Автор: Ишмухаметова Гульфия Рустамовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №2 эстрадно-духового оркестра
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Работа над художественными задачами и техническими приёмами в программных фортепианных произведениях
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2 эстрадно – духового оркестра»
Елабужского муниципального района
Открытый урок на тему:
«Работа над художественными
задачами и техническими приемами в
программных фортепианных
произведениях».
Автор методической работы
Преподаватель по классу фортепиано
Ишмухаметова Г.Р.
Тема урока: «Работа над художественными задачами и техническими
приемами в программных фортепианных произведениях».
Цель урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание
музыкального произведения.
Задачи урока:
1.
Воспитывать умение анализировать содержание, форму, построение
произведения. Развивать образное мышление и творческое воображение .
2.
Работа над выразительностью музыкального языка, над фразировкой,
интонацией, техническими приемами.. Концентрация внимания,
слуховой контроль.
Ход урока.
Здравствуйте! Тема урока : «Работа над художественными задачами
и
техническими приемами в программных произведениях.»
Художественный образ как неотъемлемая часть музыкальной речи
является одной из важных составляющих в работе над музыкальным
произведением.
Работа над художественным образом ведется на протяжении всего курса
обучения музыканта-исполнителя и является основным направлением в
работе по развитию художественно-творческого потенциала учащегося.
Педагог должен стремиться направлять ученика на размышление о характере,
настроении, на поиск соответствующих найденному настроению образов.
Задача педагога - создать художественно-творческую, интеллектуальную
атмосферу занятий, реализовать творческий диалог с учеником,
способствующий поддержанию атмосферы понимания музыкального языка.
Начальный период работы над музыкальным произведением должен быть
связан с определением художественных задач, а затем с выявлением
основных трудностей на пути достижения художественного результата.
В
своей работе преподаватель совместно с учеником подвергает анализу
содержание, форму, а также и другие особенности произведения, и эти знания
воспроизводит в интерпретацию при помощи техники, эмоций и воли. Таким
образом и происходит создание художественного образа произведения.
В процессе работы над произведением важную роль играет также
воображение. Воображение отвечает за создание и развитие художественных
образов, должено развиваться у учащихся в процессе обучения игре на
музыкальном инструменте методом формирования умения определить и
изобразить подразумеваемые состояния художественных музыкальных
образов, а также и умения понимать их определенную условность, а порой -
их недосказанность. Определенная условность музыкальных образов дана
композитором, а вот сама недосказанность должна «подтолкнуть» и
направить исполнителя вложить в исполняемое произведение свои
собственные, индивидуальные мысли и личные эмоции, что будет
способствовать воссоединению исполнителя с композитором.
Сегодня на открытом уроке ученица 3 класса Силкина Анастасия. Девочка
с хорошими музыкальными данными, занимается с желанием, хорошо читает
с листа, имеет большой репертуар выученных пьес в «Музыкальной
копилке».
Первым представленным произведением будет произведение Луи
Стреаборга «Звездная ночь» из сборника «Фортепианная техника в
удовольствие».
Спрашиваю о композиторе. Настя рассказывает, что Л.Стреабборг
бельгийский композитор, пианист. Сочинил более 100 тысяч легких пьес для
фортепиано. Свой псевдоним Стреабборг взял из своей фамилии, которая
читается справа налево- Гроббаертс. Важную роль в осознании
художественного образа произведения играет программность. Программа
заключена в названии пьесы.
Ученица играет произведение.
Рассматриваем
форму
пьесы,
обозначение
темпа
и
характера,
тональность, размер, элементы выразительности, авторские ремарки.
Ученица отвечает -
3х частная, Анданте- не спеша, спокойно..
А
теперь
более
подробно
остановимся
и
поработаем
над
каждой
частью. Сразу с первого взгляда бросается в тексте мелодия в левой руке.
Спрашиваю ученицу: Как ты думаешь,какой образ несёт в себе эта
мелодия?
Ученица отвечает- Это образ звездочек.
Прошу ученицу сыграть левой рукой, слежу за плавными переносами
руки, движение от плеча «зажигаем звездочки».
Спрашиваю- А в правой руке?
Ученица
отвечает-
В
правой
руке
аккомпанемент.
Это
образ
воды,
которая чуть журчит в речке.
-Как нужно сыграть аккомпанемент?
-Тихо, мягко.
Показываю. Ученица играет.
-Пьеса называется «Звездная ночь». Какую картину звездной ночи ты
себе представляешь?
