Автор: Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна
Должность: директор
Учебное заведение: АНО Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: О разработке учебно-методических комплектов с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование
О разработке учебно-методических комплектов с учетом требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
Тер-Григорьянц Р.Г., Котова Г.Л.
Автономная некоммерческая организация
«Научно-методический центр образования, воспитания
и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ»
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный
закон № 273-ФЗ) одним из важнейших факторов обеспечения доступности,
качества, адаптивности и вариативности предоставляемых образовательных
услуг
выступает
создание
специальных
условий
обучения,
воспитания
и
развития,
обучающихся
с
ОВЗ
и
инвалидностью.
Особую
значимость
необходимости
создания
специальных
условий
определяет
введение
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
для
обучающихся
с
ОВЗ
и
Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденных
приказами Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 и № 1599
соответственно
(далее
–
ФГОС
для
ОВЗ).
Для
эффективного
внедрения
ФГОС для ОВЗ представляется крайне необходимым обновление учебно-
методического
обеспечения
реализации
адаптированных
основных
общеобразовательных программ.
Пунктом 3 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено
использование специальных образовательных программ и методов обучения
и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Принятые
ФГОС
для
ОВЗ
также
предусматривают
разработку
инновационной
учебно-методической
литературы,
соответствующей
возрастным
возможностям
обучающихся
и
их
особым
образовательным
потребностям
(п.
2.9.2),
обязательное
обеспечение
обучающихся
с
ОВЗ
специальными
учебниками,
рабочими
тетрадями,
дидактическими
материалами,
компьютерными
инструментами
обучения,
отвечающими
выбранному варианту программы (п. 3.6.1).
В
период
апробации
ФГОС
для
ОВЗ
в
2014
–
2015
годах
разработчиками неоднократно рассматривалась возможность «в переходный
период»
использовать
существующую
на
данный
момент
учебную
литературу,
адресованную
детям
с
нарушениями
слуха,
задержкой
психического
здоровья,
нарушениями
речи,
интеллекта
и
включенную
в
действующий
Федеральный
перечень
учебников,
рекомендуемых
к
использованию (Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 г. «Об
утверждении
федерального
перечня
учебников,
рекомендуемых
к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»).
Тем не менее, использование такой учебной литературы не решает
проблемы создания специальных условий, обновления учебно-методического
обеспечения
образовательного
процесса
–
представленный
перечень
не
является полным, не содержит завершенные предметные линии, а также не
отвечает новым требованиям ФГОС для ОВЗ к результатам образования,
которые
предусматривают
качественную
перестройку
ценностных
ориентиров общего образования детей с ОВЗ.
В частности, ФГОС для ОВЗ предусмотрена возможность пролонгации
сроков
обучения
до
5
лет
для
обучающихся
по
АООП
НОО
слепых,
слабовидящих, глухих, слабослышащих и позднооглохших.
Р е ш е н и е
д а н н о й
п р о б л е м ы
п о т р е б о в а л о
п р и м е н е н и я
квалифицированного
научно-методического
подхода
к
структурированию
2
содержания
образования
по
учебным
предметам
п р ед ме т н ы х
содержательных
областей
и
коррекционным
курсам
обязательной
коррекционно-развивающей
области,
качественного
обновления
учебно-
методического обеспечения образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
В 2018 и 2019 годах в рамках Государственной программы «Доступная
среда»
на
2011
–
2020
годы»
Министерство
просвещения
Российской
Федерации
реализует
проект «Разработка
программно-методического
и
учебно-дидактического
обеспечения
реализации
требований
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (3, 4, 5 классы)».
Работы
по
проекту
выполняет
Автономная
некоммерческая
организация
«Научно-методический
центр
образования,
воспитания
и
социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».
Проект
посвящен
разработке,
экспертизе
и
апробации
программно-
методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (3, 4, 5 классы).
Данный
проект
является
основополагающим
в
решении
вопросов
доступности, качества, адаптивности и вариативности образовательных услуг,
предоставляемых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательных организациях.
Цель
проекта:
повышение
качества
образования
детей
с
ОВЗ
и
инвалидностью.
В 2019 году реализуется задача по созданию 16 учебно-методических
комплектов для обучающихся 3 и 4 классов разных нозологических групп:
3
глухих,
слабослышащих
и
позднооглохших,
обучающихся
с
тяжелыми
нарушениями речи, обучающихся с расстройством аутистического спектра.
Каждый
учебно-методический
комплект
(далее
–
УМК)
содержит
учебник (учебное пособие) и методическое пособие для учителя к учебнику
(учебному пособию).
Разработаны и проходят экспертизу, апробацию УМК:
1) «Русский язык» для обучающихся 4 класса с РАС (вариант 8.3);
2) «Речевая практика» для обучающихся 4 класса с РАС (вариант 8.3);
3) «Литературное чтение» для глухих обучающихся 3 класса (вариант
1.2);
4)
«Литературное
чтение»
для
слабослышащих
и
позднооглохших
обучающихся 3 класса (вариант 2.2);
5) «Развитие речи» для обучающихся 3 класса с ТНР (вариант 5.2);
6) «Литературное чтение» для глухих обучающихся 4 класса (вариант
1.2);
7)
«Литературное
чтение»
для
слабослышащих
и
позднооглохших
обучающихся 4 класса (вариант 2.2);
8) «Математика» для глухих обучающихся 4 класса (вариант 1.2);
9) «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи»
для глухих обучающихся 4 класса (вариант 1.2);
10) «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи»
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 4 класса (вариант 2.2);
11)
«Окружающий
мир»
для
глухих,
слабо слышащих
и
позднооглохших обучающихся 4 класса (вариант 1.2);
12) «Компьютерная грамотность» для слепых обучающихся 4 класса
(вариант 3.2);
13) «Английский язык» для слепых обучающихся 4 класса (вариант
3.2);
14)
«Изобразительное
искусство.
Тифлографика»
для
слепых
обучающихся 4 класса (вариант 3.2);
4
15) «Русский язык» для обучающихся 4 класса с ТНР (вариант 5.2);
16) «Развитие речи» для обучающихся 4 класса с ТНР (вариант 5.2).
Результаты реализации проекта могут быть использованы:
-
организациями
любой
организационно-правовой
формы,
реализующими ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью
и
ФГОС
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-
руководителями
и
педагогическими
работниками
образовательных
организаций;
-
федеральными
органами
исполнительной
власти,
органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, осуществляющими управление в сфере образования.
Значимость работ заключается в том, что результаты проекта:
–
развивают
новые
подходы
к
образованию
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
осуществляя
тем
самым
социализацию
и
интеграцию
детей
данной
категории
в
нормативное
общество;
– формируют инновационное программно-методическое обеспечение
начального
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья (программы и УМК нового поколения);
–
способствуют
повышению
эффективности
и
качества
реализации
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью.
5