Напоминание

Родительское собрание «Как помочь ребенку стать внимательным»


Автор: Улькина Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ-СОШ №3 им С.Орджоникидзе
Населённый пункт: г.Клинцы, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание «Как помочь ребенку стать внимательным»
Раздел: начальное образование





Назад




Улькина Елена Владимировна

Родительское собрание «Как помочь ребенку стать внимательным»

Цель: формирование понятия «внимание», определение важности и

значимости развития детского внимания для успешной учебной деятельности

младших школьников.

Задачи: понять причины возникновения проблем у некоторых детей в

процессе обучения;

изучить

игры

и

упражнения,

которые

помогут

ребенку

стать

внимательным;

дать

рекомендации

родителям

по

развитию

произвольного

внимания

младших школьников;

Ход собрания:

1.

Орг.момент.

2.

Тема, цели и задачи собрания.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы

обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших

детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными

проце ссами,

которые

формируют

у

школьников

спо собно сть

к

интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему,

связанную с одним из этих процессов.

Тема

родительского

собрания

«Как

помочь

ребенку

с т ат ь

внимательным?».

План собрания:

1.

Важность и значимость проблемы развития детского внимания.

2.

Как помочь ребенку стать внимательным (игры на развитие внимания

первоклассников).

3.

Понятие

«внимание»,

виды,

свойства

внимания.

Важность

и

значимость проблемы развития детского внимания.

Для

понимания важности

и

значимости

проблемы

развития

детского

внимания предлагаю вам ответить на вопросы анкеты:

1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий?

2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?

3. Хотелось бы вам, чтобы ваш ребёнок был внимательным?

4.Что Вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

Наблюдая за детьми во время уроков, я заметила, что у многих ребят

класса

не

развита

произвольность

внимания,

что

вызывает

трудности

в

обучении. Потому затронутая сегодня тема очень актуальна.

Задача сегодняшнего собрания – дать конкретные советы по развитию

внимания, в том числе произвольного, понять причины возникновения проблем

у некоторых детей в процессе обучения.

Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом

зависит от сформированности у него способности быть внимательным.

Вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось это брюки…

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки…

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-

за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик,

словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить.

Давайте разберёмся, что же такое внимание?

(Выступление школьного психолога)

Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных

объектах и явлениях.

Из

окружающего

мира

на

нас

одновременно

воздействует

большое

количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию

невозможно, но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную

для

принятия

правильных

решений

совершенно

необходимо.

Эту

функцию

психической деятельности и выполняет внимание.

Выделяют 3 вида внимания:

Непроизвольное.

Произвольное.

Послепроизвольное.

Непроизвольное

возникает

как

бы

само

собой,

без

усилий

воли.

В

сознании

детей

фиксируется

то,

что

эмоционально,

значимо,

имеет

яркую

окраску, необычную форму.

С

возрастом,

в

процессе

игры,

обучения

и

общения

со

взрослыми

начинает

формироваться произвольное

внимание.

Оно

требует

от

ребенка

волевых усилий. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В

процессе

игры,

общения,

работы

может

возникнуть

интерес,

увлеченность, которые обычно снижают волевое напряжение. В этом случае

говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.

Внимание

как

познавательный

процесс

входит

обязательным

компонентом в структуру любого психического процесса.

Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его

такие

важные

свойства,

как

концентрация,

устойчивость,

распределение,

переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает

привычка

быть

внимательным,

даже

если

при

этом

складываются

неблагоприятные условия.

Ни

одно

психическое

явление

невозможно

вне

связи

со

вниманием.

Поэтому понятно значение внимания для развития всех психических процессов.

Психологами установлена положительная связь между свойствами внимания и

успехами в учении.

Охарактеризуем основные свойства внимания

(к которым относятся

концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение).

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте,

отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.

Человек

с

высокой

концентрацией

внимания

обычно

отличается

хорошей

наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо

развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

Объём

внимания

характеризуется

количеством

одновременно

воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число

таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания

ребёнку

легче

совершать

операции

сравнения,

анализа,

обобщения,

классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно

одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений,

и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

Устойчивость

внимания

это

способность

сохранить

долгое

время

сосредоточенность

в

деятельности,

способность

отвлечься

от

всего

постороннего.

Распределение внимания

это

умение

выполнять

несколько

видов

деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к

другому.

Быстрота

переключения

внимания

зависит

от

индивидуальных

особенностей каждого ребенка.

Сосредоточение,

устойчивость,

переключение

это

положительные

свойства

внимания. Невнимательность,

рассеянность,

отвлекаемость

отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях

поведения

и

внешнего

вида,

как

спокойствие,

сосредоточенность

и

устойчивость

взгляда,

устойчивое

положение

головы,

устойчивость

позы,

твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания связаны с частой отвлекаемостью от

основного

дела,

суетливостью,

неуравновешенностью,

беспорядочным

многословием, бегающим взглядом, неуверенностью, тревожностью.

