Автор: Садырина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Гимназия №2
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг формирования универсальных учебных действий обучающихся начальной школы в рамках ФГОС
Раздел: начальное образование
Мониторинг формирования универсальных учебных действий обучающихся
начальной школы в рамках ФГОС
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
совокупности «универсальных учебных действий», а не только освоение учащимися
конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Универсальные
учебные
действия,
как
основа
умения
учиться,
должны
быть
сформированы у каждого выпускника начальной школы. Для их успешного формирования
необходимо проводить мониторинг, который поможет увидеть реальную картину проблем
и достижения ученика.
Цель
мониторинга
- получение объективной информации о состоянии и динамике
уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников начального
звена в условиях реализации ФГОС ООО.
К
сожалению,
новыми
стандартами
образования
не
предусмотрены
материалы
(таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики
формирования и развития метапредметных и личностных результатов, что затрудняет
отслеживание
показателей
развития
школьника
на
протяжении
всего
обучения
в
начальной
школе.
Поэтому
учителя
начальных
классов
испытывают
трудности
при
оценивании
УУД
и
особенно
оформлении
результатов.
Работая
по
ФГОС,
не
сразу
определилась,
как
измерять
и
оформлять
в
таблицах
результаты
личностных
и
метапредметных УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Передо мной, как, наверное, и перед другими педагогами, четко обозначилась
проблема: «Как правильно организовать мониторинг формирования УУД?».
Изучая методическое пособие под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе» и основные программные
требования по предметам, выбрала основные показатели мониторинга УУД. Определила
методы сбора информации по классу: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Выбрала диагностический материал для отслеживания уровня сформированности
универсальных учебных действий: «Комплексные работы по текстам» О.А. Холодовой.
1-4 класс, тематические контрольные и проверочные работы, контрольные срезы знаний
обучающихся. В программе Excel составила таблицу мониторинга универсальных
учебных действий в начальной школе. Несмотря на то, что сейчас в интернете можно
найти различные таблицы и шаблоны для отслеживания УУД, создала таблицу для
своего класса и в дальнейшем усовершенствовала ее.
Данная разработка создана в целях автоматизации процесса диагностики УУД с
учетом требований ФГОС, в форме файла-шаблона Excel, на листах которого имеются
удобные сводные таблицы со встроенными списками выбора баллов и формулами для
подсчета процентов и уровня сформированности УУД.
Информация содержится на листах «Инструкция», «Диаграммы», «Итоги»,
«Регулятивные УУД 1кл.», «Регулятивные УУД 2кл.», и т.д. Они расположены на нижней
панели.
Если откроем и рассмотрим лист «Инструкция», то видим, что она краткая:
«Выберите наиболее подходящую характеристику и поставьте количество баллов, стоящее
в крайней левой колонке на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося».
Ниже даны уровни сформированности УУД: низкий – до 33%, средний – от 34% до 83%.
Высокий – от 84% до 100%.
Лист «Регулятивные УУД 1 кл.» содержит список класса на верхней строке, который
можно заполнить один раз, а затем копировать на другие листы.
Первый столбец – это баллы от 1-3, которые необходимо выбрать для каждого конкретного
ученика и поставить на пересечении критерия и ученика. Критерии отслеживания –
второй столбец. Например, критерий 1«Постановка проблемы, целеполагание», мы
выбираем из трех предложенных вариантов и ставим 1балл, если ученик:
принимает проблему, сформулированную учителем, в процессе обсуждения с
учителем определяет цель.
Если ученик, самостоятельно анализирует ситуацию, в процессе обсуждения с
учителем выявляет проблему, совместно формулирует цель работы, то 2 балла.
3 балла, если самостоятельно формулирует проблему, анализирует причины её
существования, самостоятельно определяет цель работы.
Т.е. нужно выбрать тот показатель, который наиболее характерен для каждого
конкретного ученика. И внизу подсчитывается количество баллов по каждому ученику
и выводится процент и уровень развития УУД.
Аналогично заполняем и другие листы.
Лист «Диаграмма 1 кл.», отражает развитие универсальных учебных действий по
классу, где зеленым цветом показан уровень коммуникативных УУД, красным –
познавательных, синим – регулятивных. Тип диаграммы можно менять.
Лист «Итоги» автоматически отображается процент сформированности
универсальных учебных действий по каждому ученику.
Лист «Диаграмма среднего значения», показывает динамику развития универсальных
учебных действий по классам в цвете.
Данный мониторинг проводится 1 раз в год, в апреле - мае каждого учебного года со 1 по
4 класс и обладает следующими возможностями:
- позволяет отслеживать динамику индивидуального развития обучающегося;
- получение учителем представления о каждом из учащихся;
- дает возможность успешной дифференциации обучения;
Возможный минус работы с таблицей состоит в ее объемности, но здесь важно
отметить то, что идет целостное отслеживание универсальных учебных действий с 1 по 4
класс.
Для изучения динамики развития личности каждого ребенка, использую цифровой
образовательный ресурс учителя начальных классов Адамовой Евгении Геннадьевны,
который представлен на учительском портале. Его цель - выявление уровня развития
определённых качеств личности. Главное то, что ресурс предлагает не только оценку
развития личности ребенка, но и контрольно-измерительный материал на изучение
определенных качеств развития личности (анкеты, тесты).
Ресурс рассчитан на возраст 9-11 лет, создан в программе Excel и используется при
выявлении уровня развития личности. После проведения и проверки тестирования,
учитель вносит баллы в соответствующие колонки. Результаты позволяют сделать вывод
о сформированности определённых качеств личности. В шаблоне есть инструкция по
работе с таблицей.
Такой мониторинг проводится два раза в год в сентябре и апреле. Можно выделить
следующие этапы работы:
1.Анкетирование учащихся.
2.Обработка анкет. (К каждой анкете дана инструкция и методика подсчета)
3.Заполнение листа «Сводный»: вносим фамилии учеников, при этом заполняем только
ячейки, выделенные серым цветом.
4. После обработки вносим данные анкет на каждый лист в ячейку серого цвета
5. С каждой страницы можно вернуться на главную, нажав на картинку слева.
5.С первого листа можно попасть на нужную страницу, нажав на соответствующую фразу.
Все вычисления программа выполнит автоматически.
В результате ввода данных в таблицы, программа выстраивает диаграммы,
графики. По каждому параметру отслеживания универсальных учебных действий
делаются выводы, как по всему классу в целом, так и по конкретному обучающемуся.
Считаю, что такие виды мониторинга дают объективную информацию о состоянии
и динамике уровня развития универсальных учебных действий у младших школьников в
условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
В целом можно отметить и ряд проблем, которые можно сформулировать так:
•
Нет единой системы оценки универсальных учебных действий, утверждённой и
рекомендованной на федеральном уровне;
•
Отсутствие единых утверждённых форм, специальных журналов для выставления и
хранения полученной информации;
•
Субъективность оценивания