Напоминание

"Работа над художественными задачами и техническими приёмами в программных фортепианных произведениях


Автор: Ишмухаметова Гульфия Рустамовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №2 эстрадно-духового оркестра
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Работа над художественными задачами и техническими приёмами в программных фортепианных произведениях
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №2 эстрадно – духового оркестра»

Елабужского муниципального района

Открытый урок на тему:

«Работа над художественными

задачами и техническими приемами в

программных фортепианных

произведениях».

Автор методической работы

Преподаватель по классу фортепиано

Ишмухаметова Г.Р.

Тема урока: «Работа над художественными задачами и техническими

приемами в программных фортепианных произведениях».

Цель урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание

музыкального произведения.

Задачи урока:

1.

Воспитывать умение анализировать содержание, форму, построение

произведения. Развивать образное мышление и творческое воображение .

2.

Работа над выразительностью музыкального языка, над фразировкой,

интонацией, техническими приемами.. Концентрация внимания,

слуховой контроль.

Ход урока.

Здравствуйте! Тема урока : «Работа над художественными задачами

и

техническими приемами в программных произведениях.»

Художественный образ как неотъемлемая часть музыкальной речи

является одной из важных составляющих в работе над музыкальным

произведением.

Работа над художественным образом ведется на протяжении всего курса

обучения музыканта-исполнителя и является основным направлением в

работе по развитию художественно-творческого потенциала учащегося.

Педагог должен стремиться направлять ученика на размышление о характере,

настроении, на поиск соответствующих найденному настроению образов.

Задача педагога - создать художественно-творческую, интеллектуальную

атмосферу занятий, реализовать творческий диалог с учеником,

способствующий поддержанию атмосферы понимания музыкального языка.

Начальный период работы над музыкальным произведением должен быть

связан с определением художественных задач, а затем с выявлением

основных трудностей на пути достижения художественного результата.

В

своей работе преподаватель совместно с учеником подвергает анализу

содержание, форму, а также и другие особенности произведения, и эти знания

воспроизводит в интерпретацию при помощи техники, эмоций и воли. Таким

образом и происходит создание художественного образа произведения.

В процессе работы над произведением важную роль играет также

воображение. Воображение отвечает за создание и развитие художественных

образов, должено развиваться у учащихся в процессе обучения игре на

музыкальном инструменте методом формирования умения определить и

изобразить подразумеваемые состояния художественных музыкальных

образов, а также и умения понимать их определенную условность, а порой -

их недосказанность. Определенная условность музыкальных образов дана

композитором, а вот сама недосказанность должна «подтолкнуть» и

направить исполнителя вложить в исполняемое произведение свои

собственные, индивидуальные мысли и личные эмоции, что будет

способствовать воссоединению исполнителя с композитором.

Сегодня на открытом уроке ученица 3 класса Силкина Анастасия. Девочка

с хорошими музыкальными данными, занимается с желанием, хорошо читает

с листа, имеет большой репертуар выученных пьес в «Музыкальной

копилке».

Первым представленным произведением будет произведение Луи

Стреаборга «Звездная ночь» из сборника «Фортепианная техника в

удовольствие».

Спрашиваю о композиторе. Настя рассказывает, что Л.Стреабборг

бельгийский композитор, пианист. Сочинил более 100 тысяч легких пьес для

фортепиано. Свой псевдоним Стреабборг взял из своей фамилии, которая

читается справа налево- Гроббаертс. Важную роль в осознании

художественного образа произведения играет программность. Программа

заключена в названии пьесы.

Ученица играет произведение.

Рассматриваем

форму

пьесы,

обозначение

темпа

и

характера,

тональность, размер, элементы выразительности, авторские ремарки.

Ученица отвечает -

3х частная, Анданте- не спеша, спокойно..

А

теперь

более

подробно

остановимся

и

поработаем

над

каждой

частью. Сразу с первого взгляда бросается в тексте мелодия в левой руке.

Спрашиваю ученицу: Как ты думаешь,какой образ несёт в себе эта

мелодия?

Ученица отвечает- Это образ звездочек.

Прошу ученицу сыграть левой рукой, слежу за плавными переносами

руки, движение от плеча «зажигаем звездочки».

Спрашиваю- А в правой руке?

Ученица

отвечает-

В

правой

руке

аккомпанемент.

Это

образ

воды,

которая чуть журчит в речке.

-Как нужно сыграть аккомпанемент?

-Тихо, мягко.

Показываю. Ученица играет.

-Пьеса называется «Звездная ночь». Какую картину звездной ночи ты

себе представляешь?