Ученица: Тихая ,теплая летняя ночь. Далеко на чернеющем небе загораются
звезды. Все стемнело вокруг, умолкли птицы и только вода чуть журчит в
речке. И звездочки отражаются в воде.
Затем соединяем обе руки вместе. Добиваемся
Во 2-й части изменился аккомпанемент. Пытаюсь возбудить воображение
учащейся.
-Такое
ощущение,
что
волна
качается
и
убаюкивает
звездочки
в
своей
колыбели.
Правая
рука
должна
изобразить
«мягкое
колыхание
волн».
Облегчить
правую
руку,
при
этом
всё
стараясь
проигрывать
Обращаем
внимание на динамические оттенки.
В конце 2й части «дунул ветерок и
всколыхнул
волну
и
в
конце
успокоение
»
Работаем
над
приёмом
объединяющим движением кисти, ведем звуки к 5му пальчику. Добиваемся
результата
3-я часть похожа на 1-ю. Обращаем внимание на то, что в конце стоит cresc
«Все небо вспыхнуло в звездах».
Насте
после
такого
тщательного
разбора
пьеса
стала
очень
понятной,
доступной. Исполняет произведение в целом.
Вторая пьеса Одесского композитора Ирины Ярошевич. Ирина Ярошевич
живет
и
трудится
в
Одессе,
пишет
музыку
к
детским
спектаклям
,
музыкальным сказкам, сочиняет небольшие миниатюры для фортепиано. Вот
одна из таких миниатюр «Осенняя зарисовка».
Определяем тональность произведения, форму.
Тональность d-moll.Форма пьесы 3х частная с кодой.
Спрашиваю -Что такое кода?
Ученица отвечает- Кода-это завершающая часть музыкального произведения.
Следующий этап работы разбираем по частям.
1-я часть Основная тема пьесы 2 такта «зерно-интонация». Нежная.
Говорю ученице - Представь себе осенний парк, моросит мелкий дождик, то
моросит, то перестанет. Дунул ветерок - листик падает с дерева. кружится и
ложится на дорожку. Вот давай мы сейчас это изобразим. Мягко переступаем
с пальца на палец и собираем в единое движение с помощью движения
запястья.
А
что
б
сыграть
ещё
выразительнее
сочиняем
подтекстовку.
«Осенний лист кружит и падает опять. Осень ты красива, осень ты нарядна.
Шелестит, поет листва». Играет с подтекстовкой.
-Дальше еще больше «листики закружились и затанцевали в воздухе и опять
легли. « Работаем над фразировкой в мелодии.
Спрашиваю- А как ты думаешь, что изображает левая рука ?
Ученица включает своё воображение -Тучки на небе плывут.
Работаем
над
левой
рукой:
двойные
ноты
legato,
добиваясь
ровности
звучания.
2-я часть включает в себя 8 тактов, тональность F-dur.
Спрашиваю
ученицу:
Как
меняется
здесь
настроение
и
что
ты
себе
представила?
Ученица отвечает - Здесь появляется мажор и мне представился осенний
парк. Дети собирают листики, любуются ими.
Обращаю внимание ученицы, что дальше опять минор, мелодия в левой
руке.
Говорю
ей
-
Наверное
бабушка
сидит
на
скамейке
с
зонтиком
в
руках,
наблюдает
за
детьми
и
вспоминает,
что
когда-то
и
она
была
такой
же
маленькой. Мелодию надо пропеть певуче и глубоко. Работаем над мелодией
в левой руке.
В
конце
2-й
части
обращаем
внимание
на
замедление
«бабушка
задумалась».
3-часть
(повторение
1-части)
«Опять
кружатся
листики
и
падают на дорожку.»
Кода.
Обращаю
внимание
на
тему
в
левой
руке,
тема
меняет
свой
ритмический рисунок «листочки всё время кружатся, не ложатся. Тучки на
небе сгущаются, усиливается ветер». Прорабатываем секвенцию из темы в
левой руке и арпеджато «листопад» В конце обращаю внимание ученицы на
динамические оттенки rit. и dim.
Говорю -Стало пусто в парке . Бабушка раскрывает зонтик и уходит.»
Ученица исполняет всю пьесу целиком. Обсуждаем, всё ли получилось.
Домашнее задание продолжить работу над фразировкой, над образами и
техническими приёмами.
Заключение:
Работа над звуком, над созданием художественного образа должна
вестись параллельно с изучением текста, игровых приемов. Все должно быть
подчинено достижению единой цели - наиболее полной передачи характера
произведения.