
с
учетом
интересов
обучающихся,
возможности
их
самовыражения.
Одной
из
тем
программы
является
изготовление
театральных
масок
в
технике
папье-маше.
Изготовление масок для театра — интересное и полезное занятие,
расширяющее
кругозор,
развивающее
мелкую
моторику,
в о о б р а ж е н и е ,
ф а н т а з и ю ,
т в о р ч е с к о е
м ы ш л е н и е .
Экспериментирование
с
яркими,
выразительными
материалами
формирует художественный вкус, обогащает знания о цвете, форме
и
фактуре.
Самостоятельно
изготовленная
уникальная
маска
порадует
ребёнка,
создаст
положительный
эмоциональный
настрой, вызовет желание рассказать о задуманном образе.
Маски
персонажей
выбраны
из
олонхо
Н.И.
Степанова-Ноорой
«Кун эрэли», который внедрен программу развития центра дополнительного
образования детей «Кэрэли». Сказания олонхо есть только у нашего якутского
народа.
В
олонхо
живут
сильные,
умные
богатыри,
которые
совершают
настоящие подвиги для спасения своего народа, любимой девушки от злых
духов Абаасы.
В настоящее время большое значение придается сохранению,
защите и воспитанию подрастающего поколения в духе уважения культурного
наследия
своего
народа
и
культуры
разных
народов
в
полиэтническом
обшестве.
Олонхо,
как
ресурс
сохранения
духовно-нравственной
самобытности
народа
способствует
выработке
новой
системы
взглядов,
которая оказывает влияние на становление современного общества в условиях
глобализации и межкультурной интеграции.
В
ходе
обучения
детей
по
изготовлению
масок изучается
история театральных масок, определяется вид и характер, а так же
знакомятся с национальными традициями и обрядами, в котором
используются маски. Дети учатся создавать свои творения, начиная
с
эскиза
данного
персонажа
и
оканчивая
декорированием
по
своему
замыслу.
Изучается
техника
папье
–
маше.
В
процессе
изготовления
маски
необходимо
познакомить
детей
с
некоторыми
обязательными требованиями: соответствие маски форме и размеру головы —
ободок или шапочка должны плотно «сидеть», но при этом не сдавливать
голову.
В
результате
предполагается
достижение
определённого
уровня
овладения детьми изготовления театральной маски в технике папье – маше.
Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах
и жанрах декоративно-прикладного искусства, а также о театре олонхо и их
героев. По окончании занятия обучающиеся должны знать и уметь свободно
пользоваться способами и приёмами папье – маше, творчески используют
художественно-выразительные
возможности
материала,
уметь
создавать
форму маски на основе восприятия и самостоятельного наблюдения, знать, как
использовать
возможности
декорирования,
как
пользоваться
красками
при
росписи маски, проявляют свои творческие возможности, мастерство, чувство
красоты,
вкуса
и
гармонии.
Созданные
театральные
маски
могут
использоваться в разных театрализованных представлениях, а так же можно
участвовать в выставках и конкурсах.