4.

Особенности внимания у детей 7-10 лет.

У ребенка 7 лет преобладает непроизвольное внимание, основой которого

является

ориентировочный

рефлекс.

Ребенок

еще

не

может

в

достаточной

степени

управлять

своим

вниманием.

Это

связано

с

тем,

что

преобладает

наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Всё свое внимание

младший школьник направляет на новое, яркое, то есть на то, что бросается в

глаза.

Развитие произвольного внимания связано с развитием ответственного

отношения к учению, с формированием самой учебной деятельности. Ученики

внимательно работают лишь с интересным материалом. Любая деятельность

подчинена

общим

правилам.

Усваивая

и

учитывая

их,

ребенок

начинает

сознательно

управлять

своим

вниманием.

Самыми

простыми

средствами

управления внимания ребенка является жесты, слово, наглядные образы. Объем

внимания

младших

школьников

меньше,

чем

у

взрослых.

Распределение

внимания слабее. Младший школьник не может распределить внимание между

разными видами работы, например, между чтением и слушанием товарища.

Устойчивость внимания первоклассников можно сохранить лишь в течение 30

минут.

Для

сравнения,

учащиеся

3-их

классов

могут

сохранить

внимание

непрерывно в течение всего урока. Но важно периодически менять вид работы.

Первоклассник не может быстро переключить внимание с одного объекта на

другой.

Умение переключать внимание помогает переключаться на различные

виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. Если ребенок не

умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с

игрушками, не имеет интересов и увлечений – всё это может привести к

несформированности произвольного внимания и, следовательно, к проблемам в

учебной деятельности.

Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с

недостатками

внимания,

так

как

учебная

деятельность

предъявляет

повышенные

требования

к

развитию

этой

функции.

Выделяют

следующие

проявления дефицита внимания у детей.

Попрошу вас отметить в анкетах, какие из этих проявлений имеют

место у вашего ребенка, чтобы потом вы могли более целенаправленно помочь

ему в домашних условиях.

(Родители отвечают на вопросы анкеты 2)

Анкета 2

Проявление недостатка внимания.

1.

Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на

стуле, ребенок корчится, извивается.

2.

Не может сидеть спокойно на месте, когда это требуется.

3.

Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4.

С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных

других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии).

5.

На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав до конца.

6.

При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не

связанные

с

негативным

поведением

или

недостаточностью

понимания).

7.

С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время

игр.

8.

Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.

9.

Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11.Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в

игры других детей).

12.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную

к нему речь.

13.Теряет

вещи,

необходимые

в

школе

и

дома

(например,

игрушки,

карандаши, книги и т.д.)

14.Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.

При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Наличие у детей восьми из перечисленных 14-ти симптомов, является

основанием

для

утверждения

того,

что

у

ребенка

проявляется

синдром

дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно разделить на

три группы:

Признаки гиперактивности(1,2,9,10)

Признаки невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)

Признаки импульсивности (4,5,11,14)

Мы не будем сегодня делать скоропалительных выводов. Чтобы выявить

серьезные

нарушения,

нужны

серьезные

исследования.

Такая

анкета

не

позволяет нам назвать ребенка гиперактивным или поставить какой-то диагноз.

Моя задача – помочь вам более пристально взглянуть на ваших детей,

чтобы вы смогли вовремя увидеть проблему, если она есть.

На

внимание

существенное

влияние

оказывают

индивидуальные

особенности.

У некоторых детей причина невнимательности – леность мысли, у других–

отсутствие

серьезного

отношения

к

учению,

у

третьих

повышенная

возбудимость центральной нервной системы.

5.

Типичные ошибки уч – ся, связанные с невнимательностью:

(Выступление учителя)

Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут

заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по

акустическим признакам (жуки - зуки).

Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут

пропускать буквы в словах, предложениях и цифры и знаки в примерах

(трва –трава)

12-6=5 1 -6=5 12- 6 5;

При списывании допускают много ошибок.

Если

ребёнок

добавляет

в

слова

гласные

буквы,

это

связано

с

неустойчивостью произвольного внимания (тарава - трава).

Если ребёнок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью

внимания.

Помните, внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание

можно и нужно развивать. И главными помощниками ребенку в этом могут

стать его родители. Сегодня я предлагаю вам эффективные средства развития

внимания: игры и игровые упражнения.

6.

Практическая часть.

Игры и упражнения на развитие внимания

(Родители

распределяются

по

группам

и

выполняют

предложенные

упражнения

и

игры

на

развитие

внимания,

обсуждают,

делятся

впечатлениями.)

Упражнение на развитие концентрации внимания.

«Самый внимательный».

Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со

звуком [п].

Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо

оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые

снежинки!

Упражнение на развитие навыка переключения внимания.

