Напоминание

О разработке учебно-методических комплектов с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна
Должность: директор
Учебное заведение: АНО Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: О разработке учебно-методических комплектов с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование





Назад




О разработке учебно-методических комплектов с учетом требований

Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья

Тер-Григорьянц Р.Г., Котова Г.Л.

Автономная некоммерческая организация

«Научно-методический центр образования, воспитания

и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ»

В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный

закон № 273-ФЗ) одним из важнейших факторов обеспечения доступности,

качества, адаптивности и вариативности предоставляемых образовательных

услуг

выступает

создание

специальных

условий

обучения,

воспитания

и

развития,

обучающихся

с

ОВЗ

и

инвалидностью.

Особую

значимость

необходимости

создания

специальных

условий

определяет

введение

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования

для

обучающихся

с

ОВЗ

и

Федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденных

приказами Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 и № 1599

соответственно

(далее

ФГОС

для

ОВЗ).

Для

эффективного

внедрения

ФГОС для ОВЗ представляется крайне необходимым обновление учебно-

методического

обеспечения

реализации

адаптированных

основных

общеобразовательных программ.

Пунктом 3 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено

использование специальных образовательных программ и методов обучения

и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических

материалов при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Принятые

ФГОС

для

ОВЗ

также

предусматривают

разработку

инновационной

учебно-методической

литературы,

соответствующей

возрастным

возможностям

обучающихся

и

их

особым

образовательным

потребностям

(п.

2.9.2),

обязательное

обеспечение

обучающихся

с

ОВЗ

специальными

учебниками,

рабочими

тетрадями,

дидактическими

материалами,

компьютерными

инструментами

обучения,

отвечающими

выбранному варианту программы (п. 3.6.1).

В

период

апробации

ФГОС

для

ОВЗ

в

2014

2015

годах

разработчиками неоднократно рассматривалась возможность «в переходный

период»

использовать

существующую

на

данный

момент

учебную

литературу,

адресованную

детям

с

нарушениями

слуха,

задержкой

психического

здоровья,

нарушениями

речи,

интеллекта

и

включенную

в

действующий

Федеральный

перечень

учебников,

рекомендуемых

к

использованию (Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 г. «Об

утверждении

федерального

перечня

учебников,

рекомендуемых

к

использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего

общего образования»).

Тем не менее, использование такой учебной литературы не решает

проблемы создания специальных условий, обновления учебно-методического

обеспечения

образовательного

процесса

представленный

перечень

не

является полным, не содержит завершенные предметные линии, а также не

отвечает новым требованиям ФГОС для ОВЗ к результатам образования,

которые

предусматривают

качественную

перестройку

ценностных

ориентиров общего образования детей с ОВЗ.

В частности, ФГОС для ОВЗ предусмотрена возможность пролонгации

сроков

обучения

до

5

лет

для

обучающихся

по

АООП

НОО

слепых,

слабовидящих, глухих, слабослышащих и позднооглохших.

Р е ш е н и е

д а н н о й

п р о б л е м ы

п о т р е б о в а л о

п р и м е н е н и я

квалифицированного

научно-методического

подхода

к

структурированию

2

содержания

образования

по

учебным

предметам

п р ед ме т н ы х

содержательных

областей

и

коррекционным

курсам

обязательной

коррекционно-развивающей

области,

качественного

обновления

учебно-

методического обеспечения образования детей с ОВЗ и инвалидностью.

В 2018 и 2019 годах в рамках Государственной программы «Доступная

среда»

на

2011

2020

годы»

Министерство

просвещения

Российской

Федерации

реализует

проект «Разработка

программно-методического

и

учебно-дидактического

обеспечения

реализации

требований

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования

обучающихся с умственной отсталостью (3, 4, 5 классы)».

Работы

по

проекту

выполняет

Автономная

некоммерческая

организация

«Научно-методический

центр

образования,

воспитания

и

социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».

Проект

посвящен

разработке,

экспертизе

и

апробации

программно-

методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования обучающихся с умственной отсталостью (3, 4, 5 классы).

Данный

проект

является

основополагающим

в

решении

вопросов

доступности, качества, адаптивности и вариативности образовательных услуг,

предоставляемых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в

общеобразовательных организациях.

Цель

проекта:

повышение

качества

образования

детей

с

ОВЗ

и

инвалидностью.

В 2019 году реализуется задача по созданию 16 учебно-методических

комплектов для обучающихся 3 и 4 классов разных нозологических групп:

3

глухих,

слабослышащих

и

позднооглохших,

обучающихся

с

тяжелыми

нарушениями речи, обучающихся с расстройством аутистического спектра.

Каждый

учебно-методический

комплект

(далее

УМК)

содержит

учебник (учебное пособие) и методическое пособие для учителя к учебнику

(учебному пособию).

Разработаны и проходят экспертизу, апробацию УМК:

1) «Русский язык» для обучающихся 4 класса с РАС (вариант 8.3);

2) «Речевая практика» для обучающихся 4 класса с РАС (вариант 8.3);

3) «Литературное чтение» для глухих обучающихся 3 класса (вариант

1.2);

4)

«Литературное

чтение»

для

слабослышащих

и

позднооглохших

обучающихся 3 класса (вариант 2.2);

5) «Развитие речи» для обучающихся 3 класса с ТНР (вариант 5.2);

6) «Литературное чтение» для глухих обучающихся 4 класса (вариант

1.2);

7)

«Литературное

чтение»

для

слабослышащих

и

позднооглохших

обучающихся 4 класса (вариант 2.2);

8) «Математика» для глухих обучающихся 4 класса (вариант 1.2);

9) «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи»

для глухих обучающихся 4 класса (вариант 1.2);

10) «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи»

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 4 класса (вариант 2.2);

11)

«Окружающий

мир»

для

глухих,

слабо слышащих

и

позднооглохших обучающихся 4 класса (вариант 1.2);

12) «Компьютерная грамотность» для слепых обучающихся 4 класса

(вариант 3.2);

13) «Английский язык» для слепых обучающихся 4 класса (вариант

3.2);

14)

«Изобразительное

искусство.

Тифлографика»

для

слепых

обучающихся 4 класса (вариант 3.2);

4

15) «Русский язык» для обучающихся 4 класса с ТНР (вариант 5.2);

16) «Развитие речи» для обучающихся 4 класса с ТНР (вариант 5.2).

Результаты реализации проекта могут быть использованы:

-

организациями

любой

организационно-правовой

формы,

реализующими ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и

инвалидностью

и

ФГОС

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-

руководителями

и

педагогическими

работниками

образовательных

организаций;

-

федеральными

органами

исполнительной

власти,

органами

государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных

образований, осуществляющими управление в сфере образования.

Значимость работ заключается в том, что результаты проекта:

развивают

новые

подходы

к

образованию

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

осуществляя

тем

самым

социализацию

и

интеграцию

детей

данной

категории

в

нормативное

общество;

– формируют инновационное программно-методическое обеспечение

начального

образования

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья (программы и УМК нового поколения);

способствуют

повышению

эффективности

и

качества

реализации

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования обучающихся с умственной отсталостью.

5



В раздел образования