Ученица: Тихая ,теплая летняя ночь. Далеко на чернеющем небе загораются

звезды. Все стемнело вокруг, умолкли птицы и только вода чуть журчит в

речке. И звездочки отражаются в воде.

Затем соединяем обе руки вместе. Добиваемся

Во 2-й части изменился аккомпанемент. Пытаюсь возбудить воображение

учащейся.

-Такое

ощущение,

что

волна

качается

и

убаюкивает

звездочки

в

своей

колыбели.

Правая

рука

должна

изобразить

«мягкое

колыхание

волн».

Облегчить

правую

руку,

при

этом

всё

стараясь

проигрывать

Обращаем

внимание на динамические оттенки.

В конце 2й части «дунул ветерок и

всколыхнул

волну

и

в

конце

успокоение

»

Работаем

над

приёмом

объединяющим движением кисти, ведем звуки к 5му пальчику. Добиваемся

результата

3-я часть похожа на 1-ю. Обращаем внимание на то, что в конце стоит cresc

«Все небо вспыхнуло в звездах».

Насте

после

такого

тщательного

разбора

пьеса

стала

очень

понятной,

доступной. Исполняет произведение в целом.

Вторая пьеса Одесского композитора Ирины Ярошевич. Ирина Ярошевич

живет

и

трудится

в

Одессе,

пишет

музыку

к

детским

спектаклям

,

музыкальным сказкам, сочиняет небольшие миниатюры для фортепиано. Вот

одна из таких миниатюр «Осенняя зарисовка».

Определяем тональность произведения, форму.

Тональность d-moll.Форма пьесы 3х частная с кодой.

Спрашиваю -Что такое кода?

Ученица отвечает- Кода-это завершающая часть музыкального произведения.

Следующий этап работы разбираем по частям.

1-я часть Основная тема пьесы 2 такта «зерно-интонация». Нежная.

Говорю ученице - Представь себе осенний парк, моросит мелкий дождик, то

моросит, то перестанет. Дунул ветерок - листик падает с дерева. кружится и

ложится на дорожку. Вот давай мы сейчас это изобразим. Мягко переступаем

с пальца на палец и собираем в единое движение с помощью движения

запястья.

А

что

б

сыграть

ещё

выразительнее

сочиняем

подтекстовку.

«Осенний лист кружит и падает опять. Осень ты красива, осень ты нарядна.

Шелестит, поет листва». Играет с подтекстовкой.

-Дальше еще больше «листики закружились и затанцевали в воздухе и опять

легли. « Работаем над фразировкой в мелодии.

Спрашиваю- А как ты думаешь, что изображает левая рука ?

Ученица включает своё воображение -Тучки на небе плывут.

Работаем

над

левой

рукой:

двойные

ноты

legato,

добиваясь

ровности

звучания.

2-я часть включает в себя 8 тактов, тональность F-dur.

Спрашиваю

ученицу:

Как

меняется

здесь

настроение

и

что

ты

себе

представила?

Ученица отвечает - Здесь появляется мажор и мне представился осенний

парк. Дети собирают листики, любуются ими.

Обращаю внимание ученицы, что дальше опять минор, мелодия в левой

руке.

Говорю

ей

-

Наверное

бабушка

сидит

на

скамейке

с

зонтиком

в

руках,

наблюдает

за

детьми

и

вспоминает,

что

когда-то

и

она

была

такой

же

маленькой. Мелодию надо пропеть певуче и глубоко. Работаем над мелодией

в левой руке.

В

конце

2-й

части

обращаем

внимание

на

замедление

«бабушка

задумалась».

3-часть

(повторение

1-части)

«Опять

кружатся

листики

и

падают на дорожку.»

Кода.

Обращаю

внимание

на

тему

в

левой

руке,

тема

меняет

свой

ритмический рисунок «листочки всё время кружатся, не ложатся. Тучки на

небе сгущаются, усиливается ветер». Прорабатываем секвенцию из темы в

левой руке и арпеджато «листопад» В конце обращаю внимание ученицы на

динамические оттенки rit. и dim.

Говорю -Стало пусто в парке . Бабушка раскрывает зонтик и уходит.»

Ученица исполняет всю пьесу целиком. Обсуждаем, всё ли получилось.

Домашнее задание продолжить работу над фразировкой, над образами и

техническими приёмами.

Заключение:

Работа над звуком, над созданием художественного образа должна

вестись параллельно с изучением текста, игровых приемов. Все должно быть

подчинено достижению единой цели - наиболее полной передачи характера

произведения.



В раздел образования