Работа

с

печатным

текстом.

Чередование

правил

подчеркивания

и

вычеркивания

определенных

букв.

«Все

буквы а

подчеркнуть,

а

буквы о

зачеркнуть».

Упражнение на развитие распределения внимания.

Выполнение двух разноплановых заданий. Например, чтение текста и

подсчет ударов карандаша по столу.

Игра "Найди отличие"

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др.) и

передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько

деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в

рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди

рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность

движения

не

ограничивается).

Взрослый

дорисовывает

несколько

деталей.

Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Игра "Говори!"

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и

сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам

команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"

Игра "Слушай хлопки"

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном

направлении.

Когда

ведущий

хлопнет

в

ладоши

один

раз,

дети

должны

остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или

какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны

принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны,

руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют

ходьбу.

Игра «Найдите «спрятавшиеся» слова»

Предлагается найти «спрятавшиеся» слова из предложенных букв:

бсолнцеитранвстолрюджиметокноггщшщатмашина

прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

( солнце, стол, окно, машина, роза, жара, сумка, рыба.)

Игра «Торопись, да не ошибись»

(Для

игры

необходимы

различные

предметы.

Игра

направлена

на

переключение внимания).

У

ведущего

за

ширмой

различные

предметы:

красная

лента,

белый

флажок,

зелёный

кружок,

жёлтый

квадрат,

игрушка

собачка.

Ведущий

показывает различные предметы по очереди. Дети должны изобразить этот

предмет

каким-то

определённым

(закреплённым

за

данным

предметом)

действием: красная лента – помахать рукой; белый флажок – встать; зелёный

кружок – покружиться вокруг себя; жёлтый квадрат – присесть; игрушка –

собачка – повилять хвостиком.

Игра «Полслова за вами»

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При

этом бросающий громко говорит половину какого-либо слова, а тот, кто ловит,

должен назвать его вторую половину. Например, но---га, ва---гон, ке---фир,

кол---пак, вил---ка и др. Отвечать нужно быстро.

Игра «Повторяй, но не зевай»

Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о

следующем: когда я буду хлопать в ладоши, вы должны присесть, когда я

подниму руки вверх, вы должны подпрыгнуть, когда я присяду, вы поднимите

руки в стороны, когда я топну ногой, вы тоже топните. Перед началом игры

можно провести репетицию.

Игра «Найди слово»

На доске (листке) написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать

другое, спрятавшееся в нём слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол,

дорога, олень, пирожок.

Игровое задание «Имена»

Инструкция:

найдите

спрятанные

имена.

Будьте

внимательны,

в

некоторых предложениях их может быть несколько.

Пример: В предложении «Принеси коФЕ Дяде, сынок» - спрятано имя ФЕДЯ.

• Где лежат бигуди мамы?

• Я акварельными красками рисую радугу.

• Прошу разрешить поставить на этом окне две рамы.

• Зашёл баран на поле гороха и остановился.

• Видны были лишь забор и стена, за которыми шагали дамы.

• Что было раньше на месте панорамы?

• Кошмар! Факел и фонари так им плохо светят.

Игровые упражнения.

Даны напечатанные тексты (для упражнений дома можно взять старые

газеты, журналы).

- Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).

- Зачеркните только букву “а” в тексте линией в одном направлении (1 мин.).

Зачеркните две буквы “а”, “у” в каждом слове линиями в разных направлениях

(2 мин.).

Существуют и многие другие упражнения для развития внимания.

7.

Рефлексия.

Памятка для родителей

(Родителям раздаются памятки)

Уважаемые папы и мамы!

1.

Помните, что внимание - один из самых важных психических процессов.

Внимание является важной составной частью результативности учебной

деятельности

вашего

ребенка.

Для

того

чтобы

ваш

ребенок

был

внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

2.

В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут

игры

и

забавы,

которые

вы

предлагаете

ребенку,

тем

больше

шансов

развить произвольное внимание ребенка.

3.

Развивая

внимание

своего

ребенка,

учитывайте

круг

его

увлечений.

Отталкиваясь

от

его

увлечений,

привлекайте

его

внимание

к

другим

процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.

4.

Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого

прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.

5.

Развивая внимание ребенка, не фиксируйте его неудачи. Больше внимание

обращайте на достигнутые им успехи.

6.

Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и

примерами из жизни других людей.

7.

В

семейном

кругу

демонстрируйте

достижения

ребенка

по

развитию

собственного внимания.

8.

Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.

Подводя итог нашего разговора, предлагаю следующие рекомендации:

- Помогите нашим детям стать внимательными;

- Развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры и подбирая их в

литературе;

-

Учите

детей

быть

наблюдательными

учим

наблюдать

изменения

происходящие в мире, видеть незнакомое в знакомом, необычное в обычном.

Желаю вам успехов в воспитании детей!



В раздел образования