Напоминание

Мониторинг формирования универсальных учебных действий обучающихся начальной школы в рамках ФГОС


Автор: Садырина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Гимназия №2
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг формирования универсальных учебных действий обучающихся начальной школы в рамках ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Мониторинг формирования универсальных учебных действий обучающихся

начальной школы в рамках ФГОС

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование

совокупности «универсальных учебных действий», а не только освоение учащимися

конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Универсальные

учебные

действия,

как

основа

умения

учиться,

должны

быть

сформированы у каждого выпускника начальной школы. Для их успешного формирования

необходимо проводить мониторинг, который поможет увидеть реальную картину проблем

и достижения ученика.

Цель

мониторинга

- получение объективной информации о состоянии и динамике

уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников начального

звена в условиях реализации ФГОС ООО.

К

сожалению,

новыми

стандартами

образования

не

предусмотрены

материалы

(таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики

формирования и развития метапредметных и личностных результатов, что затрудняет

отслеживание

показателей

развития

школьника

на

протяжении

всего

обучения

в

начальной

школе.

Поэтому

учителя

начальных

классов

испытывают

трудности

при

оценивании

УУД

и

особенно

оформлении

результатов.

Работая

по

ФГОС,

не

сразу

определилась,

как

измерять

и

оформлять

в

таблицах

результаты

личностных

и

метапредметных УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Передо мной, как, наверное, и перед другими педагогами, четко обозначилась

проблема: «Как правильно организовать мониторинг формирования УУД?».

Изучая методическое пособие под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать

универсальные учебные действия в начальной школе» и основные программные

требования по предметам, выбрала основные показатели мониторинга УУД. Определила

методы сбора информации по классу: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Выбрала диагностический материал для отслеживания уровня сформированности

универсальных учебных действий: «Комплексные работы по текстам» О.А. Холодовой.

1-4 класс, тематические контрольные и проверочные работы, контрольные срезы знаний

обучающихся. В программе Excel составила таблицу мониторинга универсальных

учебных действий в начальной школе. Несмотря на то, что сейчас в интернете можно

найти различные таблицы и шаблоны для отслеживания УУД, создала таблицу для

своего класса и в дальнейшем усовершенствовала ее.

Данная разработка создана в целях автоматизации процесса диагностики УУД с

учетом требований ФГОС, в форме файла-шаблона Excel, на листах которого имеются

удобные сводные таблицы со встроенными списками выбора баллов и формулами для

подсчета процентов и уровня сформированности УУД.

Информация содержится на листах «Инструкция», «Диаграммы», «Итоги»,

«Регулятивные УУД 1кл.», «Регулятивные УУД 2кл.», и т.д. Они расположены на нижней

панели.

Если откроем и рассмотрим лист «Инструкция», то видим, что она краткая:

«Выберите наиболее подходящую характеристику и поставьте количество баллов, стоящее

в крайней левой колонке на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося».

Ниже даны уровни сформированности УУД: низкий – до 33%, средний – от 34% до 83%.

Высокий – от 84% до 100%.

Лист «Регулятивные УУД 1 кл.» содержит список класса на верхней строке, который

можно заполнить один раз, а затем копировать на другие листы.

Первый столбец – это баллы от 1-3, которые необходимо выбрать для каждого конкретного

ученика и поставить на пересечении критерия и ученика. Критерии отслеживания –

второй столбец. Например, критерий 1«Постановка проблемы, целеполагание», мы

выбираем из трех предложенных вариантов и ставим 1балл, если ученик:

принимает проблему, сформулированную учителем, в процессе обсуждения с

учителем определяет цель.

Если ученик, самостоятельно анализирует ситуацию, в процессе обсуждения с

учителем выявляет проблему, совместно формулирует цель работы, то 2 балла.

3 балла, если самостоятельно формулирует проблему, анализирует причины её

существования, самостоятельно определяет цель работы.

Т.е. нужно выбрать тот показатель, который наиболее характерен для каждого

конкретного ученика. И внизу подсчитывается количество баллов по каждому ученику

и выводится процент и уровень развития УУД.

Аналогично заполняем и другие листы.

Лист «Диаграмма 1 кл.», отражает развитие универсальных учебных действий по

классу, где зеленым цветом показан уровень коммуникативных УУД, красным –

познавательных, синим – регулятивных. Тип диаграммы можно менять.

Лист «Итоги» автоматически отображается процент сформированности

универсальных учебных действий по каждому ученику.

Лист «Диаграмма среднего значения», показывает динамику развития универсальных

учебных действий по классам в цвете.

Данный мониторинг проводится 1 раз в год, в апреле - мае каждого учебного года со 1 по

4 класс и обладает следующими возможностями:

- позволяет отслеживать динамику индивидуального развития обучающегося;

- получение учителем представления о каждом из учащихся;

- дает возможность успешной дифференциации обучения;

Возможный минус работы с таблицей состоит в ее объемности, но здесь важно

отметить то, что идет целостное отслеживание универсальных учебных действий с 1 по 4

класс.

Для изучения динамики развития личности каждого ребенка, использую цифровой

образовательный ресурс учителя начальных классов Адамовой Евгении Геннадьевны,

который представлен на учительском портале. Его цель - выявление уровня развития

определённых качеств личности. Главное то, что ресурс предлагает не только оценку

развития личности ребенка, но и контрольно-измерительный материал на изучение

определенных качеств развития личности (анкеты, тесты).

Ресурс рассчитан на возраст 9-11 лет, создан в программе Excel и используется при

выявлении уровня развития личности. После проведения и проверки тестирования,

учитель вносит баллы в соответствующие колонки. Результаты позволяют сделать вывод

о сформированности определённых качеств личности. В шаблоне есть инструкция по

работе с таблицей.

Такой мониторинг проводится два раза в год в сентябре и апреле. Можно выделить

следующие этапы работы:

1.Анкетирование учащихся.

2.Обработка анкет. (К каждой анкете дана инструкция и методика подсчета)

3.Заполнение листа «Сводный»: вносим фамилии учеников, при этом заполняем только

ячейки, выделенные серым цветом.

4. После обработки вносим данные анкет на каждый лист в ячейку серого цвета

5. С каждой страницы можно вернуться на главную, нажав на картинку слева.

5.С первого листа можно попасть на нужную страницу, нажав на соответствующую фразу.

Все вычисления программа выполнит автоматически.

В результате ввода данных в таблицы, программа выстраивает диаграммы,

графики. По каждому параметру отслеживания универсальных учебных действий

делаются выводы, как по всему классу в целом, так и по конкретному обучающемуся.

Считаю, что такие виды мониторинга дают объективную информацию о состоянии

и динамике уровня развития универсальных учебных действий у младших школьников в

условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

В целом можно отметить и ряд проблем, которые можно сформулировать так:

Нет единой системы оценки универсальных учебных действий, утверждённой и

рекомендованной на федеральном уровне;

Отсутствие единых утверждённых форм, специальных журналов для выставления и

хранения полученной информации;

Субъективность оценивания



В раздел образования