Автор: Плотникова Римма Эдуардовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 станицы Зольской
Населённый пункт: Кировского городского округа, Ставропольского края
Наименование материала: Статья
Тема: "МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: начальное образование
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Р.Э. Плотникова
учитель начальных классов
А н н о т а ц и я : Модели
и
технологии
п с и хол о го -п ед а го ги ч ес ко го
сопровождения
-
это
включение
в
учебно-воспитательный
процесс
инклюзивного образования.
Инклюзия способствует формированию у детей с
особыми образовательными потребностями положительного отношения к
сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной
реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное
обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного
образования
и
создание
необходимых
условий
для
достижения
успеха
в
образовании всеми детьми.
Ключевые
слова:
модель,
инклюзия,
психол ог о- пед аг ог ич еское
сопровождение, интегрированное обучение.
MODEL OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL ESCORT OF
CHILDREN IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION
R.E. Plotnikova
elementary school teacher
Annotation:
Models
and
technologies
of
psychology
and
pedagogical
maintenance is an inclusion in teaching and educational process of inclusive
education. Inklyuziya promotes formation at children with special educational
needs of the positive attitude towards peers and adequate social behavior and also
fuller realization of potential of development in training and education. Inclusive
training realizes ensuring equal access to receiving this or that education and
creation of necessary conditions for achievement of success in education by all
children.
Key words: model, an inklyuziya, psychology and pedagogical maintenance, the
integrated training.
В рамках ФГОС наиболее актуальной проблемой становится роль
психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного
образования.
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не
только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-
инвалидов
в
общеобразовательные
учреждения,
но
и
специфика
учебно-
воспитательного
процесса,
который
должен
строиться
с
учетом
психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
В
образовательных
учреждениях
должно
быть
организовано
качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а
также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и
ученическом
коллективах,
основанный
на
понимании
проблем,
нужд
ребенка-инвалида и на желании ему помочь.
Включение
в
учебно-воспитательный
процесс
инклюзивного
образования напрямую затрагивает школьного психолога. Его роль в данном
процессе
–
создание
целостной
системы
поддержки,
объединяющей
отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей
акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Суть психологической
работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-
психического
напряжения;
коррекции
самооценки;
развитии
психических
функций
-
памяти,
мышления,
воображения,
внимания;
преодолении
пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной
жизненной
позиции;
преодолении
отчужденности
и
формировании
коммуникативных навыков.
В
своей
работе
педагог-психолог
использует
следующие
методы
психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические
консультации,
психологическую
помощь,
ролевые
игры,
тренинговые
упражнения, группу психологической взаимопомощи и взаимной поддержки,
как для детей с ОВЗ, так и для членов их семей.
Во все времена семья занимает центральное место в формировании
личности, способностей, умений ребенка. Именно здесь он получает первые
навыки восприятия действительности. Ребенок не может быть адаптирован и
социализирован "сам по себе", отдельно от родительской семьи. Часто семьи
отличаются
гиперопекой,
снижением
социальной
активности
ребенка,
поэтому
целью
психологической
работы
с
родителями
в
нашей
школе,
становится создание условий для социальной адаптации семей с "особым"
ребенком.
Создание
модели
психолого-педагогического
сопровождения
интегративного
процесса
можно
рассматривать
как
одно
из
основных
условий и составляющих успешности интеграции.
Кто входит в группу сопровождения? Учитель-дефектолог, педагог-
логопед, педагог-психолог, врач-педиатр, тьютор, координатор, социальный
педагог.
Психолого-педагогическое
сопровождение
в
образовательном
учреждении строится на принципах:
-
Непрерывность.
Психолого-педагогическое
сопровождение
функционирует
на
всех
ступенях
образования,
благодаря
чему
и
обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
-
Системность.
Значимость
и
продуктивность
сопровождения
определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов.
Среди
них
семья,
обустройство
образовательной
среды,
обучение
и
воспитание,
взаимодействие
детей,
вопросы
самопознания
и
личностной
самореализации.
- Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех
участников
образовательного
процесса.
На
всех
этапах
инклюзивного
образования
сопровождение
обеспечивает
положительное
эмоциональное
самочувствие
воспитанников,
положительную
динамику
в
развитии
и
положительные
учебные
до стижения,
спо собствует
р а з в и т и ю
взаимодействия детей.
В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития
формируется социальная компетентность.
-
Индивидуальный
подход.
Важный
принцип,
которым
руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения –
индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
То,
насколько
сотрудники
объединены
идеей
инклюзивного
образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого
подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников
образовательного
процесса,
напрямую
влияет
на
эффективность
работы,
успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.
Междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах,
как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании
нормативного
и
нарушенного
развития
ребенка;
единое
календарно-
тематическое
планирование;
проведение
специалистами
коррекционно-
развивающих
занятий
на
материале,
включенном
в
содержание
общеобразовательной программы.
Существуют три модели интегрированного обучения.
- Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая
образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ.
- Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным
причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они
вливаются в группу на часть дня.
-
Временная
интеграция
предполагает
объединение
всех
воспитанников
группы
компенсирующего
назначения
с
типично
развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения
различных мероприятий воспитательного характера.
Инклюзия
помогает
развивать
у
здоровых
детей
терпимость
к
психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление
к сотрудничеству. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного
доступа к получению того или иного образования и создание необходимых
условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Практика
показала,
что
наиболее
эффективной
формой
работы
с
родителями
в
нашей
школе
являются
родительские
собрания,
которые
проводятся в активных формах с участием учителей. На таких собраниях-
тренингах
родители
вынуждены
размышлять
о
психофизических
закономерностях развития ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать
проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал
средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-
педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У
родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и
потребностях, раскрываются новые ресурсы.
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в
России
находится
под
пристальным
вниманием
не
только
родителей
и
педагогических сообществ, но и всей общественности. Не случайно 2009 г.
объявлен Годом равных возможностей, значит, признание данной проблемы
осуществляется на государственном уровне.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем
интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без
исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание
различий, это возможность получения эффективного образования благодаря
постоянной поддержке и изменению образовательного пространства. Таким
образом, основные принципы сопровождения: рекомендательный характер
советов
сопровождающего,
приоритет
интересов
сопровождаемого,
«на
стороне ребенка», непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность
(комплексный
подход)
сопровождения:
согласованная
работа
«команды»
специалистов,
проповедующих
единые
ценности,
включенных
в
единую
организационную модель и владеющих единой системой методов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грачев, Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-
инвалидов / Л. К. Грачев. – М. : «Центр общественных ценностей», 1998. –
138 с.
2.
Дети
с
ограниченными
возможностями:
проблемы
и
инновационные
тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная
педагогика
и
специальная
психология»
/
сост.
Н.
Д.
Соколова,
Л.
В.
Калинникова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.
3. Каткова, Л. П. Организация деятельности социального работника в семьях,
имеющих детей-инвалидов // Медицинская помощь. – 1994. – № 2. – С. 6-10.
4.
Материалы
IX
съезда
педиатров
России
и
парламентских
слушаний
«Здоровье
детей
–
проблема
первоочередной
важности»
//
Медицинская
сестра. – 2001. – № 3 – С. 2-4.